Занятие по обучению грамоте "Звук х и буква Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Ермолаева Елена Александровна

формировать умение проводить звуковой анализ слова, познакомить с образом буквы Х.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Согласные звуки «х - х’», буква Х.

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 6 до 7 лет

Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слова, познакомить с образом буквы Х.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить детей графически «записывать» предложение в тетради,  ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с буквой Х. продолжать знакомить с понятием «ударение». Учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать знак ударения на схеме.  Учить называть слова с заданным звуком.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику. Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

- Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Предварительная работа: Работа с чистоговорками, разучивание игры: «Назови слово».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:картинка-схема слова игла, серые фишки – 4 шт., красные – 2 шт., изображение буквы А, И, указка, мяч.

Раздаточный материал: зеркала (на каждого ребенка),пеналы с фишками

Мотивация: помощь Незнайке.

Ход занятия:

I.Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка, он опять просит вас помочь ему, он пропустил занятие в школе и не знает какие еще бывают гласные звуки и буквы. Ну что поможем? Но для этого давайте немного разомнем наш язычок, губки и рот.

Артикуляционная гимнастика

«УЛЫБКА». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«ТРУБОЧКА». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

«ИГОЛОЧКА». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«БУЛЬДОГ». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

«ОБЕЗЬЯНКА». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

«ПАРУС». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

«ЛОПАТОЧКА». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Дыхательная гимнастика

«Дыхание»

Подыши одной ноздрей,

 И придет к тебе покой.

И.п. – о.с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев.руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

II. Основная часть.

Воспитатель:

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.)

Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.)

Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые?

Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес),

тяжелый сон (неспокойный),

тяжелый воздух (неприятный),

тяжелая рана (опасная, серьезная),

тяжелое чувство (мучительное, горестное),

тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то),

тяжелое наказание (суровое). 
— Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? 

Работа в тетрадях

Придумайте предложения со словами:

- большой, огромный, громадный

- маленький, крошечный, малюсенький

- бежит, мчится, несется

- идет, плетется, тащится

Например:

Мы строим большой дом

|_ _ _ _.

Фонетическая зарядка

Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха!»

Отгадывание загадок

1.В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живёт. (холодильник)

2.Раскололся тесный домик на две половинки. 
И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (горох)

3.В поле родился, 
На заводе варился, 
На столе растворился. (сахар)

Какой звук слышится во всех этих словах?  Какой он?

Физкультминутка

Если весело живется,
Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.)
Если весело живется,
Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцам)
Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.)
Если весело живется, Топай так: топ, топ.
Если весело живется,
Делай все: хлоп – хлоп,
Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется, Хорошо! Хорошо!

Знакомство с буквой Х

X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь

Звуковой анализ слова «сахар» - в тетради, дети рисуют схему.

Работа в тетради - штриховка

III.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости приходил? А для чего он к нам приходил? Вы смогли помочь Незнайке?

Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а затем продолжим еще кому-нибудь помогать., поиграть в любимые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....