Программа дополнительного образования '' Буковка '' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 6 - 7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проблема готовности ребенка к школе очень актуальна в настоящее время.
Исследованиями доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению
( методами, адекватными возрастным особенностям ребенка ), тем она эффективнее.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Как правило, к концу старшего возраста дети выражают желание пойти в школу, « быть школьником », что является лишь внешним мотивом. Однако развитие умственной активности, любознательности, познавательного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, значимой для подготовки ребенка к школе. И многие дети в этом возрасте ( как и их родители ) хотят научиться читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bukovka_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 24 «Родничок» г. Вольска Саратовской области»
Программа дополнительного образования
'' Буковка ''
по развитию фонематического восприятия
и обучения чтению
дошкольников 6 - 7 лет
Автор программы:
учитель-логопед
I квалификационной
категории
Мартынова Т.М.
г. Вольск 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы.
Основные принципы и подходы.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Предполагаемые результаты.
2. Содержательный раздел
Структура работы кружка.
Учебный план кружка.
Структура занятий.
Контроль реализации программы.
Перспективный план кружка.
3. Организационный раздел
Описание материально технического обеспечения и развивающей среды для реализации программы.
4. Краткая презентация программы
1.Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе очень актуальна в настоящее время.
Исследованиями доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению
( методами, адекватными возрастным особенностям ребенка ), тем она эффективнее.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Как правило, к концу старшего возраста дети выражают желание пойти в школу, « быть школьником », что является лишь внешним мотивом. Однако развитие умственной активности, любознательности, познавательного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, значимой для подготовки ребенка к школе. И многие дети в этом возрасте ( как и их родители ) хотят научиться читать.
Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы « Буковка » для детей 6–7 лет в дошкольном учреждении является актуальной.
Программа обучения детей начальных классов сложна и объемна и порой очень трудно освоить ее ребенку, не умеющему читать. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легко вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой стадии обучения. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: '' ...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.''
Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимое использование игровых приемов, не утомляющих детей.
Учитывая изложенные выше психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и теоретические положения, были разработаны система и содержание курса занятий по обучению детей чтению.
*Цель программы:
обучение детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Задачи программы:
- развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового
анализа, синтеза;
- развивать навык чтения целыми словами;
- формировать устную речь детей, обогащать словарный запас,
- развивать внимание, память, мышление,
- прививать любовь и интерес к чтению..
- воспитывать самостоятельность, культуру речи
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Программа «Буковка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальная практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями. Развитие речи идет параллельно с обучением грамоте.
Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на кружковых занятиях подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
Ожидаемые результаты.
Дети 6-7 лет должны:
– строить сложные предложения разных видов;
– находить слова с определенным звуком;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами;
– овладеть плавным чтением.
– составлять схемы слов;
–писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в декабре и в мае). Методика обследования речевого развития детей(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2. Содержательный раздел
Структура работы кружка.
Изучение материала проходит поэтапно по двум разделам:
- Обучение осознанному чтению;
- Развитие речи;
формирование словаря;
звуковая культура речи;
формирование грамматического строя речи;
подготовка к обучению грамоте;
Программа рассчитана на два года обучения в количестве 32 часов.
- Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут. Предполагаемая наполняемость групп 12-15 человек. Планируется провести 32 занятий за учебный год.
- Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность. Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является групповое обучение. Формы проведения самые разнообразные: игра, путешествие, спектакль, встреча со сказочным героем, соревнование, конкурс, и т.п.
Структура занятий
1. Организационный момент. ( Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти, динамического праксиса рук, на формирование пространственно-временных представлений )
2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ звука )
3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.
4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. ( Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов )
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с буквой. ( Название, графическое изображение, игры с буквой ).
7. Звуко-слоговой анализ слов. ( Выкладывание схемы слов с помощью цветовых символов ).
8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. ( Составление слогов, слов из букв, чтение ).
9. Итог занятия. ( '' С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', '' Что больше всего понравилось?'' . Отмечать работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны.
Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от материала.
* Оборудование
- Подвижная азбука используется для знакомства с буквой и для составления слогов и слов .
- Магнитная доска
- Индивидуальные разрезные азбуки.
- Карточки для совершенствования техники чтения.
- Индивидуальные карточки для определения позиции звука в слове.
- Картинки, игрушки и др. наглядность.
- Буквари Н.Жукова по количеству детей
Контроль реализации программы.
Контроль над выполнением программы осуществляет заведующей МДОУ, заместитель заведующей по ВМР.
Контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития ребёнка.
Применяемые методы контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении и реализации.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач.
Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях Педсовета.
Перспективный план работы с воспитанниками
Занятие 1 Звук и буква А | Четко произносить звук А. Продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук. Анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков. Определять наличие звука А в словах. Дать представление о букве, ее отличии от звука. Познакомить с буквой А. |
Занятие 2 Звук и буква У | Учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков. Учить определять наличие звук У в словах. Подбирать слова, в которых есть звук У. Закрепить знания об отличии звука и буквы. познакомить с буквой У. Учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау. |
Занятие 3 Звук и буква О | Продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах. Анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков. определять наличие звука О в словах. Познакомить с буквой О. упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова по таблицам. |
Занятие 4 Звук и буква М | Подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах. Выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах. Познакомить с буквой М; из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М. Читать слоги и слова по таблицам. |
Занятие 5 Звук и буква Р | Закрепление знаний о звуке р, рь и буквы Р. Закреплять умение определять место звука в словах. Развивать умение читать трёхбуквенные слова. Учить составлять предложения с опорой на картину, учить дополнять простые нераспространённые предложения. Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 56 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.52 |
Занятие 6 Звук и буква К | Закреплять знания о звуке «к, кь», букве К. Совершенствовать артикуляционный аппарат. Упражнять детей в чтении слогов и коротких слов; развивать связную речь и внимание. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.66 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.35 |
Занятие 7 Звук и буква П | Закрепить знания о звуке «п, пь», букве П. Развивать умение проводить з.а.с. Выявлять активный словарный запас детей, развивать связную речь. Воспитывать интерес к окружающей действительности. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.76 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.66 |
Занятие 8 Звук и буква Т | Закрепить знания о звуке « т, ть», букве Т. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Продолжать учить проводить з.а.с. Учить детей классифицировать понятия. Воспитывать интерес к словесным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.82 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.41 |
Занятие 9 Звук и буква З | Закрепить знания о звуке « з, зь», букве З. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Продолжать учить проводить з.а.с. Учить детей классифицировать понятия. Воспитывать интерес к словесным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.92 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.74 |
Занятие 10 Звуки и буквы З, С | Учить сопоставлять звуки «з» и «с». Развивать навык чтения по слогам, умение проводить з.а.с. Развивать наблюдательность и связную речь. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.94 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.75 |
Занятие 11 Звук и буква В | Закрепить знания о согласном звуке «в, вь», букве В. Развивать умение проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов. Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать речевое чутье к слову. Воспитывать интерес к слову, к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.100 |
Занятие 12 Звук и буква Ж | Закрепить знания о звуке «ж», букве Ж. Учить сопоставлять ж- ш. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать внимание, наблюдательность, фонематический слух. Воспитывать интерес к занимательным упражнениям, к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.106 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.119 |
Занятие 13 Звук и буква Б | Закреплять знания о звуке «б, бь», букве Б. Учить сравнивать звуки «б» и «п». Учить составлять слоги, слова из букв разрезной азбуки. Развивать умение определять количество слогов в слове. Развивать умение работать самостоятельно. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.112 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.81 |
Занятие 14 Звук и буква Т | Закреплять знания о звуке «г, гь», букве Г. Учить сравнивать, различать звуки «г» и « к». Развивать навык чтения слогов. Обогащать речь детей словами в уменьшительно- ласкательной форме. Развивать внимание. Воспитывать интерес к чтению, к занимательным упражнениям. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.119 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.100 |
Занятие 15 Звуки и буквы Д, Т | Учить различать звуки «д» и «т». Развивать навык чтения слогов, слов. Формировать умение проводить з.а.с. Воспитывать интерес к чтению, к совместным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.124 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.88 |
Занятие 16 Звуки и буквы И, Й | Учить сравнивать и различать звуки «и», «й». Учить проводить з.а.с. Обогащать лексику детей антонимами. Развивать навык чтения слогов, слов. Воспитывать интерес к чтению, к пословицам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.129 |
Занятие 17 Буква Ь | Дать представление о букве ь. Учить сравнивать на слух слова; сопоставлять слова по звучанию и начертанию. Развивать речь детей. Формировать быструю реакцию на слово. Учить характеризовать кого-либо или что- либо. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.131 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.156 |
Занятие 18 Буква Ь | Дать понятие о ь ( мягком знаке) в середине слова. Развивать навык чтения слов. Упражнять детей в составлении простых предложений; учить понимать причинные связи между явлениями. Воспитывать самостоятельность. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с133 |
Занятие 19 Звук и буква Е | Познакомить с буквой Е. Учить сопоставлять букву и её графический образ; проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов. Обогащать словарь детей. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к загадкам, к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.138 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.57 |
Занятие 20 Звук и буква Е | Закрепить знание о букве Е. Дать представление о смягчении согласных с помощью этой буквы. Развивать мелкую моторику; навык чтения слогов, слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением. В составлении простых предложений. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.141 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.61 |
Занятие 21 Звук и буква Я | Познакомить с буквой Я. Дать представление о смягчении согласных с помощью этой буквы. Учить сопоставлять букву и её графический образ. Учить читать слоги с договариванием до целого слова. Упражнять в подборе прилагательных к существительным. Развивать мелкую моторику, мышление детей. Воспитывать самостоятельность. Литература : Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.144 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.91 |
Занятие 22 Звук и буква Я | Закрепить знания о букве Я. Учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать навык чтения слогов по слоговой таблице; развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать интерес к элементам сравнения, живому образному слову родного языка. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.148 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.94 |
Занятие 23 Звук и буква Ю | Познакомить с буквой Ю. Дать представление о смягчении согласных с помощью этой буквы Учить сопоставлять букву и её графический образ. Учить проводить з.а.с. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.150 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.135 |
Занятие 24 Звук и буква Ю | Закрепить знание о букве Ю. Учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать умение соблюдать правила игры. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.153 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.138 |
Занятие 25 Звук и буква Ё | Познакомить с буквой Ё. Дать представление о смягчении согласных с помощью этой буквы. Учить сопоставлять букву и её графический образ. Учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Учить подбирать однокоренные слова к слову «ёж». Развивать связную речь. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.154 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.122 |
Занятие 26 Звук и буква Ё | Закрепить знания о букве Ё. Учить проводить з.а.с. Учить читать слоги, составлять предложения с данными словами. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Воспитывать интерес к словесным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.157 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.126 |
Занятие 27 Звук и буква Ц | Познакомить детей с согласным звуком «ц», буквой Ц. Учить определять место звука в трёх позициях. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать умение классифицировать предмет по цвету, форме, быстро и правильно подбирать нужные слова. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.160 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.140 |
Занятие 28 Звук и буква Ч | Познакомить с согласным звуком «ч», буквой Ч. Учить определять место звука в трёх позициях. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Воспитывать интерес к загадкам, занимательным упражнениям. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.162 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.103 |
Занятие 29 Звуки и буквы Ч, Ц | Учить сравнивать и различать звуки «ч» и «ц». Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать связную речь, выявлять активный словарь детей. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.165 |
Занятие 30 Звук и буква Щ | Познакомить со звуком «щ», буквой Щ. Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов и слов по слоговой таблице. Формировать быструю реакцию на слово. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.167 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.147 |
Занятие 31 Звук и буква Ф | Познакомить с согласным звуком «ф, фь» , буквой Ф. Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.169 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.151 |
Занятие 32 | Праздник взросления (подведение итогов) |
3. Организационный раздел
Описание материально технического обеспечения и развивающей среды для реализации программы.
Перечень оборудования.
1. Наборы дидактических игр
2. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
3. Пазлы с буквами.
4. Проектор.
5. Экран.
6. Ноутбук.
7. Настольно-печатные игры
8. Обучающие компьютерные игры «Веселая азбука», «АБВГДейка»
Литература.
Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем. Спб: Детство – Пресс,2003
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, :ДЕТСТВО-ПРЕСС 2004.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С.Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 96с:ил.
Журова Л.Е., Варенцова Н. С, Дурова Н.В, Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М; Школьная Пресса,2001
Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
Парамонова Л. Дошкольное образование и его качество: Новые подходы к проблеме. - М. : Чистые пруды, 2009.
Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать... Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. - СПб, : Акцидент, 1997.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М.: АРКТИ, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика обследования речевого развития детей
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на овладение воспитанниками чтением, проводится 2 раза в год с небольшим изменением диагностического материала. Что очень показательно для просмотра динамики развития воспитанников. Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте.
Критерии.
Воспитанники:
- составляют слова из слогов;
- производят звуковой анализ слов;
- находят в предложении слова с заданным звуком;
- владеют чтением.
Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.
1. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11 слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
2. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета. Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
3. Находит в предложении слова с заданным звуком. (При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в « прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
4. Владеет чтением.
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение из 3 – 4 слов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
Диагностическое обследование воспитанников по программе дополнительного образования
№ | Фамилия, имя воспитанника | Первичное обследование | Общий уровень | Заключительное обследование | Общий уровень | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...