Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте и чтению. Ориентирована программа на детей старшей и подготовительной к школе групп (5 -6 и 6 -7 лет) и может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой работы.
Основной целью кружковой работы по обучению детей чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ "Детский сад №102 "Созвездие"
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по подготовке
к обучению грамоте и чтению детей 5 – 7 лет
"ЧИТАЛОЧКА"
Разработала Цветкова Анна Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ "Детский сад №102 "Созвездие" г. Набережные Челны Республика Татарстан
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию. Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.
Всесторонняя подготовка детей к школе – одна из задач детского сада. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению.
Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сензитивный период для общего развития речи детей. Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.
Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки. Одним из подходов и является развитие кружковой работы детского сада.
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте и чтению. Ориентирована программа на детей старшей и подготовительной к школе групп (5 -6 и 6 -7 лет) и может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой работы.
Основной целью кружковой работы по обучению детей чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
Научив ребенка читать, мы тем самым:
- привьем ему любовь к чтению, которую он сохранит на всю жизнь;
- дадим ему преимущество в овладении разными предметами;
- разовьем его способности и интеллект;
- поспособствуем росту и развитию его мозга.
Наибольшее распространение в настоящее время получил звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. Данный метод разработан коллективом ученых (Я.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Д.Н. Невская) на основе методики Д.Б. Эльконина. Впервые звуковой метод был предложен К.Д. Ушинским в 1864 году. Это была новая эпоха в обучении детей грамоте. Звуковой метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Методика, разработанная К.Д. Ушинским, коренным образом отличалась от всех предшествующих методик тем, что знакомила детей со звуками речи не как с абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи. Особенности метода: * Дети осознанно овладевают системой звуков (фонем) русского языка; * Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны; * Обучение ведется по слоговому принципу.
Продолжая традиции К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконин считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения». То есть человек, умеющий читать, должен уметь воссоздать звуковую форму любого текста, независимо от степени его понятности, а значит, должен уметь правильно воспроизвести звуковую форму любого записанного незнакомого слова. Д.Б. Эльконин так же, как и К.Д. Ушинский, рассматривал обучение чтению как часть единого процесса обучения родной речи.
В связи с этим основными задачами являются:
1.Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения. 2.Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
3.Обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развитие навыков целыми словами и небольшими предложениями. 4.Работа по трем единицам речи: звук, слово, предложение.
Фонетика. 1. Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка. 2. Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в трех позициях (в начале слова, в середине, в конце слова). 3. Широко использовать фонетические игры.
Слово. 1. При изучении букв соблюдать последовательность и постепенность. 2. Ознакомить с гласными и согласными, ъ и ь знаками, их значением. 3. Показать слогообразующую роль гласного и значение ударения. 4. Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными.
5. Обогащать лексику детей, практически знакомя их с омонимами (словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению, например: ключ (от дверей) и ключ (родник), синонимами (словами, подходящими по смыслу, например: маленький и крошечный), антонимами (словами с противоположным значением, например: светлый – темный, хорошо – плохо), используя лексические и грамматические игры. 6. Учить составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова (лес – леса – лесной – лесник – лесовик – лесовичок). 7. Большое внимание уделять индивидуальной работе с разрезными азбуками, т.к. процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.
Предложение. 1. Отметить, что наша речь делится на предложения и слова. 2. Обращать внимание на смысловую и интонационную законченность предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения). 3. Учить красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
Развитие речи. 1. Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов).
2. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, использовать их в занятиях, давая информацию познавательного характера. 3. Подвести детей к пониманию «шифровки» ребусов, развивать мышление, воображение при разгадывании ребусов и кроссвордов. 4. Широко использовать словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации. 5. Стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей. Включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.
Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности. Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Занятия с детьми проводятся во вторую половину дня, продолжительность их 25 минут в старшей группе, 30 минут – в подготовительной к школе. Количество занятий: в неделю – 1; в месяц – 4; в год – 32 (с октября по май); за 2 года – 64.
Содержание программы дополнительного образования
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям: 1.Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!
2. При работе со слогом следует обращать внимание на то, что читать слоги надо плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых, на умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния.
3. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
4.Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Как и на предыдущем этапе, чем раньше ребята усвоят слово как единицу речи, тем успешнее перейдут к чтению предложений, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят читающие и с ярко выраженным интересом к чтению.
Методы и приёмы успешной реализации программы по обучению детей навыкам чтения.
Чтобы успешно реализовать программу по обучению навыкам чтения детей, используем разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, работа с тетрадями для чтения (использование книжек-малышек, чтобы дети отличали набор предложений, от рассказа).
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т. к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Важным в организации и проведении занятий – это деятельностный подход: деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.
Обучение чтению будет успешным, если выполняются определённые правила:
1.Поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.
4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что-то сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.
5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Программное обеспечение:
Средства информационно-коммуникационных технологий (компьютер, проектор, интерактивная доска); предметные картинки (овощи, животные, фрукты, мебель, цветы, водный транспорт, насекомые), мяч, игрушки (мишка, кукла, машина, ослик, бегемот, петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка, рыжий котенок, черный щенок, Буратино), картины по временам года, флажки, настольный театр, схемы слов, предложений, трафареты (птиц, шуба, шапка, елочка, животных, высотных домов), шкатулка, звоночки, картины из серии («Животные», «Наши маленькие друзья»), графические схемы слов, предложений, конверт с фишками (синий, красный, зеленый), карточки со словами, счетные палочки, букварь, «Азбука», карточки с изображением букв (шрифт черный), буквы-заготовки, разноцветные шерстяные нитки, «Чудесный мешочек»( «Волшебный сундучок»), тетрадь в клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, панно "Звуко-буквенный ряд", панно "Теремок", панно "Азбука", атрибуты к играм "Буквоед", "Буква потерялась", "Кечелов", "Ребусы", "Анаграммы", "Слоговое лото", паззлы и др.
Планируемые результаты:
- дети овладевают понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»,
- различают гласные, твердые и мягкие согласные;
- правильно ставят ударение в знакомых словах;
- отвечают на вопросы по тексту;
- складывают буквы в слоги и слова, а слова в предложения;
- плавно читают целыми словами и небольшими предложениями;
- осмысливают прочитанное;
- составляют простые предложения и интонационно правильно проговаривают их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.
Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.
Список используемой литературы:
1. Беляков Е.А. 365 развивающих игр. – Москва: Рольф, Айриспресс, 1998.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1987.
3. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «Детство-Пресс», 2012.
4. Волина В. Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996.
5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. – М.: Сфера, 2015.
6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Будущему первокласснику. Учимся читать. Учимся писать. КОГУБ «Кировская типография», 2001.
7. Дурова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей.- М.: Школьная Пресса, 2010.
8. Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.- СПб: Детство-Пресс, 2011.
9. Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2013.
10. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет/ Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М: Вентана-Граф, 2013.
11. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. – М.: Сфера, 2008.
12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Владос, 1999.
13. Обучение дошкольников грамоте/ Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - М.: Школьная Пресса, 2012.
14. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
16. Шумаева Е. Как хорошо уметь читать! – СПб: Детство-Пресс, 1999.
17. Эльконин Б. Методика обучения чтению. – Москва: Просвещение, 1999.
Учебно – тематический план
I год обучения
Месяц | Занятие | Тема |
Октябрь | 1 | В глубь веков: как люди учились грамоте. |
2 | Звуки и буквы. Слова. | |
3 | Гласный звук и буква А. | |
4 | Согласный звук и буква «М». Слоги. Звукобуквенный анализ слова «мама». | |
Ноябрь | 1 | Гласный звук и буква У. Слогообразующая роль гласных. |
2 | Гласный звук и буква О. Дорисовывание буквы. | |
3 | Согласный звук и буква С. Деление слов на слоги. | |
4 | Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С. Работа с разрезными азбуками. | |
1 | Согласный звук и буква «Н». Звуковой анализ слова «насос». | |
Декабрь | 2 | Согласный звук и буква Х. Звуковой анализ слова "сахар". Антонимы. |
3 | Работа с разрезной азбукой. Слоги. Слова. | |
4 | Составление предложений с заданными словами. Согласный звук и буква Ш. | |
1 | Сопоставление звуков: С - Ш. Скороговорки. | |
Январь | 2 | Работа с разрезной азбукой. Слоги. Слова. |
3 | Согласный звук и буква Л. Предложение. | |
4 | Итоговое занятие «Прогулка в зимний лес»: закрепление полученных знаний. | |
1 | Согласный звук и буква Р. Работа над предложением. | |
Февраль | 2 | Сопоставление звуков: Л – Р. Подбор определений к существительным. |
3 | Согласный звук и буква К. Омонимы (многозначные слова). | |
4 | Работа с разрезными азбуками. | |
Март | 1 | Согласный звук и буква П. Слово в слове: упражнение "Наборщик". |
2 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | |
3 | Работа над предложением. Интонационные знаки в конце предложения. | |
4 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. | |
Апрель | 1 | Согласный звук и буква Т. Классификация (родовые понятия). |
2 | Чтение слоговых таблиц "Найди слово". Слова короткие и длинные. | |
3 | Гласный звук и буква Ы. Множественное число. | |
4 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. | |
Май | 1 | ИКТ-игра "Узнай слово по первым звукам". |
2 | Гласный звук и буква И. | |
3 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. | |
4 | Итоговое «Новоселье у зверей». Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, букве, слову, предложению. |
Итого: 32 занятия
Учебно – тематический план II год обучения
Месяц | Занятие | Тема |
Октябрь | 1 | Повторение пройденного "Давайте вспомним". |
2 | Согласный звук и буква З. Омонимы. | |
3 | Согласный звук и буква В. Работа над предложением. | |
4 | Работа с разрезными азбуками. | |
Ноябрь | 1 | Звонкий согласный звук и буква Б. Чтение. |
2 | Звук и буква Ж. Определение количества слогов в словах. | |
3 | Сопоставление Ж – Ш, ЖИ – ШИ. | |
4 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. | |
Декабрь | 1 | Звонкий согласный звук и буква Г. "Кустики слов" (однокоренные слова). |
2 | Звонкий согласный звук и буква Д. Сопоставление Т – Д. | |
3 | Упражнения "Теремок", "Цепочка слов". | |
4 | Мягкий согласный звук и буква Й. Слова с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения. | |
Январь | 1 | Сопоставление звуков И – Й. Звуко-буквенный анализ. |
2 | Работа с разрезными азбуками. | |
3 | Гласный звук и буква Е. Скороговорки. | |
4 | Итоговое занятие «Кто, кто в теремочке живет?»: закрепление полученных знаний. | |
Февраль | 1 | Гласный звук и буква Я. Словотворчество: меняем имена. |
2 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. | |
3 | Гласный звук и буква Ю. Упражнение "Буквоед". | |
4 | Гласный звук и буква Ё. Сопоставление звуков: Е – Ё. Ударный слог. | |
Март | 1 | Глухой согласный звук и буква Ц. Синонимы. |
2 | Глухой согласный звук и буква Ч. Упражнение "Цепочки слов": образование новых слов. | |
3 | Работа с разрезными азбуками. | |
4 | Многозначность слов. Звук и буква «Э». | |
Апрель | 1 | Чтение слоговых таблиц. Ребусы. |
2 | Звук и буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом | |
3 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. | |
4 | Звук и буква «Ф». Составление предложений по схеме (модели). | |
Май | 1 | Буквы «Ъ» и «Ь» (мягкий и твердый знаки) ». Звуковой анализ слов «пень», «лень». |
2 | Волшебные буквы: конструируем, составляем, лепим. | |
3 | Алфавит. | |
4 | Итоговое «В гости к радуге со Смешариками"»: закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, букве, слову, предложению. |
Итого: 32 занятия
Перспективный план занятий
I год обучения – дети 5-6 лет
II год обучения – дети 6-7 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КРУЖОК « АБВГДей-ка»
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредствам которого создается прочная основа для успешного изучения рус...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе детей 6 - 7 лет «РАЗВИВАЙКА»
Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Развивайка» направлена на общее развитие детей дошкольного возраста, на подготовку и...