Конспект НОД по обучению грамоте Поможем Буратино
план-конспект занятия по обучению грамоте

Мадаминова Альбина Николаевна

Конспект НОД по обучению грамоте Поможем Буратино

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_pomozhem_buratino.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань «детский сад №10 «Дубравушка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте в старшей группе

 «Поможем Буратино»

Подготовила:

Воспитатель

А.Н.Мадаминова

г. Нягань, 2020

        

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте в старшей группе

 «Поможем Буратино»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.

Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.

Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.

Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять в определении количества слогов в слове.

Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Упражнять в выработке плавной воздушной струи.

Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ...

(О)

В старом дереве дупло 

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Ну совсем как буква ...

(О)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь звук ты ...

(У)

Подал Эдик Эллочке

Эскимо в тарелочке,

А Эллине с Аллочкой

Эскимо на палочках.

Это эскимо тебе

Дарит лично буква ...

(Э)

Я не знаю в чем секрет,

На эту букву слова нет.

Только буквы все важны,

Мы запомним букву ...

(Ы)

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква …

(А)

Воспитатель: Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,

Девочки – тихо;

Протяжно – отрывисто;

От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый, или ребенок показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буратино и убирает с магнитной доски все буквы.

Воспитатель: Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буратино: Что, буквы не можете найти? А это я, Буратино их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буратино и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буратино: Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,

Боялся волка и лису.

Шкурка серою была.

А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.

Что же у него растёт?

Овощи ты называй,

Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Воспитатель: К зайцу гости приходили

И игрушки подарили.

А в названьях, шла молва,

У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки.

Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Воспитатель: Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буратино, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буратино: А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Воспитатель: Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары

Стол – столы и т.д.

Буратино: Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буратино: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Воспитатель:Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буратино: Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буратино: Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Буратино: Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буратино:По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать , какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Воспитатель: Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буратино:Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Воспитатель: Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буратино: А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (нет)

Воспитатель: Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буратино не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буратино возвращает последнюю букву.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буратино какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буратино, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буратино, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буратино: Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Конспект составлен для подготовительной логопедической группы в игровой форме.Задачи образовательной деятельности направлены на создание условий для закрепления знаний по обучению грамоте, развитию на...

Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".

Итоговое  занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе тема «Поможем Буратино»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группетема «Поможем Буратино»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Поможем Буратино»

Цель занятия: закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях. Воспитывать интерес к обучению грам...

Итоговое занятие по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Буратино"...