Занятие по обучению грамоте "Звук н и буква Н"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Ермолаева Елена Александровна

Формирование фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Звук [н] и буква Нн.

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Цель: формирование фонематического восприятия.

Задачи:

Образовательные: Знакомство с буквой Нн. Буква Н и звук [н].  Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. Формировать представления о предложении.

Развивающие: Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слухового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой  моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: буквы А, Т, О, У, И, Т, предметные картинки.

Раздаточный материал: тетрадь, простые и цветные карандаши

Ход занятия:

I.Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель: Незнайка просит о помощи.

Прежде чем приступим к помощи, давайте разомнем язычок.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Лопаточка»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Упражнение «Качели»- Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнение «Чашечка»- рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Упражнение «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Упражнение «Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Починим колёса». Основная стойка. Вдох – руки поднять вперёд, на выдохе присесть, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп» (5 – 6 раз).

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс.

На-на-на                                                       Но-но-но

На холме сосна.                                           На дворе темно.

Ны-ны-ны                                                     Онь-онь-онь

На небе нет луны.                                        Зажигай огонь.

II. Основная часть

Воспитатель: Педагог. Сейчас вы по очереди нащупаете в ведерке фигурку, попробуете угадать, кто или что это, а потом достанете фигурку и определите первый и последний звуки в ее названии. Начинайте свой ответ со слов: «У меня...»

1-й ребенок. У меня утка. Первый звук [у], а последний — [а].

2-й ребенок. А у меня аист. Первый звук [а], а последний — [т].

3-й ребенок. У меня панда. Первый звук [п], а последний — [а].

4-й ребенок. У меня кот. Первый звук [к], а последний — [т].

Педагог. Отлично! Вы справились с трудным заданием. А еще сегодня

мы познакомимся с новой буквой.

2. Рассказывание воспитателем стихотворения. Развитие речевого слуха,

фонематических представлений.

Педагог кладет перед каждым ребенком открытый букварь.

Педагог. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Нос в веснушках у Наташки,

Наша Ната — первоклашка.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?

Дети. Нос, Наташки, наша, Ната.

Педагог. Правильно. А в каком еще слове есть звук [н]?

Дети. Веснушки.

Педагог. Верно.

3. Упражнение «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия.

Педагог предлагает детям пока закрыть буквари.

Педагог. Произнесите звук [н]. Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнесите звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.

Педагог. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]?

Дети. Синим кружком.

Педагог. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от других звуков.

Педагог раздает детям цветовые сигналы.

Педагог. Я буду говорить, а вы будете поднимать сигнал, если услышите звук [н].

Педагог произносит цепочку звуков, слогов, слов: «Н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан». Дети поднимают сигналы.

Работа в тетради

III.Заключительная часть

Воспитатель: Кто просил о помощи? У вас все получилось или были трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....