Тема. «Звуки р и рь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк),красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.
Ход занятия
I. Организационный момент.Стихотворение «Напоминалочка»
Воспитатель:
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...
Д.: Чебурашка.
В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показать детям карту.
II. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
III. Знакомство со звуком.
В.: Все молодцы! Пора в дорогу.
В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
IV. Развитие фонематического слуха
В.: Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)
- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро–ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Дети называют слова со звуком «р».
в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
Знак «Подарок»
В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
Д.: Подарок.
В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.
Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.
Наборы картинок:
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
V. Физминутка «Бабочка».
В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
VI. Автоматизация звука Р в слогах и словах.
В.:Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).
В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.
В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!
В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.
Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».
Рыбки плавали, ныряли
В прятки весело играли.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор.
VIII. Итог занятия
- Какой звук сегодня мы закрепляли?
- С кем и чем мы встречались на пути?
- Что вам понравилось на занятии?
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/04/06/cf78cf08-bed8-4c9d-98ba-2e97a347991e.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/04/06/d4e1fcfc-9aff-4244-9dac-fba0401217c2.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-86489-1678422389.jpg)
По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».
Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-353269-1386949417.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-228066-1576527146.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-404180-1392287544.jpg)
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-266203-1372015118.jpg)
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...