Конспект ОД по обучению грамоте «Буква и звук Ж»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить детей со звуком и буквой Ж; активизировать словарь детей; автоматизировать звук Ж в словах и предложениях; формировать умение проводить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова; формировать предпосылки учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._zan._bukva_zh.docx | 141.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД «Буква и звук Ж»
Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, в предложении; обобщение знаний детей о букве и звуке Ж.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с буквой Ж; активизировать словарь детей; автоматизировать звук Ж в словах и предложениях; формировать умение проводить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова; формировать предпосылки учебной деятельности.
Развивающие: развивать все компоненты устной и связной речи; активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении; развивать фонематическое восприятие; развивать воображение и мышление детей; развивать слуховое внимание; развивать мелкую моторику рук; развивать двигательную активность детей; развивать абстрактно – логическое мышление посредством загадок.
Воспитательные: воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать умение вслушиваться в сою речь и речь окружающих; закреплять навыки самостоятельного выбора.
Предварительная работа: разучивание подвижной игры.
Формы работы с детьми:
1. Постановка целей и мотивации деятельности детей: показ иллюстраций, комментирование, создание проблемной ситуации.
2. Активизация деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды.
3. Организации практической деятельности детей: практическая работа, комментирование, выводы.
4. Поддержание интереса у детей: ситуация выбора, подвижная игра, дыхательная гимнастика, чередование видов детской деятельности.
5. Оценка и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение правильности выполнения заданий, взаимопомощь детей.
Методы:
1. Создание проблемных ситуаций.
2. Сюрпризный момент.
3. Обращение к личному опыту детей.
4. Поощрение.
5. Индивидуальный подход.
6. Наглядные и словесные подходы.
Оборудование для организации в ОД: маски жуков и цветы по количеству детей, коробочка, игрушка – жук, волшебная палочка, набор картинок, в названии которых присутствует звук ж; проектор, ноутбук, простые карандаши, кассы букв, четырехзвуковые схемы, фишки красного и синего цвета, половинки пазл со слогами.
Виды детской деятельности в ОД: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные: умение действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; умение делать выводы; развитие воображения, которое реализуется прежде всего в игре.
Интеллектуальные: проявление стремления к получению новых знаний, положительной мотивации; проявление любознательности; проявление умения слышать других и стремления быть понятым другими; умение выражать свои мысли, используя речь; построение речевого высказывания в ситуации общения.
Физические: развитие мелкой и крупной моторики, подвижности, основных движений.
Ход ОД
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Воспитатель вносит коробочку.
В. - Ребята, как вы думаете, что может находиться в этой коробочке?
Дети высказывают свои предположения.
В. – Чтобы узнать, что находиться в коробочке, нужно отгадать загадку.
Я живу – не тужу,
Всё над ухом жужжу
И детишек бужу.
Д. - Это жук.
Открывают коробочку и находят в ней жука.
В. - Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза, и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Дети одевают маски жуков.
В. - Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохните через нос этот аромат, выдохните через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!
В. - Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.
Дети дуют.
- Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Д. - Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.
В. - Какой звук издают жуки?
Д. - Ж-ж-ж.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
В. - Приложите руку к шее, скажите долго: «ж-ж-ж…» Что делает голосок: спит или песни поет? Громко он песни поет или тихо?
Д. - Голос поет песни так громко, что стенки «домика» дрожат.
В. - Скажите тогда, каким будет звук [ж]?
Д. - Согласный, твёрдый, звонкий.
В. - Это звонкий согласный, еще он называется шипящим. Всегда произносится твердо; у него не мягкой пары, как и у звука Ш.
В. - Давайте все вместе произнесём звук [ж].
Хоровое произношение
В. - Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно? Начинаем.
В. - М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П, С, Ж
В. - Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Перед вами набор картинок. Нужно найти картинку, в названии которой спрятался звук [ж].
А какой буквой он обозначается?
Д. - Буквой Ж (жэ).
В. – На что похожа? (ответы детей)
В – Приготовьте свои пальчики. Напишем букву Ж в воздухе, на ладошке.
В. - У вас на столах есть счетные палочки, из которых можно построить букву Ж. Приступаем к работе.
Дети самостоятельно выполняют задание.
В. - Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!
В. - Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.
В. - Молодцы! А теперь предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Жуки»
Дети – «жуки» вылетают из домиков, «летают» по группе и жужжат: «ЖЖЖЖЖ».
Останавливаются, приседают:
- Жу - жу, жу – жу – я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу.
Ложатся на спину, руки и ноги поднимают вверх.
- Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет: «ЖЖЖЖЖЖ».
Встают и летят дальше. По сигналу воспитателя «Птица!» жуки прячутся в домики.
В. – Жуки летали и принесли картинку. Что на ней изображено?
В. – Сколько звуков в слове?
Ответы детей. Дети проводят звуковой анализ слова, используя схемы и фишки красного и синего цвета.
В. – А теперь замените фишки на уже знакомые вам буквы.
Дети проводят буквенный анализ слова.
Воспитатель обращает внимание детей на правило написания сочетания жи. Дети заменяют букву ы на и.
В. - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку». На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и составьте с этим словом предложение.
Дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово, составляют предложение.
В. - Отлично все справились с заданием!
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
В. – Жучки мои, с какой буквой мы сегодня познакомились? Повторите правила написания сочетания жи.
Какие задания показались сложными?
В. - А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и опять превратитесь в людей (снимают маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, потом мне расскажете.
Критерии оценки деятельности детей.
1. Активность участия в творческой деятельности.
2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Проявление волевых усилий.
7. Умение дать оценку своим действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"
План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Буква п, звуки п,пь"
Конспект занятия по подготовка к обучению грамоте....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"
На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...
Конспект по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой "У"
Образовательная деятельность для детей с 5 до 6 лет по обучению грамоте...
Конспект ООД по обучению грамоте "Буква и звук У"
Цель:развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;выделение заданного гласного звука из ...
Конспект по обучению грамоте на тему ,,Звук и буква У"
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]» Цель:Знакомство со звуком и буквой УЧеткое произнесение звука УВыделение начального ударного гласного...