Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект

организованной образовательной

деятельности по обучению грамоте

«Поможем Солнышку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД   № 52 « МАЯЧОК»  ГОРОД ТАМБОВ

для детей 5 - 6 лет

                              Воспитатель: Шевякова

                                                                 Ольга Ивановна

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возраст:  дети 5 - 6 лет

Цель:  Развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие  звуки,  делить слова на слоги, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков гласных звуков.
  • Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
  • Учить анализу и синтезу слова «лимон».
  • Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим), совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Совершенствовать навык деления слов на слоги.

Развивающие:

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать слуховую память, внимание.
  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
  • Воспитывать целеустремленность, любознательность.

Оборудование: компьютер, проектор, перчатки для артикуляционной гимнастики, иллюстрации (кот, кит, груша, лимон, бегемот, носорог), слайдовая презентация, палитра с цветами радуги.

Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый.

Ход деятельности:

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся  с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами.  А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Ольга Ивановна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети поочереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек.

Будем мы всегда дружить

Будем дружбой дорожить.

С дружбой не страшны ненастья.

Дружба – это только счастье!

- Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (на слайде появляется зевающее солнышко).

- Ой, так это же солнышко не выспалось. Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.

Солнышко:  

В небе синем я гуляла,  и звук [Л] свой потеряла.  

Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко.

Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю.  

Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните.

Буду я тогда опять в небе голубом сиять.

 - Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.  

- А что такое звук (звук  - это то, что мы слышим и произносим).

- А чем он отличается от буквы?

- А где же мы будем искать с вами звук [Л].

- А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?

- Может быть грустные (нет, веселые).

- Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных). 

- Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).  

- А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).

 - А найти дорогу  в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь  (под музыку «Солнечные зайчики»  дети идут, взявшись за руки).

На слайде появляется Звукоград.

- Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на  улице, где живут гласные звуки.  А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).  

- А у гласных звуков есть любимая песенка.  Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Одеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня.

 - Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается).  А рука - помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А.

 - А когда произносим звук [У], сто у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как.

- А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О.

 - А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку.

- И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков.

Звучит музыка «Логопедические распевки».

-  Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой.  

-  А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно?

- Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков  найти потерявшийся  звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный) Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики»  дети идут, взявшись за руки).

- Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зеленым). На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но  никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей,  в названии которых  первый звук согласный твердый.

- А сюда мы заселим жителей,  в названии которых  первый звук согласный мягкий.  На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.

 - Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет)

Вы, наверное, устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу.

  Физкультминутка «Солнечные зайчики»

  Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома  хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.

Лимон:

Я подскажу, где звук искать,

Но прежде вы мне помогите.

И  схему к имени лимон

Скорей, ребята, подберите.

Ну что же, ребята, я думаю,  что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу.

(Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон).

Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л].

Лимон:  

Чтобы братца вам найти

К речке нужно подойти.

Там за речкою дуга,

А зовется радуга

Краску в ней мою найдите,

В ней пропажу отыщите.  

А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим. Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].

В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета?

Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску.

Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)

- Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты  снова солнышко! Свети ярче!

Солнышко:

Ой, спасибо вам, ребята,

Как я радо, как я радо.

Буду весело сиять,

Вас детишки согревать.

- Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)

А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии.  

До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Коммуникация" (обучение грамоте) "Поможем Регеко"

в данном занятии прослеживается интеграция образовательных областей Познание(Формирование целостной картины мира, ориентировка в пространстве)+Коммуникация(речь, обучение грамоте)+Здоровье...

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Конспект составлен для подготовительной логопедической группы в игровой форме.Задачи образовательной деятельности направлены на создание условий для закрепления знаний по обучению грамоте, развитию на...

Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".

Итоговое  занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...

Конспект организованной образовательнойдеятельности "Земля - наш общий дом"

Интегрированное занятие по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ (математика и экология)...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку».

Возраст: дети 5-6 летЦель:развивать фонематический слух, формировать звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте....