Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презентация, сопровождающая весь ход занятия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
front.otkryt.zanyatie.docx | 22.35 КБ |
otkrytoe_zanyatie_pokhishchenie_bukvy_v.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звуки [в], [в'] и буква В»
ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ «В»
Цели: 1) учить чётко произносить звуки [в], [в'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
2) дифференциация звуков [в] - [в'];
3) развивать фонематическое восприятие, продолжать учить звуковому анализу и синтезу слогов и слов;
4) знакомство с буквой В.
Оборудование: презентация РоwerРoint (подобран картинный и речевой материал со звуковым и музыкальным сопровождением)
Ход занятия
- Оргмомент. Сообщение темы занятия
а) Дети входят в зал. Звучит спокойная музыка. Логопед обращается к детям:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
б) Сегодня нам пришла телеграмма. Послушайте, что в ней написано:
«Де...очки и мальчики, меня похитила злая ...едьма.
...аша но...ая бук...а».
Вы догадались, какую букву похитила злая Ведьма? Найдем ее?
В словах бук_а, но_ая, _аша не хватает звука ... (в). Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука в'.) Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в'.
3. Характеристика звуков в, в' по артикуляционным и акустическим признакам
Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок?
Слайд – звуки. Обозначение звуков [в], [в'] цветовыми символами.
4. Произношение звуков в, в' в слогах и словах
Кто же нам поможет? (звучит пенка Винни-Пуха)
(Слайд - Винни-Пух )
«Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. — Повторите вместе со мной дразнилки и вопилки.
Дразнилки:
ва-во-вы-ку,
ву-ва-во-та.
Какие слоги здесь лишние? (Слоги ку, та.)
А теперь вопилки:
вы-ва-во (громко, низким голосом),
ви-вя-ве (тихо, тонким голосом),
вю-ву-вя(вопросительно).
Дети повторяют.
А теперь отправляемся к Василисе Прекрасной. Представьте, что мы летим на ковре-самолете (звучит мелодия В. Дашкевича «Приходи, сказка» – дети встают, покачиваются, поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз)
Слайд - Великан.
Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:
а) назовите первый звук слова "великан";
б) назовите последний звук слова "великан";
в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в' (слайды с изображениями птиц).
г) Словообразование.
Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соловушка, воробышек, журавушка.)
Назовите гласные слова «совушка».
5. Повторение чистоговорок
Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь повторите о них чистоговорки.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Вей-вей-вей, поет песни соловей.
Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.
Великан пропускает нас к Василисе Прекрасной. Снова встаем на ковер-самолет. (звучит мелодия В. Дашкевича «Приходи, сказка», дети «летят» на Ковре-самолете)
Слайд - Василиса
Кто это? Какая она? Дети подбирают прилагательные.
7. Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез
Слайд с появляющимися предметными картинками (вафли, халва, ватрушки, варенье)
Угадайте, какое угощение приготовила Василиса? Даю «рассыпанные» звуки [в, а, ф, л', и]. (Вафли.) Угощаемся ... (вафлями).
В названии угощения есть звуки [х, а, л, в, а]. Что это? (Халва.)
А еще Василиса Прекрасная испекла ...атрушки. Есть такое слово? Что она испекла? (Ватрушки.)
Василиса Прекрасная спрашивает, где вы слышите звук [в] в словах вафли, ватрушка. (В начале слова.) А в слове халва? (В середине слова.)
Что она сварила из фруктов и ягод? (Варенье.)
8. Образование прилагательных
Василиса Прекрасная предлагает нам соки.
Слайд с изображениями фруктов. Дети называют фрукт и образовывают название сока
Матвей, какой сок ты выбираешь? (…) А ты, Маша? (Вишневый.)
Отправляемся дальше («идем по болоту»)
9. Произношение звуков в, в' в предложениях
Слайд с изображением Ивана-царевича.
Кто это? (Иван-царевич.) В каком слове звучит звук в'? (В слове царевич.) «Бросьте» мне изучаемый звук из слова Иван, (в.)
Спросите у него: «Что, Иван-царевич, невесел, что буйну голову повесил?»
Дети повторяют вопрос.
Иван-царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю с Царевной-Лягушкой. Назовите дни недели. В названии какого дня есть звук в? (Воскресенье.) А звук в' ? (Четверг.)
Что могла делать Царевна-Лягушка в четверг? (Она пекла каравай, вышивала рубаху, ткала ковер.) А в воскресенье?
Закройте глаза мы летим на ковре-самолете дальше.
Слайд – ворота.
А теперь откройте глаза. Что перед нами? (Ворота.) На воротах висит замок.
Скажем дружно: «Та-та-та, открывайтесь, ворота!»
Ворота открылись.
Слайд- злая ведьма с буквой В.
А вот и Ведьма с буквой в. Она говорит, что забыла все слова со звуками [в, в'], поэтому похитила букву "В".
10. Развитие фонематических представлений
Слайд с сюжетной картинкой, на которой изображены различные предмет о звуками [в, в'].
Посмотрите на картинку, найдите слова со звуком [в'],… [в].
11. Восстановление деформированного текста
Ведьма говорит, что забыла коротенькое слово-предлог в и у неё никак не получаются предложения. Послушайте и исправьте.
Ватрушка печется под духовке. (В духовке.)
Водитель сидит из машине. (В машине.)
Весло лежит под лодке. (В лодке.)
Медведь спит к берлоге. (В берлоге.)
12. Знакомство с буквой в
Ведьма отдала нам букву в.
Вот буква В
Видна вдали —
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих ожидая.
С. Маршак
13. Чтение слогов ва, во, ву, ви, слога Вика и его звуковой анализ.
Слайд со слогами, со словом и его звуковым обозначением
14. Итог занятия . Слайд – добрая ведьма.
Посмотрите, какая ведьма стала красивая, она подобрела, говорит вам за помощь… (спасибо).
- С какими звуками познакомились? Какую букву выручили?
- Что понравилось на занятии?
Сюрпризный момент: от Василисы детям гостинец – вафли, от ведьмы – пластилин, чтобы вечером с воспитателем вылепить букву В.
Для разработки занятия использовано учебное издание Е.А.Пожиленко
«Волшебный мир звуков и слов» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕЛЕГРАММА Де...очки и мальчики, меня похитила злая ... едьма . ... аша но...ая бук...а .
В
ВА ВО ВУ ВЫ ВИ
Вика
СПАСИБО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".
Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению Тема: « ЗВУК И БУКВА А» (подготовительная группа)
Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР....
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква ы.
Цели: Коррекционно образовательные : Коррекционно- развивающие Коррекционно- воспитательные...
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе .Звук и буква Б и Бь.
занятие по обучению грамоте....
Похищение буквы В
Конспект занятия " Похищение буквы В"...
ООД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Похищение буквы К».
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: учиться четко артикулировать и произносить звуки К-Кь; знать характеристику этих звуков и уметь их различать;выделять послед...
Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".
Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...