Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте, автоматизации звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Цель непосредственно образовательной деятельности: закрепление навыка четкого произнесения звука Р в словах, словосочетаниях, предложения на речевом материале по теме «Цирк». Занятие рекомендовано детям с нарушениями речи 5-7 лет на этапе автоматизации звука Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_tema_tsirk.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте, автоматизации звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях.
Тема: Цирк
Цель: закреплять навык четкого произнесения звука Р в словах, словосочетаниях, предложения на речевом материале по теме «Цирк»
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять знания о механизме образования звука [р];
- Уточнить акустико-артикуляционный образ, характеристику звука [р];
-Упражнять в правильном произнесении [р] в слогах, словах и предложениях, в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
-Закреплять умения определять наличие звука [р] в словах, количество слогов в слове, проводить слоговой анализ двусложных, трехсложных, четырех и пятисложных слов, образовывать существительные, обозначающие названия профессий, составлять предложения по опорным словам;
-Закреплять образ буквы, навыки чтения слогов с буквой Р;
-Обогащать и расширять знания детей о профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.
Коррекционно – развивающие задачи:
-Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, артикуляционную, мелкую моторику, подвижность органов артикуляции, дикцию, речевое дыхание, интонацию, творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, диалогическую речь;
-Формировать навык составления фразовых высказываний различной структуры;
-Развивать психологическую базу речи (внимание, память, логическое мышление).
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, желание прийти на помощь, самоконтроль за речью через оральный, тактильно - вибрационный и акустический контроль, уважение к артистам, выступающим в цирке, желание перенять лучшие качества артистов цирка.
Оборудование: шляпа фокусника, дрессировщика, парик клоуна, мягкие модули, мультимедийная презентация, музыка В.Я.Шаинского «Цирк», афиша «Цирк, цирк, цирк, схема артикуляции, характеристики звука Р, образ буквы Р, предметные картинки со звуком Р, слоговая пирамидка, картина тигра, 3 тумбы со схемами для определения места звука Р, маракасы, зеркала 6 штук
Словарная работа: дрессировщик, жонглер, конферансье, канатоходец, акробатическая пирамида, шест.
Планируемые результаты: самостоятельное решение проблемных ситуаций, применение полученных знаний в играх и повседневной жизни.
Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, поисковые, дидактические игры, сюрпризный момент, вопросы, поощрение, художественное слово.
Индивидуальная работа: активизация речевой деятельности детей, исправление ошибок в речи детей.
Предварительная работа: посещение цирка, рассматривание иллюстраций, рассказывание о цирке детей, чтение рассказов В. Драгунского «Девочка на шаре», «Денискины рассказы» беседа по содержанию сказки, просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди! » беседа по содержанию сказки, разучивание комплекса артикуляционной гимнастики, упражнений на координацию речи с движением, логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением.
Ход НОД
1.Организационный момент (1 минута)
-Ребята, улыбнемся и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям.
-Начнём наше занятие с пожелания:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим.
2. Введение в тему (1 минута)
- Ребята, у нас гость.
Входит расстроенный клоун в руках лист бумаги, на котором напечатано слово «цирк». Уточняем вместе с ребятами причину расстройства клоуна.
-Я должен, куда-то попасть, но не могу прочитать, что тут написано, помогите ребята. Дети читаю слова «цирк». Тебе нужно поторопиться в цирк.
-Буквы недописанные, каждой букве не хватает части или элемента. Нужно дополнить недостающий элемент.
3.Актуализация знаний (2 минуты)
-Как вы думаете, что такое цирк? Цирк – это и развлекательное представление, и здание в котором показывают представление.
- Кто показывает представление в цирке?
-Что такое арена?
Это большая круглая площадка, вокруг арены расположены много рядов удобных кресел для зрителей.
-Откуда люди узнают о представлении в цирке?
Афиша – объявление, плакат, сообщающий о цирковом представлении.
Цирк (от латинского слова – круг) здание для цирковых представлений.
-Ребята, вы хотите превратиться в артистов цирка и поучаствовать в цирковом представлении?
- Сегодня наше занятие будет необычное – мы увидим увлекательное цирковое представление и сами поучаствуем в нем. Но для этого надо потрудиться. Артисты в цирке много репетируют, отрабатывают движения, мимику, жесты.
4.Дыхательная гимнастика с вертушкой «Клоун» (1 минута)
- Продолжаем нашу тренировку, постарайтесь выдохнуть силой и раскрутить картинку, которая внутри вертушки.
5. Упражнение для развития речевых и мимических движений (1 минута)
Цель: развитие речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи.
Выходит клоун (плачет, смеется и опять плачет) и говорит:
Клоун: Я могу быть веселым, (изображает улыбку, дети повторяют)
Могу удивляться, (изображает удивление)
Теперь загрущу, (плачет)
И чего-то испугаюсь (изображает испуг)
И опять развеселюсь. (улыбается)
6. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (1, 5 минуты)
под музыку В.Я. Шаинского «Цирк»
- Ребята, представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.
Упражнение «Улыбка»
Вы сейчас тяните губки.
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем
И нисколько не устанем.
-А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов
Упражнение «Качели»
Я качаюсь на качелях
ввер-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
а затем спускаюсь вниз.
-Представим на цирковой арене фокусника.
Упражнение «Фокус»
С вами в цирке побываем,
За фокусами понаблюдаем,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем сами.
- Звучит барабанная дробь.
Упражнение «Барабанщик»
Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,
-А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок.
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
-Наездники погоняют своих лошадок
Упражнение «Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
-Наконец, наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.
Упражнение «Остановим лошадку».
- Вот мы и в цирке.
Проходите в зрительный зал и занимайте места согласно вашим билетам. А чтобы знать, какой сейчас будет номер программы, в цирке работает конферансье, он объявляет номера. Сегодня я – конферансье.
7. Основная часть НОД (20 минут)
-Какой звук мы часто произносили ?
-Правильно, мы возьмем с собой звук Р.
8. Уточнение правильной артикуляции звука Р:
-Давайте проверим, правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук [р].
- В каком положении губы? (В улыбке)
- Открыт или закрыт рот? (Приоткрыт)
- Где находится кончик языка? (Поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит)
- Сильная или слабая воздушная струя? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка)
-Молодцы! Вспомнили, как правильно нужно произносить звук [р]. А теперь с правильной артикуляцией произнесите его.
9. Уточнение характеристики звука Р:
- Вспомните какой звук [р]? (Согласный)
- Правильно, согласный, потому что язычок создаёт преграду воздуху.
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
-Звонкий или глухой? (Звонкий)
- Произносится голосом, «горлышко» работает. Каким символом обозначается? (Синим кружком с колокольчиком)
Звучит марш. Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр?
- Это цирковой оркестр
10. Дидактическое упражнение «Цирковой оркестр»
Цель: развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, образование слов, обозначающих профессии.
-Во время представления громко играет цирковой оркестр.
-Я буду называть музыкальные инструменты, вы внимательно слушайте, если услышите, слово со звуком Р, гремите, если нет сидите тихо: флейта, барабан, гитара, балалайка, труба, пианино, тромбон, гармошка, рояль.
-Вы правильно выбрали инструменты.
-Кто, же на них играет?
- Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик)
- На трубе? (Трубач). На гармошке? (Гармонист). На гитаре? (Гитарист)
11. Анализ графического изображения буквы Р
-Ребята, вспомним, как мы отличаем звуки от букв.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.
-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)
-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)
- Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)
-В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)
-На что похожа буква Р? (Ответы детей.)
- На что похожа буква Р ?
-Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.
-Как запомнить букву Р?
-Каждый может, например,
-Руку на бочок поставить
-И друг другу Р представить.
- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.
Индивидуальные задания на листочках с буквой Р
-Итак, я представляю первого артиста.
12. Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове»
Цель: развитие звукового анализа и синтеза.
-Ребята, скажите, кто в цирке дрессирует животных? (дрессировщик)
-Дрессировщик учить животных проделывать различные упражнения. Он работает с разными животными: и хищными и самыми простыми домашними животными. Дрессировщики не боятся войти в клетку с тиграми.
- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигр. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка.
Дрессировщик: если звук [р] в начале слова, тигр встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.
Дети по одному называют картинки (верблюд, рысь, жираф, ягуар, крокодил) определяют место звука в слове и помещает тигра на нужную тумбу.
13. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Р»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Сейчас на арену выйдет жонглер.
-Что делает жонглёр? Жонглер подбрасывает и ловит одновременно несколько одинаковых или различных предметов.
-Какие предметы используют жонглеры в своей работе?
Жонглер использует мячи, булавы, кольца.
-Мы с вами будем жонглировать словами, используя мяч.
Ребенок-жонглер: Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [р].
Слова: Мак – рак, нога - , кот - , мука - , хобот - , забота - , танец - , мычать - , поза - , Тома - , пугать -
14. Дидактическое упражнение «Слоговая пирамида»
Цель: развитие навыков слогового анализа, умение определять количество слогов в слове.
- Аты-баты – выступают акробаты…
-Что делают акробаты? Акробаты исполняют очень сложные гимнастические упражнения: прыжки, перевороты, кувырки.
Ребенок-акробат:
Мой номер называется акробатическая пирамида (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой).
-Мы с вами сейчас поможем животным (каракатице, росомахе, крокодилу, зебре, рыси) построить пирамиду, только она будет слоговая. В нижнем ряду нужно расположить животное, название которого состоит из 5х слогов (каракатица), далее животное название, которого из 4х слогов (росомаха), выше будет животное название, которого из 3 слогов (носорог), 2 (зебра), 1 (рысь).
-Уважаемая публика! Внимание! Номер под куполом цирка! Люди этой профессии самые смелые, решительные.
15. Дидактическое упражнение «Цепочка слов»
Цель: упражнять в определении первого и последнего звука в словах.
-Что делают канатоходцы? Они ходят по канату, натянутому в воздухе, над ареной цирка. В руках они держат шест, который помогает им удержать равновесие.
-Как вы думаете, почему их так называют (он ходит по канату). Это название образовано из двух слов «канат» и «ходить»
Ребенок-канатоходец:
-Ребята, будем нанизывать картинки цепочкой на канат. Наша цепочка начинается со слова пират. Следующим будет слово, которое начинается со звука, которым заканчивается слово пират. Кто из вас найдет предмет с таким названием подойдет и присоединит свою картинку.
16.Физкультминутка «Веселый цирк»
Веселый цирк у нас в гостях. | |
И клоун зрителей смешит, | |
Смешит больших и маленьких. | |
Вот на канате акробат | |
Силач старается поднять | |
Наездники на лошадях | |
17. Дидактическое упражнение «Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Представление продолжается. Фокусница на арену выходит, и разные чудеса происходят.
-Что делает фокусница? Фокусник-артист, показывающий различные превращения, появления, исчезновения, перемещения различных предметов, животных, людей. Она превратит большие предметы превратить в маленькие.
(в шляпу фокусника спрятаны картинки: острое перо-остренькое перышко, пестрая корова – пестренькая коровушка, оранжевый сарафан – оранжевенький сарафанчик, серая рубашка - серенькая рубашечка, розовый поросенок - розовенький поросеночек, разноцветный ковер - разноцветненький коврик. Фокусница называет картинки с большими предметами и прячет в шляпу, переворачивает картинки с другой стороны, где изображение маленьких предметов и достает из шляпы.
Острое перо - остренькое перышко
Пестрая корова – пестренькая коровушка
Оранжевый сарафан – оранжевенький сарафанчик
Серая рубашка - серенькая рубашечка
Розовый поросенок - розовенький поросеночек
Разноцветный ковер - разноцветненький коврик
18. Дидактическая игра «Смешилки»
Цель: развитие грамматического строя речи, навык составления фразовых высказываний деформированных предложений.
Ребенок-клоун:
-Ребята, я люблю смеяться и шутить, послушайте мои предложения.
-Скажите они правильные. Помогите мне их исправить.
(дети соотносят картинку с текстом, исправляют деформированные предложения).
– Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова.)
– Сахар грызёт Иру. (Ира грызёт сахар.)
– Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге.)
– Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник.)
– Забор красит Рому. (Рома красит забор.)
– Горшок растет в розе. (Роза растет в горшке).
19. Итог занятия (2,5 минуты)
- Подумайте, было ли вам легко выполнять задания? Сейчас я подойду к каждому из вас со звёздочками.
Кому было интересно и легко – возьмите красную звёздочку,
Кому было интересно и немного сложно – возьмите зелёную звёздочку,
Кому было сложно – возьмите синюю звёздочку.
Дети выбирают звёздочки.
А теперь прикрепите свои звёздочки на ковролин.
Итог, если все звёздочки красные:
- Посмотрите, у нас все звёздочки красные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут синие или зелёные звёздочки спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).
-А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях и предложениях».
Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со...
Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях.
Данный материал может быть использован логопедами, воспитателями, а также родителями для автоматизации звука [Р] во всех позициях. А именно: автоматизация звука [ Р ] в начале слова, в середине ...
Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях"
Занятие направлено на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях; на активизацию словаря по теме "Птицы"...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Чтобы поставленный звук вошел в речь, у детей с общим недоразвитием речи, нужно приложить немало усилий. Основная задача педагога замотивировать ребенка в произношении правильного поставленного звука....
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях".
Коснпект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях. Цель занятия: создание условий для закрепления правильного произношения звука "...