Грамота по сказке «Мороз Иванович» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Марусенко Ирина Кузьминична

Цель: закрепление знаний о букве Б,б .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00044a8c-27d1c708.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Грамота по сказке «Мороз Иванович»

(подготовительная к школе группа)

Цель: закрепление знаний о букве Б,б .

Программные задачи:  продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву.

Развивать фонематический и речевой слух, навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память.

Пополнять словарный запас, практически знакомя с антонимами.
Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа: терем, изба, нянюшка, рукоделие, перина.

Оборудование: цветные колпачки на каждого ребенка, клубок ниток, конверты с набором слов, карандаши, макеты слогов, схема алгоритм, карточки с заданиями,

Игра «Веселые резиночки»

Билингвальный компонент: кыз-зима, үй-дом.

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (клубочек).

Как вы думаете, какой он? (волшебный, загадочный, мягкий, нежный).

Воспитатель: Да, клубочек волшебный.

Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).

Вот клубок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Клубку, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми в сказку.

Беседа воспитателя с детьми о времени года.

Воспитатель:  - Какое сейчас время года? (зима)

- Зима какая? (снежная, морозная, белая, холодная, ветреная)

- Какие вы знаете сказки, события которые происходят в зимнее время? («Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Снежная королева» «12 месяцев», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «По-Щучьему веленью», «Мороз Иванович»). Послушайте, я расскажу вам одну историю.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно уронила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!» Вот такая грустная история приключилась с Рукодельницей.

Воспитатель: Скажите, вы дружные, внимательные, заботливые ребята?  а давайте поможем Рукодельнице? Но для начала, давайте её позовем.

Упражнение на развитие голоса: АОИ - сначала тихо, потом громко ОУА. А как позовём Рукодельницу? (Ау-у-у-у)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, вот и Рукодельница.

/переодетый ребенок, заходит, плачет и рассказывает, что с ней приключилось?/

Рукодельница: Пошла я с ведерком к колодцу и нечаянно его уронила, теперь, что я скажу нянюшке?!

Воспитатель: Не печалься, Рукодельница, мы с ребятами тебе поможем. Поможем ребята? (ответы детей)

Воспитатель:  А для начала, давайте  вспомним, из чего состоит наша речь? (из предложений). 

- А предложения из чего состоят? (из слов). 

- Из чего состоят слова? (из слогов). 

- А слоги из чего состоят? (из букв).

 - Буквы мы видим и пишем, а звуки? (мы слышим и произносим)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Воспитатель: Молодцы! А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнём.

Речевая гимнастика: 

Ма-ма-ма вот идет  зима.

Ме-ме-ме рады мы зиме.

Дём-дём-дём к колодцу мы идём.

Сы-сы-сы мерзнут носы.

Та-та-та кругом красота.

Ра-ра-ра начинается игра.

Са-са-са ждут в пути нас чудеса.

Воспитатель:  Ребята, чтобы быстрее попасть в царство Мороза Ивановича нужно одеть вот эти волшебные колпачки. Но прежде чем их надеть вы вспомните и назовите слова, в названиях которых есть звук  [Б, Б´]. (дети называют и одевают колпачки)

Вот мы и попали в царство Мороза Ивановича. Как вы помните, на пути встречаются печка, яблонька  и, конечно, терем Мороза Ивановича. Как мы уже сказали, что мы дружные ребята, и поэтому нам будет не трудно помочь Рукодельнице. Чтобы быстрее дело делалось и ладилось, мы с вами разделимся на 3 группы: одна группа ребят  отправится к печке, другая – к яблоне, а третья – к Морозу Ивановичу. (Дети делятся на три команды по цвету колпачка и по корригирующим дорожкам идут в центры)

1 центр книги (у печки)


Воспитатель:   А вот и первое задание. У печки волшебная лопатка, но не простая, а волшебная. Нам необходимо  назвать антонимы – слова с противоположным значением. Кто ответит правильно,  тот - молодец.

Задание №1:

Большой,  веселый, черный,   умный,  тепло,  старый, день,  мальчик, широкий,  начало,  длинный, добрый, бедный,  мягкий,  далеко,  бабушка,  дядя,  сильный,  хороший,  много.

Воспитатель: 

Задание №2: Упражнение «Найди предмет»

Попросить детей найти изображения предметов, названия которых начинаются (заканчиваются, есть в середине слова) звуками [б],  [б´].

Задание №3:  Смотрите, здесь у печки для вас еще есть картинки, здесь зашифрованы слова.

Упражнение «Ребусы»  (по первым буквам называют слова:  белка, буква)

Задание №4:  Д/игра «Составь предложение». (у каждого ребенка в конверте лежат напечатанные слова)

Можно ли так сказать:

  • Снег, белый, выпал, пушистый.
  • Холодная, зима, наступила, снежная,
  • Из, дети, горку, снега, сделали.
  • Дорожки, ребята, от, чистят, снега.
  • Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

2 центр науки (у яблоньки)

Воспитатель:  Скажите, ребята, а где живёт Мороз Иванович? (в колодце), А как называется дом, в котором он живёт? (терем)  

Как дом будет по-казахски? (уй) Давайте порадуем дедушку  и сделаем звукой анализ слова «терем»

Задание  №1: Звуковой анализ слова «терем» по алгоритму.

        ?         ?         ?   терем - ?             ´  - ?

Задание №2:

Воспитатель: Молодцы, справились хорошо. А сейчас пора снимать яблоки с дерева

Игра «Звуки потерялись». /уровень сложности 1/

Детям, передавая яблоко называют слова: бук…арь, ..арелка, ..тул, …осуда,  ..ыба, ..уртка, ..каф, ..ожка, ..илка.

Задание №3: 

Воспитатель: Ребята, посмотрите у яблоньки для вас еще есть задание: на карточках есть только слоги, необходимо дописать их и превратить в слова.

Игра «Составь слова со слогами» /уровень сложности 2/

БА, БО, БУ, БЫ, КИ, ТЫ, МАГА, ТЕ, ЗИ, ДЕ. Дети дописывают слоги, получая слова.

Задание №4: 

Воспитатель: И самое трудное задание: попробуйте превращать слова, изменив в них первую букву. Упражнение «Превращение слов» /уровень сложности 3/

В словах  БОК, БОР заменить первую букву, придумать новые слова. (КОК, РОК, СОК, ДОК, ШОК, ТОК, СОР, ВОР, МОР)

3 центр искусство (у Мороза Ивановича)

Воспитатель: Чтобы наши пальцы в тереме не замерзли, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика:

Сожмите пальцы в кулачок  (поочередно разгибать их,  начиная с большого).

Большой палец встал один.
Указательный за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все - «Ура!»
В путь нам всем уже пора.

Задание №1: 

Воспитатель: Ребята, у Мороза Ивановича в словах буквы от холода куда-то пропали, помогите ему дописать недостающие и прочитать эти слова. (Сан…и, вале...ки, шу…а, зв..здочки, снего...ик, з..ма, бара...н, …анка)

Задание №2:

Воспитатель: У Мороза Ивановича очень холодно в тереме и буквы как бы застыли, помогите им – оживите их. Дорисуйте карандашами, фломастерами им ножки, ручки, бантики, хвостики. И тогда им станет весело и они оживут. (Буквы Б, С, А, З, У)Упражнение «Оживите букву».

Задание № 3: 

Воспитатель: Любит  Мороз Иванович всю землю украшать снегом, снежинками. Давайте и мы поможем ему сделать как можно больше разных красивых снежинок.  (Детям предложить выложить из резинок разные снежинки) Упражнение «Веселые резиночки».

Задание № 4: Игра «Исправь ошибку» (исправить образ  буквы)

Воспитатель:  Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, и самое главное помогли Рукодельнице. И Мороз Иванович нас отблагодарит непременно и вернет ведерко Рукодельнице.(слышится запись голоса Мороза Ивановича, он благодарит детей и дарит ведерко и пятачки для всех ребят).

Воспитатель: Ребята, ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три, колпачки сними!

Воспитатель:  Ну, вот и закончилось наше зимнее приключение.

Вам понравилось помогать Рукодельнице?

А чем мы сегодня занимались?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Кто сегодня занимался хорошо?

А кто думает, что он сегодня очень старался?

Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ!»

Вы мне тоже сегодня очень понравились на занятии. И, посмотрите, вот эти подарки  от Мороза Ивановича вам. Принимайте. На этом наше занятие закончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

Конспект занятия по обучению грамоте «Наш гость - Инопланетянин» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по обучению грамоте«Наш гость  - Инопланетянин»в подготовительной к школе группе                         ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР подготовительной к школе группе

Подготовила: учитель-логопед О.Н. ЧерноиваненкоТема: «Звук и буква Г»Лексическая тема: «Домашние птицы»Цель: познакомить с артикуляцией и характеристикой звуков Г, ГЬ, с буквой Г; упражнять в чтении с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Космические приключения». Подготовительная к школе группа.

Данный конспект является одним из итоговых, по теме космос. Разработан и составлен на онове знаний и умений детей....

День спорта "Не страшен нам мороз!" для подготовительной к школе группы ДОУ

Флэшмоб, подвижные игры, эстафеты, хоровод. В гости к воспитанникам приходил сказочный герой Снеговик...