Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Коснпект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель занятия: создание условий для закрепления правильного произношения звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.
«Морское путешествие»
Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: создание условий для закрепления правильного произношения звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить изолированное произношение звука [л];
- закрепить умение правильно произносить звук [л] в слогах, словах и фразах;
- уточнить характеристику и артикуляцию звука [л];
-упражнять в выделении звука из ряда других звуков, слогов, слов;
-расширять словарный запас;
- закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме единственного и множественного числа;
- закрепить умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями;
- закреплять умение согласовывать существительные единственного и множественного числа в Р.п.;
- закрепить умение согласовывать существительные с количественными числительными.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать слуховую память, слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику;
- развивать межполушарные связи;
-развивать пространственную ориентировку;
- способствовать развитию и обогащению словаря.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать педагога, выполнять поставленные задачи;
-прививать навыки самоконтроля за речью;
-воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Оборудование: игрушки: кораблик, капитан, мышка, акула; нейропланшет, межполушарные доски, предметные картинки, картинка с изображением острова, ракушки, грамматические лупы, фишки для обозначения характеристики звука.
Ход занятия
- Организационный момент. Введение темы занятия.
Логопед организует приветствие.
- Ты любишь путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (на самолете, поезде, машине, корабле)
- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по морю, посмотри, на каком корабле мы поплывем (логопед показывает корабль).
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Сначала необходимо подкрепиться (упражнения: «месим тесто», «блинчик», «вкусное варенье»).
- Перед выходом в море проверим как мы перенесем качку (упражнения: «качели», «часики»). Качка нам не страшна.
- Посмотрим, как на нашем корабле развеваются флаги (упражнение: «почистим верхние зубки»). Покажем красивый парус (упражнение: «парус»).
- Нам необходим попутный ветер. Покажи, как будет дуть ветер и подгонять наш кораблик. (Дыхательная гимнастика: вдох носом – выдох через рот).
3. Анализ артикуляции звука [л]. Произношение изолированного звука
- Вот гудит наш корабль и приглашает подняться на палубу. Корабль гудит «л-л-л». Давай вспомним, как произносится звук [л].
Когда мы произносим звук [л] губы открыты и «не работают», зубы разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы, воздушная струя идет по бокам языка, она тёплая.
Л: Можно ли петь звук [л]?
Р: Нет.
Л: Этот звук является гласным или согласным?
Р: Звук [л] согласный.
Л: Приставь руку к горлышку и говори [л]. Дрожит горлышко?
Р: Да, горлышко дрожит.
Л: Значит, голосовые связки вибрируют, звук [л] – звонкий. Значит звук [л] согласный, твердый, звонкий.
Ребенок выкладывает фишки согласный звук, твердый, звонкий.
4. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарных связей, автоматизация звука [л] в слогах.
- Пора подниматься на кораблик по трапу. Ты знаешь, что такое трап?
- Это такая специальная лестница, по которой пассажиры поднимаются на борт корабля. Вот и наш трап (логопед выкладывает межполушарные доски в разных позициях). Шагаем по лесенке пальчиками и произносим слоги: «ла-ло-лу-лы», «ала-оло-улу-ылы».
5. Кинезиологическая зарядка «У капитана все окей».
- На корабле нас встречает капитан. Он тоже любит море, как ты. Капитан главный человек на корабле. Капитан готов к путешествию. А ты готов?
(логопед просит ребенка показать одной рукой знак «окей», а вторую руку приставить ко лбу и «посмотреть вдаль», затем руки поменять, постепенно ускоряясь).
6. Развитие фонематического восприятия, памяти
- Выходим в открытое море. Волны плещутся за бортом. Послушай как плещутся волны и повтори за мной (логопед говорит слоговые цепочки, ребенок повторяет)
ла-ла; ло-лу; ла-ла-ло; лу-лы-ла; ала-оло-улу.
7. Развитие общей моторики
- Вот мы и плывем. Выходи скорей ко мне и поиграем в игру «Кораблик»
(ребенок приглашается на ковер для подвижной игры).
Подвижная игра «Кораблик».
По морю плывет кораблик,
(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
(приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
(приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
(показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
- Ты узнал, кто же эти четыре храбрых моряка? (Мыши). На корабле всегда живут мыши и крысы, они всегда первыми покидают корабль в случае опасности. Бегут с тонущего корабля.
Логопед показывает мышку:
- Ты вспомнил эту мышку? Она помогала тебе учить звук [л]. Давай возьмем с собой мышку, раз они должны быть на корабле. Посади ее в кораблик.
8. Развитие фонематических представлений
- Садись на свое место, мы плывем дальше. Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Как много здесь ракушек (логопед кладет на стол лоток с ракушками).
- Давай их соберем. Как только услышишь звук [л] среди других звуков, в слогах и словах, бери ракушку и клади в кораблик.
(Звуки: м, л, н, в, л, а, в, л. Слоги: ва, ла, ом, ал, ул, ур, ры, лы. Слова: мак, рак, лак, рожки, ложки, ноготь, колоть, луна, волан)
Ребенок собранные ракушки складывает в кораблик.
9. Автоматизация звука [л] в словах, развитие пространственной ориентировки
- Посмотри, кто выплывает к тебе из воды? Это акула, она живет на этом острове. Ее зовут Лола. Она тебе очень рада и хочет с тобой поиграть
(логопед выкладывает нейропланшет перед ребенком)
- Капитан в море ориентируется на компас (показать ребенку), чтобы понимать куда плыть, компас показывает четыре стороны света – север, юг, запад, восток. Давай посмотрим, как ты ориентируешься. Покажи правую руку, левую руку, где вверх, где низ? (ребенок показывает)
- Слушай внимательно и открывай те окошки, которые акула Лола тебе скажет. Там спрятаны картинки, их нужно назвать и следить за звуком [л].
- Открой правое верхнее окошко, левое нижнее и т.д. (ребенок открывает окошки и называет картинки со звуком[л]) .
10. Развитие грамматических категорий, автоматизация звука [л] в словосочетаниях
- Лола очень веселая акула. Какая акула? (веселая акула). Она хочет поиграть с тобой. У нее есть веселые лупы, повтори, что есть у акулы? (веселые лупы). Акула предлагает тебе поиграть в игру «Чего нет?», «Назови ласково», «Посчитай-ка».
- Акула еще принесла для тебя картинки, назови их (ребенок называет картинки и следить в речи за звуком [л]).
- Посмотри, тебе нужно выбрать картинки, о которых можно сказать «мой», «моя», «мои», «моё» и назвать.
Проводится игра с грамматическими лупами «Мой, моя, мои»
11.Автоматизация звука [л] в предложениях
- Акула Лола проголодалась после игр, она приготовила тарелку, вилку с ножом и ждет лакомства. Чего ждет акула Лола? (Акула Лола ждет лакомства).
Выбери картинки, на которых изображены съедобные предметы и накорми акулу.
Акула Лола съела салат, желудь, голубику, колосок, колобка и т.д.
Можно усложнить: Голодная Акула Лола съела….
12. Итог занятия
- Ты молодец, накормил акулу. Пора возвращаться домой.
– какой звук мы сегодня повторяли?
- вспомни слова со звуком [л]
- что тебе больше всего понравилось?
- акула Лола сказала, что ты молодец! Что сказала акула? (ребенок отвечает полным ответом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях.
Данный материал может быть использован логопедами, воспитателями, а также родителями для автоматизации звука [Р] во всех позициях. А именно: автоматизация звука [ Р ] в начале слова, в середине ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1229759-1584901210.jpg)
Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях"
Занятие направлено на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях; на активизацию словаря по теме "Птицы"...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-945646-1609606251.jpg)
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Чтобы поставленный звук вошел в речь, у детей с общим недоразвитием речи, нужно приложить немало усилий. Основная задача педагога замотивировать ребенка в произношении правильного поставленного звука....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1394724-1647942952.jpg)
И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)
И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте, автоматизации звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель непосредственно образовательной деятельности: закрепление навыка четкого произнесения звука Р в словах, словосочетаниях, предложения на речевом материале по теме «Цирк». Занятие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/07/picture-1235987-1586242909.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....