Конспект занятия по обучению грамоте. "Поможем человеку Рассеянному"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ляпота Валентина Романовна

Конспект  занятия по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obucheniyu_gramote.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский  сад № 15  

              комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по обучению грамоте.

Тема: «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)

Санкт – Петербург 2013г

Цели:

1. Профилактика нарушений письменной речи.

2. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака».

2. Совершенствование грамматического строя речи.

3. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

4. Дифференциация согласных звуков с – ш.

5. Совершенствование навыка чтения.

6. Учить ориентироваться на листе бумаги.

7. Развивать чувство рифмы.

8. Профилактика нарушения посменной речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие координации речи с движением.

4. Развитие тактильной чувствительности.

5. Развитие связной речи мышления.

6. Развитие операции слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

1. Поддерживать интерес к поэтическому творчеству С.Я Маршака.

2. Развивать воображение.

3. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельности, ответственности.

4. Развивать навык выразительного чтения стихов.

Задачи на развитие интегративных качеств:

1. Развивать любознательность.

2. Поддерживать интерес к творчеству детских писателей.

3. Развивать умение использовать простые схематичные изображения.

Оборудование:

1. Коврографы

2. Разрезные картинки

3. Плоскостные изображения домиков, поезда с тремя вагонами

4. Шесть емкостей с различными крупами (чечевица, рис, пшено, греча, фасоль, горох)

5. Слоговое домино

6. Карта-схема из 9 квадратов

7. Звуковые символы

8. Звуковая линейка

9. Мультимедийное оборудование (экран, проектор)

10. Два рюкзака с вещами

11. Листы в крупную клетку и карандаши

12. Мешочек с пластмассовыми буквами

Предварительная работа.

1. Чтение произведений С.Я. Маршака.

2. Заучивание стихов, загадок.

3. Рисование героев из произведений С.Я. Маршака.

4. Лепка и аппликация по теме.

5. Подбор рифмы к различным словам.

6. Посещение библиотеки.

Ход:

1. Организационный момент.

Создание эмоционально-положительного фона.

Воспитатель:  - Дети, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними.

                - Мы с вами поиграем, а гости на нас посмотрят.

                - Что мы слышим ушами? (звуки)

                - А что мы видим глазами? (буквы)

                - Мы сегодня будем играть со звуками и с буквами.

                - Подойдут ко мне те дети, в чьих именах первый звук –согласный мягкий    

                   (Тимофей).

 Игра «Живые звуки».

Воспитатель раздает детям символы.

Ребенок (1): - Я звук «Р» - согласный твердый

Ребенок (2): - Я звук «А» - гласный.

Дети по очереди характеризуют свои звуки – символы.

Воспитатель: - Соберитесь, звуки, в слово «Маршак».

                - А кто такой «Маршак»? (знаменитый детский поэт и переводчик)

                - А сейчас мы с вами…

Входит Человек Рассеянный (второй воспитатель), перед ним катится клубок ниток.

                - Здравствуйте!  Кажется, я заблудился!

                - Я вышел из поезда и потерялся.

                - Как же мне вернуться обратно?

Воспитатель:  - Ребята, кто это?

Дети: - Человек рассеянный.

Воспитатель: - Ты, видимо, ориентируешься плохо и поэтому заблудился. Кто же в наше время ориентируется по клубку ниток?

                - Мы будем учиться ориентироваться. А поможет нам  карта с заданиями. Если ты будешь нам помогать, то сможешь вернуться обратно.

Рассеянный: - Спасибо, я согласен.

 Волшебная карта.

Воспитатель:  - Рассеянный, покажи центральный квадрат. (Рассеянный переворачивает соответствующий квадрат, на котором изображена книга).

Рассеянный:  – Ой, это же  моя любимая книга (показывает ее).

На ней написано: ХИ-СТИ   И

                               ГАД-ЗА-КИ  

Воспитатель: - Что это за название такое? Дети, исправьте ошибки (стихи и загадки).

Рассеянный: -  Надо же, какое красивое название у моей любимой книги! А я знаю очень интересные стихотворения Маршака. Давайте поиграем в игру «Подбери рифму»: я буду произносить  начало стихотворения  и бросать вам мяч, а вы договаривать его.

Рассеянный: - Молодцы! Стихи хорошо знаете, а загадки разгадать сумеете?  Ну, тогда всё внимание на экран.

Загадки с использованием экрана.

(Рассеянный загадывает детям загадки, а на экране появляются отгадки)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Тапки)

Вот зеленая гора,

В ней глубокая нора.

Что за чудо!

Что за чудо!

Кто-то выбежал оттуда

На колесах и с трубой

Хвост волочит за собой. (Паровоз)

В полотняной стране

По реке простыне

Идет пароход

То взад, то вперед

И за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела

Ела, ела дуб, дуб,      

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. (Велосипед)

Рассеянный:  – Какие вы умные ребята, всё, всё знаете.

Воспитатель: - Алёша Ш. ,покажи левый верхний квадрат карты. (Ребёнок показывает, переворачивает, там нарисован ручеёк).

Рассеянный:  – Что это?

Дети: - «Ручеёк»

Воспитатель: - Для того чтобы вы смогли перебраться через ручеек,  нужно назвать предметы ласково.

(Воспитатель раздает картинки с отгадками, дети называют ласково предмет и перешагивают через ручеек.)

Воспитатель: - Молодцы, через ручеёк перебрались. Алёша К. , покажи правый верхний квадрат. (Показывает, переворачивает, там изображены два дома).

Рассеянный: - игра «Кто в каком домике живет?»

- Нужно взять картинку, определить первый звук в названии предмета, изображённого на ней. Если первый звук  согласный твёрдый, то картинку нужно «поселить» в домик с синей крышей, а если первый звук согласный мягкий, то картинку нужно «поселить» в домик с зеленой крышей.

Ребенок говорит: - В слове «картина»  первый звук твердый согласный и поэтому я вставлю картинку в домик с синей крышей.

(Дети по одному подходят к столу,  берут картинку и рассказывают про неё по заданию)

Воспитатель: - Молодцы.

Ира, покажи центральный верхний квадрат карты.

(Показывает, переворачивает, там изображён поезд).

Воспитатель: - Это «Весёлый поезд». Нужно животных из зоосада отправить в путешествие.

Перед детьми коврограф с изображением животных.

                - Каких животных вы узнали?

Дети называют  животных и читают строчки из стихотворения «Детки в клетке».

 СЛОН

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

ЖИРАФ

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

ЗЕБРА

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

СОВЯТА

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

ПИНГВИН

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

МАРТЫШКА

Мартышка вспоминает

Страну свою – Алжир

И утром принимает

Прохладный рыбий жир.

Воспитатель: - Эти замечательные животные отправляются в путешествие на поезде.

                - В этом поезде три вагона. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – в названии которых  два слога, а в третьем вагоне – три слога.

Рассеянный:  – А как узнать, в каком слове сколько слогов?

Дети: - Нужно определить, сколько в слове гласных звуков (с помощью руки, приложенной к подбородку)

Ребенок (1) берет картинку со слоном и отвечает:

- В слове «слон» один гласный звук и один слог, поэтому слон поедет в первом вагоне и.т.д.

Дети по очереди определяют количество слогов  в словах и «рассаживают»  зверей в поезд.

Рассеянный:  – Ой, вы, наверное, устали?

          - Давайте поиграем.

Физкультминутка.

Однажды старушка отправилась в лес

Приходит обратно, а пудель исчез.

Искала старушка 14 дней

А пудель по комнате бегал за ней.

Воспитатель: - Матвей, открой левый нижний квадрат карты ( на нём изображена миска).

Рассеянный:  – А что это за миска?

 Воспитатель: - Это Рассеянный не миска, а «Пальчиковый бассейн» (в каждой из шести мисок находятся разные наполнители (поролон, пуговицы, крышечки).

                - Подойдите, пожалуйста, к бассейнам.

               - Нужно опустить руки в бассейн и найти карточки со слогами, а затем составить из этих слогов понятное слово.

Дети составляют слова: Багаж, почта, старушка, кораблик, кузнец, пони. (Рассеянный тоже выполняет задание).

Рассеянный:  – Я узнал!

         - Это же название стихов Маршака!

         

Воспитатель: - Тимофей, покажи правый центральный квадрат карты (с изображением схем предложений).

               -  Ребята, мы с вами составляли из слогов слова, а сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение», будем из слов составлять предложения.

Рассеянный: – раздаёт контейнеры с карточками, а дети, взяв контейнер, выкладывают на ковре разные предложения с использованием предлогов: к, от, около, за, и слов действий. (Старушка сидит около коровы.)

Рассеянный: – Какие вы молодцы! Только у меня от ваших заданий уже глаза устали!

Воспитатель:  - чтобы глазки отдохнули, проведём  физкультминутку для глаз, внимание на экран, следите за движением предметов  на экране.

Воспитатель: - Рассеянный, покажи левый центральный квадрат карты. (Показывает, открывает).

Рассеянный: – Ой, здесь нарисован какой – то мешочек!

Воспитатель: - Рассеянный, а ты помнишь, куда собирался ехать?

Рассеянный:  – Нет.

Воспитатель:  - А вот этот  «Чудесный  мешочек»  поможет нам это выяснить.

Рассеянный:  – Подходит к каждому ребёнку, который на ощупь узнаёт букву, называет её и только потом достаёт.

На каждой букве, сзади написана цифра (от одного до шести).

Рассеянный: - Дети, разместите по порядку буквы на магнитной доске.

Воспитатель: - Прочитайте слово, которое получилось. (Москва).

Рассеянный:  – Ура! Теперь я вспомнил, что собирался в Москву.

Воспитатель: - Андрей, покажи нижний центральный квадрат карты (на котором изображены сумки с вещами).

Рассеянный: - Ой, вещи. А где мои вещи?

Воспитатель: - Не знаю, у нас в саду порядок, нигде ничего не валяется, давайте посмотрим в потеряшках ,  может сюда нечаянно попали вещи? (Воспитатель достаёт коробку с потеряшками, смотрит с детьми вещи).

Рассеянный:  – Да, это мои вещи. А как же я их понесу?

Воспитатель: - Нужно помочь Рассеянному собрать вещи в сумки. Игра «Собери вещи».

- Вещи, в названии которых есть звук и буква «С», положим в одну сумку, а вещи, в названии которых есть звук и буква «Ш» в другую. (Ребёнок достаёт вещь, называет её и объясняет, куда её надо положить и почему).

Воспитатель: - Молодцы!

Рассеянный:  – Спасибо вам большое. Теперь я и вещи свои нашёл, и вспомнил, куда еду. Мне пора на поезд, до свидания ребята.

Воспитатель: - Погоди,  Рассеянный, а номер своего поезда ты знаешь?

Рассеянный: - Ой, и это я не помню.

Воспитатель: - Не волнуйся, мы тебе поможем. На нашей карте остался всего один квадрат. Назовите его правильно (правый нижний квадрат).

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Шагаем по клеточкам» и узнаем, какой номер поезда у Рассеянного.

                - Перед вами листочки в клеточку с точкой, я буду задавать вам направление движения карандаша и количество клеточек.

                - Рассеянный, ты тоже выполняй с нами это задание. (Логопед диктует: 4 клетки влево и т.д.)

Воспитатель: - Какая цифра у вас получилась, дети? (5)

Рассеянный: – Верно! Это номер моего поезда. Мне пора ребята. Спасибо, что научили меня ориентироваться. Я всё запомнил и никогда больше не потеряюсь. А на память о нашей встрече я подарю вам свою книгу.

 До свидания! (Рассеянный  уходит)

Итог:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами вспомнили произведения замечательного  детского писателя С.Я. Маршака, поиграли со звуками и буквами и научились ориентироваться. Большое спасибо, вы молодцы.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"

презентация является приложением к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. "Поможем Мальвине." для детей подготовительной группы.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направления...

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»...

Итоговое занятие по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Буратино"...

Презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Феи Знаний"

Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях о звуках и буквах...

Конспект занятия по обучению грамоте « Поможем Буратино собраться в школу. Звук Р, Буква Р»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  к школе логопедической группе для детей с ТНР....