Мастер - класс для воспитателей "Особенности работы по обучению дошкольников грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте
Цель: оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте, через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_po_podgotovke_doshkolnikov_k_obucheniyu.pptx | 62.8 КБ |
master_-_klass_dlya_vospitateley.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для Чего нужно Обучение грамоте в дошкольном возрасте? ребенок не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного интереса к речи, уточнение и расширение словарного запаса.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте - ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; - ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи; - ознакомление со словесным составом предложения - ознакомление со слоговым составом слова – членение слов (из 2-4 слогов) на части и составление слов из слогов. - ознакомление с звуковым составом слова – формирование навыков звукового анализа слов:
Структура занятия обучения грамоте Вводно – мотивационный Практический Результативный
Вводно – мотивационный Массаж лица; Развитие мимических мышц; Развитие артикуляционной моторики; Развитие дыхания и силы голоса.
Практический - Знакомство с новым материалом; - Закрепление нового материала (развитие фонематических процессов); - Динамическая пауза; - Введение звука в речь; - Звуковой анализ слова; - Знакомство с буквой; - Подготовка к чтению и письму.
Результативный Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Особенности работы по обучению дошкольников грамоте»
Цель: оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте, через игровую деятельность.
Участники: воспитатели МБДОУ, учителя-логопеды.
Ход.
Добрый день уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Проблема подготовки детей к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. Такие как «звук», «слог», «слово», «предложение». На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо для того, чтобы:
-ребенок не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе;
-умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; -для развития познавательного интереса к речи, уточнение и расширение словарного запаса.
Предлагаю вам определить, что включает в себя понятие «подготовка к обучению грамоте»
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду:
- ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения
- ознакомление со слоговым составом слова – членение слов (из 2-4 слогов) на части и составление слов из слогов.
- ознакомление с звуковым составом слова – формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками. Научить детей проводить звуковой анализ слова.
Начинать подготовку к обучению грамоте необходимо с младшего возраста, работая над формированием звуковой культуры речи в группах детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения детьми звуковой стороны речи. Без такой предварительной подготовки начальный этап обучения грамоте всегда вызывает у детей серьезные трудности.
Структура занятий по подготовке к обучению грамоте
1. Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций.
Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
2. Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например: игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.
3. Сообщение новой темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
4. Характеристика звуков.
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
- звуки обозначаются цветными символами.
5. Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.
Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков.
6. Физминутка.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:
- в снятии усталости напряжения;
- в внесении эмоционального заряда;
- в совершенствовании общей моторики
- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
7. Введение звука в речь.
Цель: введение звука в речь. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов.
8. Звуковой анализ слова.
Цель: выполнение звукового анализа слова. Сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.
9. Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
9. Формирование навыков чтения и печатания.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?
10. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс:«Использование компьютерных технологий при обучении дошкольников в целях реализации развивающей функции логопедического занятия»
Сегодня я хочу поговорить с вами об обучающей звуковой книге. Я точно знаю, что такая книга есть у каждого из вас. Более того, она есть у ваших детей. И многие дети уже научились ею пользо...
Мастер-класс «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников»
Данный мастер класс будет подспорьем для педагогов, которые реализуют шахматное образование в ДОУ....
Мастер-класс "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС "
В преддверии праздника Дня Космонавтики данный материал будет актуален для начинающих педагогов в интересной форме провести увлекательное путешествие используя квест-технологию. Квес...
Мастер-класс "Карты Проппа, как средство обучения дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок"
Цель: познакомить коллег с приемами работы по картам В.Я.Проппа....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Обучение дошкольников работе с серией картинок»
мастер-класс для педагогов...
Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""
Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...
Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения детей грамоте»
Игры для обучения детей грамоте....