Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры
проект по логопедии по теме

Маточкина Татьяна Сергеевна

разработка плана дидактической игры для формирвания  лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

  В исследованиях Р.Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.

Данные нарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий.

     Решение проблемы по формированию лексико-грамматических категорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т.к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой,  дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:   пропуски или избыточность членов предложения,   ошибки в управлении и согласовании,   ошибки в употреблении служебных слов,   ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.

В связи с этим был создан проект по формированию лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.

Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год.

Участники: педагог, дети старшей группы обучающиеся в группе ЗПР, родители.

Цель проекта  –  формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры.

Задачи проекта:

  •  Выявить уровень сформированности лексико-грамматических категорий у детей в  начале и в конце учебного года.
  • Содействовать освоению грамматически оформленных высказываний:

изменение слов, образованию уменьшительно-ласкательных форм,  употреблению        глаголов совершенного и несовершенного вида, употреблению предлогов,           образованию притяжательных и относительных прилагательных, употреблению   существительных в родительном и винительном падеже, согласованию числительных с существительными, формировать словообразовательные навыки.

  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной  моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.
  • Развитие умения анализировать, рассуждать.
  • Включать в работу по формированию лексико-грамматических категорий родителей.
  • Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
  • Повышать заинтересованность  родителей в результатах воспитательной работы с детьми. 

Гипотеза: развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста будет более  успешным при условии использования дидактических игр.

Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации  проекта будет положительная динамика в качественных изменениях  развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего группы ЗПР.

Методы обучения:

  1. Словесный;
  2. Наглядный;

3.Практический

Работа с родителями:

  • Информационная среда
  • Занятия в клубе «Развиваем дошколят»
  • Дни открытых дверей
  • Родительское собрание
  • Анкетирование
  • Круглый стол
  • Конференции
  • Индивидуальные и групповые консультации

Этапы проекта:

1.Организационно- подготовительный

  • Подбор и изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по лексическим темам, грамматическим категориям.
  • Составление картотеки дидактических игр и словесных упражнений
  • Проведение диагностики о компетентности детей по лексико-грамматическим категориям языка.
  • Разработка перспективного плана работы с детьми. (Приложение.)
  • Обсуждение с педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.

2. Аналитический

  • Внедрение развивающих технологий.
  • Совместная деятельность взрослого с детьми  по формированию грамматического строя речи.
  • Комплексная работа над всеми компонентами речи.

3. Заключительный.

  • Анализ результатов работы.
  • Размещение на сайте творческих учителей методической разработки для воспитателей на тему: «Формирование лексико-грамматических категорий языка»
  • Выпуск буклета для родителей.
  • Презентация проекта  на педагогическом совете.
  • Разработка методических рекомендаций для родителей по обогащению и развитию лексико-грамматического строя языка.

Компетентность детей старшей группы по использованию лексико-грамматических категорий 2015-2016г.

*Технология обследования лексико-грамматического строя речи предложенная О.Е. Грибовой.

Результативность.

  • Повысился уровень обучения детей лексико – грамматическим категориям.
  • Существенно обогатилась предметно – развивающая  среда  речевого центра.
  • Сформировалась интеграционная система взаимодействия  специалистов ДОУ и воспитателей.
  • Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей.
  • Сформировался  благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых.
  • Активизировалась свободная деятельность детей.
  • Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка.

Для успешной реализации проекта были

разработаны:

- перспективный план по формированию у старших дошкольников лексико-

  грамматических категорий;

- дидактический материал, способствующий формированию лексических и грамматических категорий;

подобраны:

- игры для развития мелкой моторики пальцев рук по лексическим темам;

- загадки по лексическим темам;

- дидактические игры и упражнения по лексическим темам;

оформлены картотеки:

- «Дидактические игры и упражнения» (по лексическим темам);

- «Загадки» ( по лексическим темам);

- «Упражнения по развитию мелкой моторики» (по лексическим темам);

- «Предметные картинки»;

- «Сюжетные картинки»;

Используемая литература:

  1. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников, СПб, Детство – Пресс, 2004.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. 2005.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.


Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы ЗПР

п/п

Наименование тем

Форма организации

и форма проведения занятия

Методы и приемы

Учебнометодические пособия

Средства обучения

Вид и форма контроля

1.

  • Изменение существительных (мн.ч., Р.п);
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образование и употребление элементарных фраз.
  • Формирование двусоставного предложения.
  • Объединение простых предложений в рассказ.

Неречевые звуки

Групповая. Практическое занятие с элементами игры.

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Жукова И.С., Мас- тюкова Е.М., Фили- чева Т.Б.

Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-

развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Дидактические игры:

«Где что шумит?», «Тихо-громко», «У шки-слушки».

«Назови ласково», «Один-Много», «Чего нет?», «Какой какая?».

«Что делает? что сделал?», «Что делает - что делают?».

Лексические картинки.

Пособия для дыхательной и пальчиковой гимнастики.

Мячи.

Текущий

(беседа),

наблюдения

педагога

2.

  • Согласование имен существительных с глаголами и прилагательными.
  • Формирование понятий “слово”, “предложение” графическая запись

Групповая. Практическое занятие с элементами игры, беседы

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Дидактические игры:

«Слушай и выбирай», «Узнай по звуку?»

«Назови ласково», «Один-Много», «Чего нет?», «Что делает? что сделал?», «Что делает - что делают?»,

Текущий


предложения из двух слов.

  • Формирование предложения из нескольких слов в последовательности.
  • Составление коротких рассказов-описаний.
  • Речевые звуки

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

«Доскажи словечко», «Какая, какой, какие?», «Кто? Что?», «Посчитай», «Кто что делает?», «Что сделал? Что сделала? Что сделали?», «Какая, какой, какие?», «Что из чего?». Лексические картинки.

Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Штриховки по темам.

Мячи.

3.

  • Знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
  • Согласование имен существительных с числительными.
  • Образование детенышей животных.
  • Образование имен сущ. во мн.ч. в Р.п.
  • Построение предложений по демонстрации, по сюжетным картинкам.
  • Овладение формами описательной речи.
  • Знакомство с протяжённостью слов.
  • Понятие «слово», «предложение».

Групповая. Практическое занятие с элементами игры.

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. Нищева Н.В. Программа коррекционно-

развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Дидактические игры:

«Узнай по голосу», «Одинаковые или разные».

«Назови ласково», «Один-Много», «Чего нет?», «Много чего?», «Какая, какой, какие?», «Мой, мая, мое», «Посчитай», «Кто что делает?, «Чья. Чье, чьи?»., «Где что лежит?»,

«Кто лишний?», «У кого кто?», «Наоборот».

Лексические картинки.

Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Мячи.

Текущий

4.

  • 4 Расширение значения слов- действий.
  • Согласование глаголов про-

Групповая. Практическое занятие с

Словеный,

наглядный,

практиче-

Жукова И.С., Мас- тюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоле-

Дидактические игры:

«Отвечай не торопись», «Послушай и назови», «Исправь ошибку, «Похлопа-

Текущий

шедшего времени с именами существительными в роде, числе.

  • Формирование глаголов с разными приставками.
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида.
  • Распространение предложений.
  • Объединение высказываний в связанное сообщение.
  • Понятие «слово».

элементами игры, беседы.

ский

ние общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990. Нищева Н.В. Программа коррекционно-

развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

ем», «Назови ласково», «Один- Много», «Какая, какой, какие?», «Мой, мая, мое», «Посчитай», «Кто что делает?, «Чья. Чье, чьи?»., «Где что лежит?», «У кого кто?», «Кто заблудился», «Наоборот»

«Кто лишний?».

Лексические картинки.

Алгоритмы описаний.

Картотека потешек и скороговорок Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Мячи.

5.

  • Знакомство с образование относительных прилагательных.
  • Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
  • Употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
  • Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
  • Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др.
  • Согласование имен существительных с именами числитель-

Групповая. Практическое занятие с элементами игры

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Жукова И.С., Мас- тюкова Е.М., Фили- чева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990. Нищева Н.В. Программа коррекционно-

развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Дидактические игры:

«Назови ласково», «Один-Много», «Чего нет?», «Много чего?», «Какая, какой, какие?», «Мой, мая, мое», «Кто что делает?, «Чья. Чье, чьи?»., «Кто как говорит?», «Без чего?», «Что где?», «У кого кто?».

Лексические картинки.

Серии сюжетных картинок.

Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Мячи.

Текущий


ными.

  • Распространение предложений.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин.
  • Понятие «слово», «предложение».

6.

  • Притяжательные и личные местоимения.
  • Правильное употребление грамматических форм глаголов.
  • Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
  • Расширение рассказов- описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки. Понятие гласных звуков.

Групповая. Практическое занятие с элементами игры

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.

Дидактические игры:

«Назови ласково», «Один-Много», «Чего нет?», «Много чего?», «Какая, какой, какие?», «Мой, мая, мое», «Кто что делает?, «Чья. Чье, чьи?»., «Кто как говорит?», «Без чего?», «Что где?», «У кого кто?».

Лексические картинки.

Серии сюжетных картинок.

Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Кюизенера, блоки Дьенеша.

Мячи.

Палочки

Текущий

7.

Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление словосочетаний “местоимение + глагол”.

  • Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
  • Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям: вставить пропущенное звено по

Групповая. Практическое занятие с элементами игры

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003. Глухов В.П. Методика формирования связной монологиче-

Дидактические игры:

«Поймай звук»,

«Назови ласково», «Один-Много», «Много чего?», «Какая, какой, какие?», «Что я делаю?», «Прятки», «Я думаю о ком?», «О ком, о чем?», «Что чем делают».

Текст «Весна», с пропущенными словами.

Д.И. «Ромашки» .

Деформированные тексты. Лексические картинки.

Текущий


цепочке.

- Интонационное выделение гласных звуков в слоге.

ской речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.

Серии сюжетных картинок.

Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Мячи.

Конструкторы: Lego» или «Duplo», «Banchems»

8.

  • Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и предложный падежи).
  • Конструкций с предлогами к, от, за.
  • Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
  • Составление рассказов из деформированного текста в три- четыре предложения (нарушена последовательность событий).
  • Интонационное выделение гласных звуков в слове.

Групповая. Практическое занятие с элементами игры, беседы, инсценирование

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Нищева Н.В. Программа коррекционно-

развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Глухов В.П. Методика форми-рования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.

Дидактические игры:

«Поймай звук»,

«Назови ласково», «Один-Много», «Много чего?», «Какая, какой, какие?», «Что я делаю?», «Прятки», «Я думаю о ком?», «О ком, о чем?», «Что чем делают».

Текст «Весна», с пропущенными словами.

Д.И. «Весёлый поезд». Деформированные тексты. Лексические картинки.

Серии сюжетных картинок.

Пособия для дыхательной и пальчиковых гимнастик.

Мячи.

Конструкторы: Lego» или «Duplo», «Banchems»

Текущий

Итоговый.

Проведение

открытого

занятия

п/п

Наименование тем

Форма организации и форма проведения занятия

Методы и приемы

Учебно-методические пособия

Средства обучения

Вид и

форма

контроля

9.

  • Изменение существительных (мн.ч., Р.п);
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образование и употребление элементарных фраз.
  • Формирование двусоставного предложения.
  • Объединение простых предложений в рассказ.

Неречевые звуки

Групповая. Практическое занятие с элементами игры.

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.

Настольные игры. Д.И. «Назови ласково»

«В гостях у гномика»

«Большой-

маленький»

«Чего нет?» Лексические картинки.

Текущий (беседа), наблюдения педагога, контроль завыполне- нием другими детьми.

10.

  • Согласование имен существительных с глаголами и прилагательными.
  • Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.
  • Формирование предложения из нескольких слов в последовательности.
  • Составление коротких рассказов-описаний.
  • Речевые звуки

Групповая. Практическое занятие с элементами игры, беседы

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М., 1991.

«Логопедическое

лото»

«Продолжи рассказ»

Текущий

11.

  • Знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
  • Согласование имен существительных с числительными.
  • Образование детенышей животных.
  • Образование имен сущ. во мн.ч. в Р.п.
  • Построение предложений по демонстрации, по сюжетным картинкам.
  • Овладение формами описательной речи.
  • Знакомство с протяжённостью слов.

Групповая. Практическое занятие с элементами игры, инсценирование.

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. - 2004. - № 4.

Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразви-

«Логопедическое

лото»

«Опиши предмет»

Текущий

- Понятие «слово», «предложение».

тием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М., 1991.

12.

  • Расширение значения слов-действий.
  • Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе.
  • Формирование глаголов с разными приставками.
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида.
  • Распространение предложений.
  • Объединение высказываний в связанное сообщение.
  • Понятие «слово».

Групповая. Практическое занятие с элементами игры, беседы.

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.

«Сосчитайка»

«Театр»

«Поезд»

Текущий

13.

  • Знакомство с образование относительных прилагательных.
  • Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
  • Употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
  • Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
  • Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др.
  • Согласование имен существительных с именами числительными.
  • Распространение предложений.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин.
  • Понятие «слово», «предложение».

Групповая. Практическое занятие с элементами игры

Словеный,

наглядный,

практиче

ский

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.

«Аналогии» Картинки по лексическим темам

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

  Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...