Конспект занятия по обучению грамоте. "Поможем человеку Рассеянному"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ляпота Валентина Романовна

Конспект  занятия по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obucheniyu_gramote.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский  сад № 15  

              комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по обучению грамоте.

Тема: «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)

Санкт – Петербург 2013г

Цели:

1. Профилактика нарушений письменной речи.

2. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака».

2. Совершенствование грамматического строя речи.

3. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

4. Дифференциация согласных звуков с – ш.

5. Совершенствование навыка чтения.

6. Учить ориентироваться на листе бумаги.

7. Развивать чувство рифмы.

8. Профилактика нарушения посменной речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие координации речи с движением.

4. Развитие тактильной чувствительности.

5. Развитие связной речи мышления.

6. Развитие операции слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

1. Поддерживать интерес к поэтическому творчеству С.Я Маршака.

2. Развивать воображение.

3. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельности, ответственности.

4. Развивать навык выразительного чтения стихов.

Задачи на развитие интегративных качеств:

1. Развивать любознательность.

2. Поддерживать интерес к творчеству детских писателей.

3. Развивать умение использовать простые схематичные изображения.

Оборудование:

1. Коврографы

2. Разрезные картинки

3. Плоскостные изображения домиков, поезда с тремя вагонами

4. Шесть емкостей с различными крупами (чечевица, рис, пшено, греча, фасоль, горох)

5. Слоговое домино

6. Карта-схема из 9 квадратов

7. Звуковые символы

8. Звуковая линейка

9. Мультимедийное оборудование (экран, проектор)

10. Два рюкзака с вещами

11. Листы в крупную клетку и карандаши

12. Мешочек с пластмассовыми буквами

Предварительная работа.

1. Чтение произведений С.Я. Маршака.

2. Заучивание стихов, загадок.

3. Рисование героев из произведений С.Я. Маршака.

4. Лепка и аппликация по теме.

5. Подбор рифмы к различным словам.

6. Посещение библиотеки.

Ход:

1. Организационный момент.

Создание эмоционально-положительного фона.

Воспитатель:  - Дети, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними.

                - Мы с вами поиграем, а гости на нас посмотрят.

                - Что мы слышим ушами? (звуки)

                - А что мы видим глазами? (буквы)

                - Мы сегодня будем играть со звуками и с буквами.

                - Подойдут ко мне те дети, в чьих именах первый звук –согласный мягкий    

                   (Тимофей).

 Игра «Живые звуки».

Воспитатель раздает детям символы.

Ребенок (1): - Я звук «Р» - согласный твердый

Ребенок (2): - Я звук «А» - гласный.

Дети по очереди характеризуют свои звуки – символы.

Воспитатель: - Соберитесь, звуки, в слово «Маршак».

                - А кто такой «Маршак»? (знаменитый детский поэт и переводчик)

                - А сейчас мы с вами…

Входит Человек Рассеянный (второй воспитатель), перед ним катится клубок ниток.

                - Здравствуйте!  Кажется, я заблудился!

                - Я вышел из поезда и потерялся.

                - Как же мне вернуться обратно?

Воспитатель:  - Ребята, кто это?

Дети: - Человек рассеянный.

Воспитатель: - Ты, видимо, ориентируешься плохо и поэтому заблудился. Кто же в наше время ориентируется по клубку ниток?

                - Мы будем учиться ориентироваться. А поможет нам  карта с заданиями. Если ты будешь нам помогать, то сможешь вернуться обратно.

Рассеянный: - Спасибо, я согласен.

 Волшебная карта.

Воспитатель:  - Рассеянный, покажи центральный квадрат. (Рассеянный переворачивает соответствующий квадрат, на котором изображена книга).

Рассеянный:  – Ой, это же  моя любимая книга (показывает ее).

На ней написано: ХИ-СТИ   И

                               ГАД-ЗА-КИ  

Воспитатель: - Что это за название такое? Дети, исправьте ошибки (стихи и загадки).

Рассеянный: -  Надо же, какое красивое название у моей любимой книги! А я знаю очень интересные стихотворения Маршака. Давайте поиграем в игру «Подбери рифму»: я буду произносить  начало стихотворения  и бросать вам мяч, а вы договаривать его.

Рассеянный: - Молодцы! Стихи хорошо знаете, а загадки разгадать сумеете?  Ну, тогда всё внимание на экран.

Загадки с использованием экрана.

(Рассеянный загадывает детям загадки, а на экране появляются отгадки)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Тапки)

Вот зеленая гора,

В ней глубокая нора.

Что за чудо!

Что за чудо!

Кто-то выбежал оттуда

На колесах и с трубой

Хвост волочит за собой. (Паровоз)

В полотняной стране

По реке простыне

Идет пароход

То взад, то вперед

И за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела

Ела, ела дуб, дуб,      

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. (Велосипед)

Рассеянный:  – Какие вы умные ребята, всё, всё знаете.

Воспитатель: - Алёша Ш. ,покажи левый верхний квадрат карты. (Ребёнок показывает, переворачивает, там нарисован ручеёк).

Рассеянный:  – Что это?

Дети: - «Ручеёк»

Воспитатель: - Для того чтобы вы смогли перебраться через ручеек,  нужно назвать предметы ласково.

(Воспитатель раздает картинки с отгадками, дети называют ласково предмет и перешагивают через ручеек.)

Воспитатель: - Молодцы, через ручеёк перебрались. Алёша К. , покажи правый верхний квадрат. (Показывает, переворачивает, там изображены два дома).

Рассеянный: - игра «Кто в каком домике живет?»

- Нужно взять картинку, определить первый звук в названии предмета, изображённого на ней. Если первый звук  согласный твёрдый, то картинку нужно «поселить» в домик с синей крышей, а если первый звук согласный мягкий, то картинку нужно «поселить» в домик с зеленой крышей.

Ребенок говорит: - В слове «картина»  первый звук твердый согласный и поэтому я вставлю картинку в домик с синей крышей.

(Дети по одному подходят к столу,  берут картинку и рассказывают про неё по заданию)

Воспитатель: - Молодцы.

Ира, покажи центральный верхний квадрат карты.

(Показывает, переворачивает, там изображён поезд).

Воспитатель: - Это «Весёлый поезд». Нужно животных из зоосада отправить в путешествие.

Перед детьми коврограф с изображением животных.

                - Каких животных вы узнали?

Дети называют  животных и читают строчки из стихотворения «Детки в клетке».

 СЛОН

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

ЖИРАФ

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

ЗЕБРА

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

СОВЯТА

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

ПИНГВИН

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

МАРТЫШКА

Мартышка вспоминает

Страну свою – Алжир

И утром принимает

Прохладный рыбий жир.

Воспитатель: - Эти замечательные животные отправляются в путешествие на поезде.

                - В этом поезде три вагона. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – в названии которых  два слога, а в третьем вагоне – три слога.

Рассеянный:  – А как узнать, в каком слове сколько слогов?

Дети: - Нужно определить, сколько в слове гласных звуков (с помощью руки, приложенной к подбородку)

Ребенок (1) берет картинку со слоном и отвечает:

- В слове «слон» один гласный звук и один слог, поэтому слон поедет в первом вагоне и.т.д.

Дети по очереди определяют количество слогов  в словах и «рассаживают»  зверей в поезд.

Рассеянный:  – Ой, вы, наверное, устали?

          - Давайте поиграем.

Физкультминутка.

Однажды старушка отправилась в лес

Приходит обратно, а пудель исчез.

Искала старушка 14 дней

А пудель по комнате бегал за ней.

Воспитатель: - Матвей, открой левый нижний квадрат карты ( на нём изображена миска).

Рассеянный:  – А что это за миска?

 Воспитатель: - Это Рассеянный не миска, а «Пальчиковый бассейн» (в каждой из шести мисок находятся разные наполнители (поролон, пуговицы, крышечки).

                - Подойдите, пожалуйста, к бассейнам.

               - Нужно опустить руки в бассейн и найти карточки со слогами, а затем составить из этих слогов понятное слово.

Дети составляют слова: Багаж, почта, старушка, кораблик, кузнец, пони. (Рассеянный тоже выполняет задание).

Рассеянный:  – Я узнал!

         - Это же название стихов Маршака!

         

Воспитатель: - Тимофей, покажи правый центральный квадрат карты (с изображением схем предложений).

               -  Ребята, мы с вами составляли из слогов слова, а сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение», будем из слов составлять предложения.

Рассеянный: – раздаёт контейнеры с карточками, а дети, взяв контейнер, выкладывают на ковре разные предложения с использованием предлогов: к, от, около, за, и слов действий. (Старушка сидит около коровы.)

Рассеянный: – Какие вы молодцы! Только у меня от ваших заданий уже глаза устали!

Воспитатель:  - чтобы глазки отдохнули, проведём  физкультминутку для глаз, внимание на экран, следите за движением предметов  на экране.

Воспитатель: - Рассеянный, покажи левый центральный квадрат карты. (Показывает, открывает).

Рассеянный: – Ой, здесь нарисован какой – то мешочек!

Воспитатель: - Рассеянный, а ты помнишь, куда собирался ехать?

Рассеянный:  – Нет.

Воспитатель:  - А вот этот  «Чудесный  мешочек»  поможет нам это выяснить.

Рассеянный:  – Подходит к каждому ребёнку, который на ощупь узнаёт букву, называет её и только потом достаёт.

На каждой букве, сзади написана цифра (от одного до шести).

Рассеянный: - Дети, разместите по порядку буквы на магнитной доске.

Воспитатель: - Прочитайте слово, которое получилось. (Москва).

Рассеянный:  – Ура! Теперь я вспомнил, что собирался в Москву.

Воспитатель: - Андрей, покажи нижний центральный квадрат карты (на котором изображены сумки с вещами).

Рассеянный: - Ой, вещи. А где мои вещи?

Воспитатель: - Не знаю, у нас в саду порядок, нигде ничего не валяется, давайте посмотрим в потеряшках ,  может сюда нечаянно попали вещи? (Воспитатель достаёт коробку с потеряшками, смотрит с детьми вещи).

Рассеянный:  – Да, это мои вещи. А как же я их понесу?

Воспитатель: - Нужно помочь Рассеянному собрать вещи в сумки. Игра «Собери вещи».

- Вещи, в названии которых есть звук и буква «С», положим в одну сумку, а вещи, в названии которых есть звук и буква «Ш» в другую. (Ребёнок достаёт вещь, называет её и объясняет, куда её надо положить и почему).

Воспитатель: - Молодцы!

Рассеянный:  – Спасибо вам большое. Теперь я и вещи свои нашёл, и вспомнил, куда еду. Мне пора на поезд, до свидания ребята.

Воспитатель: - Погоди,  Рассеянный, а номер своего поезда ты знаешь?

Рассеянный: - Ой, и это я не помню.

Воспитатель: - Не волнуйся, мы тебе поможем. На нашей карте остался всего один квадрат. Назовите его правильно (правый нижний квадрат).

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Шагаем по клеточкам» и узнаем, какой номер поезда у Рассеянного.

                - Перед вами листочки в клеточку с точкой, я буду задавать вам направление движения карандаша и количество клеточек.

                - Рассеянный, ты тоже выполняй с нами это задание. (Логопед диктует: 4 клетки влево и т.д.)

Воспитатель: - Какая цифра у вас получилась, дети? (5)

Рассеянный: – Верно! Это номер моего поезда. Мне пора ребята. Спасибо, что научили меня ориентироваться. Я всё запомнил и никогда больше не потеряюсь. А на память о нашей встрече я подарю вам свою книгу.

 До свидания! (Рассеянный  уходит)

Итог:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами вспомнили произведения замечательного  детского писателя С.Я. Маршака, поиграли со звуками и буквами и научились ориентироваться. Большое спасибо, вы молодцы.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Компьютерная презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"

презентация является приложением к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. "Поможем Мальвине." для детей подготовительной группы.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направления...

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»...

Конспект НОД по обучению грамоте Поможем Буратино

Конспект НОД по обучению грамоте Поможем Буратино...

Итоговое занятие по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Буратино"...