Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [З – З`] и буква З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Буланцева Ирина Леонидовна

В данном материале представлены приемы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_z.docx152.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [З – З`] и буква З.

Задачи:

1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.

2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

3. Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза»;

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

5. Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).

6. Воспитывать интерес к занятиям.

 Ход занятия.  

1. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв.

- А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки.

Загадки:

- Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет,

Всё как есть оно покажет. (Зеркало)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

- Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она. (Змея)

Воспитатель: С какого звука начинаются все слова - отгадки? (З)

Правильно. Не с проста мы будем сегодня изучать этот звук. Рано утром я получила письмо от Золушки.  Хотите узнать, что в нём?

Дети: да.

Чтение письма

Здравствуйте, ребята! Я Золушка. Услышала, что вы знакомы уже со многими буквами и звуками, и мне очень захотелось, чтобы вы поиграли и узнали о звуке, с которого начинается мое имя - Золушка. Я приготовила для вас 7 заданий. Но чтобы их выполнить, вам надо совершить путешествие в волшебную страну звуков и букв. За каждое правильно-выполненное задание даётся звезда. Если к концу пути у вас будет 7 звездочек, то вы сможете получить от меня подарки.

Воспитатель: Ребята, вы согласны? (Да)

Королевство сказочное, поэтому я предлагаю отправиться в путешествие на сказочном транспортном средстве прямоугольной формы, который летает по воздуху? Это

Дети: Ковёр-самолёт.

Ковёр-самолёт

отправляйся в полёт

ждут нас испытания

сложные задания.

Воспитатель: И так садимся на ковер. Для того чтобы попасть в страну букв и звуков необходимо закрыть глаза и произнести звук З.  (Дети произносят звук). Пока мы летим давайте обсудим звук З какой?

-  Звук З, он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый)

- Как вы думаете, есть ли у звука [З] родной братик? (да, звук [З’])

- Произнесите звук [З’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий)

ЗВУК «З» - «песенка комара», преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком. (забор, забота, заря, заяц, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зонт, зрачок, зуб, завод, загар, загадка, заноза, зубочистка, заглушка, застёжка, запах, замазка, завтрак)

ЗВУК «ЗЬ» - преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком (земля, зеленый, земляника, зерно, зенитчик, зёрнышко, зефир, зимовье, зима, зебра, зеркало, зяблик)

«Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] - звонкий.

Воспитатель: Молодцы!  Ну вот мы и на месте.

Мы прилетели с вами в сказочную страну и вот первое задание:

Задание №1 

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: Мы поиграем в игру «Поймай звук». Закройте глаза.  Я буду произносить разные звуки, а вы внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, когда услышат звук [З]: «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».

Упражнение «Слушай внимательно».

Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.

Залп, запас, разведчик, засада, защита, знамя.

Молодцы с первым заданием справились и у нас первая звезда.

Задание № 2 с мячом  

Воспитатель каждому ребенку бросает мяч.

Воспитатель: Ребята, я начинаю предложение, а вам надо закончить словом, которое начинается на звук «з».

1.В зоопарке покрасили (забор)

2.По полю бегал трусливый (заяц)

3.На ворота повесели (замок)

4.У Зины белоснежные (зубы)

5.Зоя раскрыла красивый (зонт)

6.Мама повесила новые (занавески)

7. На небе появилась первая…(звезда)

8. В зоопарке появилась полосатая…(зебра)

9. Ученик решил трудную… (задачу)

10. В класс детей зовет…(звонок) 

11. Каждое утро мы делаем … (зарядку)

12. В детском саду на полдник мы кушаем вкусную…(запеканку)

13.Каждый день у нас группе проходят …(занятия)

14. Мои книги все в порядке, в каждой книге есть…(закладка)

Воспитатель: Молодцы со вторым задание вы справились. За это вы награждаетесь звездой. Идём дальше.

Задание № 3

 Игра: «4ый лишний».

Воспитатель: ребята. я вывешиваю картинки, вы произносите слова, в трех

словах этого задания есть звук (З) или (ЗЬ), а в четвертом слове его нет.

Необходимо назвать «лишнее» слово.

- Зяблик, лошадь, Заяц, куЗнечик;

- коЗа, Зебра, обеЗьяна, собака;

- раЗведчик, летчик, Зенитчик; свяЗист.  

Воспитатель: Молодцы с 3 задание вы справились. За это вы награждаетесь звездой.

Задание № 4

 Игра «Назови слова»

Воспитатель: Чтобы дальше нам двигаться по волшебной стране Золушка приглашает вас в карету. Но пройти в нее может только тот, кто увидит и назовет предмет в нашей группе, в слове которого есть звук З. (ваза, замок, зеркало, пазлы, мозаика, корзина, звезда, зонт, зебра, зайчик, поезд)

Воспитатель: Молодцы с четвертым задание вы справились. За это вы награждаетесь звездой.

Задание № 5 

Игра «Сигнальщики»

Воспитатель по очереди ставит на доску картинки: 5-6 картинок

(заяц, газета, зонт, паровоз, корзина, арбуз)

Воспитатель: Каждую картинку надо разобрать:

-  сколько слогов в слове, прохлопать;

- определяем где находится звук з (начало, середина, конец)

 - показать нужный цвет «светофорчика» в соответствии с характеристикой звука «З» в слове (мягкий или твердый). И так с каждым словом.

Воспитатель: Молодцы с пятым задание вы справились. За это вы награждаетесь звездой.

Физминутка

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей! Повторяем 2-3 раза

Задание № 6

Воспитатель: Для следующего задания Золушка приглашает вас присесть за столы.

Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук З на письме? 

Дети: Буквой З.

Знакомство с буквой З. На доску вывешивается картинка с буквой «З».

Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.

Воспитатель показывает, как пишется буква З и затем помещает букву З в синий домик для согласных.

Затем воспитатель выдаёт детям прописи, и дети учатся писать букву З в прописях (Приложение 1).

Воспитатель: Молодцы с шестым задание вы справились. За это вы награждаетесь шестой звездой.

 Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Задание № 7

Воспитатель: Ребята! Наша Золушка очень любит цветы, а особенно розы. Золушка просит вас, в последнем, 7 задании разобрать слово «Роза» на звуки и буквы (Приложение 2).

Воспитатель. Ребята, я напоминаю вам, что каждый звук живет в домике.

- Давайте посчитаем, сколько звуков в слове роза?(4)

- Давайте медленно вместе произнесем слово р-о-з-а.

- Давайте определим первый звук.

Послушайте, как я произнесу слово: р-р-оза (задерживаю указку на первой клеточке)

- Произнесите слово также как я, выделяя первый звук.

- Какой первый звук вы слышите?

- Звук [р] гласный или согласный?

- Звук [р] твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- В какую клеточку положим фишку? (в первую)

- Р-о-о-за (задерживаю указку на второй клеточке)

-  Давайте вместе произнесем слово.

- Какой второй звук слове роза?

- Звук [о] гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Каким цветом обозначается гласный звук? (красным)

- В какую клеточку положим фишку? (во вторую)

- А теперь мы попробуем определить третий звук в слове ро-з-з-а, повторите за мной (задерживаю указку на третьей клеточке)

- Какой третий звук в слове ро-з-з-а?

- Звук [з] гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Звук [з] твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- В какую клеточку положим фишку? (3)

- Нам осталось определить последний, четвёртый звук.

- Роз-а-а, повторите за мной (задерживаю указку на четвертой клеточке).

- Какой четвертый звук в слове розаа-а?

- Звук [а] гласный или согласный?

- Как вы догадались? (поется)

- Каким цветом обозначается гласный звук? (красным)

- В какую клеточку положим фишку?

- А теперь все вместе прочитаем слово роза (медленно веду указкой по схеме, останавливаясь ненадолго на красных фишках.)

- Сколько звуков в слове роза? 

- Сколько гласных звуков?

- Какой первый гласный звук?

Назовите второй гласный звук?

Сколько в слове «роза» согласных звуков?

Назовите первый согласный звук?

Какой второй согласный звук?

Воспитатель: Молодцы с седьмым задание вы справились. За это вы награждаетесь звездой.

У нас все 7 звезд. Золушка в знак благодарности приготовила вам подарки. Это блокноты и ручки, в которые мы можем записывать пройденные буквы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Проходите на ковер- самолет, присаживайтесь, закройте глаза.

«Раз, два, три в группу к нам лети!»

 Ну вот мы и дома.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну букв и звуков.

- Вам понравилось путешествие?

- Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?  

- Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?  

- В какие игры играли?

- Что для вас было трудно?

- Что больше всего понравилось?

- Что не понравилось?

У меня для вас приготовлены смайлики.

Если ваше настроение веселое, выберите веселого смайлика, если вам было не интересно и грустно – то возьмите грустного.

Воспитатель: Ребята! Спасибо вам большое за интересное путешествие. Вы сегодня все старались.  Вы большие молодцы!

Приложение 1

  1. Напиши букву З по точкам

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/10/s_5b95d0f201342/947739_6.jpeg

Приложение 2

  1. Звуковой анализ слова Роза

https://raskraskino.com/drawing/nature/coloring-roses-161909.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект НОД в подготовительной группе.Обучение грамоте звуки [ф],[ф^], буква Фф

Конспект НОД в подготовительной группе.Обучение грамоте звуки [ф],[ф^], буква Фф...

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.Цели: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».Уточня...

Презентация по развитию речи в подготовительной группе. Обучение грамоте. тема Звук и буква "Г"

Презентация по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звук и буква Г...

Конспект НОД в подготовительной группе обучение грамоте на тему «Гласный звук «У». Буква У».

Цель: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы ...