Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Васютина Елена Сергеевна

Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста на год. Развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте

 у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста

Месяц

Неделя

Подготовка к обучению грамоте

сентябрь

3-я

Тема «Звук».

Примерное содержание:

Речевые и неречевые звуки. Дифференциация.

Понятия «гласный звук», «согласный звук».

Звук и буква.

Примерный перечень игр:

«Где звенит колокольчик?», «Узнай по звучанию», «Песенки зверей», «Гласный или согласный звук?», «Портреты»

4-я

Тема «Слог».

Примерное содержание:

Гласные и согласные звуки.

Воспроизведение слогового ряда из прямых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными.

Слогообразующая роль гласных звуков.

Слог и слово.

Деление слова на слоги.

Определение количества слогов.

Слоговые схемы слов.

Примерный перечень игр: «Гласный или согласный звук?», «Повтори, не ошибись», «Слово или слог?», «Разложим подарки», «Угадай слово», «Посчитаем слоги»

октябрь

1-я

Тема «Слова-предметы».

Примерное содержание:

Деление слов на слоги.

Слово и звук.

Длинные и короткие слова.

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Вопросы «Кто это?», «Что это?»

Передача вопросительной интонации.

Примерный перечень игр: «Посчитай слоги», «Доскажи словечко», «Собери-разбери», «Длинное-короткое», «Живое-неживое», «Вопрос-ответ»

2-я

Тема «Слова-действия». 

Примерное содержание:

Слово-предмет и слово-действие.

Правильно задавать вопрос к словам, обозначающим живые и неживые предметы.

Правильно задавать вопрос к слову действию и отвечать на него.

Передача вопросительной интонации.

Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Образование глаголов от существительных.

Примерный перечень игр:

«Задай вопрос», «Узнай слово», «Назови действия», «Кто больше?», «Спроси соседа», «Ответь на вопрос», «Подбери словечко»

3-я

Тема «Слова-признаки».

Примерное содержание:

Относительные и качественные прилагательные.

Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Умение правильно задавать вопросы к словам-признакам и отвечать на них.

Согласование прилагательных и существительных в числе и роде.

Слова-антонимы.

Передача вопросительной интонации.

Примерный перечень игр: «Посчитай признаки», «Назови признаки», «Спроси соседа», «Из чего какое», «Скажи наоборот»

4-я

Тема «Предложение».

Примерное содержание:

Слова, обозначающие предметы, признаки и действия.

Слово и предложение.

Составление простых предложений.

Последовательность слов в предложении.

Определение количества слов в предложении.

Передача повествовательной интонации.

Схематическое изображение предложения.

Примерный перечень игр:

«Живые слова», «Составь предложение», Составь предложение по схеме»

ноябрь

1-я

Гласные звуки и буквы.

Звук и буква А.

Примерное содержание:

Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов.

Определение позиции звука в слове.

Умение образовывать относительные прилагательные от существительных в разных падежных формах.

Употребление существительных в разных падежных формах.

Примерный перечень игр: «Придумай предложение», «Передай характер», «Поймай звук», «Будь внимателен», «Из чего какой сок», «Где звук?», «Закончи предложение»

2-я

Гласные звуки и буквы.

Звук и буква У.

Примерное содержание:

Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов.

Определение позиции звука в слове.

Деление слов на слоги.

Образование глаголов прошедшего времени с приставкой «у».

Существительные в форме Д.п. ед.ч.

Предлог «у».

Составление и анализ предложений.

Примерный перечень игр:

«Будь внимателен», «Разложи картинки», «подбери по образцу», «Постройка моста»

3-я

Гласные звуки и буквы.

Звук и буква И.

Примерное содержание:

Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов.

Определение позиции звука в слове.

Образование притяжательных прилагательных от существительных.

Согласование местоимений с глаголами.

Животные и их детёныши.

Составление предложений с коротким словом «и».

Звуко-буквенный анализ и синтез сочетаний гласных.

Примерный перечень игр:

«Будь внимателен», «Выбери картинки», «Подбери слово», «Чьи уши?», «Звуковая дорожка», «Короткое слово»

4-я

Гласные звуки и буквы.

Звук и буква О.

Примерное содержание:

Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов.

Определение позиции звука в слове.

Образование существительных в форме И.п. ед.ч. от существительных в И.п. мн.ч.

Употребление несклоняемого существительного «пальто».

Предлог «о».

Составление предложений с предлогом «о».

Примерный перечень игр:

«Передай настроение», «Поймай звук», «Много-один», «Подбери картинку»

декабрь

1-я

Гласные звуки и буквы.

Звук и буква Ы.

Примерное содержание:

Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов.

Определение позиции звука в слове.

Деление слов на слоги.

Употребление существительных в И.п. мн.ч.

Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Звуко-буквенный анализ и синтез сочетаний гласных.

Примерный перечень игр:

«Вверх-вниз», «Поймай звук», «Где звук?», «Считаем слоги», «Доскажи словечко», «Подбери картинку»

2-я

Гласные звуки и буквы.

Звук и буква Э.

Примерное содержание:

Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов.

Определение позиции звука в слове.

Деление слов на слоги.

Употребление существительных в форме Р.п. ед.ч. с предлогом «без».

Чтение пройденных букв и их сочетание.

Анализ предложения с выкладыванием его схемы.

Примерный перечень игр:

«Узнай звук», «Где звук?», «Посчитай слоги», «Без чего?», «Подбери слово»

3-я

Закрепление. Гласные звуки и буквы.

Корректурные пробы с буквами.

Написание букв.

Чтение стечений гласных звуков.

Составление простых предложений.

4-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква М.

Примерное содержание:

Воспроизведение слоговых рядов с различной интонацией.

Определение позиции звука в слове.

Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже.

Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

Чтение обратных и прямых слогов с буквой «М».

Составление предложений к заданной схеме.

Примерный перечень игр:

«Скажи наоборот», «Запомни, повтори», «Выбери картинки», «Молочный или медовый»

5-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Н.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Подбор слов-антонимов.

Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

Чтение обратных и прямых слогов.

Составление и анализ предложений с предлогом «на».

Примерный перечень игр:

«Слоги наоборот», «Добавь звук», «Разбери картинки», «Наоборот»

январь

1-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Х.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Выделение последнего слога в слове и составление с ним рифмы.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

Чтение обратных и прямых слогов.

Составление и анализ предложений с заданным словом.

Примерный перечень игр:

 «Узнай звук», «Слоги наоборот», «Разбери картинки», «Сочини»

2-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква К.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Воспроизведение слоговых рядов с различным темпом и ритмом.

Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме ед. и мн.ч.

Звуко- буквенный анализ и синтез односложных слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Составление предложений с предлогом «к».

Примерный перечень игр:

 «Узнай звук», «Повтори», «Выбери картинки», «Назови ласково», «К кому бегут детки?»

3-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Т.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Воспроизведение слоговых рядов с различным темпом и ритмом.

Образование глаголов с приставкой «от».

Составление предложений с предлогом «от».

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Скажи наоборот», «Повтори», «Подарки», «От чего?»

февраль

1-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква К, Т.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Замена согласного звука в начале слова.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.

Чтение слогов, слов и предложений.

Составление предложений с союзом «а».

Употребление предлогов «к», «от».

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Повтори», «Замени первый звук», «4-й лишний», «К кому бегут, а от кого убегают?»

2-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква П.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Несклоняемые существительные.

Звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Составление предложений с предлогом «по».

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр:

 «Узнай звук», «Тихо-громко», «Что приготовил повар?», «Где звук?», «Необычное слово», «Путешественник»

3-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Б.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных.

Чтение слогов, слов и вопросительных предложений.

Составление предложений из заданных слов.

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр:

 «Поймай звук», «Повтори», «Разложите бананы», «Составьте предложения»

4-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква П, Б.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Замена первого согласного звука в начале слова.

Образование и употребление относительных прилагательных.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Составление предложений из заданных слов.

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Повтори», «Назовите слог», «Замени первый звук», «Разберите картинки», «Подбери правильно», «Выбери и напиши»

март

1-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Д.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование родственных слов и составление с ними предложений.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Написание слов и предложений.

Составление схемы предложений.

Примерный перечень игр:

«Поймай звук», «Повтори», «Разберём картинки», «Слова-родственники»

2-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Т, Д.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Замена первого согласного звука в начале слова.

Образование сложных слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр:

«Хлопни, топни», «Повтори», «Назовите слог», «Замени  первый звук», «4-й лишний», «Один, два, три, четыре»

3-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Г.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Воспроизведение слоговых рядов с различной силой голоса.

Слова-антонимы.

Образование существительных в форме мн.ч.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр:

«Гусь и гусёнок», «Гуси гогочут», «Выбери картинки», «Наоборот», «Вместе»

4-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква К, Г.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Замена первого согласного звука в начале слова.

Подбор слов-предметов к словам-признакам, согласование слов в роде и числе.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов и вопросительных предложений.

Написание слов и предложений.

Примерный перечень игр:

«Узнай звук», «Скажи наоборот», «Повтори», «Доскажи», «Подарки», «подбери предмет»

5-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква В.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование приставочных глаголов.

Слова-антонимы.

Образование существительных в форме мн.ч.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов.

Составление предложений с предлогом «в» по предложенной схеме.

Примерный перечень игр:

«Поймай звук», «Повтори», «Наоборот», «Разберём картинки», «Подбери действия»

апрель

1-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Ф.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование родственных слов.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов.

Составление и анализ простых распространённых предложений с однородными членами.

Примерный перечень игр:

«Повтори», «Наоборот», «Слова-родственники», «Мы-шофёры», «Кому что нужно?»

2-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква В, Ф.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение и написание слогов и слов.

Составление сложных предложений с союзом «а».

Примерный перечень игр:

«Хлопни, топни», «Наоборот», «Разложите картинки», «Сравни»

3-я

Согласные звуки и буквы.

Звук С.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование сложных слов.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов.

Составление и анализ простых распространённых предложений с предлогом «с», «со» + существительное в форме Р.п..

Примерный перечень игр:

«Выбери дерево», «Наоборот», «Расставьте лейки», «Где звук?», «Сложи слово»

4-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква С.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование слов- признаков от слов-существительных.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение и написание слогов, слов.

Составление и анализ простых распространённых предложений с предлогом «с» + существительное в форме Т.п..

Примерный перечень игр:

«Повторите», «Соберите бусы», «Образуй слово-признак»

май

1-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква З.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование родственных слов.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов и предложений.

Составление предложений с предлогом «за» + существительное в форме Т.п..

Примерный перечень игр:

«Повторите», «Наоборот», «Земные предметы», «Где звук», «Прятки»

2-я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква С, З.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Образование сложных слов.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение слогов, слов.

Составление предложений с предлогами «из-за», «из-под» + существительное в форме Р.п..

Примерный перечень игр:

«Запомни, повтори», «Для зайки и лисы», «Догонялки», «Выбери и напиши»

3-4я

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Ш.

Примерное содержание:

Определение позиции звука в слове.

Согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Чтение и написание слогов, слов и предложений.

Примерный перечень игр:

«Постучи, как я», «Половина чего?», «Мишуткины мешки»

5-я

Закрепление пройденного.

Повторение материала.

Чтение слогов, слов и предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте с элементами театрализации в подготовительной к школе группе "Мы любим играть в "теремок"

Ввести детей в мир  знакомой сказки,  давая им возможность   самостоятельно решать «проблемы» сказочных героев.Поддерживать желание помочь героям сказки, подружить их.В...

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...

Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста

Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста.Подборка  художественной литературы и пословиц по теме....