Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
проект по логопедии на тему
Творчески-игровой проект.
Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее ярко проявляется главный принцип обучения дошкольников – учись играя.
Использование театрализованных игр в самых разных видах (кукольный театр, игры-драматизации, инсценирование) дает стабильно хорошие результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_razvitie_pravilnoy_rechi_cherez_detskoe_tvorchestvo.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Армавира.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 43
ТЕМА ПРОЕКТА:
Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Авдеева Ирина Васильевна учитель-логопед
г.Армавир
2013-2014 уч. год.
- Актуальность выбранной темы. Использование театрализованных игр в самых разных видах (кукольный театр, игры-драматизации, инсценирование) дает стабильно хорошие результаты. Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее ярко проявляется главный принцип обучения дошкольников – учись играя.
- Проблема: недостаточное использование данной формы в коррекционной работе.
- Цель: помочь ребёнку освоить не только содержательную сторону языка (звукопроизношение, словарь, грамматические нормы, связную речь), но и его образную и эмоциональную стороны. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи, как важнейшее условие своевременного речевого, литературного и художественного развития.
- Задачи:
- формировать у детей нравственное поведение;
- расширять и углублять их знания об окружающем мире;
- развивать у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- активизировать и расширять словарь, совершенствовать звукопроизношение, грамматический строй, навыки связной речи, её выразительность;
- совершенствовать детскую моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивать эмоционально-волевую сферу.
- Вид проекта: творчески-игровой.
- Сроки реализации: с октября 2013г. по май 2014г.
- Участники проекта: воспитанники старших групп МБДОУ-43, воспитатели, музыкальные руководители, родители, учитель-логопед.
- Необходимые материалы: методическая и художественная литература по теме, куклы и декорации кукольного театра, сценарии сказок, костюмы и детали костюмов для инсценировок, пальчиковый театр, театр игрушек.
- Ожидаемые результаты: Активизация и совершенствование всех сторон и видов речи посредством воспитательных и обучающих возможностей театрализованной деятельности. Совершенствование словаря, звуковой культуры, умения думать, анализировать, обобщать. Изъясняться ясно и чётко, образно, используя вербальные и невероятные средства. Воспитать привычку к яркой образной речи, умению выступать перед публикой, т.е. сформировать опыт социальных навыков.
Предполагаемый продукт проекта.
- Презентация по теме.
- Итоговое занятие для родителей совместными усилиями детей и педагогов.
- Систематизация теоретического и практического материала для работы с воспитателями и родителями в сборник.
Реализация проекта
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.
- разработка серии консультаций для воспитателей: «Техника речи», «Игры со скороговорками», «Элементы театрализованной деятельности в формировании мелкой моторики», «Влияние пальцев рук на развитие речи», «Пальчиковый театр, как средство ознакомления с окружающим миром»,
- практикумы: «Знакомство с символической аналогией», «Мимические упражнения и этюды актерского мастерства»,
- планы-конспекты занятий по театральной деятельности на год для воспитателей,
- разработка серии конспектов занятий по театральной деятельности,
- системный материал по развитию техники речи, игры со скороговорками «испорченный телефон», «ручной мяч», «фраза по кругу», «главное слово»,
- альбом скороговорок, этюды на развитие внимания и памяти, воображения и выразительности жестов, «оживи предмет», «сочини сказку», «фантазёры», «не будем скучать», «выбери профессию», «смастери и сочини», «бывает же такое?».
- подготовлены и используется воспитателями видеоматериалы по мелодекламации «Дедушка-дерево», «Лошадка», «Солнышко» и др.
- сборник текстов для мелодекламации.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
«Практические рекомендации в организации общения».
«Игры с предметами, находящимися под рукой».
«Театр и дети».
«Как развивать речь ребёнка в домашних условиях».
«Как беседовать о прочитанном».
«Как придумать сюжеты для игр».
«Чему обучается ребёнок в театрализованной игре».
Развитие правильной речи
через детское творчество и театрализованную деятельность
Роль родного языка, который помогает детям ярко и осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения и дарит огромное наслаждение тем, кто владеет его богатством в полной мере, невозможно переоценить.
В дошкольном детстве ребенок овладевает звуковой стороной речи, усваивает значительную часть словаря, учится грамматическим нормам оформления речи, развивает связную речь, основы монолога и диалога.
Но процесс развития речи предлагает не только освоение содержательной стороны языка, но и образной, эмоциональной. Психолог и философ, член -корреспондент АН СССР С.Л.Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность Рубинштейн рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Соответственно, использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного речевого, литературного и художественного развития.
Почему я взяла в помощники по развитию речи театрализованную деятельность детей? Я не могу назвать ее самой актуальной темой, но использования театрализованных игр в самых разных видах (кукольный театр, игры - драматизации, инсценирование) дает стабильно хорошие результаты.
Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи:
- один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить, играя.
Использование театрализованного творчества позволяет:
- формировать у детей нравственное поведение;
- расширять и углублять их знания об окружающем мире;
- развивать у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- активизировать и расширять словарь, совершенствовать звукопроизношение, грамматический строй, навыки связной речи, ее выразительность;
- совершенствовать детскую моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивать эмоционально - волевую сферу.
В содержание работы по развитию речевой деятельности входит ознакомление детей с произведениями художественной литературы,
народным творчеством, чтение стихов, обучение пересказу, начальным формам словесного творчества.
В силу образно - конкретного мышления детей, инсценировка помогает ярче и правильнее воспринимать произведение. Увиденное и пережитое в театре и самодеятельных представлениях вызывает потребность рассказать об этом друзьям и родителям. Это способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать впечатления в монологической форме.
Театрализованная деятельность всегда радует детей. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются и грустят вместе с любимыми героями, отождествляют себя с ними.
Театрализованные игры стоят на рубеже игры и искусства. Они названы так за близость к театральному представлению. Мы использовали в работе разнообразные игры: театр картинок, пальчиковый, куклы из варежек и перчаток, теневой с помощью образов зверей и предметов (элементами пальчиковой гимнастики: зайчик, собака, петух, дом, мост и т.д.), театр игрушек, би - ба - бо, игры - драматизации, инсценирование произведений и народного фольклора.
Воспитательные и обучающие возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с многообразием мира, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Совершенствуется словарь5>звуковая культура, улучшается диалогическая речь, ее выразительность.
Выразительность речи развивается постепенно: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой в средней группе и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Мы вырабатываем и вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Проводим заучивание стихов, текстов с опорой на символы - образы; игровые упражнения на развития мимики и на формирования высказываний; этюдный тренинг. Упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз проводим на занятии и в свободное время (с воспитателем).
Таким образом привычка к яркой, образной речи, умению выступать перед публикой воспитывается с детства, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Благодаря сказке, ребенок познает мир, не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Это позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа, преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Для работы по теме во всех возрастных группах создана предметно -пространственная среда, которая обеспечивает совместную театрализованную работу и кроме того, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка. В этой зоне находятся различные виды кукольного театра, одежда и элементы костюмов для переодевания, детские рисунки, поделки, фотографии; что обеспечивает право и свободу выбора на любимое занятие.
Мы используем:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры - драматизации; разыгрывание сказок, инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально - эмоциональному развитию детей.
- Подготовительный
- разработка пространственно-развивающей среды для игровой театрализованной деятельности,
- подборка программно-методического обеспечения,
- подготовка диагностического инструментария,
- проведение ПДС с воспитателями «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», 1-е занятие – «Актуальность и значение темы»,
- подборка видео и аудио материалов,
- консультации воспитателям: «Техника речи», «Пальчиковый театр, как средство ознакомления с окружающим миром».
- Основной этап
- разработка карт-схем обследования детей с речевыми нарушениями по:
художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
- 2-е занятие ПДС «Результаты обследования речи детей по данной теме»,
- мастер-класс «Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности»,
- консультация «элементы театрализованной деятельности в формировании мелкой моторики»,
- практическое занятие по работе с видео и аудио материалами,
- «кукольный театр, как средство развития речи» - сообщение,
- Педагогическая гостиная «этюды актерского мастерства».
- Заключительный этап
- ПДС – занятие № 3 итоговое: «Качественное изменение речи детей в результате проведенного проекта»,
- показательное занятие «Летняя фантазия»,
- доклад на педсовете.
Перспективный план работы родительского клуба МБДОУ № 43 «будем говорить красиво» на 2013-2014 учебный год
Тема | Цель | Дата | |
1 | Проблемы развития речи у дошкольников. | Ознакомление родителей с проблемами звукопроизношения и других аспектов речи в дошкольном возрасте | Сентябрь |
2 | Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. | Показать связь развития мелкой моторики и состояния речи. Ознакомить с упражнениями пальчиковой гимнастики. | Октябрь |
3 | Артикуляционная гимнастика для различных групп звуков, нормы артикуляции. | Оказание практической помощи и контроля в домашних условиях за правильным артикулированием звуков, развитие артикуляционного аппарата. | Ноябрь |
4 | Роль родителей в коррекционной работе с детьми. | Познакомить с основными правилами речи формировать ответственность родителей за состоянием поставленных логопедом звуков. | Декабрь |
5 | Роль театрализованных игр в развитии речи детей. | Дать советы родителям по организации игр с предметами, сюжеты для театрализованных игр, организации домашнего театра. | Январь |
6 | Папа, мама, я - театральная семья. | Показ семейных находок в театрализованной деятельности: сценки, этюды, кукольный театр. | Февраль |
7 | Проблемы современных родителей. Игра - арена детских успехов и достижений. | Что дает ребенку театрализованная игра: - эмоционально влиться в сложный мир взрослых; - сопереживать другим; - осознать свое реальное место среди людей; | Март |
8 | Ваш ребенок идет в школу. | Значение наличия правильной речи при поступлении в школу, предупреждение дисграфии и дислексии. | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Актуальность проблемы: анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не ...
Презентация на тему «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
презентация...
Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....
Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность
В современных условиях функционирования и развития системы образования важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является пр...
Перспективный план по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретени...
Консультация для родителей "«Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
консультация...
Доклад на педагогический совет: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Как развимть связную речь у дашкольников...