Консультация для молодых специалистов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Данная консультации познакомит молодых специалистов ДОУ с системой работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.docx | 20.83 КБ |
gramota_nagl.model_.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых специалистов ДОУ
«Использование метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности по подготовке детей
к обучению грамоте»
(слайд 1) В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)
(слайд 2) Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализева и др.) Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (речевого).
(слайд 3) При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки (определения) модели;
- формирования навыка самостоятельного моделирования.
(слайд 4) В настоящее время, как известно, в детских садах и школах используются три цвета для обозначения звуков: красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные звуки.
Шесть гласных звуков – шесть девочек. Красный цвет платья соответствует обозначению, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции.
Для обозначения согласных звуков вместе со зрительными цветными эффективно использовать зрительные картинные символы, которые для лучшего запоминания обыгрываются пальчиковым упражнением, т. е. жестовым символом, подходящим по смыслу. Для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» - подключаются тактильные ощущения в виде деревянного (твёрдого) кубика синего цвета и поролонового (мягкого) «кубика» зелёного цвета или символа спички и ватки.
(слайд 5) Для определения позиции данного звука в слове по отношению к его началу, середине или концу широко используется игра «Домики». Эту игру я дополнила серией игр с аналогичным заданием. Это позволило разнообразить однотипное игровое задание, а, значит, и сохранить интерес к нему. Это такие игры как: «Светофоры» («В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз» и т.п.), «Гусеница» (ребёнок в игре ориентируется на голову, животик и хвост гусеницы), «Пуговица» (вначале игры дети определяют, пуговица какого цвета им нужна), (слайд 6) «Подарки Змею Горынычу» (первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова), лото «Гласные звуки», (слайд 7) игра «Синички» («носик» - начало слова, «туловище» - середина слова, «хвостик» - конец слова).
(слайд 8) Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики), «Подбери схему к слову», (слайд 9) «Картинки - в корзинки» (цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости). Аналогичная цель и у игры «Старички-звуковички».
(слайд 10) Для определения количества слогов в слове мною применяется ряд игр: «Кораблики» (дети ориентируются на количество труб каждого кораблика: сколько труб – столько и слогов), «Букет» (на вазах слоговая схема слова), «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся не только строить дом из того количества кирпичей, которое соответствует количеству слогов, но и определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка).
(слайд 11) Хочу поподробнее остановиться на моей авторской игре «За покупками». Насекомым, чтобы пойти за покупками, надо надеть сапожки. Дети определяют количество слогов в названии насекомого (например, му-ра-вей - 3 слога) и «обувают» их в соответствующее количество сапожек (т.е. в три). Насекомые покупают тот товар, в названии которого было бы столько же слогов.
(слайд 12) Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей конструировать предложения различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (например, стрелка или «ножки» вместо глагола, волнистая линия или цветной прямоугольник вместо прилагательного, «кубик» вместо предлога).
Приведу ещё примеры игр (слайд 13).
Пособие «Кто какую пользу приносит»
Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.
(слайд 14) Игра « Живые слова»
Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.
Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.
(слайд 15) Постепенно модели предложений усложняются, вводятся схематические изображения простых (В, НА, ПОД, ЗА) и сложных предлогов (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ).
На подгрупповой непосредственно образовательной деятельности применяется лото «Предлоги». Эта игра помогает запомнить схемы предлогов и упражнять в употреблении их в речи.
Для закрепления материала используются индивидуальные карточки, по которым ребёнок сначала учится моделировать словосочетание (например, «грибы под ёлкой»), а потом и разнообразные по составу предложения («Грибы растут под ёлкой. Маленькие грибы прячутся под ёлкой. Маша нашла грибы под ёлкой»).
(слайд 16) Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте как детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так и детей массовых групп дошкольных учреждений (слайд 17).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование. Модель – упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.
Дидактические задачи этапов развития навыков наглядного моделирования Знакомство с графическим способом представления информации. Формирования навыка дешифровки (определения) модели. Формирование навыка самостоятельного моделирования.
символы гласных звуков символы твёрдости и мягкости согласных звуков символы согласных звуков
«Домики», «Светофоры» «Гусеница» «Пуговица»
«Подарки Змею Горынычу» лото «Гласные звуки» «Подарки Змею Горынычу»
«Синички»
«Собери бусы» «Подбери схему к слову»
«Картинки – в корзинки» «Старички-звуковички»
« Кораблики » « Строители » « Букет »
« За покупками »
конструирование модели предложения
«Кто какую пользу приносит?»
« Живые слова »
схематические изображения предлогов лото «Предлоги» к арточки для составления словосочетаний и предложений
«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». М.Монтень, французский философ XVI века
спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"
Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.
Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...
Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по закреплению у детей умения проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР....
Тема: «Задания Матушки-Зимы» Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий
Тема: «Задания Матушки-Зимы»Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе с использованием социо-игров...