Знакомство с буквой (звуком) Х.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Чеботарева Татьяна Александровна

конспект занятия 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_zvukh.docx7.67 КБ

Предварительный просмотр:

   Знакомство с буквой (звуком) Х.

 Цель и задачи: познакомить детей с буквой Х и звуком |Х|, |Х*|, закрепить уже имеющие знания, учить детей находить звукоположения звука |Х| в слове, развивать внимание, логику, память, мышление, пополнять словарный запас, познакомить детей как мы получаем хлеб, люди каких профессий в этом участвуют.

Оборудование: аудио запись; кукла перчатка сова; билетики с буквами на каждого ребенка; игрушки: акула, осел, утка, медвежонок, слон, хомяк; карточки с буквами (А, О, У, М, С, Х); по две карточки синего и зелёного цвета на каждого ребенка + карандаш + карточку для письменного задания+ две ленты любого цвета; видео презентация «Хлеб»; кукла, замок+замок с ключами; замок + 6 ключей в виде букв ( А, О, У, С, М, Х ), карточки с картинками в словах которых есть Х и схема для звука нахождения+ маленькие карточки с буквой Х; угощение для детей (по кусочку калача).

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Я очень рада снова вас видеть, сегодня мы снова отправимся  в страну  «Грамматейку». Получите свои билетики и присаживайтесь на места (дети получают билеты с изображение уже выученной буквы (звука)). И пока наш паровозик не отправился давайте вспомним всё что мы уже знаем о стране « Грамматейке»

 Игра с мячом. (педагог задаёт вопрос и бросает мячик ребенку, ребенок получивший мяч отвечает на поставленный вопрос)

- сколько букв в русском языке ? (33)

- какие звуки бывают? (гласные и согласные)

- каким цветом мы обозначаем гласный звук? (красным)

- где «живут» буквы? ( в алфавите)

- буквы мы с вами видим и …? (пишем)

- звуки слышим и …? (говорим)

- первая буква в русском алфавите? (А)

- все гласные звуки умеют? («петь»)

- гласные звуки мы произносим с помощью чего? (голоса)

Молодцы ребята. А сейчас нам пора наш паровозик «отправляется».

Муз.упр. «Паровозик с остановками».

Вот мы и на месте, в стране «Грамматейке». Ребята, посмотрите кто нас встречает. Это же наша знакомая т. Сова. Давайте с ней поздороваемся. И она сегодня не одна, посмотрите кто с ней пришёл. На столе стоят игрушки (акула, осел, утка, медведь, слон) Ребята, наши друзья хотят поиграть с нами.

Д/и. «Подбери букву».

(Перед детьми на стульях стоят карточки с буквами (А, О, У, М, С) и на столе игрушки. Дети по одному выбирают себе игрушку, называют её и говорят звук (букву) с которого начинается название игрушки ( Осел- «О») И после этого ставят игрушку рядом с буквой на которую начинается название этой игрушки.

Отлично! Вот сколько друзей мы сегодня с вами встретили. Ребята посмотрите, а кто это спрятался? (Педагог обращает своё внимание на игрушку которая стоит на окне за цветком.)

- Кто это? (хомяк)

Давайте  вместе ещё раз произнесем название этого животного ХОМЯК (дети с педагогом произносят слово).

- Какой звук мы слышим в начале этого слова? (| х|)

Почувствуйте, когда произносим звук | Х |, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука.

- Как вы думаете, звук |Х| - гласный или согласный? Почему? (нельзя пропеть, воздух при произношении звука встречает на пути препятствие)

- В какой «домик» мы с вами поселим звук (букву) |Х| ? (синий)

 Звук |Х| мы произносим твёрдо, значит он твёрдый согласный и обозначается сим цветом.

 Но мы можем произнести этот звук по другому |Х*| он произносится мягко, значит он мягкий согласный и обозначается зелёным цветом.

Давайте посмотрим, как вы запомнили когда мы звук |Х| твердый, а когда мягкий.

Игра « Поймай  звук |Х|». (Педагог называет слова с звуком |Х | и  |Х*| , дети должны определить какой этот звук в данном слове, если мягкий- дети поднимают зелёную карточку, если твёрдый синюю.

МУХОМОР,  МУХИ, МОХ, ХОМЯК,  ХИТРЫЙ, КУХНЯ , ХИЩНИК.

Отличная работа, ребята! А вот и наша буква Х (педагог показывает карточку с буквой)

Давайте попробуем научиться написать букву Х. Для начала нарисуем букву Х в воздухе (педагог и дети рисуют в воздухе букву Х), а теперь попробуем выложить букву Х из ленточек (карандашей).

Письменная работа с карточкой. 

И наконец попробуем написать букву Х (дети берут карандаши и карточки, педагог предлагает детям сначала обвести букву Х, а затем написать самостоятельно.

Игра «Прятки с буквой». (звукоположение звука Х в слове)

Давайте поиграем в прядки с буквой Х. (Педагог вывешивает на доску карточки с картинка, а дети должны найти где «спряталась» буква Х (в начале, середин или в конце слова) Дети называют слово и говорят где спряталась буква, выставляя на схеме под словом букву.

(картинки со словами: хомяк, муха, петух, хлеб, халат, черепаха, орех, хурма.)

Молодцы! Давайте немного отдохнём и пока вы будете отдыхать, я расскажу вам одну историю.

В одном городе, где живёт много семей, жила одна семья. Мама, папа и дочка Машенька. Однажды семья села обедать, мама предложила Маше хлеб.

- Ребята, слово ХЛЕБ на какую букву начинается? (Х)

Так вот, Маша отодвинула хлеб и сказала, что хлеб бесполезен и совсем ей не нужен. Услышав это хлеб «обиделся» на Машу. И отправил её в замок, где девочка смогла бы увидеть как изготавливается хлеб, сколько труда и времени для этого нужно.

- Ребята, а вы знаете из чего делают хлеб? (из муки)

- А где берут муку? (на мельнице)

- Из чего делают муку? (из пшеницы)

- А где люди берут пшеницу? (на поле)

- Как пшеница попадает на поле? (люди сеют)

Видео презентация «Хлеб»

Все верно! С начало люди вспахивают поле, затем сеют зерно, оно всходит и зреет. Затем люди на комбайнах собирают пшеницу и отвозят зерно на мельницу, где зёрна перемалывают в муку. А потом мука поступает в пекарню или завод где пекут хлеб, булки, калачи.

Вот видите ребята сколько людей трудятся для того , чтобы получился вкусный хлеб. Маша это тоже узнала и поняла, что она была не права, что хлеб любят и дети и взрослые и птицы любят хлеб. Поняла Маша и что прежде чем хлебу попасть на наш стол, ему нужно пройти долгий и сложный путь. Большой и тяжелый труд людей.

   Только вот Маша узнав это не может выйти из замка. Дверь захлопнулась, а ключ остался лежать на полянке у замка. Давайте поможем Маше и подберём ключ к замку.

(Когда дети найдут ключ и откроют замок вместе с куклой они найдут калач, который им подарит кукла Маша за своё освобождение)

Логическая игра: «Найди ключ».

Дети ищут ключ, прикладывая его к замку. Ключ, который подойдёт «освободит» Машу.

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте с вами ещё раз вспомним

- С какой буквой (звуком) мы сегодня с вами познакомились? (Х)

- Какой это звук гласный или согласный? (согласный)

- Какие слова вы запомнили с этой буквой (звуком)? (ответ детей)

- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...