Тема: Звуковая культура речи. Звук «Л», «Ль».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
Цель: Учить детей артикулировать звук; закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах; упражнять детей в определении наличия звука в слове.
Задачи:
- Дифференциация звуков «Л» и «Ль»;
- Совершенствование навыка деления слов на слоги;
- Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
- Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
- Координация речи с движением.
Материал и оборудование: иллюстрации (акула, белка, лягушка, лук, пчела дятел); звук «л», листы заданием на каждого ребенка.
Ход НОД
- Организационный момент (Приветствие)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и постарайтесь найти на них отгадки:
- Рады мы, если не мелки
Вырастут на грядке стрелки,
Но льём слёзы всё от мук,
Если мелко режем…(Лук)
- Возле речки, на болоте
Летом вы её найдете.
То не рыбка, не зверюшка –
А зеленая...(Лягушка)
- На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться,
Людям воск и мёд дала
Беспокойная...(Пчела)
- Кто на дереве торчит,
Носом в дерево стучит?
Но недаром силы тратил
Для такого стука...(Дятел)
- И красива, и пушиста,
Хвост и лапки моет чисто,
Меж деревьев словно стрелка
Пролетает смело…(Белка)
- В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся.
Не боится моторного гула,
К кораблям подплывает…(Акула)
Воспитатель: Ребята повторите все отгадки.
Дети: Акула, белка, дятел, пчела, лягушка, лук.
Воспитатель: Какой звук повторяется во всех перечисленных словах?
Дети: Звук [л]
- Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой «Л»
Знакомство с буквой Л.
- Буква «Л» обозначает два звука [л]-[л’]. Давайте вместе произнесем эти звуки (хоровые, индивидуальные).
Воспитатель: Давайте ребята дадим характеристику звуку «л», какой звук [л]?
Дети: (Согласный, твёрдый)
Воспитатель: Правильно согласный и твердый. Как нужно произнести звук, чтоб он звучал твердо? В каких словах встречается твердый звук [л].
Например: лук, акула, мыло, пчела.
Воспитатель: Молодцы! Дети, что можно сказать о звуке [л’]. Какой он? Дайте характеристику звуку.
Дети: Звук [л’] согласный, мягкий.
Воспитатель: Правильно согласный мягкий. В каких словах встречается этот звук [л’].
Например: лягушка, лист, линейка, бинокль.
Чем отличается звук от буквы?
Дети: (звуки мы слышим, а буквы мы видим)
- Задание на внимательность
Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, если вы услышали в слове звук [л’], то хлопаете в ладоши, если нет, то молчите.
Например: лампа, свечка, самосвал, лак, воск, яблоко, палка, муха, дятел, палатка, пчела, мак, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Воспитатель: Молодцы!
- чистоговорки:
Лы-лы-лы, забивали мы голы. Лу-лу-лу, возле окон на полу. Ла-ла-ла, не заметили стекла. Лу-лу-лу, мы не били по стеклу. Ла-ла-ла, только нет в окне стекла. |
Физминутка (дни недели)
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Отдохнули, а сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Добавь –«ла» в конце слова и повтори все слово целиком
Иг... - игла Кук... - кукла Мет... – метла Пи... - пила Си... - сила Ска... - скала | Шко... - школа Шпа... - шпала Смо...- смола Пче...- пчела Аку...- акула Ю…- юла |
Воспитатель: Самостоятельная работа. Назови и обведи картинку в кружок, в названия, которых начинается на букву « Л»:
- Итог:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы нового узнали?
- Понравилось ли вам занятие?
- Говорим друг другу спасибо.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»
Цель: учить детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...
Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з»
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з». Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звуков. Закрепить их произношение в слова...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"
Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...