Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста на год. Развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_soderzhanie_zanyatiy_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_u_doshkolnikov_s_zpr.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте
у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
Месяц | Неделя | Подготовка к обучению грамоте |
сентябрь | 3-я | Тема «Звук». Примерное содержание: Речевые и неречевые звуки. Дифференциация. Понятия «гласный звук», «согласный звук». Звук и буква. Примерный перечень игр: «Где звенит колокольчик?», «Узнай по звучанию», «Песенки зверей», «Гласный или согласный звук?», «Портреты» |
4-я | Тема «Слог». Примерное содержание: Гласные и согласные звуки. Воспроизведение слогового ряда из прямых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными. Слогообразующая роль гласных звуков. Слог и слово. Деление слова на слоги. Определение количества слогов. Слоговые схемы слов. Примерный перечень игр: «Гласный или согласный звук?», «Повтори, не ошибись», «Слово или слог?», «Разложим подарки», «Угадай слово», «Посчитаем слоги» | |
октябрь | 1-я | Тема «Слова-предметы». Примерное содержание: Деление слов на слоги. Слово и звук. Длинные и короткие слова. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Вопросы «Кто это?», «Что это?» Передача вопросительной интонации. Примерный перечень игр: «Посчитай слоги», «Доскажи словечко», «Собери-разбери», «Длинное-короткое», «Живое-неживое», «Вопрос-ответ» |
2-я | Тема «Слова-действия». Примерное содержание: Слово-предмет и слово-действие. Правильно задавать вопрос к словам, обозначающим живые и неживые предметы. Правильно задавать вопрос к слову действию и отвечать на него. Передача вопросительной интонации. Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Образование глаголов от существительных. Примерный перечень игр: «Задай вопрос», «Узнай слово», «Назови действия», «Кто больше?», «Спроси соседа», «Ответь на вопрос», «Подбери словечко» | |
3-я | Тема «Слова-признаки». Примерное содержание: Относительные и качественные прилагательные. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам. Умение правильно задавать вопросы к словам-признакам и отвечать на них. Согласование прилагательных и существительных в числе и роде. Слова-антонимы. Передача вопросительной интонации. Примерный перечень игр: «Посчитай признаки», «Назови признаки», «Спроси соседа», «Из чего какое», «Скажи наоборот» | |
4-я | Тема «Предложение». Примерное содержание: Слова, обозначающие предметы, признаки и действия. Слово и предложение. Составление простых предложений. Последовательность слов в предложении. Определение количества слов в предложении. Передача повествовательной интонации. Схематическое изображение предложения. Примерный перечень игр: «Живые слова», «Составь предложение», Составь предложение по схеме» | |
ноябрь | 1-я | Гласные звуки и буквы. Звук и буква А. Примерное содержание: Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов. Определение позиции звука в слове. Умение образовывать относительные прилагательные от существительных в разных падежных формах. Употребление существительных в разных падежных формах. Примерный перечень игр: «Придумай предложение», «Передай характер», «Поймай звук», «Будь внимателен», «Из чего какой сок», «Где звук?», «Закончи предложение» |
2-я | Гласные звуки и буквы. Звук и буква У. Примерное содержание: Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов. Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Образование глаголов прошедшего времени с приставкой «у». Существительные в форме Д.п. ед.ч. Предлог «у». Составление и анализ предложений. Примерный перечень игр: «Будь внимателен», «Разложи картинки», «подбери по образцу», «Постройка моста» | |
3-я | Гласные звуки и буквы. Звук и буква И. Примерное содержание: Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов. Определение позиции звука в слове. Образование притяжательных прилагательных от существительных. Согласование местоимений с глаголами. Животные и их детёныши. Составление предложений с коротким словом «и». Звуко-буквенный анализ и синтез сочетаний гласных. Примерный перечень игр: «Будь внимателен», «Выбери картинки», «Подбери слово», «Чьи уши?», «Звуковая дорожка», «Короткое слово» | |
4-я | Гласные звуки и буквы. Звук и буква О. Примерное содержание: Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов. Определение позиции звука в слове. Образование существительных в форме И.п. ед.ч. от существительных в И.п. мн.ч. Употребление несклоняемого существительного «пальто». Предлог «о». Составление предложений с предлогом «о». Примерный перечень игр: «Передай настроение», «Поймай звук», «Много-один», «Подбери картинку» | |
декабрь | 1-я | Гласные звуки и буквы. Звук и буква Ы. Примерное содержание: Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов. Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Употребление существительных в И.п. мн.ч. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Звуко-буквенный анализ и синтез сочетаний гласных. Примерный перечень игр: «Вверх-вниз», «Поймай звук», «Где звук?», «Считаем слоги», «Доскажи словечко», «Подбери картинку» |
2-я | Гласные звуки и буквы. Звук и буква Э. Примерное содержание: Умение выделять звук из ряда гласных, слогов, слов. Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Употребление существительных в форме Р.п. ед.ч. с предлогом «без». Чтение пройденных букв и их сочетание. Анализ предложения с выкладыванием его схемы. Примерный перечень игр: «Узнай звук», «Где звук?», «Посчитай слоги», «Без чего?», «Подбери слово» | |
3-я | Закрепление. Гласные звуки и буквы. Корректурные пробы с буквами. Написание букв. Чтение стечений гласных звуков. Составление простых предложений. | |
4-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква М. Примерное содержание: Воспроизведение слоговых рядов с различной интонацией. Определение позиции звука в слове. Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже. Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов. Чтение обратных и прямых слогов с буквой «М». Составление предложений к заданной схеме. Примерный перечень игр: «Скажи наоборот», «Запомни, повтори», «Выбери картинки», «Молочный или медовый» | |
5-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Н. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Подбор слов-антонимов. Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов. Чтение обратных и прямых слогов. Составление и анализ предложений с предлогом «на». Примерный перечень игр: «Слоги наоборот», «Добавь звук», «Разбери картинки», «Наоборот» | |
январь | 1-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Х. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Выделение последнего слога в слове и составление с ним рифмы. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. Чтение обратных и прямых слогов. Составление и анализ предложений с заданным словом. Примерный перечень игр: «Узнай звук», «Слоги наоборот», «Разбери картинки», «Сочини» |
2-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква К. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Воспроизведение слоговых рядов с различным темпом и ритмом. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме ед. и мн.ч. Звуко- буквенный анализ и синтез односложных слов. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений с предлогом «к». Примерный перечень игр: «Узнай звук», «Повтори», «Выбери картинки», «Назови ласково», «К кому бегут детки?» | |
3-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Т. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Воспроизведение слоговых рядов с различным темпом и ритмом. Образование глаголов с приставкой «от». Составление предложений с предлогом «от». Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. Чтение слогов, слов и предложений. Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Скажи наоборот», «Повтори», «Подарки», «От чего?» | |
февраль | 1-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква К, Т. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Замена согласного звука в начале слова. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений с союзом «а». Употребление предлогов «к», «от». Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Повтори», «Замени первый звук», «4-й лишний», «К кому бегут, а от кого убегают?» |
2-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква П. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Несклоняемые существительные. Звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений с предлогом «по». Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Узнай звук», «Тихо-громко», «Что приготовил повар?», «Где звук?», «Необычное слово», «Путешественник» | |
3-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Б. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных. Чтение слогов, слов и вопросительных предложений. Составление предложений из заданных слов. Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Поймай звук», «Повтори», «Разложите бананы», «Составьте предложения» | |
4-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква П, Б. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Замена первого согласного звука в начале слова. Образование и употребление относительных прилагательных. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений из заданных слов. Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Повтори», «Назовите слог», «Замени первый звук», «Разберите картинки», «Подбери правильно», «Выбери и напиши» | |
март | 1-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Д. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование родственных слов и составление с ними предложений. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов и предложений. Написание слов и предложений. Составление схемы предложений. Примерный перечень игр: «Поймай звук», «Повтори», «Разберём картинки», «Слова-родственники» |
2-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Т, Д. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Замена первого согласного звука в начале слова. Образование сложных слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов и предложений. Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Повтори», «Назовите слог», «Замени первый звук», «4-й лишний», «Один, два, три, четыре» | |
3-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Г. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Воспроизведение слоговых рядов с различной силой голоса. Слова-антонимы. Образование существительных в форме мн.ч. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов и предложений. Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Гусь и гусёнок», «Гуси гогочут», «Выбери картинки», «Наоборот», «Вместе» | |
4-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква К, Г. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Замена первого согласного звука в начале слова. Подбор слов-предметов к словам-признакам, согласование слов в роде и числе. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов и вопросительных предложений. Написание слов и предложений. Примерный перечень игр: «Узнай звук», «Скажи наоборот», «Повтори», «Доскажи», «Подарки», «подбери предмет» | |
5-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква В. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование приставочных глаголов. Слова-антонимы. Образование существительных в форме мн.ч. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов. Составление предложений с предлогом «в» по предложенной схеме. Примерный перечень игр: «Поймай звук», «Повтори», «Наоборот», «Разберём картинки», «Подбери действия» | |
апрель | 1-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Ф. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование родственных слов. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов. Составление и анализ простых распространённых предложений с однородными членами. Примерный перечень игр: «Повтори», «Наоборот», «Слова-родственники», «Мы-шофёры», «Кому что нужно?» |
2-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква В, Ф. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение и написание слогов и слов. Составление сложных предложений с союзом «а». Примерный перечень игр: «Хлопни, топни», «Наоборот», «Разложите картинки», «Сравни» | |
3-я | Согласные звуки и буквы. Звук С. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование сложных слов. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов. Составление и анализ простых распространённых предложений с предлогом «с», «со» + существительное в форме Р.п.. Примерный перечень игр: «Выбери дерево», «Наоборот», «Расставьте лейки», «Где звук?», «Сложи слово» | |
4-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква С. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование слов- признаков от слов-существительных. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение и написание слогов, слов. Составление и анализ простых распространённых предложений с предлогом «с» + существительное в форме Т.п.. Примерный перечень игр: «Повторите», «Соберите бусы», «Образуй слово-признак» | |
май | 1-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква З. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование родственных слов. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений с предлогом «за» + существительное в форме Т.п.. Примерный перечень игр: «Повторите», «Наоборот», «Земные предметы», «Где звук», «Прятки» |
2-я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква С, З. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Образование сложных слов. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение слогов, слов. Составление предложений с предлогами «из-за», «из-под» + существительное в форме Р.п.. Примерный перечень игр: «Запомни, повтори», «Для зайки и лисы», «Догонялки», «Выбери и напиши» | |
3-4я | Согласные звуки и буквы. Звук и буква Ш. Примерное содержание: Определение позиции звука в слове. Согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Чтение и написание слогов, слов и предложений. Примерный перечень игр: «Постучи, как я», «Половина чего?», «Мишуткины мешки» | |
5-я | Закрепление пройденного. Повторение материала. Чтение слогов, слов и предложений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе" Грамотеи"
закрепить знания детей и помочь освоить материал...
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте с элементами театрализации в подготовительной к школе группе "Мы любим играть в "теремок"
Ввести детей в мир знакомой сказки, давая им возможность самостоятельно решать «проблемы» сказочных героев.Поддерживать желание помочь героям сказки, подружить их.В...
Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста
Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является...
Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста.Подборка художественной литературы и пословиц по теме....