Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет " Веселая азбука"
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_veselaya_azbuka.doc | 76.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор
Протокол №
От ____________2020г Детского сада «Светлячок»
_____________Е.В. Бушмелёва
Дополнительная общеразвивающая
программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет
«Веселая азбука»
Специалист: воспитатель Г.А.Орлова
Г. Заводоуковск 2020
Тип программы: образовательная.
Образовательная область: речевое развитие.
Форма реализации: индивидуальная и коллективная.
Возрастная направленность: старшая группа.
Продолжительность реализации программы: один год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………….3
- Цель, задачи……………………………………………………………..4
- Учебно-тематический план…………………………………………5
- Содержание программы……………………………………………37
- Годовой календарный план……………………………………………40
- Организационно- педагогические условия реализации программы.40
- Планируемые результаты………………………………………….41
- Оценочные и методические материалы ………………………….41
- формы контроля
- критерии отслеживания усвоения программы
- условия реализации программы
- воспитательная работа
- литература
Пояснительная записка
Актуальность:
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большое значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте т.е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств .Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка
Задачи:
- создать условия для развития у детей фонематического и фонетического слуха, умения проводить слуховой анализ слов;
- развитие навыков общения и связной речи, формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли;
- формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями;
Учебно - тематический план
Сентябрь | |||||||||
№ | Тема | Цели, задачи | Содержание деятельности | ||||||
1. | Ознакомление со звучащим словом. | Ознакомить детей со звучащим словом, развивать умение самостоятельно называть слова, подбирать прилагательные к существительному. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игра « Что у меня в руках?» -Игра « Какой, какая?» 3. Рефлексия. | ||||||
2. | Закрепление знаний о слове. | Закрепить знание детей о слове, развивать умение слышать и и слушать произносимые слова, ознакомить с термином звук. | 1.Организационный момент 2. Основная часть -чтение стихотворения А.Шибаева « Слова. слова, слова…» - Беседа по стихотворению. - Игра « Придумай слово» -Игра « Длинное. Короткое слово». 3. Рефлексия | ||||||
3. | «В мире звуков» . | Учить детей находить звук чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. | 1. Организационный момент 2. Основная часть -Чтение стихотворения С.Маршак « Жук -Беседа по стихотворению -Игра «Длинное короткое слово» - Физминутка « А в лесу растет черника» 3. Рефлексия. | ||||||
4. | « В мире звуков» | Учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Чтение стихотворения С.Маршак « Паровоз» - Беседа по стихотворению. -Игра « Назови игрушку» 3. Рефлексия | ||||||
5. | « В мире звуков» . | Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Чтение стихотворения А.Барто « Резиновая Зина». -Беседа по стихотворению -Игра « Волшебный мешочек» 3. Рефлексия. | ||||||
6. | « В мире звуков». | Закрепить умение находить заданный звук в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть -Чтение стихотворения С.Маршака « Мышонок» -Беседа по стихотворению -Игра « Придумай слово с заданным звуком» З. Рефлексия. | ||||||
7. | Звуковой состав слов. | Познакомить детей со схемой звукового состава слова ;развивать умение произносить слово медленно, интонационно выделяя звук. который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игровая ситуация « Если заблудился в лесу» -Звуковой анализ слова Ау. 3.Рефлексия | ||||||
8. | Звуковой состав слов. | Развивать умение детей производить звуковой анализ слова мак. | Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова мак по схеме ( использование фишки) -Игра « Кто больше придумает слов» 3. Рефлексия. | ||||||
Октябрь | |||||||||
1. | Звуковой анализ слова дом. | Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова дом, определять место звука. | 1.Организационный момент. 2. Основная часть. -Повторение звукового анализа слова мак -Звуковой анализ слова дом -Игровая ситуация « Живое слово дом» 3. Рефлексия. | ||||||
2. | Звуковой анализ слова дым. | Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте. |
-Звуковой анализ слова дым - Игра со словом дым -« Кто больше придумает слов» 3. Рефлексия. | ||||||
3. | Звуковой анализ слова сыр | Звуковой анализ слова сыр. Продолжать развивать умение детей производить звуковой анализ слова сыр. | 1.Организационный момент 2.Основная часть. –Звуковой анализ слова сыр -Игра со словом сыр. -Игра « Построим дом» 3. Рефлексия. | ||||||
4. | Звуковой анализ слова жук | Звуковой анализ слова жук. Закреплять умение производить звуковой анализ слова жук |
-Звуковой анализ слова жук -Игра со словом жук. -Игровое задание загадка 3. Рефлексия. | ||||||
5. | Звуковой анализ слова лук | Закреплять умение производить звуковой анализ слова лук. Учить детей называть слова с заданным звуком. | Организационный момент Основная часть -Звуковой анализ слова лук -Игра со словом лук. - Игра «Овощи» 3. Рефлексия. | ||||||
6. | Звуковой анализ слова кот. | Закреплять умение производить звуковой анализ слова кот. Развивать умение детей придумывать слова с заданным звуком. . |
-Звуковой анализ слова кот. -Игра со словом кот. -Игра « Назови игрушку» 3. Рефлексия. | ||||||
7. | Звуковой анализ слова кит. | Продолжать закреплять умение производить звуковой анализ слова кит. Развивать умение детей придумывать слова с заданным звуком. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть. –Звуковой анализ слова кит - Игра со словом кит. - Игра « Кто больше» 3. Рефлексия. | ||||||
8. | Закрепление звукового анализа слов | Закрепить умение производить звуковой анализ знакомых слов .Сравнить схему звукового состава слов жук и лук. | 1.Организационный момент 2. Основная часть. -Звуковой анализ слов лук и жук. - Игра со словами лук и жук. -Звуковые загадки 3. Рефлексия. | ||||||
Ноябрь | |||||||||
1. | Звуковой анализ слова рак. | Повторение правила о гласных и согласных звуках. Закреплять умение производить звуковой анализ слова рак. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть -Звуковой анализ слова рак -.Игровые задания со словом рак. -Игра «Угадай гласные» 3. Рефлексия. | ||||||
2. | Звуковой анализ слова роза. | Звуковой анализ слова роза. Обратить внимание детей на звуковую структуру этого слова. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть. –Звуковой анализ слова роза. -Игровое задание « Сколько гласных и согласных звуков?» -Игра « Топай- хлопай» 3. Рефлексия. - | ||||||
3. | Звуковой анализ слова луна. | Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки. Развивать умение подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть. -Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки» -Звуковой анализ слова луна. Проводит ребенок. - Игра « Кто внимательный» 3. Рефлексия. | ||||||
4. | Звуковой анализ слова рыба | Продолжать развивать умение детей ориентироваться в заданиях на звуки. Закрепить умение подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть. -Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки» -Звуковой анализ слова рыба 3.Игра «Найди лишнее слово» Рефлексия. | ||||||
5. | Звуковой анализ слова лиса | Учить детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука ;искать в словах одинаковые звуки. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть. -Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки» -Звуковой анализ слова лиса -Игровое упражнение со словом лиса -Игра « Найди звук» 3. Рефлексия. | ||||||
6. | Звуковой анализ слова сани | Закрепить умение детей ориентироваться в заданиях, требующей полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент. 2. Основная часть. -Звуковой анализ слова сани. - Игра со словом сани. -Найди одинаковые звуки в словах лиса и сани. - Игра. Назвать слова по модели. 3. Рефлексия. | ||||||
7. | Звуковой анализ слова рука | Закрепить умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть. -Звуковой анализ слова рука. -Игра со словом рука. -Игра . Назвать слова по модели. -Игра «Подружи звуки, составь слово». 3.Рефлексия | ||||||
8 | Звуковой анализ слова бусы | Закрепить умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть. -Звуковой анализ слова бусы. -Игра со словом бусы. - Игра «Узнай слово» 3. Рефлексия. | ||||||
Декабрь | |||||||||
1. | Звуковой анализ слова пила | Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки. | 1. Организационный момент. 2. Основная часть. -Игровая ситуация « Гласные и согласные звуки». -Звуковой анализ слова пила. -Игра со словом пила. -игра « Узнай звук» 3. рефлексия. | ||||||
2. | Звуковой анализ слова паук | Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент. 2. Основная часть. -Звуковой анализ слова паук. - Игра со словом паук -Сравнение моделей пила и паук. -Игра « Поймай звук». 3. Рефлексия | ||||||
3. | Звуковой анализ слова аист | Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой состав слова аист. -Игра со словом аист. -Игра « Узнай слово». 3. Рефлексия. | ||||||
4. | Звуковой анализ слова гуси. | Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова гуси. -Игра со словом гуси. -Игра Какой звук один во всех словах» 3. Рефлексия. | ||||||
5. | Звуковой анализ слова игла. | Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики слова, подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент I2.Основная часть -Звуковой анализ слова игла - Игра со словом игла. -Игра « Назови слово с таким расположением звуков…» 3.Рефлексия | ||||||
6. | Звуковой состав слова утки. | Закреплять умение детей ориентироваться в заданиях; искать в словах одинаковые звуки. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игровая ситуация - гласные согласные звуки. -Звуковой анализ слова утки. -Игра со словом утки. -Сравнение моделей игла и утки 3.Рефлексия | ||||||
7. | Звуковой состав слова лист | Закреплять умение ориентироваться в заданиях; искать одинаковые звуки в словах. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой состав слова лист. -Игра со словом лист. -Игра « Сложи звуки» 3.Рефлексия | ||||||
8 | Звуковой анализ слова волк | Закреплять умение ориентироваться в заданиях; подбирать слова одинаковой звуковой структуры. | Организационный момент Основная часть -Звуковой анализ слова волк. -Игра со словом лист - Найти одинаковые звуки в словах волк и лист. -Игра «Отними звук» 3. Рефлексия | ||||||
Январь | |||||||||
1. | Звуковой анализ слова слон | Закрепить знания детей о звуках. Учить детей сравнивать слова по моделям и по звукам. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова слон -Игра со словом слон -Игра « Звуковые загадки» 3.Рефлексия | ||||||
2. | Звуковой анализ слова зонт | Закрепить знания детей о звуках, ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Игровая ситуация гласные и согласные звуки -Звуковой анализ слова зонт - Игра со словом зонт -Игра « Добавь звук» 3.Рефлексия | ||||||
3. | Мягкие и твердые согласные | Закрепить понятия о мягких и твердых согласных. Учить детей сравнивать слова по моделям и звукам, подбирать слова по модели. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слов стол и волк ( сравнение) -Игра « Какое слово задумано?» 3.Рефлексия | ||||||
4. | Звуковой анализ слова нога. | Закреплять умение ориентироваться в заданиях , требующей полной характеристики слова., подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова нога. - Игра со словом нога. - «Подбери картинки по схемам» 3.Рефлексия. | ||||||
5. | Звуковой анализ слова тигр. | Учить детей сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова тигр -Игра со словом тигр. - «Подбери картинки по схемам» 3.Рефлексия | ||||||
6. | Звуковой анализ слов нога, ноги | Учить сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слов нога, ноги. - « Подбери картинки по схемам». - Игра «Найди звук» 3.Рефлексия | ||||||
7. | Звуковой анализ слова стул. | Закреплять умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука . Закреплять знания о звуках. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова стул -Чем отличается слово стул от слова стол? -Сколько гласных и согласных звуков в слове. -Игра «Волшебный мешочек» 3.Рефлексия | ||||||
8. | Звуковой анализ слова вишни. | Закреплять умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Закреплять знания о звуках. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова вишни. -Игра со словом вишни. - Гласные и согласные звуки в слове. - Игра « Чудесный мешочек» 3.Рефлексия | ||||||
Февраль | |||||||||
1. | Звуковой анализ слов стул и вишни | Учить детей сравнивать слова по модели и звукам, выполнять задания , требующие полную характеристику звука. | 1.Организационный момент II.Основная часть -Звуковой анализ слов стул и вишни. -Сколько гласных и согласных звуков в слове. -« Подбери картинки по схемам» 3.Рефлексия | ||||||
2. | Звуковой анализ слова шуба | Закреплять умение делать полную характеристику звука, подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова шуба. ( Сколько гласных и согласных звуков в слове ) . - Игровое задание « Живое слово» - Игра «Подружи картинки» 3.Рефлексия | ||||||
3. | Звуковой анализ слова диван. | Закреплять умение делать полную характеристику звука, подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Звуковой анализ слова диван , ( сколько гласных и согласных звуков в слове, назови мягкий и твердые согласные звуки) -Игра со словом диван. - Игра « Какое слово загадано?» 3..Рефлексия | ||||||
4. | Звуковой анализ слова сахар. | Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игровая ситуация « Какие бывают звуки?» -Звуковой анализ слова сахар -Игра со словом сахар - Игра « Подружи звуки» 3.Рефлексия | ||||||
5. | Звуковой анализ слова миска. | Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука | 1.Организационный момент 2..Основная часть -Игровая ситуация « Какие бывают звуки?» -Звуковой анализ слова миска. -Игра со словом миска « Живые звуки» -Подружи звуки, 3.Рефлексия | ||||||
6. | Звуковой анализ слова муха. | Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова муха -Игра со словом муха «Живые звуки» -Игра « Подбери картинки к схемам» | ||||||
3.Рефлексия
| |||||||||
7 | Звуковой анализ слов диван и муха. | Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Закрепить умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слов диван и муха. - «Найди одинаковые звуки». -Игра « Загаданное слово» 3.Рефлексия | ||||||
8. | Звуковой анализ слов мышка и мишка. | Закрепить знания детей о звуках. Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент. 2.Основная часть -Звуковой анализ слов мишка и мышка. -Игра « Найди одинаковые звуки». - Игра « Кто назовет больше слов по модели» 3. Рефлексия | ||||||
Март | |||||||||
1. | Звуковой анализ слов кран и луна. | Закреплять знания детей о звуках. Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слов кран и луна - Игра « Найди одинаковые звуки» -Игра «Назови первый звук» 3.Рефлексия | ||||||
2. | Звуковой анализ слова лампа. | Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2. Основная часть -Звуковой анализ слова лампа - Игра со словом лампа -Игра « Чего не стало?» 3.Рефлексия | ||||||
3. | Звуковой состав слова арбуз. | Закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение детей делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Характеристика звука -Звуковой анализ слова арбуз - Игра со словом арбуз -Игра « Чего не стало?» 3.Рефлексия. | ||||||
4. | Знакомство с буквой а. | Познакомить детей с буквой а. Учить детей правильному употреблению букв а и А. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова Алена. -Игра со словом Алена. -Знакомство с буквой а. -Игра « Кто больше назовет слов по модели» 3.Рефлексия | ||||||
5. | Звуковой анализ слов таз и коза. | Закрепить умение детей самостоятельно делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова таз - Игра со словом таз. - Звуковой анализ слова коза. - Игра « Кто больше назовет слов со звуком з ?» 3. Рефлексия | ||||||
6. | Знакомство с буквой и звуком а и А. | Познакомить детей с буквой а .Учить детей правильному употреблению букв а и А. Подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Знакомство с буквой а. -Звуковой анализ слова лампа. Использование буквы а в схеме. -Игра « Кто больше назовет слов со звуком а» 3.Рефлексия | ||||||
7. | Закрепление буквы и звука а в звуковом анализе слов роза, сани. | Закрепить букву а. Закрепить умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова роза. Игра со словом роза. -Звуковой анализ слова сани. Игра со словом сани. Игра « Кто больше назовет слов со звуком р» 3.Рефлексия | ||||||
8. | Закрепление буквы и звука а , знакомство с буквой и звуком я. | Закрепить букву а, познакомить с буквой я. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Игровая ситуация буква а. -Звуковой анализ слова мясо. Знакомство с буквой я. -Игра « Какой последний звук. 3.Рефлексия | ||||||
Апрель | |||||||||
1. | Закрепление букв и звуков а и я. | Закрепить букву а и я. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука. | I.Организационный момент II.Основная часть - Игровая ситуация буква я. -Звуковой анализ слова лягушка. - Игра со словом лягушка. Игра «Составь слово» III.Рефлексия | ||||||
2. | Знакомство с буквой и звуком о | Познакомить с буквой и звуком о. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Звуковой анализ слов кот, стол. -Показ буквы о. - Звуковой анализ слова полка. Игра со словом полка. Игра « Купи продукты, в названиях которых есть звук к ». 3.Рефлексия | ||||||
3. | Закрепление звука и буквы о | Закрепить букву и звук о. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игровая ситуация буква и звук о. - Звуковой анализ слова окно, осы. Игра со словом окно, осы. -Игра « какое слово загадано?» 3. Рефлексия | ||||||
4. | Закрепление букв и звуков а, о, я. | Закрепить буквы и звуки а, о, я. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игровая ситуация буквы и звуки а, о, я -Звуковой анализ слова рама, сом ,мяч -Игра «Какое слово загадано? 3.Рефлексия | ||||||
5. | Знакомство с буквой и звуком ы. | Познакомить с буквой и звуком ы. Отрабатывать умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова сыр. ( Выполняет ребенок) - Звуковой анализ слов рыба, шары, мыло.( Дети выполняют самостоятельно за столом). -Игра « Придумай слово из четырех звуков) 3.Рефлексия | ||||||
6. | Закрепление буквы и звука ы. | Закрепить букву и звук ы. Закрепить умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Игровое упражнение « Где буква ы?» - Звуковой анализ слов усы, сосны. -Игра « Замени звук» 3.Рефлексия | ||||||
7. | Знакомство с буквой и. | Познакомить с буквой и. Повторить ранее изученные буквы. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Звуковой анализ слов сани и лимон . Игра со словом лимон. - Звуковой анализ слова миска. Игра со словом миска. - Игра « Назови слово со звуком и» 3.Рефлексия | ||||||
8. | Закрепление буквы и звука и. | Закрепить букву и звук и. Закрепить умение делать полную характеристику звука. | I.Организационный момент II.Основная часть - Игровое упражнение « Где буква и?» - Звуковой анализ лова игла, киоск. - Игра « Замени звук» 3 . Рефлексия. | ||||||
Май | |||||||||
1. | Закрепление знаний о буквах и звуках | Закрепить знаний о звуках и буквах. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слов различной сложности. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слова мясо -Звуковой анализ слова хорошо -Звуковой анализ слова пила. - Игра « Подбери картинки к схемам» 3.Рефлексия | ||||||
2. | Знакомство с буквой у. | Познакомить детей с буквой у. Закрепить умение детей подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слов лук, муха. ( У доски двое детей разбирают слова). - Знакомство с буквой у. -Звуковой анализ слова груша. -Игра со словом груша. - Игра « Кто больше назовет слов по модели» 3.Рефлексия | ||||||
3. | Закрепление буквы и звука у . | Закрепить букву и звук у . Закрепить умение делать полную характеристику звука. | I.Организационный момент II.Основная часть - Игровое упражнение « Где буква у?». -Звуковой анализ слова игрушка. -Игра со словом игрушка. -Игра «Твёрдый – мягкий» -Игра «Покажи букву» III.Рефлексия | ||||||
4. | Знакомство с буквой ю. | Познакомить детей с буквой ю. Закрепить умение детей подбирать слова определенной звуковой структуры. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Звуковой анализ слов лук и люк. - Игра со словом люк. - Знакомство с буквой ю. -Игра «Живая буква» 3.Рефлексия | ||||||
5. | Закрепление буквы и звука ю. | Закрепить букву и звук ю. Закрепить умение делать полную характеристику звука. | 1.Организационный момент 2.Основная часть - Игровое упражнение « Где буква ю» -Звуковой анализ слов утюг, клюв. - Игра со словом клюв. - « Замени звук». 3.Рефлексия | ||||||
6. | Закрепление знакомых букв. | Закрепить знания о знакомых буквах. Закрепить умение делать звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Звуковой анализ слов Люся, Оля. - Самостоятельное задание: выкладывают слово ключ, клюв. -Игровое задание « Подбери слово к модели» 3.Рефлексия | ||||||
7. | Закрепление пройденного материала | Закрепить умение детей выбирать материал для выкладывания слов. | 1.Организационный момент 2.Основная часть -Игра « Найди свое место». - Звуковой анализ слова упрямо. Игра со словом упрямо. -Звуковой анализ слова молодцы. - Игра « Придумай сам загадку» 3. Рефлексия. | ||||||
8. | Мониторинг |
IV. Содержание программы
Программа по оказанию платной образовательной услуги, разработанной на основе пособия «Обучение грамоте в детском саду 5-6 лет» (составители Л.Е. Журова, Дурова Н.С.) .
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (образовательными областями)
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Структура занятия:
I – подготовительная, II – основная, III – заключительная части.
Содержание занятий:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, гласный звук, твёрдые и мягкие.
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
2.Буквы:
- знакомство с гласными буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков, из первых (последних) звуков в названии картинок;
-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового состава.
-интонационная законченность.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
По окончании обучения у ребёнка должно быть сформировано умение проводить звуковой анализ слова.
Дети должны уметь:
- производить звуковой состав слов.
- различать гласные и согласные звуки;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах,
Дети должны знать:
- схему звукового состава слова
- буквы, обозначающие гласные звуки
Программа строится на принципах:
• принцип мотивации к обучению;
• принцип сочетания сознательности и активности;
• принцип доступности;
• принцип связи теории с практикой;
• принцип продуктивной обработки информации.
V. Годовой календарный учебный график.
Продолжительность учебного года | Сентябрь – Май 14.09.20-30.05.21 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 30 недель | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Выходные дни | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | Январь, (В соответствии с производственным календарем). | ||
Педагогическая диагностика | IV неделя сентября, IV неделя мая | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 70 |
VI. Организационно – педагогические условия реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года: 20 - 25 минут – старшая группа. Тема и задачи программы реализуются на 2-х занятиях, которые проводятся два раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа, составляет 32 часа в год.
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
VII. Планируемые результат:
- - находить слова с заданным звуком
- определять место звука в слове
- проводить звуковой анализ слов
- называть звуки в словах
- классифицировать сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
- Оценочные и методические материалы
- Формы контроля.
- Вводная диагностика – сентябрь.
- Итоговая диагностика – май.
- Оперативный контроль с участием представителей родителей общественности. (1-2 раза в год).
Итоговое мероприятие с детьми и родителями: Развлечение «Веселая азбука и Я – дружная компания» (Май).
- Критерии отслеживания усвоения программы.
Методика проведения мониторинга по определению усвоения детьми звукового анализа слов. Во время проведения проверки нужно обращать внимание на затруднения ребёнка:
- произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова
- путает место звука, но исправляет сам
- подобрать слова по модели.
Низкая скорость распознавания звуков.
Это в дальнейшем может затруднить весь образовательный процесс.
Ребёнку предлагается сделать задание требующее полной характеристики звука (Т1).
Подобрать слово по модели (Т2).
Находим разницу полученных чисел (т2 – Т1).
Если разница во времени 3 и более минут – это говорит о том, что ребёнок плохо запомнил звуковой анализ слов.
Примечание:
Мониторинг по выявлению уровня полной характеристики звука может проводиться на любом этапе изучения.
Для этого составляется таблица из пройденных на данный период времени слов, методика проведения мониторинга такая же, как и методика проведения итогового мониторинга.
- Условия реализации программы.
Формы работы: - групповая, индивидуальная
Продолжительность занятий: 20 минут
Литература:
- Н.В.Дурова. Обучение дошкольников грамоте.
- О.И.Жукова Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. М.,2007
- Л.Е.Журова. Обучение грамоте в детском саду.- Педагогика, М., 1978
- Н.С.Варенцова, Л.Н.Невская Обучение дошкольников грамоте.
- Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
6)Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте старших дошкольников в соответствие с ФГОС
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка О...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...
дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...
Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте для детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом «Грамотейка»
Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте направлена на решение речевых задач детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом, на формирование аналитико-синтетическо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ «УЧИМСЯ ГРАМОТЕ»
Заложить основы грамоты (первоначальное послоговое чтение) у детей старшего дошкольного возраста...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый мяч»
Как дополнительная форма работы с дошкольниками...