Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
проект по обучению грамоте (старшая группа)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
Автор проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития – Кребс Любовь Владимировна
Продолжительность проекта: 2021-2022 учебный год
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Проблема сохранения интереса у детей к народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Как следствие у детей отмечается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Цель проекта: формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры. С помощью специально разработанной системы коррекции помочь старшим дошкольникам с ЗПР усвоить лексико-грамматические конструкции и закрепить их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_didakticheskie_igry.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
Разработала:
учитель-логопед МБДОУ д/с № 32
Кребс Любовь Владимировна
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
Автор проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития – Кребс Любовь Владимировна
Продолжительность проекта: 2021-2022 учебный год
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Проблема сохранения интереса у детей к народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Как следствие у детей отмечается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Цель проекта: формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры. С помощью специально разработанной системы коррекции помочь старшим дошкольникам с ЗПР усвоить лексико-грамматические конструкции и закрепить их в речи.
Задачи проекта
Для детей:
• Помочь детям формировать лексический запас;
- Помочь детям усвоить лексико-грамматические конструкции;
- Развивать у детей речевое дыхание, артикуляционную моторику, координацию речи с движением, зрительное и слуховое внимание, память;
- Поощрять творческие и индивидуальные проявления детей в различных
видах деятельности по всем направлениям развития.
Для педагогов:
- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- Систематизировать и обобщить теоретические, методические и практические материалы по данной теме;
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- Формировать интерес к теме у родителей и педагогов через использование консультаций, стендов, компьютерной презентации в Power Point;
- Установить доброжелательные взаимоотношения педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Для родителей:
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования лексико-грамматического строя детей, используя консультирование, стенды, презентации;
- Формировать у родителей эмоциональный контакт с детьми;
- Установить партнерские отношения между родителями и педагогами в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- речевой досуг «Знайки и грамотеи»
- выставка семейных работ «Дидактическая игра своими руками»
Продукты проекта
Для детей:
- Дидактическая игра сделанная своими руками.
- Речевой досуг «Знайки и грамотеи»
Для педагогов:
- Разработка и изготовление дидактических игр и пособий: «Противоположности», «Маленькие слова», «Чей, чья, чьё», «Расставь мебель в доме», «Составь предложение», «Кто что ест» и др.
- Консультация, стенд и презентация для педагогов и родителей на тему «Весело играем - речь развиваем»
Для родителей:
- Выставка сделанных дидактических игр совместно с детьми работ.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- Расширен и активизирован номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, а так же словарь антонимов и синонимов
- Усвоены грамматические категории на практическом уровне;
Для педагогов:
- систематизация материала по данной теме;
Для родителей:
- Повышен уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через использование дидактических игр.
Актуальность проекта
Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.
В исследованиях Р.Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.
Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.
Данные нарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий.
Решение проблемы по формированию лексико-грамматических категорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т.к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой, дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.
В связи с этим был создан проект по формированию лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.
Теоретическое обоснование проекта
Для того, чтобы ребенок прочно усвоил лексико-грамматические конструкции, он должен пройти следующие этапы.
- Развитие зрительного, слухового внимания памяти, фантазии, воображения, образного мышления детей;
- Расширение, уточнение и активизация номинативного, предикативного, и атрибутивного словаря через использование дидактических игр;
- Усвоение детьми грамматических категорий на практическом уровне.
Существует достаточно много литературы, в которой перечисляются те или иные приемы формирования лексико-грамматического строя речи.
Мы в своем проекте предлагаем систему работы над формированием лексико-грамматического строя, которая в себя включает следующие особенности:
- включение родителей в данный процесс, пробуждение и поддержание у них осознанного интереса к дидактическим играм;
- пробуждение и поддержание интереса детей к дидактическим играм через сюрпризные моменты, создание игровых ситуаций;
- развитие и включение всех каналов восприятия у детей.
На первом происходит побуждение и мотивация детей к дидактическим играм через отгадывание загадок, знакомство с персонажами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и т.д.
На втором этапе развиваем зрительное, слуховое внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление через настольно-печатные, пальчиковые, мультимедийные игры.
На следующем этапе мы обогащаем, уточнением и активизируем словарь детей через словесные игры. Практически все дети с задержкой психического развития, испытывают большие трудности при словообразовании, словоизменении, употреблении предлогов, а соответственно в согласовании слов. Поэтому они часто нуждаются в ежедневных упражнениях.
С этой целью мы предлагаем детям и их родителям самим изготовить дидактическую игру.
В завершении проекта проводится выставка сделанных родителями с детьми дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи и речевой досуг.
Мы считаем, что все это, способствует укреплению отношений в семье, лучшему усвоению лексико-грамматических конструкций детьми на практическом уровне, формированию внимательного отношения родителей к трудностям своего ребенка, к профилактике нарушений устной и письменной речи у него в дальнейшем.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Формирование лексико-грамматических категорий
посредством дидактической игры»
Автор проекта: Кребс Л.В.
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Подготовительный (диагностика, проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Планирование всего проекта; Подбор теоретической и методической литературы по данной теме; Разработка перспективного плана (См. Приложение 1); Разработка стендов, презентаций для родителей и педагогов; Подбор и систематизация материалов и игр по сказкам; Подбор рассказов, сказок, стихов, игр, мультфильмов и др. Организация и проведение ООД с детьми группы компенсирующей направленности с учетом тематического плана по подготовке к обучению грамоте. Привлечение воспитателей и музыкального руководителя к участию в проекте, консультация для них с показом презентации. | Организованная образовательная деятельность детей. Дети знакомятся с новыми рассказами, обсуждают, анализируют, отгадывают загадки про героев, знакомятся с различными видами дидактических игр. Игры на накопление активного и пассивного словаря: «кто как разговаривает, передвигается»; «один-много»; «Кто или что»; «Сравни предметы»; «Из чего сделано»; «Чей, чья, чьё»; «Скажи какой»; «Сравни предметы, героев»; «Скажи наоборот» и др. | Родители узнают об уровне развития своих детей через тестирование «Уровень развития речи вашего ребёнка» (см. Приложение 2); Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей с показом презентации «Формирование лескико-грамматического строя у дошкольников», (см. Приложение 3); стенд «Весело играем-речь развиваем» (см. Приложение 4); выставки «Дидактические игры в детском саду» (см. приложение 5); Анкетирование родителей «Дидактические игры дома» (см. приложение 6) мастер-класс для родителей «Дидактическая игра своими руками» Родители выполняют рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях по лексико-грамматического строя речи детей. |
Деятельностный (Организованная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Проведение ООД с детьми (с учетом тематического планирования), проведение игр на формирование лексико-грамматического строя речи. Создание картотеки речевых игр на формирование лексико-грамматического строя речи по лексическим темам. (см. Приложение 7) | Дети изменяют слова по родам, числам, падежам; образуют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родственные слова, сложные существительные и прилагательные, используют приставочные глаголы; употребляют предлоги и предложно-падежные формы; Правильно согласовывают слова в предложениях, строят разные типы предложения Дидактические игры: «Слова-родственники», «Кто где находится», «Сложи два слова», «Новые слова», «Скажи ласково» и др. | Проведение в домашних условиях игр и упражнений по рекомендации учителя-логопеда на формирование лексико-грамматических конструкций. Совместное с детьми изготовление дидактических игр и регулярное их применение дома. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Организация выставки «Дидактическая игра своими руками» | Участие в речевом досуге «Знайки и грамотеи» (см. Приложение 8). Помощь родителям в изготовлении дидактической игры | Оформление своих работ для выставки |
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Формирование лексико-грамматических категорий
посредством дидактической игры»
Автор проекта: учитель-логопед Кребс Л.В.
Направления развития | Содержание работы |
Социально-коммуникативное развитие | - дидактические настольно-печатные игры; - пальчиковые игры; - показ истории, рассказа или сказки с помощью различных видов театра. |
Познавательное развитие | - совместная познавательная деятельность - демонстрация материала, иллюстраций, предметных картинок, предметов, действий по лексическим темам; - систематизация и расширение знаний детей об окружающем мире. - развитие умения детей устанавливать причинно-следственные связи; - развитие кинетической и вербальной памяти, внимания, логического мышления, воображения, крупной и мелкой моторики; - расширение и актуализация словаря детей по каждой лексической теме. |
Речевое развитие | - Речевые игры (игры-загадки, игры беседы); (см. Приложение 1); - Составление рассказа, сказки - Анализ рассказа, обсуждение; - Рассказывание; - Пересказывание (по вопросам, по сюжетным картинкам, по ролям) - Изменение сюжета - Сочинение рассказа |
Художественно-эстетическое развитие | - чтение и обсуждение рассказов, стихов по лексическим темам. - аппликация, рисование, лепка из различного материала по лексическим темам, подготовка и уборка своего рабочего места |
Физическое развитие | Подвижные игры и физические упражнения: |
Выводы по проделанной работе
На основе использования дидактических игр, создания различных игровых приемов, у детей вызван огромный интерес, оживление, радость, положительный эмоциональный настрой, значительно расширился словарный запас. Дети стали меньше допускать типичные ошибки, стали правильно употреблять падежные формы, категории рода, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Дети стали слышать и исправлять грамматические ошибки в речи товарищей.
Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий т.к. игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.
Родители стали:
- правильно реагировать на речевые проблемы детей, помогать преодолевать их;
- проявлять интерес в использовании дидактических настольных и речевых игр в вопросах речевого развития детей;
- проявлять активность в проектной деятельности;
- принимать участие в подготовке совместных с детьми творческих работ и мероприятий;
- радоваться достижениям и успехам своих детей.
Дети стали:
- подбирать слова антонимы и синонимы;
- употреблять несклоняемые слова;
- образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
- правильно употреблять предлоги;
- составлять и распространять предложения предлогами с помощью схем;
- образовывать новые слова путём соединения двух слов;
- образовывать отчество от имени;
- подбирать местоимения к словам;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- самостоятельно пересказывать литературное произведение;
- составлять рассказ по мнемотаблице или серии сюжетных картинок;
- составлять описательный рассказ по сюжетной картине
- самостоятельно придумывать рассказ, сказку.
Список литературы:
- Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи - М., Академия, 2009.
- Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека зданий с усложнением.- Пб:КАРО, 2005. - 32 с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов. — 2 — е изд., дораб./ А. К. Бондаренко. — М., Просвещение, 2001. — 153 с.
- Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых предложений). - М.: В.Секачев, 2010
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» .5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
- Лебедева Л.В. (и др.). Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009.
- Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c
- «Развитие речи детей 5-7 лет». -3-е изд., дополн./Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 272 c.(Развиваем речь)
- Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками . –– М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб .-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
- Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2010.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ. - 3-е изд., испр. и доп./ Г.С.Швайко. - М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...
Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...
Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры
План самообразования...
план самообразования "Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры"
План самообразования педагога Ерыгиной Оксаны Анатольевны...
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...
Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры
разработка плана дидактической игры для формирвания лексико-грамматических категорий...