Программа дополнительного образования '' Буковка '' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 5-6 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучению чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
Если у 5-6 летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а за тем вновь (через год) возбуждать это стремление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bukovka_starshaya_gruppa.docx | 44.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 24 «Родничок» г. Вольска Саратовской области»
Программа дополнительного образования
'' Буковка ''
по развитию фонематического восприятия
и обучения чтению
дошкольников 5-6 лет
Автор программы:
учитель-логопед
I квалификационной
категории
Мартынова Т.М.
г. Вольск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы.
Основные принципы и подходы.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Предполагаемые результаты.
2. Содержательный раздел
Структура работы кружка.
Учебный план кружка.
Структура занятий.
Контроль реализации программы.
Перспективный план кружка.
3. Организационный раздел
Описание материально технического обеспечения и развивающей среды для реализации программы.
4. Краткая презентация программы
1.Пояснительная записка
Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучению чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
Если у 5-6 летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а за тем вновь (через год) возбуждать это стремление.
*Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков
Задачи программы:
- в игровой форме ввести детей в письменность;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
- познакомить с терминами: звук, гласный, согласный, слог, слово, предложение
- развивать умение печатать буквы развивать мелкую моторику пальчиков.
- развивать внимание, умение думать, слушать и слышать, желание читать.
- воспитывать старательность, усидчивость.
- воспитывать любовь к чтению.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Программа «Буковка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальная практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями. Развитие речи идет параллельно с обучением грамоте.
Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на кружковых занятиях подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
Ожидаемые результаты.
В конце года дети 5-6 лет должны:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах
-делить слова на слоги;
-определять место звука в слове;
-давать характеристику звуку;
-точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
-владеть позой пишущего человека;
-ориентироваться на листе;
- рисовать разнообразные линии
Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в декабре и в мае). Методика обследования речевого развития детей(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2. Содержательный раздел
Структура работы кружка.
Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.
На развитие фонематического и речевого слуха, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет использование различных фонетических игр, задания по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем.
Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания используются буквы, иллюстративный материал.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов; задания игрового характера.
Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, смены статических поз, проведения физкультминуток с речевым содержанием, упражнения для коррекции мелкой моторики.
Программа рассчитана на один год обучения в количестве 32 часов.
- Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 мину. Предполагаемая наполняемость групп 12-15 человек. Планируется провести 32 занятий за учебный год.
- Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность. Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является групповое обучение. Формы проведения самые разнообразные: игра, путешествие, спектакль, встреча со сказочным героем, соревнование, конкурс, и т.п.
Структура занятий
1. Организационный момент. ( Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти, динамического праксиса рук, на формирование пространственно-временных представлений )
2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ звука )
3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.
4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. ( Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов )
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с буквой. ( Название, графическое изображение, игры с буквой ).
7. Звуко-слоговой анализ слов. ( Выкладывание схемы слов с помощью цветовых символов ).
8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. ( Составление слогов, слов из букв, чтение ).
9. Итог занятия. ( '' С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', '' Что больше всего понравилось?'' . Отмечать работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны.
Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от материала.
* Оборудование
- Подвижная азбука используется для знакомства с буквой и для составления слогов и слов .
- Магнитная доска
- Индивидуальные разрезные азбуки.
- Индивидуальные карточки для определения позиции звука в слове.
- Картинки, игрушки и др. наглядность.
Контроль реализации программы.
Контроль над выполнением программы осуществляет заведующей МДОУ, заместитель заведующей по ВМР.
Контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития ребѐнка.
Применяемые методы контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении и реализации.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач.
Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях Педсовета.
Перспективный план работы с воспитанниками
№ занятия | Задачи |
Занятие 1 «Мир слов, окружающих нас» | «Мир слов, окружающих нас». Познакомить с миром звуков – живых и неживых. Познакомить с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово- действие). Составляют предложения из слов. Формировать понятие «речь», «монолог», «диалог», «устная речь», «письменная речь». |
Занятие 2 Звук и буква А | Познакомить детей с гласным звуком «а», буквой А. Ввести в словарь детей понятия «звук», «гласный звук». Учить определять место звука в словах. Делить слова на слоги, условно обозначать звук. Развивать фонематический и речевой слух. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности. Воспитывать интерес к азбуке, усвоению букв. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.12 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.9 |
Занятие 3 Звук и буква У | Познакомить детей с гласным звуком «у», буквой У. Учить определять место звука в словах. Показать артикуляцию звука. Определять количество слогов в словах. Учить читать слоги. Развивать устную речь детей. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.15 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с. 21 |
Занятие 4 Звуки и буквы А, У | Закрепление звуков А, У; соответственно — букв и слогов. (Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог.) Соотнесение произносимых и составленных .слов из разрезной азбуки большого формата со слоговой схемой. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.18 |
Занятие 5 Звук и буква О | Познакомить детей с гласным звуком «о», буквой О. Формировать умение определять на слух место звука в словах, делить слова на слоги. Развивать фонематический слух, формировать умение слышать в словах звук «о». Активизировать в словаре детей прилагательные. Воспитывать желание активно участвовать в играх. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.18 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.12 |
Занятие 6 Звук и буква М | Познакомить детей с согласным звуком «м,мь», буквой М. Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Ввести в словарь детей понятие «согласный». Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.20 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.69 |
Занятие 7 Звуки и буквы А, У,О,М | Закрепить звуки «а», «у», «о», «м», Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Развивать умение определять место звука в 3х позициях. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 22 |
Занятие 8 Звук и буква С | Познакомить с согласным звуком «с,сь», буквой С. Формировать умение определять место звука в 3х позициях .Познакомить с ударным гласным звуком .Учить проводить з.а.с. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к загадкам, к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 24 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.28 |
Занятие 9 Звук и буква Х | Познакомить детей с согласным звуком «х, хь», буквой Х. Продолжать учить определять место звука в словах, количество слогов. Учить проводить з.а.с. Учить составлять предложения. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.26 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.131 |
Занятие 10 Звуки и буквы А, У,О,М, С, Х | Закрепить звуки и буквы: А,У,О,М,С,Х. Учить подбирать слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги. Формировать умение проводить з.а.с. Развивать у детей навык чтения слогов. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к занимательным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.32 |
Занятие 11 Звук и буква Ш | Познакомить с согласным звуком «ш», буквой Ш. Продолжать обучать детей з.а.с. Учить из букв, слогов составлять слова. Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать чувство юмора. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.34 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.113 |
Занятие 12 Звуки и буквы С, Ш | Учить сравнивать и различать звуки «с» и «ш». Продолжать обучение детей з.а.с. Учить распознавать и запоминать форму букв. Учить составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов. Развивать образное мышление, фонематический слух. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.38 |
Занятие 13 Звук и буква Л | Познакомить детей с согласным звуком «л,ль», буквой Л. Учить определять на слух место звука в словах. Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.39 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.43 |
Занятие 14 Предложение | Обобщить знания об изученных гласных и согласных звуках. Формировать умение читать слоги. Учить составлять схемы предложения. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к коллективным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 42 |
Занятие 15 Звук и буква Ы | Познакомить детей с гласным звуком «ы», буквой Ы, с артикуляцией звука «ы». Учить проводить з.а.с. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в составлении и чтении слогов. Развивать умение сравнивать. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 45 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.18 |
Занятие 16 Звук и буква Н | Познакомить с согласным звуком «н, нь», буквой Н. Учить определять место звука в трёх позициях, проводить з.а.с, читать слоги. Развивать фонематический слух и творческое воображение. Воспитывать у детей доброжелательные взаимоотношения между детьми. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 48 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.24 |
Занятие 17 Звук и буква Р | Познакомить детей со звуком «р,рь», буквой Р , с артикуляцией, характеристикой звука. Учить интонационно выделять звук р, проводить з.а.с. Учить составлять слоги и слова и читать их. Развивать фонематический речевой слух. Воспитывать интерес к совместным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 53 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.48 |
Занятие 18 Закрепление пройденного | Обобщить знания об изученных гласных и согласных звуках. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Развивать умение читать слоги, слова. Учить детей умению представлять предметы по их словесному описанию и давать описания разных предметов. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к занимательным упражнениям. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 60 |
Занятие 19 Звук и буква К | Познакомить со звуком «к, кь», буквой К, с артикуляцией звука. Учить проводить з.а.с. Учить детей говорить ясно, чётко, закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова. Развивать внимание. Воспитывать интерес к чтению слогов, коротких слов; к занимательным упражнениям. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 62 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.32 |
Занятие 20 Звук и буква П | Познакомить детей со звуком «п, пь», буквой п. Продолжать учить определять место звука в словах. Развивать умение читать слоги, слова. Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, учить понимать причины связи между явлениями. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.73 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.63 |
Занятие 21 Звук и буква Т | Познакомить знакомит детей с согласным звуком «т, ть», буквой Т. Продолжать учить определять место звука в словах. Развивать умение читать слоги с договариванием до целого слова. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнить представления о временах года. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.79 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.37 |
Занятие 22 Звук и буква И | Познакомить детей с гласным звуком «и», буквой И. Продолжать развивать умение определять место звука в словах, подбирать слова на заданный звук. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать умение определять количество слогов в словах. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.85 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.15 |
Занятие 23 Звук и буква З | Познакомить с согласным звуком «з, зь», буквой З. Учить определять место звука в словах, подбирать слова со звуком з. Учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов и слов с различной силой голоса. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность. Воспитывать интерес к словесным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.90 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.72 |
Занятие 24 Звук и буква В | Познакомить со звуком «в, вь», буквой В. Развивать умение называть слова с заданным звуком, навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Развивать сообразительность, внимание. Воспитывать интерес к загадкам, чувство юмора. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.97 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.54 |
Занятие 25 Звук и буква Ж | Познакомить с согласным звуком «ж», буквой Ж. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать интерес к занимательным играм, к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.103 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.116 |
Занятие 26 Звук и буква Б | Познакомить со звуком «б, бь», буквой Б. Развивать речевой аппарат. Учить читать слоги с договариванием до целого слова. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать интерес к чтению. Литература : Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.109 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.77 |
Занятие 27 Звук и буква Г | Познакомить детей со звуком «г, гь», буквой Г. Закреплять умение определять место звука в словах, подбирать слова на заданный звук. Упражнять детей в чтении прямых и обратных слогов, в умении составлять слова из слогов. Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать речевое чутье. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.116 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.97 |
Занятие 28 Звук и буква Д | Познакомить детей со звуком «д, дь», буквой Д. Учить подбирать слова на заданный звук. Развивать навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Учить проводить з.а.с. Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать интерес к занятию. Литература : Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.121 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.85 |
Занятие 29 Звук и буква Й | Познакомить детей со звуком «й», буквой Й. Учить сопоставлять букву и её графический образ; проводить з.а.с; согласовывать числительные с существительными. Развивать умение сравнивать. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.127 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.128 |
Занятие 30 Звуки и буквы Д, Т, И, Й | Закрепить звуки: д, т, и, й и буквы Д, Т, И, Й.Совершенствовать произношение звуков, вырабатывать правильную дикцию у детей. Учить проводить з.а.с., определять количество слогов. Учить подбирать однокоренные слова, составлять предложения. Развивать навык чтения слогов, слов. Воспитывать интерес к чтению, к занимательным играм. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.135 |
Занятие 31 Звук и буква Д | Познакомить детей с гласным звуком «э», буквой Э. Учить определять место звука в трёх позициях. Упражнять детей в чтении слов; учить описывать предмет. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к участию в совместных играх. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.171 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.144 |
Занятие 32 Итоговое занятие | Закрепить пройденные звуки. Совершенствовать произношение звуков, вырабатывать правильную дикцию у детей. Учить проводить з.а.с., определять количество слогов. Учить подбирать однокоренные слова, составлять предложения. Развивать навык чтения слогов, слов. Воспитывать интерес к чтению, к занимательным играм. |
3. Организационный раздел
Описание материально технического обеспечения и развивающей среды для реализации программы.
Перечень оборудования.
1. Наборы дидактических игр
2. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
3. Пазлы с буквами.
4. Проектор.
5. Экран.
6. Ноутбук.
7. Настольно-печатные игры
8. Обучающие компьютерные игры «Веселая азбука», «АБВГДейка»
Литература.
Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем. Спб: Детство – Пресс,2003
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, :ДЕТСТВО-ПРЕСС 2004.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С.Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 96с:ил.
Журова Л.Е., Варенцова Н. С, Дурова Н.В, Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М; Школьная Пресса,2001
Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
Парамонова Л. Дошкольное образование и его качество: Новые подходы к проблеме. - М. : Чистые пруды, 2009.
Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать... Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. - СПб, : Акцидент, 1997.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М.: АРКТИ, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика обследования речевого развития детей
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на овладение воспитанниками чтением, проводится 2 раза в год с небольшим изменением диагностического материала. Что очень показательно для просмотра динамики развития воспитанников. Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте.
Критерии.
Воспитанники:
- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
- могут разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности;
- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого. Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы: 1.Что я сейчас сказала?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно. Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого. Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность). Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку. Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
4. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования:
Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук ( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
Диагностическое обследование воспитанников по программе дополнительного образования
№ | Фамилия, имя воспитанника | Первичное обследование | Общий уровень | Заключительное обследование | Общий уровень | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...