Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения детей грамоте»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Игры для обучения детей грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galkina_master-klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 11 "Капелька"

Мастер-класс

«Игровые  технологии  как средство

обучения детей  грамоте»

Учитель-логопед:

Галкина Оксана Николаевна

Протвино 2022

Уважаемые коллеги, представляю вам  мастер-класс  по теме

Игровые  технологии  как средство

обучения детей грамоте.

(Для участия в мастер-классе приглашаются 5-6 человек.)

        Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”

Цель: Помочь педагогам использовать игровые технологии в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Способствовать формированию у  педагогов инновационного мышления, творческого подхода к методике обучения грамоте.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Я, как  учитель-логопед, помогу вам раскрыть эти сложные вопросы. На помощь приходят игровые технологии.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Работая по выбранной проблеме, я руководствуюсь следующей идеей: систематическое применение игровой технологии в образовательной деятельности по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте  я выделила несколько групп:

I. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи,  помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух,  утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), клоуны Бом и Бим (звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

Участникам мастер-класса приготовлено 5 конвертов.

В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.

Задание первому участнику: Как бы вы использовали в образовательной деятельности по обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?

Пока участник готовится, остальные начинают игру.

Предлагаются чистоговорки и загадки.

Чистоговорка «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).

Отгадайте загадки:

  • На резиновом ходу все дороги обойду.
    Пассажира отвезу и на стройке помогу. (машина)
  • Его пинают, а он не плачет.
    Его бросают – назад скачет. (мяч)
  •  Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
    А он сорвался с поводка и улетел под облака. (воздушный шарик)
  • Не куст, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. (книга)

– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?

– Как можно назвать остальные предметы одним словом? (игрушки)

Ответ первого участника мастер-класса.

II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом   сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну феи. Образовательная деятельность  такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса обучения детей.

В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.

Задание второму участнику: Составить этапы сюжетной линии с героем, который  выполняет разнообразные задания.

С остальными участниками проводится игра.

Игра «Собери слово».

Ветерок подул, и слово «радуга» рассыпалось. Соберём его опять (р - а – д - у – г – а, используются карточки с буквами).

Игра «Кто больше составит слов».

Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да)

Ответ второго участника мастер-класса.

III. Использование наглядного занимательного материала.

Я из известной книги «Речецветик» (Ванюхина Г., 1993, Екатеринбург) взяла дидактический персонаж. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер,  находят Звуковичка, соответствующего характеристикам  звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют, в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

Конверт №3.

Предлагаю речевые игры.

Пособие «Паровоз».  Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с одним, двумя, тремя и четырьмя  окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.

Пособие «Веселые путешественники».  Цель: дифференциация звуков Б-П. Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем рассказать,  какие животные  едут в машине, а какие в автобусе.

Задание третьему участнику: Рассказать, с какой целью используется данный наглядный материал в образовательной деятельности по обучению грамоте, не сообщая цели в начале.

Работа с остальными участниками.

К данным словам надо подобрать рифму.

 «Поиграем в рифмы»:

  • чайка – майка, гайка, лайка, зайка; 
    печь – речь, течь, меч, жечь; 
    дом – том, ком, ром, сом, лом. 

Ответ третьего участника мастер-класса.

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.  При знакомстве со звуками используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз,  А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами  окружающего мира.

У – у – у. Приехал паровоз,

Он игрушки нам привёз.

Р – р – р. Рычит собака злая,

Поскорее убегаем!

Тук – тук –тук, тук – тук –тук,

Молоток – мой лучший друг!

В конверте  №4 находятся стихотворные тексты,  картинки для соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира.

Задание четвёртому участнику: Рассказать, как можно использовать этот материал в образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

Игра «Новое слово» 

- Добавьте к слову конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово  (коньки).

- Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово    (фасоль). 

Ответ четвёртого участника мастер-класса.

V. Использование дидактических игр. Большое  значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.

«Найдём четвёртого лишнего». Правила игры: На картинке найти четвёртый лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

«Готов ли ты к школе?». Правила игры: Ответить на заданный в карточке вопрос и получить призовую фишку за правильный ответ.

«Истории в картинках». Правила игры: Из нескольких сюжетных картинок составить рассказ и воспроизвести его.

Задание пятому участнику: Для выполнения дидактической игры придумать игровую ситуацию, используя  сказочный персонаж или игрушку.

Работа с остальными участниками.

Игра «Измени слово»

  • В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (шаг).
  • Измените  первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово  (пар, бар, дар, жар).

Ответ пятого участника мастер-класса.

Эти и другие игровые технологии используют наши педагоги в образовательной деятельности, режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми.

Использование данных игровых технологий в процессе обучения грамоте  позволяет нам с воспитателями поддерживать интерес детей к   занятиям, повышает речевые и интеллектуальные возможности детей, даже тех у кого трудности.

Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение.

 Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать.


Литература.

  1. Ванюхина Г. Речецветик. – Екатеринбург, 1993г.
  2. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. – М., Мозаика Синтез, 2007г.
  3. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – С.-П., 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов округа "Обучение детей работе с бумагой. Искусство оригами"

Вступительное слово.Добрый день уважаемые коллеги!  Я Шкорбатова Светлана Михайловна, работаю воспитателем в этом детском саду более 25 лет. В течении 15 лет я была педагогом дополнительног...

Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....

Консультация для воспитатей с элементами мастер-класса "Лэпбук как средство обучения детей в условиях ФГОС ДО"

В консультации подробно раскрыто понятие "лэпбук", значение, его преимущества перед другими формами образовательной деятельности с дошкольниками. Дано описание изготовления лэпбука, варианты...

Мастер- класс " Конструирование- как средство подготовки детей к обучению к школе". Тема: " Петух - символ 2017 года"

Заитересовать выполнением игрушки к новогоднему празднику, передача опыта путем прямого и комментированного показа....

Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии

Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....

Мастер класс "Лепбук - современное средство обучения и воспитания детей"

Мастер-класс для педагогов на тему:«Лепбук - современное средство обучения и воспитания детей» Целевая аудитория: педагоги и специалисты дошкольного учреждения.Цель: Повышение професс...

Мастер- класс «Презентация как средство обучения» (или «Как грамотно создать презентацию (видеофильм, игру).

Любой педагог, особенно работающий с маленькими детьми, всегда задаётся вопросом, как сделать процесс обучения более интересным и ненавязчивым?  Хочу поделиться с вами опытом по созданию интеракт...