Семинар для педагогов ДОУ. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЯТЕЛЬНОСТИ.
презентация к уроку по развитию речи по теме

Фугарова Елена Ромалдо

Предварительный просмотр:

                                Учитель-логопед

                          МБДОУ д/с №1 «Петушок»

                                        Фугарова Е..Р.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе  и сохранной иннервации речевого аппарата.
Иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы) — снабжение органов и тканей
нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).

Основную роль в иннервации мышц периферического речевого аппарата играют лицевой, тройничный, языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы.

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Потому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения. 

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения?

Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Формы , причины возникновения: 

1.Механическая(органическая) – обусловленное анатомическими  

дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины: дефекты развития, последствия травм, возрастные изменения.

2. Функциональная - при отсутствии органических поражений в строении артикуляционного аппарата. Причины: биологические: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, ЗРР; неблагоприятное социальное окружение (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания, когда взрослые культивируют несовершенное детское произношение).

3. Акустико - фонематическая- дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Причина: недостаточная сформированность слухового восприятия и фонематического слуха.

4. Артикуляторно – фонетическая -  обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причины: 

несовершенство движений органов артикуляционного аппарата,

неправильно сформированные артикуляционные позиции звуков.

Проследив, причины возникновения нарушений звукопроизношения, давайте

выделим наиболее целесообразные направления в профилактике нарушений звукопроизношения у детей:

  1.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ  РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ.    

  1.  2.  РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА.

  1. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

4.     УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЯЦИОННЫХ ПОЗИЦИЙ ЗВУКОВ,

ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПО ОБРАЗЦУ.                      

 5.    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПОЗИЦИЙ ЗВУКОВ,
ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПО ОБРАЗЦУ.

Часто дети  не произносят или произносят неправильно тот или иной

звук из-за неправильной артикуляционной позиции  ( положения верхней и нижней челюсти относительно друг друга, положения губ,

положения языка относительно верхней и нижней челюсти, зубов и твердого неба, сама форма языка), необходимой для правильного произнесения звука.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту.

Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизво

дятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов

ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков. Не правильно произносящийся звук, или заменяющейся, на другой звук с более легкой артикуляционной позицией,

постепенно начинает приниматься фонематическим слухом ребенка как

нормативный.  Артикуляция звука  закрепляется и в дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Именно дефекты звукопроизношения, обусловленные несформированностью артикуляционных позиций  

имеют тенденцию к закреплению, а отсюда, следовательно, и длительный

процесс коррекции звука.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей,
формирование звукопроизношения можно распределить
на 3 основных этапа

l этап – от 1 года до 3 лет

В этот период происходит становление речи как средства общения не только с взрослыми, но и со сверстниками. В это время у детей бурно развивается звуковая сторона речи: голосовой и артикуляционный аппараты, звукопроизношение,

слуховое восприятие.

Главная задача на этом этапе – постоянно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата. Для достижения этих целей берутся звуки раннего онтогенеза: гласные (а, у, и, о), губные (п, б, м), заднеязычные (к, г, х),  губно-зубные (в, ф), переднеязычные (т, д, н), которые отрабатываются с детьми на основе звукоподражаний.

Постепенно даются и более сложные по артикуляции звуки ( свистящие: с, з, ц; шипящие: ш, ж, щ, ч; сонорные: л, р), но это не значит, что надо обязательно добиваться их правильного произношения у детей 3 лет.

Приспособленные к фонетическим возможностям ребенка и к обычной форме его первых слов, звукоподражания помогают уточнить звукопроизношение. Это

способствует выработке четкого, ясного произношения звуков, как в подражаниях, звуков так и в самостоятельной речи.

Речедвигательному  анализатору это дает возможность нормально функционировать и «созревать», а ребенку

прислушиваться к отдельным звукам, что способствует развитию слухового восприятия.

На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания.

II этап – от 3  до 5 лет

В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность щелевые,  и сонорные

звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова.

Основная задача формирования звукопроизношения на этом этапе сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и фраз.

При этом должен быть сформирован не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т.е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы последовательно сменяющих друг друга:

  1. подготовку органов артикуляционного аппарата;
  2. уточнение произношения изолированного звука и умение выделить этот звук среди других;
  1. закрепление правильного произношения звука в словах;
  2. закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

III этап – от 5 до 7 лет

Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звукопроизношения у дошкольников.

Основной задачей формирования звукопроизношения на этом этапе является дальнейшее совершенствование фонематического слуха, закрепление навыков четкой, правильной речи.

На этом этапе формирования звукопроизношения можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих(ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих ( в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), звуков л-р, твердых и мягких (д-дь, л-ль и др.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена  только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности.  Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы:

  1. дифференциация изолированных звуков ( условное соотнесение звука с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием);
  2. дифференциация звуков в словах;

    3. дифференциация звуков в связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...

Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)...