Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Удякова Анна Сергеевна

Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ

ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

Задачи:

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• закреплять в словаре детей названия цветов;

•  познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям;

 

• закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встре­чающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;

• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

•  упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, на­клонных и волнистых линий, штриховки.

Пособия: картинки с изображением цветов, мяч, листы бумаги (писчая), тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Посадим цветы в клумбу».

Воспитатель раздает детям картинки с изображением цветов:

Двусложные         Трехсложные                Четырехсложные

роза                       ромашка                           незабудка

пион                      лилия                                колокольчик

астра                      василек                             хризантема

тюльпан                 гвоздика

нарцисс

ирис

Перед детьми вывешивается наборное полотно с тремя по­лосками. Предлагается детям посадить цветы на клумбу: в пер­вую (верхнюю) бороздку - цветы, названия которых делятся на 2 слога, в среднюю - цветы с названиями из 3 слогов, в нижнюю - с названиями из 4 слогов.

 

2. Дидактическое упражнение «Придумай предложение».

Дано словосочетание - надо придумать с ним предложение:

а) Молодая сосна. (На опушке леса росла молодая сосна.)

б) У высокой молодой сосны. (... красивые длинные иголки.)

в) К зеленой сосне. (Ребята подошли к зеленой сосне.)

г) Зеленеющей сосной. (Они любовались зеленеющей сосной.)

д)  О сосне зеленеющей. (Воспитательница прочитала сти­хотворение о зеленеющей сосне.)

 

3. Дидактическая игра «Чье слово длиннее».

К доске вызывается двое детей. Детям задаются слова, кото­рые надо измерить руками: лев ~ львенок, кот — котенок, мать -мамочка, дитя - деточка.

Усложнение игры:  изменить слово так,  чтобы оно стало длиннее. (Рука, ручонка.)

 

Физминутка «Хомка»

 

4. Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук».

1)Чтение стихотворения.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Дети находят звук, чаще всего встречающийся в стихотворе­нии, выделяют голосом и находят место звука в словах. Воспи­татель спрашивает детей, как еще можно назвать шуршащий звук [ш] (шумящий, шипящий).

2) Игра с мячом. Дети стоят по кругу, воспитатель по­очередно бросает им мяч, называя слова. Если в слове есть звук [ш], ребенок ловит мяч, если нет, то пропускает мяч.

 

 5. Игровое упражнение «Сборка грузовика».

Заготовка геометрических фигур из бумаги методом обры­вания (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика.

 

6. Работа в тетрадях.

Рисование узоров в прямоугольниках и квадратах, состоя­щих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

 

7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_no12.docx13.6 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 12

Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ

ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

Задачи:

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• закреплять в словаре детей названия цветов;

• познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям;

• закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;

• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

• упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

Пособия: картинки с изображением цветов, мяч, листы бумаги (писчая), тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Посадим цветы в клумбу».

Воспитатель раздает детям картинки с изображением цветов:

Двусложные Трехсложные Четырехсложные

роза ромашка незабудка

пион лилия колокольчик

астра василек хризантема

тюльпан гвоздика

нарцисс

ирис

Перед детьми вывешивается наборное полотно с тремя полосками. Предлагается детям посадить цветы на клумбу: в первую (верхнюю) бороздку - цветы, названия которых делятся на 2 слога, в среднюю - цветы с названиями из 3 слогов, в нижнюю - с названиями из 4 слогов.

2. Дидактическое упражнение «Придумай предложение».

Дано словосочетание - надо придумать с ним предложение:

а) Молодая сосна. (На опушке леса росла молодая сосна.)

б) У высокой молодой сосны. (... красивые длинные иголки.)

в) К зеленой сосне. (Ребята подошли к зеленой сосне.)

г) Зеленеющей сосной. (Они любовались зеленеющей сосной.)

д) О сосне зеленеющей. (Воспитательница прочитала стихотворение о зеленеющей сосне.)

3. Дидактическая игра «Чье слово длиннее».

К доске вызывается двое детей. Детям задаются слова, которые надо измерить руками: лев ~ львенок, кот — котенок, мать -мамочка, дитя - деточка.

Усложнение игры: изменить слово так, чтобы оно стало длиннее. (Рука, ручонка.)

Физминутка «Хомка»

4. Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук».

1)Чтение стихотворения.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Дети находят звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, выделяют голосом и находят место звука в словах. Воспитатель спрашивает детей, как еще можно назвать шуршащий звук [ш] (шумящий, шипящий).

2) Игра с мячом. Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает им мяч, называя слова. Если в слове есть звук [ш], ребенок ловит мяч, если нет, то пропускает мяч.

5. Игровое упражнение «Сборка грузовика».

Заготовка геометрических фигур из бумаги методом обрывания (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика.

6. Работа в тетрадях.

Рисование узоров в прямоугольниках и квадратах, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи: Образовательные:·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.»

Данный конспект разработан для учителей-логопедов коррекционных групп для детей старшего дошкольного возраста, целью , которого является автоматизация звука  {ш} в слогах, словах и предложениях в...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".

Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада. Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».

На занятии дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков; способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Вычленение в слове ударного слога»

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Вычленение в слове ударного слога»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательн...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группеТема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание:1) закреплять умение детей дели...