Занятие по обучению грамоте "Звук х и буква Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте
формировать умение проводить звуковой анализ слова, познакомить с образом буквы Х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Согласные звуки «х - х’», буква Х.
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 6 до 7 лет
Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слова, познакомить с образом буквы Х.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей графически «записывать» предложение в тетради, ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с буквой Х. продолжать знакомить с понятием «ударение». Учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать знак ударения на схеме. Учить называть слова с заданным звуком.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику. Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Предварительная работа: Работа с чистоговорками, разучивание игры: «Назови слово».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:картинка-схема слова игла, серые фишки – 4 шт., красные – 2 шт., изображение буквы А, И, указка, мяч.
Раздаточный материал: зеркала (на каждого ребенка),пеналы с фишками
Мотивация: помощь Незнайке.
Ход занятия:
I.Вводная часть. Мотивационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка, он опять просит вас помочь ему, он пропустил занятие в школе и не знает какие еще бывают гласные звуки и буквы. Ну что поможем? Но для этого давайте немного разомнем наш язычок, губки и рот.
Артикуляционная гимнастика
«УЛЫБКА». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.
«ТРУБОЧКА». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.
«ИГОЛОЧКА». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«БУЛЬДОГ». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
«ОБЕЗЬЯНКА». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
«ПАРУС». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
«ЛОПАТОЧКА». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Дыхательная гимнастика
«Дыхание»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев.руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
II. Основная часть.
Воспитатель:
— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.)
Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.)
Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые?
Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес),
тяжелый сон (неспокойный),
тяжелый воздух (неприятный),
тяжелая рана (опасная, серьезная),
тяжелое чувство (мучительное, горестное),
тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то),
тяжелое наказание (суровое).
— Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
Работа в тетрадях
Придумайте предложения со словами:
- большой, огромный, громадный
- маленький, крошечный, малюсенький
- бежит, мчится, несется
- идет, плетется, тащится
Например:
Мы строим большой дом
|_ _ _ _.
Фонетическая зарядка
Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха!»
Отгадывание загадок
1.В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живёт. (холодильник)
2.Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (горох)
3.В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (сахар)
Какой звук слышится во всех этих словах? Какой он?
Физкультминутка
Если весело живется,
Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.)
Если весело живется,
Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцам)
Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.)
Если весело живется, Топай так: топ, топ.
Если весело живется,
Делай все: хлоп – хлоп,
Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется, Хорошо! Хорошо!
Знакомство с буквой Х
X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь
Звуковой анализ слова «сахар» - в тетради, дети рисуют схему.
Работа в тетради - штриховка
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости приходил? А для чего он к нам приходил? Вы смогли помочь Незнайке?
Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а затем продолжим еще кому-нибудь помогать., поиграть в любимые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""
Технологии:• использование игровых методов;• игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"
Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....