Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте с элементами театрализации в подготовительной к школе группе "Мы любим играть в "теремок"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лубяко Людмила Васильевна

Ввести детей в мир  знакомой сказки,  давая им возможность   самостоятельно решать «проблемы» сказочных героев.

Поддерживать желание помочь героям сказки, подружить их.

Вызвать желание детей, в ходе игровых действий,  демонстрировать умение:

  • делить слова на слоги, определяя ударный слог;
  • выделять первые звуки слов и из них составлять новые слова;
  • выполнять звукобуквенный   анализ;
  • составлять предложения из набора слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы любим играть в «Теремок»

Конспект итогового  занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе  с элементами театрализации

Цели:

  1. Ввести детей в мир  знакомой сказки,  давая им возможность   самостоятельно решать «проблемы» сказочных героев.
  2. Поддерживать желание помочь героям сказки, подружить их.
  3. Вызвать желание детей, в ходе игровых действий,  демонстрировать умение:
  • делить слова на слоги, определяя ударный слог;
  • выделять первые звуки слов и из них составлять новые слова;
  • выполнять звукобуквенный   анализ;
  • составлять предложения из набора слов.

Оборудование: 

  • Мольберт с буквами для выкладывания слова;
  • Предметные картинки для составления слова «заяц»: зонт, ананас, яблоко, цапля;
  • 2 стола для выполнения заданий;
  • Цветные фишки для обозначения звуков;
  • Схемы слов (полоски)  для составления предложений;
  • Слова для составления предложений;
  • Крупный строительный конструктор для постройки «теремка»;
  • Макет нового Теремка;
  • Костюмы для детей: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
  • Атрибуты: ободок с заячьими ушами, хвост лисы,
  • Аудиозапись на вход каждого «героя».

Ход занятия:

В группе создана предметно-пространственная среда:

Посредине  «поляна» - ковер, перед ковром –стульчики для детей, слева выстроен «теремок» в половину роста ребенка  из строительного конструктора ,  справа – мольберт с набором букв, на противоположной стороне «поляны»  стоят 2 стола: один для выполнения звукового анализа, второй для составления схемы предложения.

Дети входят в группу, здороваются с гостями. Логопед приглашает детей пройти  и сесть на стульчики.

Логопед: Ребята, какие у вас любимые сказки? (ответы детей).

Замечательно! Вы все назвали сказку «Теремок». Значит, вы хорошо знаете эту сказку. Как вы думаете, можно рассказать эту сказку по-другому, по-новому?  (ответы детей). Может быть,  попробуем сочинить? Тогда я начинаю…

  1. Логопед: Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка

Пока похоже на старую сказку? (да) Посмотрим, что произойдет дальше.

(под веселую  музыку выбегает мышка-ребенок и бежит по кругу)

Логопед: А давайте вместе с ней побежим! Посмотрим, что будет дальше! Только тихо, чтобы она нас не заметила.

(дети  бегут по кругу на носочках)

Мышка: Маленькая мышка по городу бежит,

       Глядит во все окошки  и лапочкой грозит:

       Тех, кто не ложится спать

       Будет мышка щекотать!

(дети выполняют движения вместе с мышкой. Мышка щекочет детей и выбегает из круга, подбегает к теремку,   дети садятся на стульчики)

Мышка: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком  живет? Никто не отвечает. Буду тут жить.

Логопед:  Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

  1. Но вдруг  начался дождик! (выполнение детьми ритмических движений, сидя: хлопки руками и по коленям)

Кап-кап, тук-тук-тук…

Стало вдруг темно вокруг.

Этот дождик поутру

Разбудил детвору!

Как холодно! Смотрите-ка,   лягушка прыгает  (под музыку появляется лягушка-ребенок)

Хотела лягушка спросить, кто в теремке живет,  да не смогла: совсем замерзла под дождем. Ребята, что же делать? Как помочь бедной лягушке? Да и нам тоже! (ответы детей:  напоить горячим чаем, укутать  в теплое одеяло, надеть на себя теплую одежду, поиграть, побегать, растереть руки и ноги)

Поиграть? Это правильно! Встаньте в колонну друг за другом.  Прохлопайте на спине у впереди стоящего слово «лягушка» (лягушку хлопает логопед).

Сколько раз вы хлопнули? (три раза).

Попробуем разогреть губы и проверим, сколько гласных звуков в слове (руку под подбородок) – ля-гуш-ка

Сколько гласных звуков в слове? (три гласных звука).

  Значит, сколько слогов в этом слове ? (три слога). 

Позовите лягушку. (Лягушка! )

На какой слог падает ударение?  (ударение падает на второй слог).

Дети садятся на стульчики.

   Лягушка: Ква-ква! Я согрелась и опять могу квакать! Спасибо!

А что это за теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка, всем зверям подружка. А ты кто?

Лягушка: Я лягушка-квакушка, зеленое брюшко. Пусти меня к себе жить?

Мышка: заходи.

Логопед: И стали они жить вдвоем.

  1. Бежит мимо зайчик (под музыку появляется ребенок, но на нем шапочка без заячьих ушей).

Зайчик: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка, всем зверям подружка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка, зеленое брюшко. А ты кто?

Зайчик: А я не знаю, кто я! Я все забыл, пока убегал от волка. Но мудрый ворон  мне  подарил рисунки и сказал, что я узнаю, кто я, если смогу их прочитать. Это какая-то загадка! Как можно прочитать картинки? А вы сможете мне помочь?

Логопед: Ребята, мы  можем помочь неизвестному зверю? (ответы детей)

Надо  прочитать первые звуки названий  его картинок и написать буквы.

Заяц выкладывает картинки на ковре-полянке. Дети читают карточки по первым звукам: зонт, ананас, яблоко, цапля.

Выкладывают  буквы на мольберте. Читают.- ЗАЯЦ. (В это время логопед одевает  зайцу уши-ободок)

Зайчик: Я - заяц! Ура! Пустите меня к себе жить?

Звери: Заходи.

Логопед: И стали жить они втроем.

  1. Ребята, вы слышите, кто-то плачет!

(под музыку входит ребенок-лиса, без хвоста, хвост несет в руках)

Логопед: Лисонька, что случилось?

Лиса: Я - лиса без хвоста! Хвост оторвался! Бежала за колобком, застряла между двух берез и все! Оторвался хвостик! Что мне теперь делать? (плачет)

Логопед: (шёпотом). Ребята, я знаю, что делать: надо лечь на полянке, сказать волшебные слова: «Хвост   рыжей, пушистой лисы прилепись!»

Только надо носом набрать побольше воздуха и сказать это без остановки  (дыхательное упражнение: дети лежа произносят фразу три раза: шёпотом, обычным голосом и громко. В  это время логопед прикрепляет  лисе хвост).

Дети садятся на стульчики.

Лиса: Ах, какая я лиса- всему свету я краса! Благодарю вас!

Какой хорошенький теремок! Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка, всем зверям подружка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка, зеленое брюшко.

Зайчик: Я зайчик-попрыгайчик.  А ты кто?

Лиса: А я лиса, всему свету краса. Пустите меня к себе жить?

Звери: Заходи!

Логопед: И стали они жить вчетвером.

  1. (Звучит тревожная музыка. Появляется ребенок-волк.)

Волк: Я злой и  страшный серый волк! Я в козлятах знаю толк! Сейчас я вас съем! У-У-У!

Дети: Волк, почему ты такой злой?

Волк: А потому! Потому, что меня в лесу называют серой собакой, а я серый  волк!

Логопед: Ну не сердись, Волк! Мы тебе точно можем помочь! 

Логопед обращается к детям:

Ребята, как можно сделать так, чтобы все звери в лесу узнавали волка?

( Дети рассуждают: передать по радио, написать на деревьях, отправить телеграмму в лес, какой-то знак дать волку, изготовить ошейник с надписью).

Ребята сделают для тебя специальный красивый волчий ошейник, и всем станет понятно, что ты волк. Только дай слово, что ты никогда больше не будешь обижать зверей!

Волк: Я даю честное слово! Если меня будут уважать, я не буду обижать!

Логопед: Ребята, чтобы превращение волка из злого в доброго произошло быстрее, надо объединиться в две команды.  По каким словам объединимся? («звери» и «дружба»)

Дети подходят к столам  

  1. команда: дети делают звуковой анализ слова «ВОЛК»;

В слове «волк» 4 звука.

1 звук -  «В» -  согласный, твердый, звонкий

2 звук – «О» -  гласный

3 звук – «Л» - согласный, твердый звонкий

4 звук – «К» - согласный, твердый глухой

выбирают того, кто будет отвечать от команды

     2 команда: Придумывают предложение со словом «волк» и «добро»

« Волк станет теперь добрым». Выкладывают схему предложения

Выбирают того, кто будет отвечать от команды.

В предложении 4 слова.

Первое слово пишется с большой буквы, это начало предложения.

В конце предложения ставим точку.

(Логопед надевает волку цветной ошейник).

Волк: Вот за это вам спасибо! Я теперь добрый и все теперь видят, что я – волк.  Пойду,  попрошусь в теремок.

Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка, всем зверям подружка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка, зеленое брюшко.

Зайчик: Я зайчик попрыгайчик.

Лиса: Я лиса, всему свету краса. А ты кто?

Волк: Я волк, теперь я  в дружбе знаю  толк. Пустите к себе жить?

Звери: Заходи.

Логопед: И стали они жить впятером.

  1. Под музыку выходит ребенок-медведь.

Медведь: Ай да теремок! Хорош! Зайду!

(лезет в теремок и разрушает его)

Звери: Ребята, помогите! Нам нужен новый теремок!

Медведь: Помогите! За что ни возьмусь, все ломаю!

Логопед: Ребята, такая беда у зверей! Помощь нужна! Как помочь?

(Надо из слогов-кирпичиков  собрать предложения).

Правильно!  И звери тоже будут строить! Будет две команды.

Из предложенных слов дети и «звери» выкладывают предложения.

Дети: «Мы построим новый дом» 

Звери: «Звери будут жить в нем»

(пока дети занимаются,  на месте разрушенного теремка выставляется муляж нового теремка.)

Логопед: Вам понравилась наша сказка? А вам гости? Ну, а  сказочке конец, а кто …(дети заканчивают) слушал – молодец!

Л.  В.  Лубяко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в форме игры КВН в подготовительной к школе группе

Это занятие очень интересно, позволяет приобщить родителей к воспитанию детей и проявить активность и заинтересованность результатом. Занятие проводится с группой детей подготовительной к школе группы...

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте «Буква Ю» для детей подготовительной к школе группе( 13.04- 17.04 2020 г)

*Программное содержание:*Познакомить с звуком и буквой Ю*Учить закреплению гласной буквы Ю, развивать речь, внимание, фонематический слух. Учить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звук...

Конспект итогового занятия по дополнительной образовательной программе «Готовим руку к письму» в подготовительной к школе группе №12 «Научим Машу»

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по дополнительной образовательной программе  «Готовим руку к письму»; формировать графический навык   у детей  дош...