Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Буква п, звуки п,пь"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Сараева Лариса Васильевна

Конспект занятия по подготовка к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otredaktir_zanyatiya_bukva_p_zvuk_p.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей со звуками [п],[п'] и буквой П.

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнить произношение звуков [п], [пь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости, закрепить в речи детей понятие «слог»,» ударение», упражнять детей в образовании прилагательных от существительных, в употреблении несклоняемого существительного пальто; развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление, ориентирование в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

  1. Мотивационный этап

Сегодня мы с вами попадем в страну звуков и букв, где сможем узнать много нового и интересного. А как она называется, мы узнаем из песни, которую исполнят ребята.

( Дети исполняют куплет песни « АБВГДЕЙКА» )

2. Актуализация опорных знаний

3. Введение в тему занятия

Страна « АБВГДЕЙКА» полна новых букв и звуков, которые нам предстоит узнать. Буква, с которой мы познакомимся  сегодня спрятана в загадке.:

Знает каждый ученик:

Эта буква, как турник —

Перекладина, две ножки.

Есть в словах «Птенец» и «Плошка»,

А еще «Пенал», «Панно»

Начинаются с нее. (Буква П)

Ребята, но мы будем не одни, попробуйте угадать литературного  героя, которого мы ожидаем.  Кто же он?

Чок, чок, Пятачок.

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок

Голос тонок, звонок.

Кто же это, угадай!

Это ……..(поросёнок).

Он спешит к нам, но почему – то опаздывает, поэтому нам  он нам оправил  послание ( слайд с поросенком) ( видео сообщ)

Как вы думаете,  что общего между словом «поросенок» и буквой П

С какого звука начинается слово поросенок, а какой буквой обозначается?

4.Определение артикуляционного уклада при произнесении звука п

- Возьмите, пожалуйста зеркала, давайте понаблюдаем за артикуляционным укладом  при произнесении звука п: губы спокойно сомкнуты, вдыхаемый через нос воздух быстро выдыхаем через рот, воздушная струя легко размыкает наши губы.

5.Характеристика звуков п – согл,

- Почему? ( не поется, не тянется, воздушная струя встречает преграду.

- В домик какого  цвета мы поселим этот звук? ( синего)

 тв., глух ( голос в произнесении не участвует)

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

 ( показ книги, как звали)Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все.»  -  показ книги

-Кто помнит как его зовут ?( Пятачок)

Выделите первый звук в слове « пятачок»(пь)

Чем отличается звук пь от «своего брата»  п

- ( он мягкий)

Вывод: — Звуков два, а буква одна и зовется буква «п»

Ребята, но для Пятачка сегодня день необычный – у него сегодня день Рождения. Что принято делать в день рождения ( дарить подарки)

 Кто из вас смотрел мульфильм  «Приключения Винни-Пуха» или читал книгу? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок?

- ( Воздушный шарик)

 У нас свами тоже есть шарики, но они не простые, прежде чем их подарить Пятачку, мы должны  выполнить задание на каждом шарике. Пока  Пятачок к нам не добрался, мы должны успеть выполнить задания, чтобы подарить букет из шаров нашему имениннику.

Давайте начнем: нам нужно разделить слово « подарок» на слоги

- Дети делят слово « подарок» на слоги – 3 слога, первый по-, второй – да-, третий  - рок

_ Давайте поставим ударение, какой слог ударный?

  Второй шарик содержит в себе игру « твердый – мягкий»

( дети делятся на две команды).

Одна команда выбирает картинки с твердым П, другая – с мягким. Каким цветом обозначается твердый звук, каким – мягкий?

- Возьмите представители команд шарики нужного цвета и приклейте на контур. Что у нас получилось на контуре? ( На контуре получается буква П)

Слова- картинки: подушка, поезд, пальто, 

песок, , печка, пирог

- На что похожа буква П?

Ребенок читает стих – е : ( изображение на слайде)

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись. ( физминутка: дети выполняют движения под счет )

На следующем шарике прилетели буквы) нам нужно  на ощупь определить у кого же в мешочке буква П?  –игра « Волшебный мешочек»

 - Разбейтесь парами, составьте слоги с буквой п:  па, по, пу, пи, пе.

Дети хором читают слоги: в нормальном  темпе, шепотом.

Молодцы, ребята, все слоги прочитали правильно, а значит еще один шарик – подарок Пятачку.

Анализ графического образа буквы п

 - из скольких элементов состоит буква п? ( из трех)

-  Какие это элементы? ( два  элемента одинаковых, один- вспомогательный)

Дети по собственной инициативе конструируют букву п

Конструирование буквы п из разных материалов: фасоль, нитки, проволока, последняя пара – из элементов одежды.

Ребята из чего составили букву п ребята последней пары. Как можно одним словом назвать брюки , шляпку и носки. (Одежда)

  Как называют одежду, которую мы носили летом,  какая она?  А осенью ( осенняя.  Правильнее сказать – демесезонная. Назовите такую одежду.( куртка , шапка).  Очередной шарик можно дарить, а я  предлагаю вам взять перчатку и немножко отдохнуть.

6.Зрительная гимнастика:

Вот какое солнышко

На моей ладошке.

Поднесу поближе,

Посмотрю немножко.

Бывает солнце далеко,

А бывает – близко.

Солнце в небе высоко,

Опустилось низко.

Вправо руку отвожу

И на солнышко гляжу.

Влево руку отведу,

Следом взгляд переведу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Солнышку пора вставать.

Не всегда ребята бережно относятся к своей одежде, как вы думаете, если мы одежду вымазали грязью, то она какая? ( грязная)

- Что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Давайте ее постираем.

7.Дети исполняют ритмический танец « Большая стирка)

- Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло? ( ветер)

8.Дыхательная гимнастика

(входит Пятачок:  Ребята, здравствуйте, наконец – то я до вас добрался. Я вижу, вы сегодня  узнали букву, с которой начинается мое имя. Правда??? а можно я сейчас с вами поиграю.

Вы любите загадки?

Отгадайте, пожалуйста, загадки, в словах – отгадках определите место звука п: в начале, в середине, в конце слова.   ( ребенок фишкой на звуковой линейке определяет место звука)

Я любой девчонке        
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
Ответ: (
Панама)

Простудиться не хотите -
Наседку теплую купите :
Хоть погода будет зябка,
Голову согреет ...(Шапка) ( звук п в середине)

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. ( шарф)

Дети:  звука  П в слове шарф нет,  

Пятачек: ребята, у меня в руках подарок от Винни-Пуха, давайте посмотрим, что мне подарил мой друг.

 10.Пятачек: Почему слово пальто очень упрямое?

Слово пальто не хочет изменяться. Всегда звучит одинаково: на конце с гласным [о].

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы.

—        Что подарил Винни-Пух  Пятачку? (Пальто.)
Чему рад Пятачек? (Пальто.)

О чем он расскажет своим гостям? (О пальто.)

Рефлексия:

Ребята, вы молодцы, вы справились со всеми заданиями на шариках. Если вы считаете, что успешно справились с работой  возьмите солнышко, а  если у вас что-то не получилось, возьмите облачко.

 Теперь я предлагаю, снова разбиться на пары, каждая пара может отрезать шарик и подарить Пятачку. Давайте хором поздравим Пятачка.

С Днём Рожденья,

С Днём варенья,

С Днём печенья и конфет!

Лучше дня, чем День Рожденья,

В мире не было и, нет!

Поздравляем!

Пятачек:  ХРЮ ХРЮ ВСЕМ СПАСИБО ГОВОРЮ, ПОЛУЧАЙТЕ УГОЩЕНЬЕ, ОЧЕНЬ ВКУСНОЕ ПЕЧЕНЬЕ. Я вас всех приглашаю пить чай.

Звучит заключительная песня «  Абвгдейка», дети уходят…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки Р и Рь. Буква Р»

Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР 6-7 лет....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.

ЗадачиКоррекционно-образовательные:- формировать представления о речевых звуках и буквах;- совершенствовать представления о гласных звуках;- формировать умение давать характеристику звуку по акустичес...