Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода обучению детей родному языку и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 14.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста.
Курс обучения старшего дошкольного возраста для детей нашей группы, строится на последовательном поэтапном обучении детей звуковому, звуко – буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребенка письму.
В процессе НОД по подготовке к бучению грамоте работа проводится по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущая задача на занятиях - формирование устной речи, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
Содержание работы по подготовке детей нашей группы к обучению грамоте представлено следующими направлениями:
- развитие лексико – грамматического строя и связно речи;
-подготовка к обучению чтению;
-подготовка к обучению письму.
Эти направления являются структурными компонентами НОД.
Развитие лексико – грамматического строя и связной речи.
Мы знакомим детей со следующими темами:
-Понятие о слове, предложении и их значении;
-Слова с противоположными значениями: антонимы;
- Слова со сходными значениями: синонимы;
- Многосложные и обобщающие слова;
- Родственные слова.
Развитие связной речи детей дошколят, происходит посредством уточнения, обогащения, активизации словарного запаса. Коррекцию осуществляем по следующим направлениям:
- составление рассказа по сюжетной картине;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа по опорной иллюстрации.
В процессе НОД формируем у детей умения: согласовывать прилагательные с существительными, образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, существительные с увеличительными, ласкательными, повелительными суффиксами, понимать различение смысла слов. Уделяем существенное внимание синтаксической стороне речи - умению строить простые предложения.
Подготовка к обучению чтению
При подготовке к обучению чтению важным является формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Предметом изучения являются: звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ И Ь).
У детей формируем умения интонационно выделять звук в слове (более протяженно или громко, четко, чем остальные), определять местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце), называть слово с заданным звуком. Полученные умения подводят детей к овладению умениями определять последовательность звуков в слове, (т. е. звуковым анализом слова), а так же, представлять слово в виде звуковой схемы (графическое изображение звука: красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – твердый согласный звук, зеленый квадрат – мягкий согласный звук). Звуковая схема отражает отдельные звуки, их последовательность, и количество. Сначала дети овладевают навыками звукового анализа трехзвуковых слов, а потом - четырехзвуковых слов. А затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук, на этом этапе важно научить детей не путать понятия «звук» и «буква» (звук мы произносим, а при письме, он превращается в букву).
Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.
На занятиях дети знакомятся с термином «слово», учатся определять протяженность слов, делят слова на слоги с использованием различных приемов.
Подготовка к обучению письму
Подготовку к обучению письму осуществляется по следующим направлениям:
1.Развитие мелкой моторики, формирование умения правильно держать карандаш, правильное распределение мышечной нагрузки – развитие руки.
2. Развитие зрительно – пространственной ориентировки – подготовка к технике письма.
3. Письмо подразумевает умение проводить анализ и синтез графических элементов букв: их количество, пространственное расположение в букве – аналитико – синтетическая деятельность.
4. Осознанное печатание элементов букв и самих букв – формирование элементарных графических умений.
Для овладения навыками письма, в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте, включаем упражнения по создания основы произвольности движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию « Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста».
laquo; Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»....
План работы по самообразованию "Создание условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста."
План по самообразованию "Создание условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы....