Знакомство с буквой (звуком) Х.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Знакомство с буквой (звуком) Х.
Цель и задачи: познакомить детей с буквой Х и звуком |Х|, |Х*|, закрепить уже имеющие знания, учить детей находить звукоположения звука |Х| в слове, развивать внимание, логику, память, мышление, пополнять словарный запас, познакомить детей как мы получаем хлеб, люди каких профессий в этом участвуют.
Оборудование: аудио запись; кукла перчатка сова; билетики с буквами на каждого ребенка; игрушки: акула, осел, утка, медвежонок, слон, хомяк; карточки с буквами (А, О, У, М, С, Х); по две карточки синего и зелёного цвета на каждого ребенка + карандаш + карточку для письменного задания+ две ленты любого цвета; видео презентация «Хлеб»; кукла, замок+замок с ключами; замок + 6 ключей в виде букв ( А, О, У, С, М, Х ), карточки с картинками в словах которых есть Х и схема для звука нахождения+ маленькие карточки с буквой Х; угощение для детей (по кусочку калача).
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Я очень рада снова вас видеть, сегодня мы снова отправимся в страну «Грамматейку». Получите свои билетики и присаживайтесь на места (дети получают билеты с изображение уже выученной буквы (звука)). И пока наш паровозик не отправился давайте вспомним всё что мы уже знаем о стране « Грамматейке»
Игра с мячом. (педагог задаёт вопрос и бросает мячик ребенку, ребенок получивший мяч отвечает на поставленный вопрос)
- сколько букв в русском языке ? (33)
- какие звуки бывают? (гласные и согласные)
- каким цветом мы обозначаем гласный звук? (красным)
- где «живут» буквы? ( в алфавите)
- буквы мы с вами видим и …? (пишем)
- звуки слышим и …? (говорим)
- первая буква в русском алфавите? (А)
- все гласные звуки умеют? («петь»)
- гласные звуки мы произносим с помощью чего? (голоса)
Молодцы ребята. А сейчас нам пора наш паровозик «отправляется».
Муз.упр. «Паровозик с остановками».
Вот мы и на месте, в стране «Грамматейке». Ребята, посмотрите кто нас встречает. Это же наша знакомая т. Сова. Давайте с ней поздороваемся. И она сегодня не одна, посмотрите кто с ней пришёл. На столе стоят игрушки (акула, осел, утка, медведь, слон) Ребята, наши друзья хотят поиграть с нами.
Д/и. «Подбери букву».
(Перед детьми на стульях стоят карточки с буквами (А, О, У, М, С) и на столе игрушки. Дети по одному выбирают себе игрушку, называют её и говорят звук (букву) с которого начинается название игрушки ( Осел- «О») И после этого ставят игрушку рядом с буквой на которую начинается название этой игрушки.
Отлично! Вот сколько друзей мы сегодня с вами встретили. Ребята посмотрите, а кто это спрятался? (Педагог обращает своё внимание на игрушку которая стоит на окне за цветком.)
- Кто это? (хомяк)
Давайте вместе ещё раз произнесем название этого животного ХОМЯК (дети с педагогом произносят слово).
- Какой звук мы слышим в начале этого слова? (| х|)
Почувствуйте, когда произносим звук | Х |, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука.
- Как вы думаете, звук |Х| - гласный или согласный? Почему? (нельзя пропеть, воздух при произношении звука встречает на пути препятствие)
- В какой «домик» мы с вами поселим звук (букву) |Х| ? (синий)
Звук |Х| мы произносим твёрдо, значит он твёрдый согласный и обозначается сим цветом.
Но мы можем произнести этот звук по другому |Х*| он произносится мягко, значит он мягкий согласный и обозначается зелёным цветом.
Давайте посмотрим, как вы запомнили когда мы звук |Х| твердый, а когда мягкий.
Игра « Поймай звук |Х|». (Педагог называет слова с звуком |Х | и |Х*| , дети должны определить какой этот звук в данном слове, если мягкий- дети поднимают зелёную карточку, если твёрдый синюю.
МУХОМОР, МУХИ, МОХ, ХОМЯК, ХИТРЫЙ, КУХНЯ , ХИЩНИК.
Отличная работа, ребята! А вот и наша буква Х (педагог показывает карточку с буквой)
Давайте попробуем научиться написать букву Х. Для начала нарисуем букву Х в воздухе (педагог и дети рисуют в воздухе букву Х), а теперь попробуем выложить букву Х из ленточек (карандашей).
Письменная работа с карточкой.
И наконец попробуем написать букву Х (дети берут карандаши и карточки, педагог предлагает детям сначала обвести букву Х, а затем написать самостоятельно.
Игра «Прятки с буквой». (звукоположение звука Х в слове)
Давайте поиграем в прядки с буквой Х. (Педагог вывешивает на доску карточки с картинка, а дети должны найти где «спряталась» буква Х (в начале, середин или в конце слова) Дети называют слово и говорят где спряталась буква, выставляя на схеме под словом букву.
(картинки со словами: хомяк, муха, петух, хлеб, халат, черепаха, орех, хурма.)
Молодцы! Давайте немного отдохнём и пока вы будете отдыхать, я расскажу вам одну историю.
В одном городе, где живёт много семей, жила одна семья. Мама, папа и дочка Машенька. Однажды семья села обедать, мама предложила Маше хлеб.
- Ребята, слово ХЛЕБ на какую букву начинается? (Х)
Так вот, Маша отодвинула хлеб и сказала, что хлеб бесполезен и совсем ей не нужен. Услышав это хлеб «обиделся» на Машу. И отправил её в замок, где девочка смогла бы увидеть как изготавливается хлеб, сколько труда и времени для этого нужно.
- Ребята, а вы знаете из чего делают хлеб? (из муки)
- А где берут муку? (на мельнице)
- Из чего делают муку? (из пшеницы)
- А где люди берут пшеницу? (на поле)
- Как пшеница попадает на поле? (люди сеют)
Видео презентация «Хлеб»
Все верно! С начало люди вспахивают поле, затем сеют зерно, оно всходит и зреет. Затем люди на комбайнах собирают пшеницу и отвозят зерно на мельницу, где зёрна перемалывают в муку. А потом мука поступает в пекарню или завод где пекут хлеб, булки, калачи.
Вот видите ребята сколько людей трудятся для того , чтобы получился вкусный хлеб. Маша это тоже узнала и поняла, что она была не права, что хлеб любят и дети и взрослые и птицы любят хлеб. Поняла Маша и что прежде чем хлебу попасть на наш стол, ему нужно пройти долгий и сложный путь. Большой и тяжелый труд людей.
Только вот Маша узнав это не может выйти из замка. Дверь захлопнулась, а ключ остался лежать на полянке у замка. Давайте поможем Маше и подберём ключ к замку.
(Когда дети найдут ключ и откроют замок вместе с куклой они найдут калач, который им подарит кукла Маша за своё освобождение)
Логическая игра: «Найди ключ».
Дети ищут ключ, прикладывая его к замку. Ключ, который подойдёт «освободит» Машу.
Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте с вами ещё раз вспомним
- С какой буквой (звуком) мы сегодня с вами познакомились? (Х)
- Какой это звук гласный или согласный? (согласный)
- Какие слова вы запомнили с этой буквой (звуком)? (ответ детей)
- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе 5 - 7 лет) «Знакомство с буквой (звуком) Б»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24197239","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе 5 - 7 лет) «Знакомство с буквой (звуком) Ш»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25172236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе 5 - 7 лет) «Знакомство с буквой (звуком) Я»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25237041","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе (5 - 7 лет) «Знакомство с буквой (звуком) Э»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25434674","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...