Звук В,Вь, буква В
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зайцева Надежда Андреевна

Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_v_v_bukva_v._zaytseva_n._a.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад  «Росинка»  п. Пионерский.

Конспект  занятия  по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе  №15 «Знайки»

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему «Звук В, Вь. Буква В.»

                                                              Разработала: Зайцева Н. А., воспитатель

2018г.

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

Задачи:

- уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;

- познакомить с буквой В;

- продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);

- закреплять изученный звук;

- закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);

- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

- воспитывать интерес к занятиям;

Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост, наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия.

Организационный момент. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте их поприветствуем. 
Я люблю свой детский сад
В нем полным – полно ребят.
Может сто их, может двести.
Хорошо, когда мы вместе!
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем за столы. А сейчас поднимут руку те ребята, у кого в имени есть буква В?  А какой звук В или Вь.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а  что такое буква? (Ксюша, повторяет Лера) А что такое звук? (Слава, повторяет Арсений) (Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать.) Какие бывают гласные звуки, каким цветом обозначаются? А какие бывают  согласные, каким цветом обозначаются?

А теперь, ребята, посмотрите внимательно на доску, какой звук повторяется во всех словах? Молодцы! (василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.) Да, правильно во всех этих словах есть звук В или Вь.

А теперь отгадайте загадки:

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)

Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)

Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В и созвуками В и Вь. Давайте, все вместе произнесем звук В. На что похожа буква В?

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

— верхние зубки слегка видны;

— горлышко «работает».

Воспитатель: Как вы думаете звук В согласный или согласный, почему? (губки и зубки создают преграду воздуху, может быть твердым и мягким, звонкий. Как мы будем обозначать это звук: синий квадратик с колокольчиком. Молодцы!

Воспитатель: Теперь  возьмите в руки по одному синему квадратику,  Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [В]. Слушайте меня внимательно. Для упражнения используется следующий материал: а, в, п, в, м, т, в, н, в, к; ат, об, ин, ва, ву, ты, во, по; ванна, Ваня, мак, суп, гвозди, вата, вилка, палка. Молодцы! Вы были очень внимательными.

Пальчиковая гимнастика

1)Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя. Молодцы!!

Произнесите быстро и чисто чистоговорки

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

Д/и «Найди место звука в слове»

Ребята внимательно посмотрите на доску, сейчас мы с вами делать звуковой анализ слова. Ребята, у которых карточки на столах, все делают самостоятельно, а потом мы с вами проверим кто сделал разбор слова правильно. (вата, ива,  вилка, хвост)  кто у доски выделяют интонацией звук В и Вь и определяют положение звука в слове.Молодцы справились с заданием!

Д/у «Разноцветные квадраты»

Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то поднимаете квадрат – синий, если мягкий – зеленый.

Ветер, ваза, ведро

Вагон, Витя, вода

Ванна, весна, вата.

Д/у «Раздели слова на слоги» Ребята, теперь внимательно смотрим на доску и будем селить слова в домики

вата, ваза, тыква,  вафли, вагон, два, ива, хвост

Д/и «Составь предложение по картинке». У каждого перед собой лежит схема предложения. Возьмите ее. Посмотрите на доску. А теперь составте предложение по этой картинке.

Итог занятия. Ребята, поднимите зеленый квадрат –кто справился со всеми заданиями, синий - кто сделал немного ошибок и красный – кто не спраился с заданиями. Что было легко? А что было сложно? С чем не справились? Ребята, вы сегодня были молодцами и справились со всеми заданиями.

АНАЛИЗ

Тип  НОД : обучающий

Вид НОД: не стандартное  в познавательно игровой форме.

Форма организации НОД было проведено в виде познавательно игровых упражнений. Структура НОД соответствует заявленному типу и виду. Образовательные задачи соответствуют программным требованиям, психофизиологическим особенностям детей и уровню их развития.

Каждое задание было направлено на решение поставленных задач. Для эмоционально положительного фона был использован организационный момент и создана мотивация для выполнения заданий.

В ходе НОД наблюдалась логическая связь для выполнения поставленной цели (мотивации).

Цель мотивации выполнение заданий -  познакомиться с новым звуком и научиться находить звук в повседневной жизни.

Содержание соответствует задачам.   При решении образовательных задач использовались следующие формы работы:

1.Игровое упражнение загадки и рассматривание картинок с новым звуком, дидактическое упражнение найди звук – помогли услышать новый звук в слове.

2.Дидактическое упражнение «Чистоговорки»-  знакомство с буквой В.

3. Д/и «Найди место звука в слове, д/у «Разноцветные квадраты»»- закреплять позицию звука в слове.

4.  Д/у «Раздели слова на слоги»- делить слова на слоги

6. Д/и «Составь предложение по картинке» - закрепление изученного звука.

 2. Реализация принципов обучения:
 
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов. 

  • словесный  (ситуативный разговор, вопросы, ответы, рефлексия)
  • практический ( Составление звукового анализа слова)
  • игровой  ( Д/и)
  • репродуктивный: (Закрепление пройденного материала)
  • частично- поисковый – (выполнение заданий)

С целью формирования положительного отношения детей к обучению осуществляла стимулирование посредством похвалы.

Индивидуальная работа проявлялась в  проведении словарной работы, в оказании помощи  затрудняющимся  в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако Арсений Б., Захар В., Лера Щ.  работали в своем темпе,   задание выполнили чуть  медленнее,  в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

3.Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к НОД 

По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, взаимовыручку, по отношению к педагогу – послушание.

4.Деятельность дошкольников на занятии: 
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

5.Общие результаты занятия:

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение)

Общая организация детей на занятии соответствует хорошему уровню: рационально распределено время, соблюдалась дисциплина, в работу были включены все дети группы.

Пособия и наглядный материал эстетичен, размещен рационально с учетом соблюдения техники безопасности.

Таким образом, анализируя НОД можно отметить, что план занятия выполнен в полном объеме, образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены.

Материал усвоен  на среднем  уровне 22 детьми, не  усвоивших  материал занятия нет.

Санитарные нормы и правила по освещению, проведению влажной уборки перед занятием, температурному режиму соблюдены.

Образовательная нагрузка соответствует 30 минутам и не превышает допустимых норм.

Результатами и эффективностью НОД   удовлетворена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...