Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет " Веселая азбука"
рабочая программа (старшая группа)

Орлова Галина Анатольевна
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретаютвсе большее значение.Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том втом, чтобы дети поступающие в первый класс были хорошо подготовлены к обучению грамоте.т.е. имели бы развитый фонематический слух ( речевой) , хорошую устную речь. Кроме того занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств. Цель программы:развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка. Задачи: -создать условия для развития у детей фонематического слуха. умения проводить слуховой анализ слов; -развитие навыков общения и связной речи, формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли-формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Планируемые результаты: -находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове; -проводить звуковой анализ слов, называть звуки в словах; -классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_veselaya_azbuka.doc76.16 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                              Директор

Протокол №

От ____________2020г                                    Детского сада «Светлячок»

                                                                    _____________Е.В. Бушмелёва  

                Дополнительная общеразвивающая

 программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет

                                «Веселая азбука»            

 

 

Специалист: воспитатель Г.А.Орлова

                        Г. Заводоуковск 2020                                        

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: речевое развитие.

Форма реализации: индивидуальная и коллективная.

Возрастная направленность: старшая группа.

Продолжительность реализации программы: один год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

  1. Цель, задачи……………………………………………………………..4

  1. Учебно-тематический план…………………………………………5

  1. Содержание программы……………………………………………37

  1. Годовой календарный план……………………………………………40

  1. Организационно- педагогические условия реализации программы.40

  1. Планируемые результаты………………………………………….41

  1. Оценочные и методические материалы ………………………….41

- формы контроля

- критерии отслеживания усвоения программы

- условия реализации программы

- воспитательная работа

- литература

                 

                                    Пояснительная записка

Актуальность:

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большое значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте т.е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств .Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка

Задачи:

- создать условия для развития у детей фонематического и  фонетического слуха, умения проводить слуховой анализ слов;

- развитие навыков общения и связной речи, формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли;

- формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями;

                                                

                     

Учебно - тематический план

                      Сентябрь

Тема

Цели, задачи                                                        

Содержание деятельности

1.

Ознакомление со звучащим словом.

Ознакомить детей со звучащим словом, развивать умение  самостоятельно называть слова, подбирать прилагательные к существительному.

1.Организационный момент

2.Основная часть

-Игра « Что у меня в руках?»

-Игра « Какой,  какая?»

3. Рефлексия.

2.

Закрепление знаний о слове.

Закрепить знание детей о слове, развивать умение слышать и и слушать произносимые слова, ознакомить с термином звук.

1.Организационный момент

2. Основная часть

-чтение стихотворения А.Шибаева

« Слова. слова, слова…»

- Беседа по стихотворению.

- Игра « Придумай слово»

-Игра « Длинное. Короткое слово».

3. Рефлексия

3.

«В мире звуков»

.

Учить детей находить звук чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

1. Организационный момент

2. Основная часть

-Чтение стихотворения С.Маршак « Жук

-Беседа по стихотворению

-Игра «Длинное короткое слово»

- Физминутка  « А в лесу растет черника»

3. Рефлексия.

4.

« В мире звуков»

Учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук

1.Организационный момент

2.Основная часть

-Чтение стихотворения С.Маршак « Паровоз»

- Беседа по стихотворению.

-Игра « Назови игрушку»

3. Рефлексия

5.

« В мире звуков»

.

Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове.

1.Организационный момент

2.Основная часть

-Чтение стихотворения А.Барто « Резиновая Зина».

-Беседа по стихотворению

-Игра « Волшебный мешочек»

3. Рефлексия.

6.

« В мире звуков».

   Закрепить умение находить заданный звук в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

  1.Организационный момент.

  2.Основная часть

-Чтение стихотворения  С.Маршака  

« Мышонок»

-Беседа по стихотворению

-Игра « Придумай слово с заданным звуком»

З. Рефлексия.

7.

Звуковой состав слов.

   Познакомить детей со схемой звукового состава слова ;развивать умение произносить слово медленно, интонационно выделяя звук. который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме.

1.Организационный момент

2.Основная часть

-Игровая ситуация « Если заблудился в лесу»

-Звуковой анализ  слова  Ау. 3.Рефлексия

8.

Звуковой состав слов.

Развивать умение детей производить звуковой анализ слова мак.

Организационный момент

2.Основная часть

-Звуковой анализ слова мак по схеме ( использование фишки)

-Игра « Кто больше придумает слов»

3. Рефлексия.

Октябрь

1.

Звуковой анализ слова

дом.

 Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова дом, определять место звука.  

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

-Повторение звукового анализа слова мак

-Звуковой анализ слова дом

-Игровая ситуация « Живое слово дом»

3. Рефлексия.

2.

Звуковой анализ слова дым.

 Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;  Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте.  

  1. Организационный момент.
  2.  Основная часть.

-Звуковой анализ слова дым

- Игра со словом дым

-« Кто больше придумает слов»

     3. Рефлексия.

3.

Звуковой анализ слова сыр

Звуковой анализ слова сыр. Продолжать развивать умение детей производить звуковой анализ слова сыр.

1.Организационный момент

 2.Основная часть.

–Звуковой анализ слова сыр

-Игра со словом сыр.

-Игра « Построим дом»

3. Рефлексия.

4.

Звуковой анализ слова жук

 Звуковой анализ слова жук. Закреплять умение производить звуковой анализ слова жук

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть

-Звуковой анализ слова жук

-Игра со словом жук.

-Игровое задание загадка

3. Рефлексия.

5.

Звуковой анализ слова лук

Закреплять умение производить звуковой анализ слова  лук. Учить детей называть слова с заданным звуком.

Организационный момент

Основная часть

-Звуковой анализ слова лук

-Игра со словом лук.

- Игра «Овощи»

3. Рефлексия.

6.

Звуковой анализ слова кот.

 Закреплять умение производить звуковой анализ слова кот. Развивать умение детей придумывать слова с заданным звуком.

.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть

-Звуковой анализ слова кот.

-Игра со словом кот.

-Игра « Назови игрушку»

    3. Рефлексия.

7.

Звуковой анализ слова кит.

Продолжать закреплять умение производить звуковой анализ слова кит. Развивать умение детей придумывать слова с заданным звуком.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

–Звуковой анализ слова кит

- Игра со словом кит.

- Игра « Кто больше»

3. Рефлексия.

8.

Закрепление звукового анализа слов

Закрепить умение производить звуковой анализ знакомых слов .Сравнить схему звукового состава слов жук и лук.

1.Организационный момент

2. Основная часть.

-Звуковой анализ слов лук и жук.

- Игра со словами лук и жук.

-Звуковые загадки

3. Рефлексия.

                                             Ноябрь

1.

Звуковой анализ слова рак.

 Повторение правила о гласных и согласных звуках.   Закреплять умение производить звуковой анализ слова рак.

1.Организационный момент.

2.Основная часть

-Звуковой анализ слова рак

-.Игровые задания со словом рак.

-Игра «Угадай гласные»

3. Рефлексия.

2.

Звуковой анализ слова роза.

Звуковой анализ слова роза. Обратить внимание детей на звуковую структуру  этого слова.

1.Организационный момент.    

2.Основная часть.

–Звуковой анализ слова роза.

-Игровое задание « Сколько гласных и согласных звуков?»

-Игра « Топай- хлопай»

3. Рефлексия.

-

3.

Звуковой анализ слова луна.

Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки. Развивать умение подбирать слова определенной звуковой структуры.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

-Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки»

-Звуковой анализ слова луна.  Проводит ребенок.

- Игра « Кто внимательный»

3. Рефлексия.

4.

Звуковой анализ слова рыба

  Продолжать развивать умение детей ориентироваться в заданиях на звуки.

Закрепить умение подбирать слова определенной звуковой структуры.  

1.Организационный момент

2.Основная часть.

-Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки»

-Звуковой анализ слова рыба
- Игра со словом рыба

3.Игра «Найди лишнее слово»

Рефлексия.

5.

Звуковой анализ слова лиса

  Учить детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука ;искать в словах одинаковые звуки.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

-Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки»

-Звуковой анализ слова лиса

-Игровое упражнение со словом лиса

-Игра « Найди звук»

3. Рефлексия.

6.

Звуковой анализ слова сани

Закрепить умение детей ориентироваться в заданиях, требующей полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры.

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

-Звуковой анализ слова сани.

- Игра со словом сани.

-Найди одинаковые звуки в словах лиса и сани.

- Игра. Назвать слова по модели.

3. Рефлексия.

7.

Звуковой анализ слова рука

Закрепить умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

-Звуковой анализ слова рука.

-Игра со словом рука.

-Игра . Назвать слова по модели.

-Игра «Подружи звуки, составь слово».

3.Рефлексия

8

Звуковой анализ слова бусы

Закрепить умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

-Звуковой анализ слова бусы.

-Игра со словом бусы.

- Игра «Узнай слово»

3. Рефлексия.

                   Декабрь

1.

Звуковой анализ слова пила

Закреплять умение  детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

-Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки».

-Звуковой анализ слова пила.

-Игра со словом пила.

-игра « Узнай звук»

3. рефлексия.

2.

Звуковой анализ слова паук

Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, подбирать слова определенной звуковой структуры.

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

-Звуковой анализ слова паук.

- Игра со словом паук

-Сравнение моделей пила и паук.

    -Игра « Поймай звук».

3. Рефлексия

3.

Звуковой анализ слова аист

Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, подбирать слова определенной звуковой структуры.

1.Организационный момент

2.Основная часть

-Звуковой состав слова аист.

-Игра со словом аист.

-Игра  « Узнай слово».

3. Рефлексия.

4.

Звуковой анализ слова гуси.

Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки.

1.Организационный момент

 2.Основная часть

-Звуковой анализ слова гуси.

-Игра со словом гуси.

-Игра Какой звук один во всех словах»

3. Рефлексия.

5.

Звуковой анализ слова игла.

Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики слова, подбирать слова определенной звуковой структуры.

   1.Организационный момент

    I2.Основная часть

-Звуковой анализ слова игла

- Игра со словом игла.

-Игра « Назови слово с таким расположением звуков…»

3.Рефлексия

6.

Звуковой состав слова утки.

Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях;  искать в словах одинаковые звуки.

 1.Организационный момент

 2.Основная часть

-Игровая ситуация - гласные согласные звуки.

-Звуковой анализ слова утки.

-Игра со словом утки.

-Сравнение моделей игла и утки

3.Рефлексия

7.

Звуковой состав слова лист

Закреплять умение ориентироваться в заданиях; искать одинаковые звуки в словах.

 1.Организационный момент

 2.Основная часть

-Звуковой состав слова лист.

-Игра со словом лист.

-Игра « Сложи звуки»

3.Рефлексия

8

Звуковой анализ слова волк

Закреплять умение ориентироваться в заданиях; подбирать слова одинаковой звуковой структуры.

Организационный момент

 Основная часть

-Звуковой анализ слова волк.

-Игра со словом лист

- Найти одинаковые звуки в словах волк и лист.

-Игра «Отними звук»

3. Рефлексия

                 Январь

1.

Звуковой анализ слова слон

Закрепить знания детей о звуках. Учить детей сравнивать слова по моделям и по звукам.

1.Организационный момент

2.Основная часть

-Звуковой анализ слова слон

-Игра со словом слон

-Игра « Звуковые загадки»

  3.Рефлексия

2.

Звуковой анализ слова зонт

Закрепить знания детей о звуках, ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

  1.Организационный момент

   2.Основная часть

- Игровая ситуация гласные и согласные звуки

-Звуковой анализ слова зонт

- Игра со словом зонт

-Игра « Добавь звук»

3.Рефлексия

3.

Мягкие и твердые согласные

Закрепить понятия о мягких и твердых согласных. Учить детей сравнивать слова по моделям и звукам, подбирать слова по модели.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

-Звуковой анализ слов стол и волк ( сравнение)

-Игра « Какое слово задумано?»

3.Рефлексия

4.

Звуковой анализ слова нога.

Закреплять умение ориентироваться в заданиях , требующей полной характеристики слова., подбирать слова определенной звуковой структуры.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

   -Звуковой анализ слова нога.

   - Игра со словом нога.

   - «Подбери картинки по схемам»

   3.Рефлексия.

5.

Звуковой анализ слова тигр.

Учить детей сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

  -Звуковой анализ слова тигр

  -Игра со словом тигр.

 - «Подбери картинки по схемам»

3.Рефлексия

6.

 Звуковой анализ слов

нога, ноги

Учить сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

  1.Организационный момент

   2.Основная часть

  -Звуковой анализ слов нога,      ноги.

- « Подбери картинки по схемам».

- Игра «Найди звук»

  3.Рефлексия

7.

Звуковой анализ слова стул.

Закреплять умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука . Закреплять знания о звуках.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

  -Звуковой анализ слова стул

  -Чем отличается слово стул от слова стол?

  -Сколько гласных и согласных звуков в слове.

  -Игра «Волшебный мешочек»

   3.Рефлексия

8.

Звуковой анализ слова вишни.

Закреплять умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Закреплять знания о звуках.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

  -Звуковой анализ слова вишни.

  -Игра со словом вишни.

  - Гласные и согласные звуки в слове.

- Игра « Чудесный мешочек»

 3.Рефлексия

Февраль

1.

Звуковой анализ слов стул и вишни

Учить детей сравнивать слова по модели и звукам, выполнять задания , требующие полную характеристику звука.

   1.Организационный момент

   II.Основная часть

  -Звуковой анализ слов стул и вишни.

  -Сколько гласных и согласных звуков в слове.

  -« Подбери картинки по схемам»

3.Рефлексия

2.

Звуковой анализ слова шуба

Закреплять умение делать полную характеристику звука, подбирать слова определенной звуковой структуры.

 1.Организационный момент

  2.Основная часть

 -Звуковой анализ слова шуба. ( Сколько гласных и согласных звуков в слове ) .          

 -  Игровое задание « Живое слово»

 - Игра «Подружи картинки»

 3.Рефлексия

3.

Звуковой анализ слова диван.

Закреплять умение делать полную характеристику звука, подбирать слова определенной звуковой структуры.

  1.Организационный момент

  2.Основная часть

 - Звуковой анализ слова диван , ( сколько гласных и согласных звуков в слове, назови мягкий и твердые согласные звуки)

 -Игра со словом диван.

 -  Игра « Какое слово загадано?»

3..Рефлексия

4.

Звуковой анализ слова сахар.

Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение делать полную характеристику звука.

   1.Организационный момент

    2.Основная часть

-Игровая ситуация  « Какие бывают звуки?»

-Звуковой анализ слова сахар

-Игра со словом сахар

- Игра « Подружи звуки»

    3.Рефлексия

5.

Звуковой анализ слова миска.

Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука

 1.Организационный момент    2..Основная часть

-Игровая ситуация  « Какие бывают звуки?»

-Звуковой анализ слова миска.

-Игра со словом миска « Живые звуки»

-Подружи звуки,

3.Рефлексия

6.

Звуковой анализ слова муха.

Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука.

 1.Организационный момент

 2.Основная часть

 -Звуковой анализ слова  муха

-Игра со словом муха «Живые звуки»

-Игра « Подбери картинки к схемам»

3.Рефлексия

     

7

Звуковой анализ слов диван и муха.

Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Закрепить умение делать полную характеристику звука.

  1.Организационный момент

  2.Основная часть

-Звуковой анализ слов диван и муха.

- «Найди одинаковые звуки».

-Игра « Загаданное слово»

 3.Рефлексия

8.

Звуковой анализ слов мышка и мишка.

Закрепить знания детей о звуках. Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Подбирать слова определенной звуковой структуры.

1.Организационный момент.

2.Основная часть

-Звуковой анализ слов мишка и мышка.

-Игра  « Найди одинаковые звуки».

- Игра « Кто назовет больше слов по модели»

3. Рефлексия

                              Март

1.

Звуковой анализ слов кран и луна.

Закреплять знания детей о звуках. Учить детей сравнивать слова  по звуковому составу. Подбирать слова определенной звуковой структуры.

    1.Организационный момент

    2.Основная часть

-Звуковой анализ слов кран и луна

- Игра « Найди одинаковые звуки»

-Игра «Назови первый звук»

3.Рефлексия

2.

Звуковой анализ слова лампа.

Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука.

 1.Организационный момент

2. Основная часть

-Звуковой анализ слова лампа

- Игра со словом лампа

-Игра « Чего не стало?»

 3.Рефлексия

3.

Звуковой состав слова арбуз.

Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

-Характеристика звука

-Звуковой анализ слова арбуз

- Игра со словом арбуз

-Игра « Чего не стало?»

3.Рефлексия.

4.

Знакомство с буквой а.

Познакомить детей с буквой а. Учить детей правильному употреблению букв а и А.

 1.Организационный момент

 2.Основная часть

 -Звуковой анализ слова Алена.

-Игра со словом Алена.

-Знакомство с буквой а.

-Игра « Кто больше назовет слов по модели»

3.Рефлексия

5.

 Звуковой анализ слов таз и коза.

Закрепить умение детей самостоятельно делать полную характеристику звука.

 1.Организационный момент

  2.Основная часть

-Звуковой анализ слова таз

- Игра со словом таз.

- Звуковой анализ слова коза.

- Игра « Кто больше назовет слов со звуком з ?»

3. Рефлексия

6.

Знакомство с буквой и звуком а и А.

Познакомить детей с буквой а .Учить детей правильному употреблению букв а и А. Подбирать слова определенной звуковой структуры.

 1.Организационный момент

  2.Основная часть

-Знакомство с буквой а.

-Звуковой анализ слова лампа.       Использование буквы  а в схеме.

-Игра « Кто больше назовет слов со звуком а»

3.Рефлексия

7.

Закрепление буквы и звука а в звуковом анализе слов роза, сани.

Закрепить букву а. Закрепить умение делать полную характеристику звука.

    1.Организационный момент

    2.Основная часть

-Звуковой анализ слова роза. Игра со словом роза.

-Звуковой анализ слова сани. Игра со словом сани.

Игра « Кто больше назовет слов со звуком р»

3.Рефлексия

8.

Закрепление буквы и звука а , знакомство с буквой и звуком я.

Закрепить букву а, познакомить с буквой я. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука.

 1.Организационный момент

  2.Основная часть

- Игровая ситуация буква а.

-Звуковой анализ слова мясо.  Знакомство с буквой я.

-Игра  « Какой последний звук.

3.Рефлексия

Апрель

1.

Закрепление букв и звуков а и я.

Закрепить букву а и я. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука.

   I.Организационный момент

   II.Основная часть

- Игровая ситуация буква я.

-Звуковой анализ слова лягушка.

- Игра со словом лягушка.

Игра «Составь слово»

III.Рефлексия

2.

Знакомство с буквой и звуком о

Познакомить с буквой и звуком о. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука.

    1.Организационный момент

    2.Основная часть

- Звуковой анализ слов кот, стол.

  -Показ буквы о.

- Звуковой анализ слова полка. Игра со словом полка.

Игра « Купи продукты, в названиях которых есть звук  к  ».

3.Рефлексия

3.

Закрепление  звука и буквы о

Закрепить букву и звук о. Отрабатывать умение  делать полную характеристику звука.

    1.Организационный момент

    2.Основная часть

-Игровая ситуация буква  и звук о.

- Звуковой анализ слова окно, осы. Игра со словом окно, осы.

-Игра « какое слово загадано?»

3. Рефлексия

4.

Закрепление букв и звуков а, о, я.

Закрепить буквы и звуки а, о, я. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука.

    1.Организационный момент

   2.Основная часть

-Игровая ситуация буквы и звуки а, о, я

-Звуковой анализ слова рама, сом ,мяч

-Игра «Какое слово загадано? 3.Рефлексия

5.

Знакомство с буквой и звуком ы.

Познакомить с буквой и звуком ы. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука.

  1.Организационный момент

  2.Основная часть

-Звуковой анализ слова сыр. ( Выполняет ребенок)

- Звуковой анализ слов рыба, шары, мыло.(  Дети выполняют самостоятельно за столом).

-Игра  « Придумай слово из четырех  звуков)

3.Рефлексия

6.

Закрепление буквы и звука ы.

Закрепить букву и звук ы. Закрепить умение делать полную характеристику звука.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

- Игровое упражнение  « Где буква ы?»

- Звуковой анализ слов усы, сосны.

-Игра « Замени звук»

 3.Рефлексия

7.

Знакомство с буквой и.

Познакомить с буквой и. Повторить ранее изученные буквы.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

- Звуковой анализ слов сани и лимон .  Игра со словом лимон.

- Звуковой анализ слова миска. Игра со словом миска.

- Игра « Назови слово со звуком и»

3.Рефлексия

8.

Закрепление буквы и звука и.

Закрепить букву и звук и. Закрепить умение делать полную характеристику звука.

    I.Организационный момент

    II.Основная часть

- Игровое упражнение  « Где буква и?»

- Звуковой анализ лова игла, киоск.

- Игра « Замени звук»

3 . Рефлексия.

Май

1.

Закрепление знаний о буквах и звуках

Закрепить знаний о звуках и буквах. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слов различной сложности.

 1.Организационный момент

 2.Основная часть

-Звуковой анализ слова мясо

-Звуковой анализ слова хорошо

-Звуковой анализ слова пила.

- Игра « Подбери картинки к схемам»

3.Рефлексия

2.

Знакомство с буквой у.

Познакомить детей с буквой у. Закрепить  умение детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

 1.Организационный момент

   2.Основная часть

-Звуковой анализ слов лук, муха. ( У доски двое детей разбирают слова).

- Знакомство с буквой у.

-Звуковой анализ слова груша.

-Игра со словом груша.

- Игра « Кто больше назовет слов по модели»

3.Рефлексия

3.

Закрепление буквы и звука у .

Закрепить букву и звук у . Закрепить умение  делать полную характеристику звука.

    I.Организационный момент

     II.Основная часть

- Игровое упражнение « Где буква у?».

-Звуковой анализ слова игрушка.

-Игра со словом игрушка.

-Игра «Твёрдый – мягкий»

-Игра «Покажи букву»

III.Рефлексия

4.

Знакомство с буквой ю.

Познакомить детей с буквой ю. Закрепить умение детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

  1.Организационный момент

  2.Основная часть

- Звуковой анализ слов лук и люк.

- Игра со словом люк.

- Знакомство с буквой ю.

-Игра «Живая буква»

  3.Рефлексия

5.

Закрепление буквы и звука ю.

Закрепить букву и звук ю. Закрепить умение делать полную характеристику звука.

   1.Организационный момент

   2.Основная часть

- Игровое  упражнение « Где буква ю»

-Звуковой анализ слов утюг, клюв.

- Игра со словом клюв.

- « Замени звук».

  3.Рефлексия

6.

Закрепление знакомых букв.

Закрепить знания о знакомых буквах. Закрепить умение делать звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава.

  1.Организационный момент

  2.Основная часть

-Звуковой анализ слов Люся, Оля.

- Самостоятельное задание: выкладывают слово ключ, клюв.

-Игровое задание « Подбери слово к модели»

 3.Рефлексия

7.

Закрепление пройденного материала

Закрепить умение детей выбирать материал для выкладывания слов.

 1.Организационный момент

 2.Основная часть

-Игра « Найди свое место».

- Звуковой анализ слова упрямо. Игра со словом упрямо.

-Звуковой анализ слова молодцы.

- Игра « Придумай сам загадку»

3. Рефлексия.

8.

Мониторинг

                                       

                                 IV. Содержание программы

Программа по оказанию платной образовательной услуги, разработанной на основе пособия «Обучение грамоте в детском саду 5-6 лет»                                      (составители Л.Е. Журова, Дурова Н.С.)  .

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (образовательными  областями)  

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

Структура занятия:

I – подготовительная,  II  – основная,  III – заключительная части.

Содержание занятий:

1.Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, гласный звук, твёрдые и мягкие.

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

2.Буквы:

- знакомство с гласными буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков, из первых (последних) звуков в названии картинок;

-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового состава.

-интонационная законченность.

В  структуре  занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его  закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

По окончании обучения у ребёнка должно быть сформировано  умение проводить звуковой анализ слова.

Дети должны уметь:

  • производить звуковой состав слов.
  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах,

Дети должны знать:

  • схему звукового состава слова
  • буквы, обозначающие гласные звуки

Программа строится на принципах:

•        принцип  мотивации к обучению;

•        принцип сочетания сознательности и активности;

•        принцип доступности;

•        принцип связи теории с практикой;

•        принцип продуктивной обработки информации.

V. Годовой календарный учебный график.

Продолжительность учебного года

Сентябрь – Май

14.09.20-30.05.21

Продолжительность образовательного процесса

30 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные дни

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

Январь, (В соответствии с производственным календарем).

Педагогическая диагностика

IV неделя сентября, IV неделя мая

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

70

VI. Организационно – педагогические условия реализации программы.

Дополнительная общеразвивающая программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года: 20 - 25 минут – старшая группа. Тема и задачи программы реализуются на 2-х занятиях, которые проводятся два раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа, составляет 32 часа в год.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

   Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

VII. Планируемые результат:

- - находить слова с заданным звуком

- определять место звука в слове

- проводить звуковой анализ слов

- называть звуки в словах

         - классифицировать сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

  1. Оценочные и методические материалы
  • Формы контроля.
  1. Вводная диагностика – сентябрь.
  2. Итоговая диагностика – май.
  3. Оперативный контроль с участием представителей родителей общественности. (1-2 раза в год).

Итоговое мероприятие с детьми и родителями: Развлечение «Веселая азбука   и Я – дружная компания» (Май).

  • Критерии отслеживания усвоения программы.

Методика проведения  мониторинга по определению усвоения детьми звукового анализа слов. Во время проведения проверки нужно обращать внимание на затруднения ребёнка:

- произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова

- путает место звука, но исправляет сам

- подобрать слова по модели.

Низкая скорость распознавания звуков.

Это в дальнейшем может затруднить весь образовательный процесс.

Ребёнку предлагается сделать  задание требующее полной характеристики звука (Т1).

  Подобрать слово по модели (Т2).

Находим разницу полученных чисел (т2 – Т1).

Если разница во времени 3 и более минут – это говорит о том, что ребёнок плохо запомнил звуковой анализ слов.

                           

Примечание:

Мониторинг по выявлению уровня  полной характеристики звука может проводиться на любом этапе изучения.

Для этого составляется таблица из пройденных на данный период времени слов, методика проведения мониторинга такая же, как и методика проведения итогового мониторинга.

  • Условия реализации программы.

Формы работы: - групповая, индивидуальная

Продолжительность занятий: 20 минут

                                               

                       Литература:

  1. Н.В.Дурова. Обучение дошкольников грамоте.
  2. О.И.Жукова  Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. М.,2007
  3. Л.Е.Журова. Обучение грамоте в детском саду.- Педагогика, М., 1978
  4. Н.С.Варенцова, Л.Н.Невская Обучение дошкольников грамоте.
  5. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.

6)Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.

.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте старших дошкольников в соответствие с ФГОС

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)

Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка      О...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»

Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...

Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте для детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом «Грамотейка»

Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте направлена на решение речевых задач детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом, на формирование аналитико-синтетическо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ «УЧИМСЯ ГРАМОТЕ»

Заложить основы грамоты (первоначальное послоговое чтение) у детей старшего дошкольного возраста...