Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста.
Подборка художественной литературы и пословиц по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_soderzhanie_po_formirovaniyu_tselostnoy_kartiny_mira_u_doshkolnikov.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное содержание по формированию целостной картины мира
у дошкольников с ЗПР
Месяц | Неделя | Тема | Содержание |
сентябрь | 1-я | До свидания, лето! Здравствуй, детский сад! | Период адаптации. Представления о лете и его признаках. Представления о детском саде, о работниках детского сада, занятиях и правилах, игровых и учебных зонах. Ориентировка в пространстве группы и детского сада. Профессии: воспитатель, учитель, повар, дворник, медсестра, помощник воспитателя, заведующий. Беседы о дружбе, поддержке и взаимовыручке. Пословицы и поговорки о дружбе: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Друг познаётся в беде», «Жить душа в душу»- смысл выражения. Художественная литература по теме: К. Ушинский «Четыре желания», Е. Пермяк «Самое страшное» |
2-я | Ранняя осень Признаки осени. | Представления об осени, о признаках ранней осени. Осенние месяцы. Изменения, происходящие в погоде, растительном, животном мире и жизнедеятельности людей осенью. Природные явления и осадки. Дары осени. Наблюдение на прогулках за изменениями в природе. Стихотворения русских поэтов об осени. Сюжетные картины по теме (обсуждение, придумывание названий, ответы на вопросы) «Льёт как из ведра»- смысл выражения. Художественная литература по теме: С. Козлов «Осенние корабли», С. Маршак «Круглый год» (сентябрь), В. Бианки «Синичкин календарь» (сентябрь) | |
3-я | Деревья, кустарники. | Обобщающее понятие. Отличие деревьев и кустарников. Строение деревьев и кустарников. Названия деревьев: берёза, дуб, клён, рябина, осина, ель, сосна. Названия кустарников: сирень, шиповник, смородина, малина, крыжовник. Плодовые деревья. Плоды. Деревья и листья. С какого дерева листок? Польза деревьев и кустарников. Что изготавливают из деревьев. Бережное отношение к растениям. Художественная литература по теме: К. Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Праздник леса» | |
4-я | Дары леса: грибы, ягоды. | Дары леса: грибы, ягоды, орехи. Обобщающее понятие. Съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Строение грибов и ягод. Польза грибов и ягод. Почему так называются? Когда собирают грибы и ягоды в лесу? Что готовят из грибов, ягод? Названия грибов: белый гриб (боровик), красный гриб (подосиновик), подберёзовик, лисичка, сыроежка, мухомор, поганка. Названия ягод: малина, земляника, черника, клюква, брусника, голубика. «Волков бояться- в лес не ходить»- смысл выражения Художественная литература по теме: Сказка «Война грибов с ягодами» в обработке В. Даля | |
октябрь | 1-я | Огород. Овощи. | Обобщающее понятие. Названия овощей: помидор, огурец, капуста, лук, кабачок, картофель, тыква, репа, свёкла, морковь. Где растут овощи? Как растут? Когда их собирают? Вершки и корешки. Труд людей в огороде, на поле. Польза овощей. Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно готовить. Что можно приготовить из овощей. Художественная литература по теме: Н. Носов «Огурцы», С. Маршак «Круглый год» (октябрь), В. Бианки «Синичкин календарь» (октябрь) |
2-я | Сад. Фрукты. | Обобщающее понятие. Названия фруктов: яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, ананас, лимон, персик, абрикос, слива. Где растут фрукты? Как растут? Когда их собирают? Польза фруктов. Какие фрукты можно есть с кожурой, а какие нужно чистить. Что можно приготовить из фруктов. Дифференциация овощи/фрукты. «Пальчики оближешь»- смысл выражения. Художественная литература по теме: К. Ушинский «История одной яблоньки» | |
3-я | Продукты питания. | Обобщающее понятие. Продукты молочные (молоко, сметана, сыр, йогурт, кефир, творог, масло, мороженое), яйца, мясные, мучные (хлеб, булка, ватрушка, сушки, сухари и т.д.), зерновые (греча, рис, пшено и т.д.), фрукты/ овощи/ ягоды. Где покупают продукты? Кто продаёт продукты? Где хранят продукты? Какие продукты надо хранить в холодильнике. Какие продукты надо термически обрабатывать и почему. Способы приготовления продуктов: варить, тушить, жарить, печь, резать, тереть, солить, сластить. Польза разных видов продуктов. Почему питание должно быть разнообразным. Каши (гречневая, рисовая, овсяная и т.д.) Супы (гороховый, грибной, куриный, щи, борщ, вермишелевый и т.д.) Варенье: клубничное, малиновое, земляничное, сливовое, черносмородиновое) Напитки: сок, чай, компот, лимонад, какао, морс. «Хлеб всему голова», «Дорога ложка к обеду»- смысл выражения. Художественная литература по теме: Д. Мамин-Сибиряк «О молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» | |
4-я | Бытовые приборы. | Обобщающее понятие. Названия: холодильник, плита, стиральная машина, посудомоечная машина, микроволновая печь, утюг, телевизор, компьютер, фен, пылесос. Польза бытовой техники. Назначение. Как работает, какие действия выполняет. Правила безопасного применения. «Первый блин комом»- смысл выражения. Художественная литература по теме: Л. Пантелеев «Большая стирка» | |
ноябрь | 1-я | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Обобщающее понятие. Виды одежды: сезонная, уличная/ домашняя, верхняя/ нижняя, повседневная/ праздничная, мужская/женская. Обувь: сезонная, уличная/ домашняя. Головные уборы: кепка, шапка, шляпа, платок/косынка. Назначение одежды/ обуви/ головного убора. Уход за одеждой/обувью. Материал, из которого изготавливают: ткань, кожа, резина, шерсть, хлопок. Кто шьёт одежду, кто придумывает фасон. Культурно- гигиенические навыки. «Семь раз отмерь- один раз отрежь»- смысл выражения. Художественная литература: Н. Носов «Телефон», М. Зощенко «Глупая история» |
2-я | Перелетные птицы. | Обобщающее понятие. Названия: ласточка, грач, скворец, журавль, утка, лебедь. Строение птиц. Почему так называются? Почему улетают на юг? Где живут и чем питаются в наших краях. Художественная литература: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», С. Маршак «Круглый год» (ноябрь), В. Бианки «Синичкин календарь» (ноябрь) | |
3-я | Домашние птицы. | Обобщающее понятие. Названия: кура/петух, индюк/ индейка, гусь/ гусыня. Птенцы: цыплята, индюшата, гусята. Почему так называются? Где живут и чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Как человек о них заботится. «Шила в мешке не утаишь»- смысл выражения. Художественная литература: Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | |
4-я | Осень. Обобщение. | Представления об осени и её признаках. Осенние месяцы. Осень в стихах русских поэтов. Обобщение: как осенью меняются погода, растения, животные, деятельность людей. Как люди и животные готовятся к зиме. Золотая осень. Почему так называется? «Цыплят по осени считают»-смысл выражения. Художественная литература: А. Плещеев «Осень», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», И.Бунин «Листопад» | |
декабрь | 1-я | Зима. Признаки зимы. | Представления о зиме. Признаки зимы. Зимние месяцы. Как зимой меняются погода, растения, животные, деятельность людей. Зима в стихотворениях русских поэтов. «Любишь кататься- люби и саночки возить»- смысл выражения. Новые слова: снегопад, метель, стужа, иней. Художественная литература: К. Ушинский «Проказы старухи-зимы», С. Маршак «Круглый год» (декабрь), В. Бианки «Синичкин календарь» (декабрь) |
2-я | Дикие животные. | Обобщающее понятие. Названия: волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка, кабан, лось. Животные и их детёныши. Строение животных. Среда обитания, чем питаются, как проводят зиму. «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»- смысл выражения. Художественная литература: Д. Мамин-Сибиряк «Про Храброго зайца- длинные уши, косые глаза, длинный хвост» | |
3-я | Домашние животные. | Обобщающее понятие. Названия: корова, коза, овца, собака, кошка, свинья. Животные и их детёныши. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Дифференциация домашних и диких животных. «Ласковый телёнок двух маток сосёт», «Доброе слово и кошке приятно»- смысл выражения. Художественная литература: Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | |
4-я | Праздник Новый год. | Подготовка к празднику, атрибуты праздника. Традиции празднования Нового года в России. Дедушка Мороз и Снегурочка. Новогодние песни и хороводы. Художественная литература: Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | |
5-я | Праздник Новый год. | Помощники Деда Мороза. Где живёт Дед Мороз. Новогодние песни и хороводы. Художественная литература: Н. Абрамцева «Трудно быть добрым?» | |
январь | 1-я | Зимние забавы. Зимние виды спорта. | Зимние забавы, зимние занятия: катания на санках, на коньках, на лыжах; строительство снежной крепости, игра в снежки. Зимние виды спорта: хоккей, фигурное катание, катание на лыжах. Наблюдения за изменениями в природе зимой. Свойства воды, снега, льда. «Делу время- потехе час», «Сделал дело- гуляй смело»- смысл выражения. Художественная литература: С. Маршак «Загорелся кошкин дом», С. Маршак «Круглый год» (январь), В. Бианки «Синичкин календарь» (январь) |
2-я | Зимующие птицы. | Обобщающее понятие. Названия: ворона, воробей, синица, галка, снегирь, голубь, сорока. Как переживают зиму, чем питаются. Как люди помогают птицам зимой. Чем можно кормить птиц. «Слово не воробей, вылетит- не поймаешь»- смысл выражения Художественная литература: Д. Мамин-Сибиряк «Про воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» | |
3-я | Зоопарк (животные холодных стран). | Обобщающее понятие «Животные и птицы холодных стран». Названия: морж, тюлень, белый медведь, пингвин, песец, полярная сова, северный олень. Среда обитания, внешний вид, повадки, чем питаются, как выживают. «Как снег на голову»- смысл выражения. Художественная литература: К. Чуковский «Доктор Айболит» | |
февраль | 1-я | Зоопарк (животные жарких стран). | Обобщающее понятие «Животные и птицы жарких стран». Названия: носорог, бегемот, лев, тигр, обезьяна, черепаха, попугай, змея, жираф, верблюд, ящерица, зебра. Среда обитания, внешний вид, повадки, чем питаются, как выживают. Хищные и травоядные животные. «Крокодиловы слёзы»- смысл выражения Художественная литература: К. Чуковский «Доктор Айболит» |
2-я | Профессии. | Обобщающее понятие. Названия: врач, парикмахер, повар, продавец, учитель, воспитатель, строитель, дворник, пожарный, полицейский, водитель. Профессиональные инструменты. Профессиональные действия. «Дело мастера боится», «Красна птица пением, а человек- умением»- смысл выражения. Художественная литература: Н. Носов «Незнайка- художник», «Незнайка-музыкант», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». | |
3-я | Инструменты. | Обобщающее понятие. Виды инструментов: строительные (столярные), садовые. Названия: топор, молоток, пила, отвёртка, дрель, ножницы, лопата, клещи, грабли. Назначение. Правила безопасного использования. «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают»- смысл выражения Художественная литература: Е. Пермяк «Торопливый ножик», С. Маршак «Круглый год» (февраль), В. Бианки «Синичкин календарь» (февраль) | |
4-я | День защитника Отечества. | Понятие «защитник», «Отечество», «родина». Праздник «День Защитника» и его атрибуты. Военные профессии: лётчик, пулемётчик, танкист, моряк, пехотинец, пограничник. Военная техника. Качества, которыми должны обладать защитники: храбрость, сила, воля, ловкость, смекалка. «Один в поле не воин- смысл выражения. Художественная литература: Л. Пантелеев «Честное слово» | |
март | 1-я | Весна. Признаки весны. | Весна, признаки весны. Весенние месяцы. Изменения в погоде, растительном и животном мире, в жизнедеятельности людей весной. «Без труда не выловишь и рыбки из пруда»- смысл выражения. Художественная литература: К. Чуковский «Краденое солнце», В. Осеева «Волшебное слово» |
2-я | Международный женский день. | Праздник и его атрибуты. Роль мамы в жизни человека. Семья и её значение. Члены семьи, родственные связи. Художественная литература: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», С. Маршак «Круглый год» (март), В. Бианки «Синичкин календарь» (март) | |
3-я | Мебель. | Обобщающее понятие. Названия: кровать, диван, шкаф, стол, стул, тумба, табуретка. Назначение. Кто делает мебель. Детали мебели. Материал, из которого изготавливают мебель. Художественная литература: Н. Носов «Живая шляпа» | |
4-я | Посуда. | Обобщающее понятие. Кухонная и столовая посуда. Названия: тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, стакан, сковорода, кастрюля, поварёшка. Маслёнка, хлебница, сахарница, солонка. Банка, бутылка, кувшин. Назначение посуды. Материал, из которого изготавливают посуду (стекло, глина, керамика, пластмасса, металл, дерево). Части посуды. Как ухаживать за посудой. Правила поведения за столом. Виды художественной росписи посуды (хохлома, гжель). «Бить баклуши»- смысл выражения Художественная литература: К. Чуковский «Федорино горе» | |
5-я | Школьные принадлежности. | Обобщающее понятие. Названия: пенал, портфель, тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка. Назначение. Школа: учитель, ученик, урок, перемена, парта, звонок. «Век живи- век учись»- смысл выражения. Художественная литература: Л. Толстой «Филипок» | |
апрель | 1-я | Тело человека. Я и мой организм. | Строение тела человека. Внешний вид (части тела) и внутренние органы (сердце, мозг, лёгкие, желудок). Назначение частей тела и органов. Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, тактильное ощущение. Как человек двигается. Мышцы. Словарь: скелет, кожа, кости, вены, мышцы. Ориентировка в схеме тела и в пространстве. «Повесить нос», «Встать не с той ноги», «Взять себя в руки», «Держать язык за зубами»- смысл выражения. Художественная литература: К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Круглый год» (апрель), В. Бианки «Синичкин календарь» (апрель) |
2-я | Космос. День космонавтики. | Элементарные представления о Солнечной системе. Что такое космос. Планеты. Планета Земля. Спутник Земли. Земля и Солнце. Земля и Луна. День и ночь. Времена года. Юрий Гагарин. Первые космонавты. Первые открытия. Словарь: комета, метеорит, спутник, космический корабль. Художественная литература: В. Драгунский «Удивительный день» | |
3-я | Транспорт. | Обобщающее понятие. Наземный, воздушный, водный; подземный, подводный, железнодорожный транспорт. Названия: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, поезд, мотоцикл, велосипед, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, лодка, катер, подводная лодка, метро. Назначение транспорта. Транспорт и электричество. Профессии: водитель, машинист, пилот, капитан, кондуктор, контролёр. Правила проезда в транспорте, правила поведения в транспорте, правила безопасности при проезде в транспорте. «Готовь сани летом, а телегу- зимой»- смысл выражения. Художественная литература: Н. Носов «Автомобиль» | |
4-я | Транспорт. | Пассажирский и грузовой транспорт. Специальный транспорт: трактор, комбайн, автокран, мусоровоз, пожарная машина, Скорая помощь, полицейская машина, экскаватор, аварийная служба. Назначение специального транспорта. Правила дорожного движения. «Поспешишь-людей насмешишь»- смысл выражения Художественная литература: Н. Носов «Метро» | |
май | 1-я | День Победы. | Праздник и его атрибуты. ВОВ. Что такое война? Что такое Родина? Что такое подвиг? Ветераны ВОВ. Наша память о войне. Подвиги солдат. «Смелость города берёт», «Тяжело в учении- легко в бою»- значение выражения. Художественная литература: Военные стихи и рассказы для детей |
2-я | Наша Родина. | Что такое Родина? Наша страна. Россия. Флаг России, гимн России, президент России, столица России. Россия- какая она? Города России (Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Тула). Россия на карте. Достопримечательности России. Художественная литература: С. Михалков «Дядя Стёпа» | |
3-4я | Наш город. | Наш город Санкт-Петербург. Основатель Санкт-Петербурга. Пётр I. Главная река, главная улица. Карта Петербурга. Достопримечательности Петербурга. Жители Петербурга. Петербуржцы- какие они? Музеи Санкт-Петербурга. Львы Санкт-Петербурга. Художественная литература: С. Маршак «Круглый год» (май), В. Бианки «Синичкин календарь» (май) | |
5-я | Признаки лета. | Лето и его признаки. Летние месяцы. Изменения в погоде, растительном, животном мире и жизнедеятельности людей. Летние развлечения и игры. Художественная литература: Н. Носов «Шурик у дедушки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по формирование целостной картины мира для детей старшей и подготовительной групп "День прав ребенка".
Знакомство дошкольников с правами....
Занятие по формированию целостной картины мира для детей 2 группы раннего возраста «Наблюдение за рыбками в аквариуме».
Занятие по формированию целостной картины мира для детей 2 группы раннего возраста "Наблюдение за рыбками в аквариуме"...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас. Развивать связную ...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Овощи" в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Пополнять пассивный и активный словарь.Формировать представления о том, где растут овощи и как их собирают....
Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста на год. Развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя речи, связной...