Тема: «От слова к звуку».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

 

Цель: закрепление пройденного материала 

Задачи:

· развивать слуховое внимание

· упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.

· закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки

· упражнять в определении первого звука в слове

· закреплять умения читать стихи выразительно, пользоваться естественными логическими паузами, передавая свое отношение к окружающему

· развивать графические навыки (штриховка шаров)

Материал: игрушка-персонаж Слыш, магнитные доски,  мяч,  цветные карандаши, силуэты воздушных шаров,  рабочие тетради  Е.В.Колесниковой «От слова к звуку» для детей 4-5 лет, иллюстрации к стихам, изображение «лестницы к вершинам знаний»

Ход НОД:

- Ребята, весь год мы вместе с Слышем узнавали,  какие  существуют слова, из каких звуков они состоят. И сегодня Слыш предлагает нам стать участниками викторины «От слова к звуку». Вы согласны? Слыш подготовил для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Отвечая на каждый вопрос или выполняя задание, мы с вами будем подниматься вверх по ступенькам к вершине знаний.

Есть сладкое слово – конфета,        Есть слово упрямое – цель,

Есть быстрое слово ракета,              Есть слово колючее – ель,

Есть кислое слово -  лимон,              Есть книжное слово – страница,

Есть слово с окошком – вагон,          Есть слово лесное – синица,

Есть слово колючее  - Ежик,              Есть слово пушистое – снег,

Есть слово промокшее – дождик,    Есть слово веселое – смех.

- Какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими)

1 задание: «Доскажи словечко»

- Слыш хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Подготовлен самолет,

Он отправиться в … (полет) 

 

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его… (боюсь)

 

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста)

 

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б на встречу ни проплыл,

Всех проглотит… (крокодил).

 

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)

 

Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

- Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И мы с вами поднимаемся на первую ступеньку.

2 задание «Подбери похожее слово»

- Ребята, Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови похожее слово» я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне…(лягушка, подружка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне.. (мышка, книжка, шишка) и т.п

-  Справились и с эти заданием и поднялись на ступеньку выше.

3 задание. «Дойди до Слыша»

-  Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое (можно отхлопать и сосчитать слоги)

- А Слыш сегодня вам предлагает отшагать слова.  Выстраивайтесь в линию. Я буду называть вам слова, а вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)

 - Тимофей, сколько ты сделал шагов на слово лис? Почему один? (В слове лис 1 слог)

- Вот мы и дошагали до 3 ступеньки

4 задание. «Раздели правильно» (работа в тетради)

- Слыш просит вас выполнить новое задание. На странице ваших тетрадей нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник  под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове

- Варя,  на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому-то в слове МАШИНА три слога)

Дети выполняют задание.

- Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.

5 задание «Выдели звук»

- Слыш знает, что вы учили  много стихов. Он приготовил для вас новое задание. Посмотрите на иллюстрации, вспомните и прочитайте стихотворение. Какой звук чаще встречается в стихотворении? Какой это звук? (согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)

- Вспомнили стихи, рассказали о звуке, Какие вы молодцы! Еще на одну ступеньку стали ближе  к вершине знаний.

6 задание. «Разноцветные шары»

 - Друзья Слыша собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Слыш просит вас помочь его друзьям. Поможем? А как? (нарисуем шары). А шары у каждого животного были определенного цвета.  Определите, какой первый звук в названии каждого животного, и какие шары надо ему нарисовать. (Дети определяют первый звук, его характеристику и рисуют синие и зеленые шары)

Итог НОД

 -  Вот  и настроение у друзей Слыша вновь стало радостным. И Слыш рад за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений.  А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи…) 

- Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось    участвовать в викторине, то  вы запустите красные шары, а если было неинтересно, скучно – то синие шарики. 

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные шары.

- Слыш еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам медальки

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...

Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...

Слова- предметы, слова- действия, слова-признаки. Звук Э. БукваЭ

Рекомендации для родителей подготовительной группы для детей с ТНР....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...