Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду
Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;
- развивать творчество в процессе работы.
Материалы и оборудование: магнитная доска, фломастеры, заготовки из бумаги, пооперационные карты, карты-схемы.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Свой мастер – класс я хочу начать с небольшого четверостишья:
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
Оригами, первоначально зародившееся в Японии как складывание различных фигурок из бумаги, за свою многовековую историю превратилось в целую науку и распространилось по всему миру. И это не случайно, так как сгибание является простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека каких-то особенных навыков, а только воображения.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами.
Для старших дошкольников занятия оригами – это эффективное средство развития памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также это тренировка пальцев, которая помогает подготовить руку к письму.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях. Мне очень нравиться заниматься оригами, поэтому я активно применяю оригами в работе с дошкольниками: на занятиях, в свободной деятельности.
Но сегодня моя задача – познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей. Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?
Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.
Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Федеральные требования ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса.
Перед вами схема, на которой представлены методы и приёмы, используемые в работе с применением техники оригами. Точно такая же есть у вас. Давайте рассмотрим схему. Вы видите, что методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:
- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры;
- выполнение действий с детьми с проговариванием;
- выполнение действий по пооперационным картам.
На ваших таблицах эти методические приёмы отмечены красным цветом. Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры. (педагог вывешивает название приёма)
Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: бабочка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем бабочке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена бабочка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы бабочка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а указательным пальцем правой руки, прогладим полученную складку».
Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы. (демонстрирует)
Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием (педагог вывешивает название приёма)
Данный прием включает в себя проговаривание всех последовательных шагов при изготовлении фигуры.
Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.
Рассмотрим третий приём - выполнение действий по пооперационным картам.
Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже владеют базовыми формами складывания.
Применение данного приёма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; способствует развитию у детей способности к самоконтролю, самостоятельной творческой деятельности.
И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий.
В чём же преимущество пооперационной карты? На данный вопрос я предлагаю ответить после практического задания.
У Вас на столах лежат пооперационная карта и карта - схема, ваша задача изготовить фигурку сначала по одной пооперационной карте, а затем по другой и сравнить.
***По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей, кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации:
– зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)
- осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),
- слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.
Всё мной перечисленной говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.
Итак, мы рассмотрели три методических приёма, используемых в обучении технике оригами:
- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры;
- выполнение действий с детьми с проговариванием;
- выполнение действий по пооперационным картам.
Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования организационных методических приёмов. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме.
Желаем вам успешной работы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме:
«Методические приемы обучения дошкольников технике оригами».
Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;
- развивать творчество в процессе работы.
Материалы и оборудование: магнитная доска, фломастеры, заготовки из бумаги, пооперационные карты, карты-схемы.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Свой мастер – класс я хочу начать с небольшого четверостишья:
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
Оригами, первоначально зародившееся в Японии как складывание различных фигурок из бумаги, за свою многовековую историю превратилось в целую науку и распространилось по всему миру. И это не случайно, так как сгибание является простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека каких-то особенных навыков, а только воображения.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами.
Для старших дошкольников занятия оригами – это эффективное средство развития памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также это тренировка пальцев, которая помогает подготовить руку к письму.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях. Мне очень нравиться заниматься оригами, поэтому я активно применяю оригами в работе с дошкольниками: на занятиях, в свободной деятельности.
Но сегодня моя задача – познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей. Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?
Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.
Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Федеральные требования ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса.
Перед вами схема, на которой представлены методы и приёмы, используемые в работе с применением техники оригами. Точно такая же есть у вас. Давайте рассмотрим схему. Вы видите, что методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:
- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры;
- выполнение действий с детьми с проговариванием;
- выполнение действий по пооперационным картам.
На ваших таблицах эти методические приёмы отмечены красным цветом. Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры. (педагог вывешивает название приёма)
Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: бабочка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем бабочке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена бабочка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы бабочка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а указательным пальцем правой руки, прогладим полученную складку».
Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы. (демонстрирует)
Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием (педагог вывешивает название приёма)
Данный прием включает в себя проговаривание всех последовательных шагов при изготовлении фигуры.
Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.
Рассмотрим третий приём - выполнение действий по пооперационным картам.
Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже владеют базовыми формами складывания.
Применение данного приёма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; способствует развитию у детей способности к самоконтролю, самостоятельной творческой деятельности.
И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий.
В чём же преимущество пооперационной карты? На данный вопрос я предлагаю ответить после практического задания.
У Вас на столах лежат пооперационная карта и карта - схема, ваша задача изготовить фигурку сначала по одной пооперационной карте, а затем по другой и сравнить.
***По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей, кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации:
– зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)
- осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),
- слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.
Всё мной перечисленной говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.
Итак, мы рассмотрели три методических приёма, используемых в обучении технике оригами:
- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры;
- выполнение действий с детьми с проговариванием;
- выполнение действий по пооперационным картам.
Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования организационных методических приёмов. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме.
Желаем вам успешной работы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"
В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...
Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».
Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....
Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:-Раз...
Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».
Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обменаопытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,магниты, карточки с назван...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол».
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт, магниты, карточки с назв...