Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).
план-конспект занятия по обучению грамоте
При планировании ООД мной была выбрана такая форма, как погружение в сказочное творчество Чуковского. Такой выбор объясняется тем, что его фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством привлекает детей. Дошкольники с радостью погружаются в воображаемый нереальный мир, активно действуют в нём, творчески преобразуют его. Дети 5-6 лет воспринимают всё происходящее в сказке как реальность. Сказка, как бы раздвигает для дошкольника рамки обычной жизни, позволяя ребенку увидеть добро и зло. Слушая их, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Старшие дошкольники имеют сформированный устойчивый интерес к познавательной деятельности, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания. Особенности сказки позволяют поддерживать интерес дошкольников на протяжении всей работы и в игровой форме преподнести необходимый учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.docx | 182.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования
Усть –Лабинский район
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
« Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).
Пояснительная записка
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
При планировании ООД мной была выбрана такая форма, как погружение в сказочное творчество Чуковского. Такой выбор объясняется тем, что его фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством привлекает детей. Дошкольники с радостью погружаются в воображаемый нереальный мир, активно действуют в нём, творчески преобразуют его. Дети 5-6 лет воспринимают всё происходящее в сказке как реальность. Сказка, как бы раздвигает для дошкольника рамки обычной жизни, позволяя ребенку увидеть добро и зло. Слушая их, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Старшие дошкольники имеют сформированный устойчивый интерес к познавательной деятельности, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания. Особенности сказки позволяют поддерживать интерес дошкольников на протяжении всей работы и в игровой форме преподнести необходимый учебный материал.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с ФГОС ДО с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-принцип системности (подача материала от простого к сложному)
-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)
-принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
-принцип психологической комфортности
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о произведениях Корнея Чуковского.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы как: наглядный метод (мультимеидйные викторины: «Чудо –дерево», "Кто лишний"); дидактическая игра «На кого похож»; словесный метод (чтение сказки "Чудо-дерево", беседа о персонажах сказок Чуковского); прием эмоциональной заинтересованности (дидактическое упражнение «Вспомни героев» (с использованием Техники наоборот); двигательно-игровой прием (упражнение "Пантомима").
Задачи: Развивать мотивацию у детей к изучению художественной литературы; развивать воображения память мышления речь; повышать самооценку у детей через выполнения творческий заданий: перевоплощения в сказочных персонажей, выражения своего отношения к сказочным персонажем; формировать умения общаться друг с другом, оказывать поддержку сопереживать через выполнения заданий (творческих этюдов и перевоплощений); развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи; учить высказывать свое мнение.
В процессе занятия использовалась интеграция следующих образовательных
областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Занятие проводится с подгруппой детей. Структура ООД вполне оправдана: каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных приёмов и методов. Состоит из трех этапов к каждому из которых даются четкие инструкции.
Первый этап- Ведение в игровую ситуацию. Главная задача данной части занятия -подготовка воспитанников, их эмоционального состояние для проведения занятия. Это создаёт позитивное настроение, что способствует максимальному эффекту освоения учебного материала. С помощью вводной беседы и необычного способа приветствия, мне удалось организовать и активизировать внимание детей, погрузить воспитанников в мир сказок Корнея Чуковского.
Второй этап- Осуществление образовательного процесса. Я прочла детям стихотворение Корнея Чуковского "Чудо-дерево". Но не достаточно просто прочитать произведение. Чтобы ребенок его лучше запомнил, нужно помочь ему понять прочитанное, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. Подвижная игра-упражнение "Пантомима" на занятии выполнило роль физкультминутки, сняло утомление мышц и нервной системы, активизировало мышление детей и повысило интерес к образовательной деятельности. Для того, чтобы детям было легче запомнить любые сказки из творчества Чуковского и после пересказывать их, я использовала в ОД разные дидактические игры, развивающие творческое воображения и фантазию детей, такие как: дидактическая игра «На кого похож», дидактическое упражнение «Вспомни героев» (с использованием Техники наоборот). При подборе игр данного этапа, я учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей. Смена различных форм игровых приемов и видов деятельности, предупреждает утомляемость детей и снижение интереса, а так же позволила мне сформировать у детей внутреннюю мотивацию к деятельности. Все задания направлены на развитие памяти, внимания и логического мышления воспитанников. Использование заданий с помощью мультимедийной презентации, только усилило эмоциональное восприятие детей. Я использовала мультимеидйные викторины: "Чудо –дерево", "Кто лишний", которые помогли развить устную диалогическую речь у детей, лучше запомнить последовательность действий и сюжет сказок. После каждого выполнения задания, я старалась дать словесную оценку каждому воспитаннику, поощряя или давая возможность исправить свои ошибки и получить нужный результат.
Третий этап- Актуализация знаний детей и рефлексия по итогам их деятельности. Каждый из детей высказал своё мнение по прошедшему занятию.
В ходе занятия дети проявляли интерес, активность в ответах и практической деятельности, внимательность. Смена деятельности послужила хорошему усвоению материала, ощущалась атмосфера сотрудничества на протяжении всего занятия. Данный материал будет полезен всем, кому интересны развивающие занятия с дошкольниками, как в детских садах, так и в частных центрах, в домашних условиях.
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Образовательные области: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о произведениях Корнея Чуковского.
Задачи:
- развивать мотивацию у детей к изучению художественной литературы;
- развивать воображения память мышления речь;
- повышать самооценку у детей через выполнения творческий заданий: перевоплощения в сказочных персонажей, выражения своего отношения к сказочным персонажем;
-формировать умения общаться друг с другом, оказывать поддержку сопереживать через выполнения заданий (творческих этюдов и перевоплощений);
-развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;
-учить высказывать свое мнение.
Оборудование: система мультимедиа, слайд-презентация, книга К.Чуковского, зеркало в оправе.
1 этап: Введение в игровую ситуацию (организация детей). | ||
Содержание | Предполагаемые ответы детей | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель встречает детей. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас! Давайте поприветствуем друг друга. Но предлагаю сделать это необычным способом. Представьте себя любым сказочным героем. Например, Я представляю себя Василисой Премудрой, потому что знаю ответы на многие вопросы! А зовут меня Юлия Вениаминовна. Теперь Вы ребята! | Я представляю себя Царевичем; я Айболит; я Дюймовочка и т.п | Отлично! Супер! |
А где живут эти сказочные герои? А у нас в группе есть книги со сказками? | В сказках, в книгах. Да, конечно | Какие вы сообразительные! |
А мне покажите, какие? (Дети организуют игровое пространство, несут книги воспитатель выбирает «Сказки Чуковского») Где мы разместимся? Чтобы всем было удобно? | На стульчиках, на полу. | Как вам идея Илюши, сесть всем на коврик? Замечательно! |
Какие чудесные книги. А какие у вас самые любимые сказки? Ой, ребята, а вот мои любимые сказки! Вы знаете, что это за книга? | (называют сказки, которые им нравятся) Дети называют- Сказки Чуковского. | |
Кто еще любит сказки Корнея Чуковского? | Здорово. Как много у нас общего, ребята! | |
Какой персонаж из этой книги, Маша, тебе больше нравится? А почему? А тебе Дима? (Воспитатель ведет беседу с детьми по иллюстрациям из книги) Кто это? Из какой сказки? Отлично, ребята, я вижу вы много знаете, а это значит , вы много читаете. И это очень здорово! | (дети выбирают). | Замечательно. Ты и этого персонажа вспомнил? Интересно! Прекрасно! |
2 этап: Осуществление образовательного процесса | ||
А знаете ли вы, что Корней Чуковский это его псевдоним, вымышленная то есть придуманная. А настоящая фамилия его Корнейчуков. (показывает портрет детского писателя на слайде) Но он считал, что она очень длинная и решил ее разделить пополам. И по-моему, получилась очень весело - Корней Чуковский. Правда ребята? | Да, это смешно | Сказки Чуковского, получались все необычные, шуточные и веселые. Как например вот эта! |
(Воспитатель зачитывает сказку "Чудо-дерево") | ||
Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности. | ||
Ребята, а если бы вы сочиняли сказку про чудо дерево, чтобы вы вырастили на своем дереве? | (дети размышляют) Конфеты, игрушки, морженное, книжки, роботов, украшения и т.п | Как интересно ты придумал! Отличный вариант! Чудесная мысль! Классно, такое дерево мне тоже очень нравиться? |
Я бы хотела иметь такое волшебное чудо-дерево…хотя бы понарошку! Что бы нам придумать? | Давайте | Если дети предлагают поиграть в «чудо-дерево»: Суперидея! Я так рада! С удовольствием! Если дети не проявляют инициативы: Друзья, предлагаю вам вырастить необычное чудо-дерево, на котором растут сказочные предметы из сказок Корнея Чуковского. Как вам, такое предложение? Согласны? Тогда отгадайте загадки... |
Замечательно! Если вы отгадаете, на экране появится картинка -правильный ответ. Мультимедийная викторина-презентация «Чудо –дерево»
- В какой сказке, Зайчатки просили перчатки, Свинья-соловья?
- Чем лечил Айболит, зверей? | (Мыло) (Блюдце, тарелки) (Телефон ) (Монета, денежка) (Термометр, градусник) | Здорово! Вы такие внимательные и сообразительные! |
Подвижная игра "Пантомима" Ребята, умеете ли вы разговаривать без слов? Любопытно, как мы можем это сделать? | Можно нарисовать, что хотим сказать; по азбуки "Морзе"; можно руками разговаривать, как немые люди | Да, так можно! Интересный вариант! Спасибо за твое мнение! |
Вы когда-нибудь слышали, как называется такой способ общения? Может попробуем? Как вам моя идея! | Если кто-то догадался или знает: Вы и это знаете!? прекрасно! Я еще никогда не встречала таких сообразительных ребят! В случае затруднения с ответом: Такой способ называется пантомима. Отлично. Я рада, что вы оценили мою идею. | |
Кто хочет показывать? а кто хочет отгадывать? Выберите, и покажите предметы, которые выросли на вашем дереве. А мы будем отгадывать. | (дети выбирают) | Мы с вами разделились на две команды. Ой, как хорошо! А то засиделись мы! Как здорово у вас все получалась! |
Вам интересно? Покажите как? Жестами (много, мало). Ели хотите можете присесть, где вам удобно! | Поняла, играем дальше. | |
Воспитатель показывает в презентации картинки, дети называют, что лишние | ||
Мультимедийная викторина-презентация «Кто лишний?» Почему лишние? А из какой сказки этот персонаж? Комар, муха, паук, Крокодил Гена; Крокодил, мойдодыр, Мальчик грязнуля ,Чипполино; Айболит, Бармалей,бегемотики, Кот в сапогах; Медведь,Крокодил, лиса и волки, Буратино. | Крокодил Гена Чипполино Кот в сапогах Буратино | Класс! Супер! Чудесно! Здорово! |
Дидактическое упражнение «Вспомни героев» (с использованием Техники наоборот). Ребята, а мы совсем забыли о нашей книге. Где она? | ||
Дети приносят. Воспитатель берет книгу Чуковского и садится на коврик вместе с детьми. Воспитатель берет книгу, открывает, а там на странице отрицательного персонажа зеркало. | ||
Ой, это зеркало не случайно здесь оказалось. Оно необычное - волшебное. Зеркало умеет отражать противоположные качества сказочных героев. Бармалей, какой был? Как Вы думаете, а как сделать его добрым? Чем ему помочь? А Паук из сказки "Муха Цокотуха" какой? А как сделать наоборот? Как ему помочь? Как сделать, чтобы он стал добрым? Какие у вас будут мнения? | Злой, страшный Дать конфетку; познакомить с доброй Феей Пригласить на день рождения к мухе; подарить золотые нити для его паутины | Очень смешно,согласна! Интересный вариант! Любопытно! Мне нравится как ты мыслишь! |
Дидактическая игра "На кого похож" Друзья, вспомните пожалуйста героев и персонажей из русских народных сказок. И пофантазируйте, на каких героев сказок Корнея Чуковского они похожи? Например: Кощей, похож на?... Почему? А с кем можно сравнить Ивана Царевича? Почему? А Серый волк из сказки "Волк и семеро козлят" на кого похож? Как вы думаете? Почему? А Колобка с кем можно сравнить? Почему? | Бармалея! Такой же злой, страшный. С Комаром! Он тоже спас свою невесту. На Тараканище? Хотел съесть деток зверей. С Танечкой и Ванечкой! Он убежал от бабушки и дедушки, как Танечка и Ванечка от мамы и папы. | Отлично! Здорово! Супер! Неожиданно! Прекрасно! Вы безумно все сообразительные! |
3 этап: Детская рефлексия по итогам деятельности | ||
Мне было очень интересно сегодня с вами играть. А что Вам понравилось? С героями какого автора мы сегодня играли? Что нового вы узнали? | Мы узнали новые слова: псевдоним и пантомима! | (Воспитатель внимательно выслушивает мнения детей.) |
А что было трудного? | Было трудно вспомнить на каких героев Чуковского похожи персонажи из русских народных сказок. | Вы правы, было непросто! Но справились отлично! |
А что было самое смешное? | Показывать без слов предметы, которые выросли на чудо-дереве. | Согласна, это нас всех развеселило! |
А Вы еще хотели бы узнать про персонажей Корнея Ивановича Чуковского?. А Как? Если у вас дома нет книги? | Посмотреть в интернете мультфильм, посетить библиотеку, у мамы спросить и купить в книжном магазине такую книгу, а можно и в группе взять на вечер книгу | |
Теперь вы знаете как узнать побольше. Мне было с вами весело и классно! (Воспитатель предлагает свою ладонь.) | Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка театрализованного представления-поздравления детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказок К. Чуковского, посвященное Дню сотрудника органов внутренних дел РФ
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, формирование представлений о профессии полицейского, социализация в празднично-досуговой деятельности....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Реклама любимой книги"
Цель данного мероприятия: развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности – игре, общении, совместной творческой продуктивной деятельности....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме"Космическое путешествие"
Цель данной организованной образовательной деятельности:развитие связной речи на основе закрепления детьми темы «Космос»....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)
Цель: формировать первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Я твой друг и ты мой друг, улыбнемся всем вокруг!»
Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе, развитие элементарных представлений о дружеских взаимоотношениях.Задачи:1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способство...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы»
Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования ,когда изображаемый объект получается путем нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких(выдувания рисунка),чт...