Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Споры о том, учить или не учить дошкольников, остались в прошлом. Уже никто (ни специалисты, ни родители) не сомневается в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Однако само понятие «обучение дошкольников» нуждается в разъяснении, так как многие вопросы (в частности, чему учить и как учить детей, какой может и должна быть система требований) остаются нерешенными.
Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников. Условно можно выделить два основных направления.
Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет и т. п.
Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие ребенка, а не обучение его письму, чтению и счету. Это не только внешние различия в позициях, но и весьма существенные расхождения в понимании возможностей ребенка, в предъявляемых к нему требованиях, в организации самой работы.
Сторонники «ускоренного развития» и «раннего обучения» апеллируют к JI.C. Выготскому и многократно повторяют его фразу: «...только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой...». Однако у этой фразы есть окончание: «...но обучать ребенка возможно тому, чему он способен обучаться».
У сторонников раннего обучения на главный вопрос: «Зачем 3- или 4-летнего ребенка обучать чтению?» — ответа нет. Прежде всего потому, что это квазичтение — мнимое чтение. Механизм осознанного чтения, а не «зрительного узнавания» буквенных знаков и их сочетаний маленький ребенок еще усвоить не может. Чтение в этом возрасте, по утверждению Д. Б. Эльконина, есть «действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели». Как правило, это одно- или двухсложные слова. Семантика слова, его значение, содержание и связь «прочитанных» слов остаются еще недоступными. Но для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе. И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах — из трех, максимум четырех букв. Но это ненастоящее чтение: ребенок не читает слово, а узнает его. Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!» Так ведь ребенка не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это, как не торможение развития навыка чтения? Страшно и то, что механизм такого квазичтения закрепляется и сохраняется на дальнейших этапах развития ребенка. Подтверждение тому — некоторые сегодняшние школьники: ученик «зрительно» схватывает лишь часть слова (особенно нового, незнакомого, сложного), а остальное угадывает. При таком чтении затруднено, а иногда просто нарушено понимание текста. При этом ребенок не может перейти на более эффективный механизм чтения, что создает трудности не только в освоении навыка чтения, но и в письме, математике. Возникает ситуация, очень точно охарактеризованная учительницей начальных классов: «Хоть сто раз одно и то же читает, все равно ничего не понимает».
Поэтому важно здесь вспомнить еще одно высказывание J1. С. Выгодского: «Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным».
Процесс обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву — целую — по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр, и они очень важны для развития навыка чтения. А технология «плохо пишет — надо больше писать» и «плохо читает — надо больше читать» ничего, кроме вреда, не принесет.
Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ребенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это подразумевает развитие, во-первых, фонематического слуха, во-вторых, артикуляции.
Фонематический слух — это умение выделить в потоке речи определенные ее моменты.
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов).
Артикуляция (в языкознании) — работа (подготовка) органов речи для произнесения звуков.
Перед педагогами современных ДОУ стоит еще одна проблема, которая требует своего решения: с какого возраста начинать обучение детей курсивному письму? И как это правильно делать?
По мнению М. М. Безруких, доктора биологических наук, директора Института возрастной физиологии РАО (г. Москва), «...в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте вообще категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности».
Формирование навыка письма — это сложнейший и длительный биологический процесс. Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок оказывается не готов к письму в 6, в 7 и даже в 8 лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Но учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный. Во-вторых, для того, чтобы начинать собственно обучение курсивному письму или письму с использованием так называемых «письменных» букв, нужен достаточно длительный предактивный период, то есть период подготовки. И этот период подготовки к школе должен включать как минимум 30 занятий. Таким образом, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв. В педагогической литературе можно часто встретить совет: тренируйте у детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучению письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До девяти лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не сформировано. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому можно тренировать руку хоть «до семи потов» — это не даст желаемых результатов. И мнение, что чем больше ребенок выполняет технических упражнений, например много штрихует, тем легче потом ему научиться писать, является ложным утверждением. Гораздо в большей степени, чем прописывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительномоторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка 5—6 лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы, потому что кинестетический контроль включится в работу только к 9 годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль.
Итак, обучать дошкольников курсивному письму нельзя. Но вспомним нередкую жизненную ситуацию: малыши, знакомясь с буквами, в первую очередь начинают их «писать». Как они сами говорят: «Я умею писать печатными буквами». Ученые называют такие буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и с точки зрения усвоения графического образа буквы.
К тому же вальдорфские педагоги считают, что письмо функционально предшествует чтению. Поэтому, по их мнению, сначала надо научить ребенка «писать» и только потом — «читать». Аргументируют они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в онтогенезе должен обязательно повторить ступень развития человеческого общества — и в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать и разбирать рукописные тексты, и лишь потом — печатные. Подобная позиция, конечно, может быть подвергнута обоснованной критике. Но если под письмом понимать не курсивное письмо, а «рисованное», в таком подходе обнаружится много мудрого.
Воспитатель: Лустина Э.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: «Содержание НОД по подготовке к обучению грамоте в разных возрастных группах»
Тема: Содержание НОД по подготовке к обучению грамотев разных возрастных группах.Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи:- о...
Буква Н. Звуки Н, Н". Занятие по подготовке к обучению грамоте дошкольников 6-7 лет
Занятие в игровой форме познакомит детей с буквой Н, звуками Н, Н*. Может использоваться в центрах раннего развития, в дошкольных учреждениях....
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Конспекты логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Обучение грамоте...
Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста
Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является...
Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста
Примерное содержание занятий по подготовке к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста на год. Развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя речи, связной...
Современные подходы подготовки к обучению грамоте дошкольников
Опыт работы воспитателя по обучению грамоте дошкольников...