ООД для педагогов. Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "В гостях у Лесовичка". Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Уваркина

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить, активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов";
  • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;
  • продолжать учить составлять описательные рассказы;
  • совершенствовать навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в отгадывании загадок;
  • упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  • учить согласовывать существительные с числительными в предложениях;
  • развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 50

ООД для педагогов.

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "В гостях у Лесовичка". Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов"

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Уваркина Ольга Владимировна

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "В гостях у Лесовичка". Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов"

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить, активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов";
  • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;
  • продолжать учить составлять описательные рассказы;
  • совершенствовать навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в отгадывании загадок;
  • упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  • учить согласовывать существительные с числительными в предложениях;
  • развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: презентация; картинки с изображением детёнышей диких животных и их матерей; звёздочки голубого и чёрного цветов (плоскостные изображения); конспект занятия; грамзапись марша (на выбор педагога); гимнастические палки, верёвка.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение произведений: Т.А. Шорыгина, "Какие звери в лесу?!"; Л.Г. Селихова "Ознакомление с природой и развитие речи".

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед.

Маленький Лесовичок по лесам и рощам ходит.
Он без дела не сидит и занятие находит,
Помогает тут и там зайцам, белкам, барсукам,
Приглашает в гости тех, кто животных любит всех.

Логопед. Как вы думаете, а нас пригласит к себе в гости Лесовичок?

Дети. Пригласит, п.ч. мы любим животных.

Логопед. Да, Лесовичок приглашает нас к себе в гости, где мы узнаем много нового о диких животных наших лесов.

Логопед. А волшебный клубочек покажет нам дорогу и поможет найти Лесовичка.

Логопед.

Ты катись, клубочек, по тропинкам узким,
По лугам зелёным, по горам и спускам.
За тобой пойдём мы, не боясь дороги,
Пусть нам будет трудно, и устанут ноги.

Звучит марш. Дети идут за "клубочком", преодолевая различные препятствия: перешагивают через гимнастические палки, идут по верёвке приставным шагом, подлезают под натянутую верёвку и т.д.

II. Основная часть

1. Д/И "Отгадай загадки"

Логопед. На лесной полянке нас встречает Лесовичок. Ему не терпится загадать нам загадки.

На лесной полянке слушаем загадки,
Будем все внимательными,
Дружными, старательными.

Логопед. Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора? (Заяц)

Логопед. Как вы догадались, что эта загадка о зайце?

Дети. У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов.

Логопед. Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Логопед. Как вы догадались, что эта загадка о белке?

Дети. Белка носит рыжую шубку летом, а зимой у неё серенькая шубка.

Логопед. Послушайте следующую загадку Лесовичка:

На собаку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Логопед. Почему вы так решили, что это волк?

Дети. Волк похож на собаку. У него острые зубы. Он может напасть на овцу.

Логопед. Послушайте последнюю загадку Лесовичка:

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Логопед. Почему вы решили, что это медведь?

Дети. Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной.

2. Беседа о диких животных.

Логопед. Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными?

Дети. Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.

Логопед. Чем дикие животные отличаются друг от друга?

Дети. Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

Логопед. Чем они похожи?

Дети. Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т.д. Их тела покрыты мехом. А у ежа тело покрыто иглами.

3. Д/И "Кто где живёт?"

Логопед.

Есть у каждого свой дом:
Он у рыбки под водой,
У слона - в саванне знойной,
У коровы - в тёплом стойле,
У тюленя он на льдине,
У кита дом в море синем.

Логопед. А вот наши животные не могут найти свои домики. Что делать?

Дети. Нужно им помочь найти домики.

Логопед. Для этого, нужно рассказать, где живёт лиса, волк, белка и медведь?

Дети. Лиса живёт в норе. Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Медведь живёт в берлоге.

Логопед. Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.

4. Д/И "Где, чья мама?"

Логопед.

Отгадали мы загадки,
Кажется, что всё в порядке,
Но не всё в лесу так славно - 
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка.

Логопед. Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Даже Лесовичок не может им помочь. Как нам поступить?

Дети. Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.

Логопед. Расскажите, как зовут их мам.

Дети. У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т.д.

Логопед. Посмотрите, как обрадовались детёныши и их мамы. Прочитайте, что сказали радостные звери.

Дети. Ура!

5. Физминутка

Логопед. Лесовичок превращает вас в детёнышей животных. (Дети получают картинки с изображением детёнышей животных). Пока будет звучать бубен, "детёныши" будут резвиться на лесной полянке. А когда прекратится звучание бубна, каждый "детёныш" станет возле своей "мамы" (картинки с изображением волчицы, лисицы и т.д.). У каждой "мамы" будет несколько "детёнышей". Кто вы и как зовут вашу маму?

Дети. Мы волчата, наша мама - волчица.

6. Д/И "Посчитай"

Логопед: Лесовичок приготовил для животных подарки, но не знает, хватит ли их на всех. Что делать?

Дети. Животных нужно посчитать.

Логопед:

По тропинкам бродят звери,
Их так много, как узнать,
Сколько белок и зайчишек?
Нужно их всех посчитать!

(Дети считают животных, а затем проверяют правильность выполнения задания)

7. Д/У "Чтение слогов"

Логопед: Посмотрите, какие интересные подарки Лесовичок приготовил для своих друзей - животных. Но как их не перепутать?

Дети. Нужно прочитать слоги, которые написаны на подарках. Сразу станет понятно, для кого подарки приготовлены.

 (Дети читают слоги и проверяют правильность выполнения задания)

8. Пальчиковая гимнастика "Разговор с ежом"

Логопед: Посмотрите, какой колючий ёж встречает нас на полянке. Давайте, с ним поговорим.

Что ж ты, ёж

Кулачок правой руки прижать к ладони правой руки.

Такой колючий?

Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть.

Это я на всякий случай

Меняют руки.

Знаешь, кто мои соседи?

Сжимают и разжимают сплетённые пальцы рук

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

Средний, безымянный и большой пальцы Вытянуть вперёд и соединить их кончики.

Указательный и мизинец поднять вверх, затем имитируют движения медведя.

9. Составление описательных рассказов.

Логопед: Давайте и мы сделаем подарки для животных - составим о них рассказы. А поможет нам в этом схема.

Рассматривание схемы.

  • Как называется это животное?
  • Назовите части тела?
  • Какое оно, домашнее или дикое?
  • Где живёт?
  • Чем питается этот зверь?
  • Как называют его детёнышей?
  • Как голос подаёт?
  • Какую пользу приносит человеку?

Составление детьми описательных рассказов о диких животных.

10. Д/У "Разгадай схему"

Логопед:

Ах, дождёмся мы беды
Потерялись вдруг следы.
"Как найти нам их в лесу?" - 
Спрашивает лось лису.
А лиса в ответ скорбя:
"Нужно нам спросить ребят".

Логопед: Что же делать? Как найти следы лося и лисы? (Схемы слов)

Дети. В слове "лиса" четыре звука. Первый звук - [ль], он согласный мягкий, обозначается зелёным квадратом. Второй - [и], гласный, обозначается красным квадратом. Третий звук - [с], согласный твёрдый, обозначается, синим квадратом. Четвёртый звук - [а], гласный, обозначается красным квадратом.

Дети находят нужную звуковую схему.

Аналогично проводится звуковой анализ слова "лось". Проверяется правильность выполнения задания. Удаляется лишняя схема.

III. Заключительная часть.

Логопед. Вот и подошла к концу наша прогулка в лес. О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали о диких животных? Какое задание Лесовичка вам понравилось больше всего?

IV. Рефлексия

Логопед: Лесовичок дарит вам на память разноцветные звёздочки.

Логопед: Ребята, возьмите звёздочку того цвета, которая отражает ваше настроение, и поместите её на магнитную доску. Вот какое прекрасное созвездие у нас получилось!

Дети берут со стола звёздочку нужного цвета и помещают её на магнитную доску, затем прощаются с Лесовичком.

Литература.

  1. Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. Кн. 1. Домашние и дикие животные средней полосы. (Программа "Я - человек". / С.А. Васильева, В.И.Мирясова. - М.: Школьная пресса, 2004. - 32 с, ил.
  2. Гаврина С.В. Обучающая игра. Где чья мама? / С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: ООО Издательство "Росмэн-Пресс", 2004
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. / Н.Г. Метельская. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. - (Логопед в ДОУ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Конспект логопедического занятия Тема: Формирование начального лексикона у детей с ОНР 1 уровня по лексической теме «Дикие животные». «Путешествие в зимний лес».

Конспект логопедического занятия для детей 3 лет. Уточнение и закрепление  представлений о диких животных....

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»Новикова Наталья Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по р...

Коррекционное занятие по развитию речи с применением технологии моделирования (сказки-связки) по лексической теме «Дикие животные».

Задачи:-уточнить и активизировать словарь детей по теме;-формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательны...