Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте для детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом «Грамотейка»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте направлена на решение речевых задач детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом, на формирование аналитико-синтетической деятельности, любознательности, позитивной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_obnovlennaya.docx | 145.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 24 «Кук чэчэк» г. Альметьевска», Республика Татарстан Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте для детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом
«Грамотейка» Возраст обучающихся: 5-7 лет (четвертый и пятый год обучения) Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Учитель - дефектолог Козулева Татьяна Николаевна
|
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….8 |
1.3. Содержание программы…………………………………………............................................9
|
1.4.2. Планируемые результаты. Третий год обучения (6-7 лет)..……………………….…....19 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………….20 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет ……………………………....20 2.1.2 Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет. ………………………… …...23 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………26 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...26 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………...26 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...26 2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………26 2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...27 2.6. Список литературы……………………………………………………… ………………….30 Приложение |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте направлена на решение речевых задач детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом, на формирование аналитико-синтетической деятельности, любознательности, позитивной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). Способствует в решении задач современного дошкольного образования, вызванных многообразными изменениями окружающего мира, современными тенденциями в области дошкольного образования, требованиями образовательной государственной политики, ФГОС ДО, актуальными потребностями современного общества. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а именно:
- сп.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»;
- п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;
- п.2.7. «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дополнительная общеобразовательная программа «Грамотейка» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в речевом развитии, формировании общей культуры воспитанников. В процессе освоения программы у воспитанников формируются первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Таким образом, дополнительная образовательная программа «Грамотейка», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов детей имплантированных кохлеарным имплантом.
Программа «Грамотейка» разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
- Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008» Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»[20];
Отличительная особенность программы «Грамотейка» в том, что она носит вариативный характер, используемых с детьми методов и приемов, предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:
- Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
- Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
- Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».
Принципы, используемые в работе:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Также в программе использованы дидактические принципы: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны.
Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка с нарушением слуха к обучению в общеобразовательной школе. Это является приоритетными направлениями работы по программе «Грамотейка».
Адресат программы - дети в возрасте 5-7 лет имплантированных кохлеарным имплантом.
Возрастные особенности: речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).
В возрасте 5-6 лет у детей развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят звуки родного языка; проводят звуковой анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. В этом возрасте вырабатывается осознанное отношение к языку, дети овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
У дошкольников 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовки руки к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т.д.)
В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.
Усвоение речи при нормальном слухе происходит на основе общения с окружающими и путем подражания. У глухих и слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс ее усвоения оказывается замедленным. В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительное время сохраняются специфические отклонения. К ним относятся различного рода фонетические нарушения, обедненный словарный запас, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др.
Как полное отсутствие словесной речи или ее глубокое недоразвитие, так и замедленное ее формирование со всеми труднопреодолимыми недостатками негативным образом сказывается на всех психических функциях и процессах.
В развитии сознания человека все психические явления связаны между собой мысленной деятельностью, которая опосредована речью, поскольку мышление совершается через обобщения и овладение понятиями на основе языка слов. Речь выполняет интегрирующую функцию в развитии сознания и реализует функции общения. Без языка, без речи нет ни полноценного сознания, ни самосознания.
Нарушенный слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости. Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшое нарушение слуха, как правило, незаметно для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченными, оно может трагично отразиться на судьбе ребенка, так как речь глухих и слабослышащих детей формируется наиболее длительно. А без специально организованной образовательной деятельности не формируется вообще, ребёнок остаётся безмолвным. Находясь в среде глухих, к трём годам овладевает жестовой речью, с помощью которой может выразить свои потребности.
Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант заменяет погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.
Кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни в обществе слышащих. Операция не восстанавливает глухому человеку слух, но существенно расширяет слуховую базу восприятия речи, что глухие с незначительными остатками слуха - так называемые тотально глухие - с помощью импланта понимают речь на слух и говорят значительно лучше многих слабослышащих детей. Кохлеарная имплантация предоставляет всем глухим детям огромные возможности для полноценного овладения речью. Но эти возможности реализуются только тогда, когда методика обучения соответствует новым условиям жизни детей. При кохлеарной имплантации (как и при протезировании слуховыми аппаратами) ребенок нуждается в специальном обучении. Для достижения положительной динамики развития речи разработана данная программа. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы -144 часов (72 часа на каждый учебный год).
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса - групповая работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность - 5-6 лет: - 25 минут; 6-7 лет: - 30 минут.
- Цель и задачи программы.
Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи:
- развивать у детей интерес к звучащему слову;
- способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой;
- обеспечить максимальный уровень фонематических, звуко-буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;
- формировать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формировать умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
- развивать психические процессы;
- формировать самостоятельность и инициативность.
1.3. Содержание программы.
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет)
№ | Название раздела, темы | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений. Формирование фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. | 2 | |
2. | Понятие о речи | Формирование понятия о речи, ее функции; понятия о слове. Ознакомление с термином слог. Формирование навыка делить на слова на слоги; учить называть слова с заданным слогом. Закрепление умения интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки | 2 | |
3. | Звук У | Формирование понятия гласный звук. Ознакомление с гласным звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию; выделение его из состава слова. Ознакомление со схемой слова (начало, середина и конец слова). Развитие графических навыков посредством обводки. Ознакомление с буквой У | 2 | |
4. | Звук А | Закрепление понятия «слово», «гласный звук». Ознакомление с гласным звуком У. Развитие умение выделять ударный гласный звук в начале слова; составлять небольшие предложения. Развитие графических навыков посредством штриховки. Ознакомление с буквой А | 2 | |
5. | Звуки У - А | Формирование умения давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Закрепление понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА) | 2 | |
6. | Звук И | Ознакомление с гласным звуком И; выделение его в начале слова. Закрепление понятия: «гласный звук», «слог», «слово». Ознакомление с буквой И. Развитие графических навыков посредством штриховки, обводки | 2 | |
7. | Звук П | Ознакомление детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов. Формировать умение выделять звук в слогах, в словах (конец слова). Закрепление понятия: «звук», «слово». Ознакомление с согласным звуком П, буквой П. Синтез звукосочетаний: Развитие графических навыков посредством раскрашивания | 2 | |
8. | Звук О | Развитие умения выделять гласный звук в начале слова. Ознакомление с гласным звуком О., буквой О. Закрепление понятия: «звук», «слово». Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова) Анализ и синтез сочетаний из двух гласных Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки. | 2 | |
9. | Звук М | Ознакомление с согласным звуком М, буквой М. Формирование умение характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»). Закрепление навыка в делении слов на слоги. Анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. | 2 | |
10. | Звук Н | Ознакомление с согласным звуком Н, буквой Н. Формирование умение характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам Закрепление навыка деления слов на слоги; определения места звука в слове. Учить составление звуковых схемы и их анализ. Развитие графических навыков посредством штриховки. | 2 | |
11. | Звук Б. | Ознакомление с согласным звуком Б, Буквой Б. Формирование умение характеризовать звук Б по акустическим и артикуляционным. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Анализ и синтез односложных звукоподражательных слов. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. | 2 | |
12. | Звуки Б - П | Формирование умения выделять звуки П - Б, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. | 2 | |
13. | Звук Т | Ознакомление с согласным звуком Т. Закрепление понятий гласный, согласный твердый звук; определения места звука в словах. Развитие графических навыков посредством штриховки. Формирование навыка звукового анализа слогов с выкладыванием схемы. | 2 | |
14. | Звук Ть. Буква Т | Ознакомление с согласным звуком Ть. Формирование представления о твердости и мягкости согласного звука. Знакомство с буквой Т. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания | 2 | |
15. | Звуки Д – Дь Буква Д | Ознакомление с согласными звуками Д, Дь. Формирование навыка выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки Д, Дь. Закрепление представления о твердости и мягкости согласного звука. Знакомство с буквой Д. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
16. | Звуки Т - Д | Формирование умения выделять звуки Т - Д, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
17. | Звук К | Ознакомление с согласным звуком К. Анализ и синтез односложного слова, состоящего из трех звуков. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
18. | Такие разные звуки | Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. | ||
19. | Звуки К – Кь. Буква К | Ознакомление с согласным звуком Кь, буквой К. Различие твердых и мягких звуков К – Кь. Деление слов на слоги, различение длинных и коротких слов. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
20. | Звук Э. Буква Э | Ознакомление с гласным звуком Э, буквой Э. Закрепление понятия: «гласный звук». Звуковой анализ прямых и обратных слогов. Составление звуко-слоговой схемы слов. Работа над деформированной фразой с последующим анализом правильно составленных предложений. Выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
21. | Звуки Г – Гь. Буква Г | Ознакомление с согласными звуками Г и Гь, буквой Г. Определение наличия или отсутствия в словах звуков Г, Гь. Различение твердых и мягких звуков Г, Гь. Звуковой анализ и синтез слов. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
22. | Звуки К - Г | Формирование умения выделять звуки К - Г, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звуковой анализ слова Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
23. | Звуки Х -Хь. Буква Х | Ознакомление с согласными звуками Х, Хь, буквой Х. Выделение согласных звуков Х, Хь среди других звуков. Определение позиции звуков Х, Хь в словах. Различение твердых и мягких звуков Х, Хь. Звукослоговой анализ слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
24. | Звук Ы. Буква Ы. | Ознакомление с гласным звуком Ы, буквой Ы. Упражнение в делении слов на слоги, предложений на слова. Определение места звука в слове. Звуковой анализ слова (бык). Составление и выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
25. | Звуки В – Вь. Буква В | Ознакомление с согласными звуками В - Вь. Выделение согласных звуков В, Вь среди других звуков. Определение позиции звуков в словах. Различение твердых и мягких звуков Х, Хь. Звукослоговой анализ слова (ива). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
26. | Звуки Ф – Фь. Буква Ф | Ознакомление с согласными звуками Ф - Фь, буквой Ф.Звуковой анализ слов Упражнение в составлении предложений и делении их на слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
27. | Звуки В – Ф. | Формирование умения выделять звуки В - Ф, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Составление и выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки. | 2 | |
28. | Звуки С – Сь. Буква С. | Ознакомление с согласными звуками С, Сь, буквой С. Упражнение в звуковом анализе слов (суп, сети), делении слов на слоги, предложений на слова. Выкладывание схемы предложений. Подбор слов, начинающихся со звуков С, Сь. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
29. | Звук Ш. Буква Ш. | Ознакомление с согласным звуком Ш, буквой Ш. . Выделение согласного звука Ш среди других звуков. Определение позиции звука Ш в словах. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звуковой анализ слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
30. | Звуки С – Ш. | Формирование умения выделять звуки С - Ш, давать им характеристику, проводить сравнение. Дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Упражнение в звуковом анализе слов (суша). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки. | 1 | |
31. | Звуки З – Зь. Буква З | Ознакомление с согласными звуками З, Зь, буквой З.Выделение согласных звуков З, Зь среди других звуков. Определение позиции звуков в словах. Звукослоговой анализ слов (зима, замок). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 2 | |
32. | Звук Ж. Буква Ж. | Ознакомление с согласными звуком Ж, буквой Ж. Выделение согласного звука Ж среди других звуков. Определение позиции звука в словах. Подбор слова к схемам звукового анализа. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. | 2 | |
33. | Звуки З - Ж | Формирование умения выделять звуки З-Ж, давать им характеристику, проводить сравнение. Различение звуков ж на материале слогов, слов и предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. | 1 | |
34. | Звук Ц. Буква Ц. | Ознакомление с согласным твердым звуком Ц, буквой Ц. Закрепление представлений о твердости и мягкости согласного звука. Выделение звука Ц в речи. Определение позиции звука в словах. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 1 | |
35. | Звук Ч. Буква Ч. | Ознакомление с согласным звуком Ч, буквой Ч. Выделение согласного звука Ч среди других звуков. Определение позиции звука в словах. Упражнение в звуковом анализе слова (жучки), делении слов на слоги, предложений на слова. Выкладывание схемы предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 1 | |
36. | Звуки Ц – Ч. | Формирование умения выделять звуки Ц - Ч, давать им характеристику, проводить сравнение. Дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 1 | |
37. | Звук Щ. Буква Щ. | Ознакомление с согласным звуком Щ, буквой Щ. Определение наличия или отсутствия звука Щ в словах, позиции звука в словах. Упражнение в звуковом анализе слова (щука), Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. | 1 | |
38 | Звуки Ч – Щ. | Формирование умения выделять звуки Ч - Щ, давать им характеристику, проводить сравнение. Различение звуков Ч- Щ на материале слогов, слов и предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. | 1 | |
39. | Закрепление пройденного материала. Звук. Слог. Слово. Предложение | Закрепление понятий: звук, слог, слово, предложение. Совершенствование навыка звукослогового анализа слов, анализа предложения. | 2 | |
40. | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. | Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Закрепление умения проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа. Совершенствование навыка анализа предложений. Упражнение в составлении графических схем предложений. | 2 | |
41. | Закрепление пройденного материала. | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО | 72 |
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 6-7 лет)
№ | Название раздела, темы | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | Звуки речи, слоги, слова, предложение | Определение порядка звуков в словах, порядка слогах в словах, порядка слов в предложении. Уточнение понятия «ряд» (столбик, строка). Уточнение отличий звука от слога, слога от слова, слова от предложения. | 2 | |
2. | ЗвукА, буква А | Выделение звукаА в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой А. Определение положения звука А в словах. Закрепление буквы А, ее чтение. | 2 | |
3. | Звук У, буква У | Выделение звука У в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой У. Определение положения звука У в словах | 2 | |
4. | Звуки А, У. | Звуковой анализ и синтез слогов АУ, УА. Чтение слогов АУ, УА, деление слов на слоги. Выкладывание слогов АУ, АУ | 1 | |
5. | Звук О, буква О | Выделение звука О в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой О Определение положения звука О в словах, анализ и синтез слогов типа: АО, ОУ, АУО. Чтение слогов типа: АО, УО, УАО. Ударная и безударная позиция О. Выкладывание слогов типа: ОУ, УО, ОА и т.д. | 2 | |
6. | Звук И. Буква И | Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Знакомство с буквой И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Выкладывание слогов ИА, АИ, ОУИ, | 2 | |
7. | Звук Ы. Буква Ы | Определение положения звука [ы] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ы. | 1 | |
8. | Звуки Ы - И | Дифференциация звуков [и] - [ы]. Определение положения звука [и] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Чтение слогов, слов и предложений с буквой И. Выкладывание слов с соответствующей буквой. | 1 | |
9. | Звуки М - Мь, буква М, заглавная буква | Выделение звука [м] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой М.. Выкладывание слогов АМ, ОМ, УМ. Дифференциация звуков [м] - [мь]. Определение положения звуков [м] - [мь] в словах. Анализ и синтез слогов МА, МО, МУ, слова МАМА. Чтение и печатание слогов. Заглавные буквы, слова с этими буквами. | 2 | |
10. | Звуки П – Пь, Буква П | Выделение звука [п] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой П. Чтение слогов, слов с соответствующей буквой. Дифференциация звуков [п] - [пь]. Определение положения звуков [п] - [пь] в звуков, в слогах, в словах. Чтение и печатание слогов ПА, ПИ, ПУ. Деление слов на слоги. | 2 | |
11. | Звуки Т – Ть. БукваТ | Выделение звука Т в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой Т. Дифференциация звуков Т - Ть . Определение положения звуков Т - Ть в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Многозначные слова. Чтение и печатание слогов ТА, ТУ, ТИ, АТ, УТ, ИТ. Выкладывание слов с соответствующей буквой. | 2 | |
12. | Звуки П - Т | Упражнение навыка различать звуки П - Т, выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Закрепление знания образа букв П - Т. | 1 | |
13. | Звуки К – Кь. Буква К | Выделение звука [к] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [к] - [кь]. Определение положения звуков [к] - [кь] в словах. Анализ и синтез слов Знакомство с буквой К. Чтение и печатание слогов ак, ок, ку, ки. Выкладывание слогов, добавление буквы с соответствующей буквой. | 2 | |
14. | Звук Э. Буква Э. | Выделение звуков [э] в ряду звуков, в слогах, в словах. Определение местоположения звука [э] в словах. Знакомство с буквой Э. Выкладывание и печатание слогов | 1 | |
15. | Звуки Х – Хь. Буква Х. | Выделение звука [х] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой Х. Дифференциация звуков [х] - [хь]. Определение положения звуков [х] - [хь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов (ха, хи, мухи). Чтение и печатание слогов около синего и зеленого кружка (ах, пух, тихо, хи, мухи) | 2 | |
16. | Звуковой анализ слов. Ударение. | Знакомство с ударением. Упражнение в подборе слов к схемам звукового анализа. Дописывание элементов букв, составление слов (эхо, мох, муха) | 1 | |
17. | Звуки К-Х, Кь-Хь | Упражнение навыка различать звуки К-Х, Кь-Хь, выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, соотносить звук и букву..Звукослоговой анализ слов, анализ предложения. | 1 | |
18. | Звуки С, Сь. Буква С | Выделение звука [с] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой С. Дифференциация звуков [с] - [сь]. Определение положения звуков [с] - [сь] в словах. Анализ и синтез слогов и Печатание предложения. Знакомство со словами – предметами. | 2 | |
19. | Звуки Н-Нь. Буква Н | Выделение звуков Н, Нь в словах Дифференциация. Определение положения звуков [н] - [нь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов (на, но, ну, ин, кони) Знакомство с буквой Н. Выкладывание и печатание слогов, слов, предложений | 2 | |
20. | Звуки З, Зь. Буква З | Выделение звука [з] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [з] - [зь]. Определение положения звуков в словах. Составление слов по заданному количеству звуков. Синтез слов из звуков. Формирование навыка добавлять слоги для получения слов Выкладывание и печатание предложений | 2 | |
21. | Звуки С – З | Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь. Добавление нужных звуков Печатание слов около символов | 1 | |
22. | В стране звуков | Закрепление понятия о речи, ее функции; понятия о слове, слоге. Упражнение в делении слов на слоге, подборе картинок (слов) на заданное количество слогов; названии слова с заданным слогом. Закрепление умения интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. | ||
23. | Звуки Л, Ль. Буква Л | Определение позиции звуков Л, Ль, в словах, их дифференциация. Звукослоговой анализ слова. Подбор слов к схемам звукослогового анализа. (Печатание слов по схеме. | 2 | |
24. | Звук и буква Ш | Определение позиции звука Ш в словах. Звуковой анализ слов. Составление имен детей из слогов (ми-ША, са-ША, па-ША, ма-ША). Печатание слов по месту буквы в словах предложения | 2 | |
25. | Звуки С – Ш | Дифференциация звуков Б-П, Бь-Пь, Анализ и синтез слогов и слов с соответствующими буквами | 1 | |
26. | ЗвукиБ–Бь. БукваБ | Определение позиции звуков Б, Бь, в словах, их дифференциация. Синтез звуков в слова звуковой анализ слова (булка). Чтение и печатание слов, составление их из слогов | 1 | |
27. | ЗвукиП-Б | Упражнение навыка различать звуки С-Ш выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, соотносить звук и букву..Звукослоговой анализ слов, анализ предложения. | 1 | |
28. | Звуки Р, Рь. Буква Р | Определение позиции звуков Р, Рь, в словах, их дифференциация. Составление слогов наоборот Звуковой анализ слова Чтение, печатанье слов, предложений с буквой Р. Совершенствование навыка составлять слово из букв | 2 | |
29. | Звуки Р – Л – Рь - Ль | Дифференциация звуков Л-Р, Ль-Рь на слух и в произношении. Чтение и печатание предложений. Составление схемы предложения. Разгадывание ребусов. | 1 | |
30. | Звук и букваЖ | Определение позиции звука Ж в словах. Звуковой анализ слова Чтение и печатание слов по схеме Дописывание букв в предложении и чтение | 1 | |
31. | Звуки Ж – З | Дифференциация звуков Ж-З. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующими буквами | 1 | |
32. | Звуки Ж – Ш | Дифференциация звуков Ж - Ш. Подбор слов к схемам по картинкам. Знакомство с правилом ЖИ и ШИ пиши с буквой И. Чтение и печатание слов | 1 | |
33. | Звук и буква Й | Определение позиции звука Й в словах. Печатание слов с буквой Й | 1 | |
34. | БукваЕ | Определение позиции звука Е в словах. Звуковой анализ слова (белка). Совершенствование навыка заканчивать слово по первому слогу. (Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов. | 1 | |
35. | БукваЁ | Определение позиции звука Ё в словах. Закрепление умения отгадывать загадки и записывать слова отгадки | 1 | |
36. | Е-Ё | Дифференциация звуков Е-Ё. Звуковой анализ слова (ёжик). Печатание слов действий предложения | 1 | |
37. | ЗвукиД-Дь. Буква Д. | Определение позиции звуков Д, Дь в словах, их дифференциация. Синтез звуков в слова (Совершенствование навыка подбора слов (по картинкам) к заданной схеме. Составление и запись предложения (у дома дубок) | 1 | |
38. | ЗвукиТ – Д,Ть - Дь | Дифференциация звуков Т-Д, Ть-Дь. Совершенствование навыка изменять слова, меняя звук Д на Т и наоборот | 1 | |
40. | Звуки В-Вь. Буква В | Определение позиции звуков В, Вь в словах, их дифференциация. Звуковой анализ слова Упражнение в добавлении нужных звуков. Печатание слов, дописывание элементов букв. Составление и запись слова по схеме Составление и запись предложения | 1 | |
41. | Звуки Г, Гь. Буква Г | Определение позиции звуков Г, Гь в словах, их дифференциация. Синтез слогов в слова (Анализ слова). Печатание слов под рисунками (гол, гуси, груша, газета); предложения по картинке | 1 | |
42. | Звуки Г - К | Дифференциация звуков К-Г, Кь-Гь. . Совершенствование навыка изменять слова, меняя звук Г на К и наоборот и печатать их | 1 | |
43. | Буква Я | Определение позиции звука Я в словах. Звуковой анализ слова). Закрепления навыка подбирать слова с заданным количеством слогов и позиций звука. Печатание буквы Я, слов (яма, мясо, язык; Таня ела пряник). | 1 | |
44. | Звуки Ф, Фь. Буква Ф | Определение позиции звуков Ф, Фь в словах. Звуковой анализ слова (фонари). Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме (фото, фара – туфли, кофта – шарф, шкаф). Составление предложения по картинке | 1 | |
45. | Звуки Ф -В | Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь). Закрепление умения подбирать подходящий звук | 1 | |
46. | Звук и буква Ю | Определение позиции Ю в словах. Звуковой анализ слова (салют). Совершенствование навыка составлять слово из букву Чтение слов, составление из них предложений и написание их | 1 | |
47. | Звук и буква Ц | Определение позиции звука Ц в словах. Звукослоговой анализ слова цыплята. Печатание слов по схемам Составление и печатание предложения по сюжетной картинке | 1 | |
48. | Звуки С – Ц | Синтез звуков в слова Печатание слов возле букв | 1 | |
49. | Звук и буква Ч | Определение позиции звука Ч в словах. Подбор слова к схеме Печатание слов и предложений (Составление и печатание предложения по картинке | 1 | |
50. | Звук и буква Щ | Определение позиции звука Щ в словах. Звуковой анализ слова плащ. Чтение и печатание слов и предложений (щит, плащ, вещи: У нас щенок. Он пищит). Составление схемы предложения. | 1 | |
51. | Звуки Ч-Щ | Дифференциация звуков Ч-Щ. Печатание слов к картинкам бочка щука ручка плащ девочка овощи Составление предложений по картинкам, печатание их: Дети пошли в рощу. На елке была белочка | 1 | |
52. | Буква Ь | Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь. Подбор слов к схемам. Звуковой анализ слова карась. Составление предложений, печатание | 1 | |
53. | Буква Ъ | Звуковой анализ слов, сравнение количества звуков и букв в слове подъезд. Печатание слов возле рисунков Печатание предложения. | 1 | |
54. | Слова обозначающие предмет | Звуковой анализ слова берёза. Чтение слов на карточке и печатание их под вопросами кто? Что | 1 | |
55. | Слова обозначающие действие | Синтез звуков в слова. Запись действий, выполняемых с предметами (пишу, рисую, читаю, Печатание предложения | 1 | |
56. | Слова обозначающие признак предмета | Подбор слова к схемам, Звуковой анализ на слова абрикос. Печатание предложения, добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос какой? какая? | 1 | |
57 | Закрепление пройденного материала | Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Чтение предложений. | 1 | |
ИТОГО | 72 |
1.4. Планируемые результаты.
В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)
- знать некоторые буквы русского алфавита;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, середине и конце;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный цвет, твердые согласные - синий, мягкие согласные - зеленый);
- соотносить звук и букву;
- проводить звуковой анализ простых слов;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из 2 - 3 слов, анализировать его;
- записывать слоги и короткие слова условными обозначениями, буквами.
- Планируемые результаты. Второй год обучения (6 -7 лет)
- проводить звуковой анализ сложных слов;
- составлять предложения из 3 и более слов, с использованием предлогов, анализировать его;
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению и письму;
- ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывать слова, короткие предложения печатными буквами;
- разгадывать кроссворды, ребусы;
- читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать прочитанное;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- овладевать предпосылками учебной деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2022-2023учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||
1. | Сентябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | кабинет | |||||||
2. | Сентябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Понятие о речи | Кабинет | |||||||
3. | Сентябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук У | Кабинет | |||||||
4. | Сентябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук А | Кабинет | |||||||
5. | Октябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки У - А | Кабинет | |||||||
6. | Октябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук И | Кабинет | |||||||
7. | Октябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук П | Кабинет | |||||||
8. | Октябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук О | Кабинет | |||||||
9. | Ноябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук М | Кабинет | |||||||
10. | Ноябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Н | Кабинет | |||||||
11. | Ноябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Б. | Кабинет | |||||||
12. | Ноябрь |
| 15:30 | ООД | 1 | Звуки Б - П | Кабинет | |||||||
13. | Ноябрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Т | Кабинет | |||||||
14. | Декабрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Ть. Буква Т | Кабинет | |||||||
15. | Декабрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки Д – Дь Буква Д | Кабинет | |||||||
16. | Декабрь |
| 15:30 | ООД | 1 | Звуки Т - Д | Кабинет | |||||||
17. | Декабрь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук К | Кабинет | |||||||
18. | Декабрь |
| 15:30 | ООД | 1 | Такие разные звуки | Кабинет | Итоговое занятие | ||||||
19. | Январь | Зимние каникулы | ||||||||||||
20. | Январь | |||||||||||||
21. | Январь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки К – Кь. Буква К | Кабинет | |||||||
22. | Январь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Э. Буква Э | Кабинет | |||||||
23. | Январь |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки Г – Гь. Буква Г | Кабинет | |||||||
24. | Февраль |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки К - Г | Кабинет | |||||||
25. | Февраль |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки Х -Хь. Буква Х | кабинет | |||||||
26. | Февраль |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Ы. Буква Ы. | Кабинет | |||||||
27. | Февраль |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки В – Вь. Буква В | Кабинет | |||||||
28. | Март |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки Ф – Фь. Буква Ф | Кабинет | |||||||
29. | Март |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки В – Ф. | Кабинет | |||||||
30. | Март |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки С – Сь. Буква С. | Кабинет | |||||||
31. | Март |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Ш. Буква Ш. | кабинет | |||||||
32. | Апрель |
| 15:30 | ООД | 1 | Звуки С – Ш. | Кабинет | |||||||
33. | Апрель |
| 15:30 | ООД | 2 | Звуки З – Зь. Буква З | Кабинет | |||||||
34. | Апрель |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Ж. Буква Ж. | Кабинет | |||||||
35. | Апрель |
| 15:30 | ООД | 1 | Звуки З - Ж | Кабинет | |||||||
36. | Апрель |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Ц. Буква Ц. | Кабинет | |||||||
37. | Апрель |
| 15:30 | ООД | 2 | Звук Ч. Буква Ч. | кабинет | |||||||
38. | Май |
| 15:30 | ООД | 1 | Звуки Ц – Ч. | Кабинет | |||||||
39. | Май |
| 15:30 | ООД | 1 | Звук Щ. Буква Щ. | Кабинет | |||||||
40. | Май |
| 15:30 | ООД | 1 | Звуки Ч – Щ. | Кабинет | |||||||
41. | Май |
| 15:30 | ООД | 1 | Закрепление пройденного материала. Звук. Слог. Слово. Предложение. | Кабинет | |||||||
42. | Май |
| 15:30 | ООД | 1 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. | Кабинет | |||||||
43. | Май |
| 15:30 | ООД | 1 | Волшебный мир звуков | кабинет | Итоговое открытое занятие | ||||||
Количество учебных недель | 36 | |||||||||||||
Количество учебных дней | 72 | |||||||||||||
Продолжительность каникул | 31.12.2020-10.01.21 г. (зимние) 31.05.2021- 31.08.2021 г. (летние) | |||||||||||||
Дата начала и окончания учебных периодов | 1.09.2020-31.05.2021 |
2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||
Сентябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки речи, слоги, слова, предложение | кабинет | ||||||||
Сентябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | ЗвукА, буква А | Кабинет | ||||||||
Сентябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звук У, буква У | Кабинет | ||||||||
Сентябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки А, У. | Кабинет | ||||||||
Сентябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук О, буква О | Кабинет | ||||||||
Октябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук О, буква О (продолжение) | Кабинет | ||||||||
Октябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звук И. Буква И | Кабинет | ||||||||
Октябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук Ы. Буква Ы | Кабинет | ||||||||
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Ы - И | Кабинет | |||||||||
Октябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки М - Мь, буква М, заглавная буква | Кабинет | ||||||||
Октябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки П – Пь, Буква П | Кабинет | ||||||||
Октябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Т – Ть. БукваТ | Кабинет | ||||||||
Ноябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Т – Ть. БукваТ (продолжение) | Кабинет | ||||||||
Ноябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки П - Т | Кабинет | ||||||||
Ноябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки К – Кь. Буква К | Кабинет | ||||||||
Ноябрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук Э. Буква Э. | Кабинет | ||||||||
Ноябрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки Х – Хь. Буква Х. словами – действиями. | Кабинет | ||||||||
Декабрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуковой анализ слов. Ударение. | Кабинет | ||||||||
Декабрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки К-Х, Кь-Хь | Кабинет | ||||||||
Декабрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки С, Сь. Буква С | Кабинет | ||||||||
Декабрь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки Н-Нь. Буква Н | Кабинет | ||||||||
Декабрь |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки З, Зь. Буква З | Кабинет | ||||||||
Декабрь |
| 15.30 | ООД | 1 | В стране звуков | Кабинет | Итоговое занятие | |||||||
Январь | Зимние каникулы | |||||||||||||
Январь | ||||||||||||||
Январь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки С – З | Кабинет | ||||||||
Январь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки Л, Ль. Буква Л | Кабинет | ||||||||
Январь |
| 15.30 | ООД | 2 | Звук и буква Ш | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки С – Ш | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 1 | ЗвукиБ–Бь. БукваБ | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 1 | ЗвукиП-Б | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 2 | Звуки Р, Рь. Буква Р | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Р – Л – Рь - Ль | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук и букваЖ | Кабинет | ||||||||
Февраль |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Ж – З | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Ж – Ш | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук и буква Й | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | БукваЕ | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | БукваЁ | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | Е-Ё | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | ЗвукиД-Дь. Буква Д. | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | ЗвукиТ – Д,Ть - Дь | Кабинет | ||||||||
Март |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки В-Вь. Буква В | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Г, Гь. Буква Г | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Г - К | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Буква Я | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Ф, Фь. Буква Ф | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Ф -В | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук и буква Ю | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук и буква Ц | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки С – Ц | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук и буква Ч | Кабинет | ||||||||
Апрель |
| 15.30 | ООД | 1 | Звук и буква Щ | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Звуки Ч-Щ | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Буква Ь | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Буква Ъ | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Слова обозначающие предмет | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Слова обозначающие действие | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Слова обозначающие признак предмета | Кабинет | ||||||||
Май |
| 15.30 | ООД | 1 | Закрепление пройденного материала «Грамотеи» | Кабинет | Итоговое открытое занятие | |||||||
Количество учебных недель | 36 | |||||||||||||
Количество учебных дней | 72 | |||||||||||||
Продолжительность каникул | 31.12.2020-10.01.21 г. (зимние) 31.05.2021- 31.08.2021 г. (летние) | |||||||||||||
Дата начала и окончания учебных периодов | 1.09.2020-31.05.2021 |
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
Для реализации образовательной программы необходимо:
- кабинет;
- столы, стулья;
- карандаши простые, цветные;
- раздаточный материал (фишки красного, зеленого, синего цветов; полоски для составления схем слова, предложения; схема слова; карточки с заданиями);
- компьютер;
- принтер;
- dvd диски с обучающими программами;
2.2.2. Информационное обеспечение:
- фотоаппаратура.
- компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
- интернет-ресурсы:
- azbyka.ru
- маам,
- muzruk,
- mersibo.ru
- nsportal и др.
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие учителя-логопеды – воспитатель.
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). Мониторинг. 1 раз в год (май).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
(диагностическая карта), 1 раз в год (май).
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие - ежегодно 1 раз в год (апрель - май).
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
Организация образовательной среды в рамках программы строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются Методы и приемы обучения:
Наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов, сюжетов и др);
Словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
Практические (Игровые) (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные упражнения и пантомимические этюды).
Только в комплексе они способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.
Деятельность начинается в игровой форме, используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Для словотворческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений.
Кабинет оснащен современным игровым оборудованием, которое включает технические средства обучения, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая в количестве не более 5, воспитанники в возрасте 4-7 лет.
Формы организации ООД: подгрупповая форма.
Формы организации учебного занятия: ООД, открытое занятие.
Педагогические технологии: В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого - педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.
Дидактические материалы:
Дидактические игры и упражнений по обучению грамоте в средней группе.
Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука
«Скажи так, как я»,»Скажи, как кукла»;»Скажи так, чтобы песенку услышала куколка»;»Договори слово» (до... (м), со... (м));»Спой песенку ветра (жука)»;»Произнеси громко звук молотка»;»Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».
Упражнения на определение первого звука в слове
«Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук»; «Назови первый звук слова»; «В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук»; «Найди себе пару» (с таким же звуком картинку);»Соберем букет для наших мам» (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).
Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков
«Найди братца»;»Угадай, чей это мячик»;»Найди друзей «старшему» и «младшему» братцам»;»Угадай, к кому мы пойдем в гости»;»Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик»;»Спой песенку большого (маленького) насоса»;»Разложи картинки к синему и зеленому кружочку».
Упражнения на различение понятий «звук» и «слово»
«Собери в корзинку «вкусные слова»«;»Назови, словом игрушки в магазине»;»Скажи, какие звуки услышал в лесу»;»Скажи, на чью песенку похож этот звук».
Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания
«Какой звук (чья песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении»;»Скажите, какие слова похожи в стихотворении»;»Подбери подходящее слово»;»Подскажи словечко»;»Будь внимательным»;»Скажи правильно»;»Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть «песенка колокольчика» (звук «з») и другие.
Дидактические игры и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах
Дид. игра «Магазин»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.
Ход: Педагог – продавец, дети - покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Дид. игра «Звуковое лото»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош - ка, гла - за) .
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Автобус»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.
Дид. игра «Ворота»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Педагог называет звуки, если это согласный звук - руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук - дети ставят руки на локти (нет преграды) .
Дид. игра «Подними нужную карточку»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.
Дид. игра «Слова - друзья»
Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.
Ход: Педагог приводит пример схожего звучания слов (кошка - ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка - игрушка, сушка, лягушка и другие) .
Дид. игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.
Дид. игра «Найди общий звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.
Дид. игра «Назови звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей, у которой будет больше фишек.
Дид. игра «Цветочки - лепесточки»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Педагог называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).
Дид. игра «Третий лишний»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .
Дид. игра «Найди ошибку»
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.
Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .
Дид. игра «Братцы - акробаты»
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.
Дид. игра «Назови слова»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.
Дид. игра «Назови последний звук слова»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр - звук [р]) .
Дид. игра «Найди пару»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка - солнце)
Дид. игра «Найди домик 1»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Педагог каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук - красный домик.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
- Гомзяк, О.С.,Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе/-М.: Издательство ГНОМ, 2014.-160с.
- Гомзяк, О.С.,Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе/-М.: Издательство ГНОМ, 2014.-128с.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000.
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте».-Изд. 3-е, доп. и перераб./- Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2015.-64 с.
- Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2014г.
- Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2014г.
- Колесникова Е. В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2015 г.
- Колесникова Е.В. «Я начинаю читать» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2015 г.
- Королева И. В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. 2002. № 4. С. 28–40.
- Королева И. В., Жукова О. С., Зонтова О. В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста// Дефектология. 2002. № 3. С. 25–38.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 176 с.
- Маханева М. Д., Гоголева Н. А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с.
- Нищева Н.В., Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-256с.
- Сидорова У.М.Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
- https://azbyka.ru
- https://iqsha.ru/
- https://www.razumeykin.ru/
Приложение
Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Грамотейка»
Старшая группа 5-6 лет 2022-2023 уч.год.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Понятие терминов: «звук», «слог», «слово», «предложение» | Деление слов на слоги | Определение места звука в слове | Звуковой анализ простых слов | Составление и анализ предложения из 2 – 3 слов | Уровни развития | |
О | ||||||||
| ЧО | |||||||
НО
|
Итог за год | О | ЧО | НО |
Вывод:
Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной программы «Грамотейка»
Подготовительная группа 6-7 лет 2022-2023 уч. год.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Деление слов на слоги | Подбор слов на заданный звук( в любой позиции) | Звукобуквенный анализ и синтез сложных слов | Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности. | Чтение и письмо слов, коротких предложений | Составление и анализ предложения из 3 и более слов с предлогами | Уровни развития | |
Уровни развития | О | ||||||||
| ЧО | ||||||||
НО
|
Итог за год | О | ЧО | НО |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте
quot;Кот Грамот" - дополнительная образовательная программа учителя-логопеда по обучению грамоте...
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)
Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом...
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению грамоте "Букваренок"
Дополнительные образовательные услуги...
"Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образовательной программы по обучению грамоте детей 5-7 лет"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» «Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образо...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет " Веселая азбука"
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретаютвсе большее значение.Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинт...
Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте "По дороге в школу"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на...
Дополнительная образовательная программа по развитию музыкальных способностей детей, через обучение нотной грамоте и игре на детских музыкальных инструментах.
Содержание программы по развитию музыкальных способностей у детей....