Тема: «От слова к звуку».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
Цель: закрепление пройденного материала
Задачи:
· развивать слуховое внимание
· упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.
· закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки
· упражнять в определении первого звука в слове
· закреплять умения читать стихи выразительно, пользоваться естественными логическими паузами, передавая свое отношение к окружающему
· развивать графические навыки (штриховка шаров)
Материал: игрушка-персонаж Слыш, магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты воздушных шаров, рабочие тетради Е.В.Колесниковой «От слова к звуку» для детей 4-5 лет, иллюстрации к стихам, изображение «лестницы к вершинам знаний»
Ход НОД:
- Ребята, весь год мы вместе с Слышем узнавали, какие существуют слова, из каких звуков они состоят. И сегодня Слыш предлагает нам стать участниками викторины «От слова к звуку». Вы согласны? Слыш подготовил для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Отвечая на каждый вопрос или выполняя задание, мы с вами будем подниматься вверх по ступенькам к вершине знаний.
Есть сладкое слово – конфета, Есть слово упрямое – цель,
Есть быстрое слово ракета, Есть слово колючее – ель,
Есть кислое слово - лимон, Есть книжное слово – страница,
Есть слово с окошком – вагон, Есть слово лесное – синица,
Есть слово колючее - Ежик, Есть слово пушистое – снег,
Есть слово промокшее – дождик, Есть слово веселое – смех.
- Какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими)
1 задание: «Доскажи словечко»
- Слыш хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Подготовлен самолет,
Он отправиться в … (полет)
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его… (боюсь)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б на встречу ни проплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
Доски на гору везем,
Будем строить новый… (дом)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под… (крана)
- Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И мы с вами поднимаемся на первую ступеньку.
2 задание «Подбери похожее слово»
- Ребята, Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови похожее слово» я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.
Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне…(лягушка, подружка)
Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне.. (мышка, книжка, шишка) и т.п
- Справились и с эти заданием и поднялись на ступеньку выше.
3 задание. «Дойди до Слыша»
- Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое (можно отхлопать и сосчитать слоги)
- А Слыш сегодня вам предлагает отшагать слова. Выстраивайтесь в линию. Я буду называть вам слова, а вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)
- Тимофей, сколько ты сделал шагов на слово лис? Почему один? (В слове лис 1 слог)
- Вот мы и дошагали до 3 ступеньки
4 задание. «Раздели правильно» (работа в тетради)
- Слыш просит вас выполнить новое задание. На странице ваших тетрадей нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове
- Варя, на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому-то в слове МАШИНА три слога)
Дети выполняют задание.
- Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.
5 задание «Выдели звук»
- Слыш знает, что вы учили много стихов. Он приготовил для вас новое задание. Посмотрите на иллюстрации, вспомните и прочитайте стихотворение. Какой звук чаще встречается в стихотворении? Какой это звук? (согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)
- Вспомнили стихи, рассказали о звуке, Какие вы молодцы! Еще на одну ступеньку стали ближе к вершине знаний.
6 задание. «Разноцветные шары»
- Друзья Слыша собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Слыш просит вас помочь его друзьям. Поможем? А как? (нарисуем шары). А шары у каждого животного были определенного цвета. Определите, какой первый звук в названии каждого животного, и какие шары надо ему нарисовать. (Дети определяют первый звук, его характеристику и рисуют синие и зеленые шары)
Итог НОД
- Вот и настроение у друзей Слыша вновь стало радостным. И Слыш рад за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи…)
- Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы запустите красные шары, а если было неинтересно, скучно – то синие шарики.
Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные шары.
- Слыш еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам медальки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...
Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова
Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...
Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.
Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...
Слова- предметы, слова- действия, слова-признаки. Звук Э. БукваЭ
Рекомендации для родителей подготовительной группы для детей с ТНР....
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...
Тема. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П (П), буква П. Закрепление понятия «глухой» согласный звук.
Занятие: "Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П, буква П....