Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения детей грамоте»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 11 "Капелька"
Мастер-класс
«Игровые технологии как средство
обучения детей грамоте»
Учитель-логопед:
Галкина Оксана Николаевна
Протвино 2022
Уважаемые коллеги, представляю вам мастер-класс по теме
Игровые технологии как средство
обучения детей грамоте.
(Для участия в мастер-классе приглашаются 5-6 человек.)
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”
Цель: Помочь педагогам использовать игровые технологии в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Способствовать формированию у педагогов инновационного мышления, творческого подхода к методике обучения грамоте.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Я, как учитель-логопед, помогу вам раскрыть эти сложные вопросы. На помощь приходят игровые технологии.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Работая по выбранной проблеме, я руководствуюсь следующей идеей: систематическое применение игровой технологии в образовательной деятельности по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:
I. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), клоуны Бом и Бим (звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).
Участникам мастер-класса приготовлено 5 конвертов.
В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.
Задание первому участнику: Как бы вы использовали в образовательной деятельности по обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?
Пока участник готовится, остальные начинают игру.
Предлагаются чистоговорки и загадки.
Чистоговорка «Закончи строчку».
Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).
Отгадайте загадки:
- На резиновом ходу все дороги обойду.
Пассажира отвезу и на стройке помогу. (машина) - Его пинают, а он не плачет.
Его бросают – назад скачет. (мяч) - Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка и улетел под облака. (воздушный шарик) - Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга)
– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?
– Как можно назвать остальные предметы одним словом? (игрушки)
Ответ первого участника мастер-класса.
II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса обучения детей.
В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.
Задание второму участнику: Составить этапы сюжетной линии с героем, который выполняет разнообразные задания.
С остальными участниками проводится игра.
Игра «Собери слово».
Ветерок подул, и слово «радуга» рассыпалось. Соберём его опять (р - а – д - у – г – а, используются карточки с буквами).
Игра «Кто больше составит слов».
Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да)
Ответ второго участника мастер-класса.
III. Использование наглядного занимательного материала.
Я из известной книги «Речецветик» (Ванюхина Г., 1993, Екатеринбург) взяла дидактический персонаж. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка, соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют, в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
Конверт №3.
Предлагаю речевые игры.
Пособие «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.
Пособие «Веселые путешественники». Цель: дифференциация звуков Б-П. Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем рассказать, какие животные едут в машине, а какие в автобусе.
Задание третьему участнику: Рассказать, с какой целью используется данный наглядный материал в образовательной деятельности по обучению грамоте, не сообщая цели в начале.
Работа с остальными участниками.
К данным словам надо подобрать рифму.
«Поиграем в рифмы»:
- чайка – майка, гайка, лайка, зайка;
печь – речь, течь, меч, жечь;
дом – том, ком, ром, сом, лом.
Ответ третьего участника мастер-класса.
IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
У – у – у. Приехал паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р – р – р. Рычит собака злая,
Поскорее убегаем!
Тук – тук –тук, тук – тук –тук,
Молоток – мой лучший друг!
В конверте №4 находятся стихотворные тексты, картинки для соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира.
Задание четвёртому участнику: Рассказать, как можно использовать этот материал в образовательной деятельности по обучению грамоте.
Работа с аудиторией.
Игра «Новое слово»
- Добавьте к слову конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (коньки).
- Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (фасоль).
Ответ четвёртого участника мастер-класса.
V. Использование дидактических игр. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.
«Найдём четвёртого лишнего». Правила игры: На картинке найти четвёртый лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
«Готов ли ты к школе?». Правила игры: Ответить на заданный в карточке вопрос и получить призовую фишку за правильный ответ.
«Истории в картинках». Правила игры: Из нескольких сюжетных картинок составить рассказ и воспроизвести его.
Задание пятому участнику: Для выполнения дидактической игры придумать игровую ситуацию, используя сказочный персонаж или игрушку.
Работа с остальными участниками.
Игра «Измени слово»
- В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (шаг).
- Измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (пар, бар, дар, жар).
Ответ пятого участника мастер-класса.
Эти и другие игровые технологии используют наши педагоги в образовательной деятельности, режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми.
Использование данных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет нам с воспитателями поддерживать интерес детей к занятиям, повышает речевые и интеллектуальные возможности детей, даже тех у кого трудности.
Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение.
Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать.
Литература.
- Ванюхина Г. Речецветик. – Екатеринбург, 1993г.
- Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. – М., Мозаика Синтез, 2007г.
- Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – С.-П., 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов округа "Обучение детей работе с бумагой. Искусство оригами"
Вступительное слово.Добрый день уважаемые коллеги! Я Шкорбатова Светлана Михайловна, работаю воспитателем в этом детском саду более 25 лет. В течении 15 лет я была педагогом дополнительног...
Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе
Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....
Консультация для воспитатей с элементами мастер-класса "Лэпбук как средство обучения детей в условиях ФГОС ДО"
В консультации подробно раскрыто понятие "лэпбук", значение, его преимущества перед другими формами образовательной деятельности с дошкольниками. Дано описание изготовления лэпбука, варианты...
Мастер- класс " Конструирование- как средство подготовки детей к обучению к школе". Тема: " Петух - символ 2017 года"
Заитересовать выполнением игрушки к новогоднему празднику, передача опыта путем прямого и комментированного показа....
Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии
Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....
Мастер класс "Лепбук - современное средство обучения и воспитания детей"
Мастер-класс для педагогов на тему:«Лепбук - современное средство обучения и воспитания детей» Целевая аудитория: педагоги и специалисты дошкольного учреждения.Цель: Повышение професс...
Мастер- класс «Презентация как средство обучения» (или «Как грамотно создать презентацию (видеофильм, игру).
Любой педагог, особенно работающий с маленькими детьми, всегда задаётся вопросом, как сделать процесс обучения более интересным и ненавязчивым? Хочу поделиться с вами опытом по созданию интеракт...