Программа дополнительного образования "Обучение чтению"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Образовательная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_sotsialno.doc | 209.5 КБ |
titulnyy_list_obuchenie_chteniyu.pdf | 448.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Обучение чтению»
1. Пояснительная записка
Чтение - уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надежным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть! Родители, наделенные тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пеленок.
Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение - это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей - это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтение. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
В обучении чтению существуют как бы два пласта теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 5 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова.
Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Значимость обучения чтению для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - обучению детей элементарным навыкам чтения. Для этого разработана дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Обучение чтению» (далее - Программа), рассчитанная на детей от 5 до 6 лет.
Программа «Обучение чтению» разработана с учетом:
Федерального закона РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. N 16 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепцию развития дополнительного образования детей»
Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
1.1 Актуальность
Актуальность темы определяется тем, что перед родителями встает вопрос, когда и как начинать знакомить ребенка с буквами и переходить к обучению чтению. В определении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения. Данная рабочая программа предусматривает подготовку к обучению чтению дошкольников, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
Программа разработана с использованием методического пособия «Букварь» Н.С. Жуковой. Пособие «Букварь» — это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С. Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме. Надежда Жукова - известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно в широких кругах психологов, логопедов, педагогов.
В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ).
Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко - и слово-произношение. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
1.2. Цель программы:
подготовить дошкольников к обучению чтению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Педагогические задачи:
Развивающие
- учить умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге,
- устанавливать их последовательность, вырабатывать отчетливое, правильное и
громкое произношение слов, слогов и звуков речи,
- обогащать словарный запас,
развивать речь детей, психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение;
образовательные
- формировать навыки слитного чтения слогов-слияний слогозвукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твѐрдых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений,
- знакомить детей со всеми буквами алфавита, учить слоговому и слитному способам чтения;
Воспитательные
- формировать умения работы в коллективе,
- воспитывать аккуратность,
- формировать интерес к чтению.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (решаются поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
- принцип системности. Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
- принципы гуманизации. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества.
В основе разработки данной программы лежат игровые технологии. Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности,
интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной
деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
1.4. Направленность программы «Обучение чтению»:
- по содержанию программа является социально-педагогической;
- по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
- по форме организации - кружковой;
- по времени реализации – одногодичной.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности, освоить навыки чтения.
1.5. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в возможности индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему «пищу» воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
1.6. Педагогическая целесообразность
Данная программа позволяет приобщать детей к совершенствованию навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух.
В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Процесс обучения чтению с детьми строится на общедидактических и специфических принципах обучения:
-принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»;
-принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
-онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
1.7. Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными принципами дифференцированной теории для работы с дошкольниками (подготовка к обучению грамоте, развитие всех психических процессов) и подходит для детей различного возраста и разного интеллектуального уровня развития — от нормы до задержки психического развития, потому что все строится на методе дидактической (обучающей и развивающей) игры.
1.8. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности по обучению детей чтению «Обучение чтению» адресована детям дошкольного возраста 5-6 лет, без ограничений по группе здоровья.
1.9. Объем программы составляет 72 занятия на 36 учебных недель. Использование разнообразных средств, методов и форм проведения практических занятий позволяет добиться реализации творческого потенциала воспитанников.
1.10. Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные; комбинированные и практические игровые занятия с использованием сюрпризных моментов, физкультурных пауз. Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Фонетический метод. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе — обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.
1.11. Сроки реализации образовательной программы: реализация данной программы рассчитана на 1 учебный год.
1.12. Формы и режим занятий: Образовательная деятельность организована в форме игровых занятий. Проведение занятий планируется 2 раза в неделю группами, продолжительностью для детей: 5-6 лет - 25 мин, во вторую половину дня. Форма проведения аттестации: выполнение практических заданий.
2. Содержание программы «Обучение чтению»
2.1 Особенности обучения чтению:
«Букварь» Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению - от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д. В «Букваре» в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек - узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв - и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю - миновать самый сложный этап в обучении - объяснить, как из звуков образуются слоги. Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Н.С. Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.
В букваре имеется обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой. В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги - «человечек бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия - обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.
По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду. На каждой страничке под чертой находятся указания для родителей. Необходимо прочитать их заранее, чтобы избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал. Затем можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия. Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения. У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтение отдельных букв.
Учебный план
Дополнительная образовательная услуга | Кружок «Обучение чтение» |
Длительность одного занятия / в неделю (мин) | 25/50 |
Количество занятий в неделю/месяц | 2/8 |
Количество занятий в год | 72 |
№ п/п | Название раздела. Темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с буквой | 33 | 16 | 17 | Беседа, практическое занятие. |
2 | Чтение | 30 | 30 | Практическое занятие | |
3 | Закрепление пройденного материала | 7 | 3 | 4 | Практическое занятие |
4 | Диагностика | 2 | 2 | Беседа, практическое занятие. | |
Всего: | 72 | 19 | 53 |
2.2. Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Всего |
1 | Занятие № 1 | Обследование фонематического слуха «Мир звуков». Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. | 1 ч | 1 ч |
2 | Занятие № 2 | Гласный звук [а] и буква А, а. | 1 ч | 1 ч |
3 | Занятие № 3 | Звук и буква У, у. | 1 ч | 1 ч |
4 | Занятие № 4 | Звук и буква О, о. | 1 ч | 1 ч |
5 | Занятие № 5 | Закрепление букв А, У, О | 1 ч | 1 ч |
6 | Занятие № 6 | Звук и буква М м | 1 ч | 1 ч |
7 | Занятие № 7 | Закрепление изученных букв А, У, О, М, | 1 ч | 1 ч |
8 | Занятие № 8 | Звук и буква С с | 1 ч | 1 ч |
9 | Занятие № 9 | Соединение букв А и У. Закрепление изученных букв А, У, О, М, С | 1 ч | 1 ч |
10 | Занятие № 10 | Звук и буква Х, х | 1 ч | 1 ч |
11 | Занятие № 11 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
12 | Занятие № 12 | Согласные звуки [р] и [р’]. Знакомство с буквой Р, р. | 1 ч | 1 ч |
13 | Занятие № 13 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
14 | Занятие № 14 | Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш, ш | 1 ч | 1 ч |
15 | Занятие № 15 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
16 | Занятие № 16 | Знакомство со звуком и буквой Ы | 1 ч | 1 ч |
17 | Занятие № 17 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
18 | Занятие № 18 | Знакомство с буквой Л, л и звуками [л] и [л’]. | 1 ч | 1 ч |
19 | Занятие № 19 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
20 | Занятие № 20 | Чтение предложение из двух-трех слов. Чередование букв Л-Р. | 1 ч | 1 ч |
21 | Занятие № 21 | Знакомство со звуком и буквой Н, н. | 1 ч | 1 ч |
22 | Занятие № 22 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
23 | Занятие № 23 | Знакомство со звуком [к] и [к’] и буквой К, к | 1 ч | 1 ч |
24 | Занятие № 24 | Соединение букв, чтение слогов. | 1 ч | 1 ч |
25 | Занятие № 25 | Продолжаем учиться читать. Точка. Схема предложений. | 1 ч | 1 ч |
26 | Занятие № 26 | Знакомство со звуком [т] и [т’]. и буквой Т, т. | 1 ч | 1 ч |
27 | Занятие №27 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
28 | Занятие №28 | Знакомство со звуком [и] и буквой И, и. | 1 ч | 1 ч |
29 | Занятие №29 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
30 | Занятие № 30 | Знакомство со звуком [п] и [п’] и буквой П, п. | 1 ч | 1 ч |
31 | Занятие №31 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
32 | Занятие № 32 | Знакомство со звуком [з] и [з’] и буквой З, з. | 1 ч | 1 ч |
33 | Занятие № 33 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
34 | Занятие № 34 | Знакомство со звуком и буквой Й, й | 1 ч | 1 ч |
35 | Занятие № 35 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
36 | Занятие № 36 | Продолжаем читать слоги из трех букв и предложения. Осмысление прочитанного. Печатание в тетради. | 1 ч | 1 ч |
37 | Занятие № 37 | Знакомство со звуком [г] и [г’] и буквой Г, г | 1 ч | 1 ч |
38 | Занятие № 38 | Соединение букв, чтение слогов, слов с буквами Гг и Кк | 1 ч | 1 ч |
39 | Занятие № 39 | Знакомство со звуком [в] и [в’] и буквой В, в | 1 ч | 1 ч |
40 | Занятие № 40 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
41 | Занятие № 41 | Знакомство со звуком [д] и [д’] и буквой Д, д. | 1 ч | 1 ч |
42 | Занятие № 42 | Соединение букв, чтение слогов, слов с буквами Дд и Тт | 1 ч | 1 ч |
43 | Занятие № 43 | Знакомство со звуком [б] и [б’] и буквой Б, б. | 1 ч | 1 ч |
44 | Занятие № 44 | Соединение букв, чтение слогов, слов с буквами Бб и Пп | 1 ч | 1 ч |
45 | Занятие № 45 | Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж, ж. | 1 ч | 1 ч |
46 | Занятие № 46 | Соединение букв, чтение слогов, слов с буквами Жж и Зз | 1 ч | 1 ч |
47 | Занятие № 47 | Продолжаем читать слоги из трех букв и предложения из двух слов. Печатание в тетради. | 1 ч | 1 ч |
48 | Занятие № 48 | Знакомство со звуком и буквой Е, е. | 1 ч | 1 ч |
49 | Занятие № 49 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
50 | Занятие № 50 | Знакомство с буквой Ь. | 1 ч | 1 ч |
51 | Занятие № 51 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
52 | Занятие № 52 | Знакомство со звуком и буквой Я, я. | 1 ч | 1 ч |
53 | Занятие № 53 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
54 | Занятие № 54 | Знакомство со звуком и буквой Ю ю | 1 ч | 1 ч |
55 | Занятие № 55 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
56 | Занятие № 56 | Знакомство со звуком и буквой Ё ё | 1 ч | 1 ч |
57 | Занятие № 57 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
58 | Занятие № 58 | Продолжаем читать слоги, слова и предложения. Печатание в тетради. | 1 ч | 1 ч |
59 | Занятие № 59 | Знакомство со звуком и буквой Ч ч | 1 ч | 1 ч |
60 | Занятие № 60 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
61 | Занятие № 61 | Знакомство со звуком и буквой Э э | 1 ч | 1 ч |
62 | Занятие № 62 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
63 | Занятие № 63 | Знакомство с буквой Ц ц | 1 ч | 1 ч |
64 | Занятие № 64 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
65 | Занятие № 65 | Знакомство с буквой Ф ф | 1 ч | 1 ч |
66 | Занятие № 66 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
67 | Занятие № 67 | Знакомство с буквой Щ щ | 1 ч | 1 ч |
68 | Занятие № 68 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
69 | Занятие № 69 | Знакомство с буквой Ъ | 1 ч | 1 ч |
70 | Занятие № 70 | Соединение букв, чтение слогов, слов | 1 ч | 1 ч |
71 | Занятие № 71 | Закрепление. Чтение небольших рассказов. Отвечаем на вопросы. | 1 ч | 1 ч |
72 | Занятие № 72 | Диагностика уровня развития практического осознания элементов речи. | 1 ч | 1 ч |
2.3. Содержание учебно-тематического плана
Алгоритм образовательного занятия (структура).
Артикуляционная/речевая гимнастика.
Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализах звуков.
Буква, её образ и графическое написание.
Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала.
Фонетический анализ слова.
Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек.
Беседа о том, что нового узнали, чему научились.
2.4. Планируемые результаты:
К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы:
При реализации Программы в образовательном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. Для успешной реализации учебного процесса необходимо наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам. Продуктивность работы во многом зависит от качества материально-технического оснащение процесса. Программа реализуется с применением технических средств обучения таки, как: ноутбук, видеопроектор, экран.
Материально-техническое обеспечение:
Групповая комната, в ней находится 5 столов и 10 стульев.
Магнитная доска. | фломастеры, |
маркеры 4 цветов (синий, красный, зеленый, чѐрный). | тетради в крупную клетку. |
цветные карандаши | алфавит – плакат, |
счётные палочки, | Изображение всех букв алфавита, |
звуковые схемы на магнитах, | разрезные карточки, |
буквы, | кассы букв, |
дидактические игры. | буквари |
2.3. Диагностический инструментарий
Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи /для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/ В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены:
1 балл - верные ответы,
0 баллов - неверные.
Все результаты обследования заносятся в таблицу «Обработка и интерпретация результатов исследования»
Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
Фонемный анализ | Анализ предложений | Выделение слова | ||
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов - среднему;
3 балла - низкому уровню осознания языковых элементов.
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
3. Список литературы
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.:ТЦ Сфера,2008
2. Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. Для детей 5-6 лет:- Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
3. ГомзякО.С..Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, М., 2003.
5. Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
7. Нищева Н.В.. Будем говорить правильно.С.П.:ДетствоПресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
8. Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
9. Руденко В.И. .Домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
10. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.,2000.
11. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи.- М.:просвещение,1988.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.
Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...
Образовательная программа дополнительного образования " Нескучное чтение"
соцмально- педагогическое направление...
Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение детей чтению»
Программа школы раннего развития построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлено на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена сис...
Программа дополнительного образования \'\' Буковка \'\' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 5-6 лет
Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к у...
Программа дополнительного образования \'\' Буковка \'\' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 6 - 7 лет
Проблема готовности ребенка к школе очень актуальна в настоящее время. Исследованиями доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению( методами, адек...