Дополнительное образование "Волшебная клеточка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников
Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме. Общее количество занятий в год - 33.
Цель:
Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Задачи:
Обучающие:
o Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
o Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения
o Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навык.
Развивающие:
o Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации;
o Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции.
o Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Воспитательные:
o Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости;
o Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш).
Структура занятий :
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на плоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Перспективное планирование на 2021 – 2022 уч. год.
Октябрь |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой. | 1 | Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям. | |
2 | точка | 1 | Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.), учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое. | |
3 | Горизонтальные линии через клетку | 1 | Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. | |
4 |
Вертикальные линии через клетку | 1 | Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. | |
5 | Первые узоры | 1 | Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать. | |
Ноябрь |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Волны | 1 | Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. | |
2 | Предметы | 1 | Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое. | |
3 | Кирпичи | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести (прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие. | |
4 | Елочка | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. | |
Декабрь |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Штриховка горизонтальными линиями | 1
| Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий. | |
2 | Штриховка вертикальными линиями | 1 | Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. | |
3 | Квадрат | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз. | |
4 | Геометрические узоры | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. | |
Январь |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Змейка | 1 | Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах. | |
2 | Учимся писать цифры 1.2.3. | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
3 | Уголок | 1 | Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение. | |
4 | Рыбки | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. | |
Февраль |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Учимся писать цифры 4 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры. | |
2 | Учимся писать графический диктант. | 1 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | |
3 | Учимся писать цифры 5 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
Март |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Лабиринт | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. | |
2 | Учимся писать цифры 6 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
3 | Учимся писать цифры 7 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
4 |
Геометрические узоры | 1 | Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. | |
Апрель |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Учимся писать цифры 8 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
2 | Учимся писать цифры 9 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
3 | Колечки | 1 | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность. | |
4 | Учимся писать цифры 10 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
5 | Цифры (задание на повторение) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры. | |
Май |
| |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Учимся делить клетку пополам | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам. | |
2 | Закрепление пройденного материала | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. | |
3 | Графические диктанты | 2 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kletochka.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебная клеточка»
Воспитатель: Шашина О.В.
"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев."
В.А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников
Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме. Общее количество занятий в год - 33.
Цель:
Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Задачи:
Обучающие:
o Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
o Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения
o Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навык.
Развивающие:
o Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации;
o Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции.
o Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Воспитательные:
o Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости;
o Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш).
Структура занятий :
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на плоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Перспективное планирование на 2021 – 2022 уч. год.
Октябрь | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой. | 1 | Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям. | |
2 | точка | 1 | Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.), учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое. | |
3 | Горизонтальные линии через клетку | 1 | Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. | |
4 |
Вертикальные линии через клетку | 1 | Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. | |
5 | Первые узоры | 1 | Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать. | |
Ноябрь | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Волны | 1 | Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. | |
2 | Предметы | 1 | Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое. | |
3 | Кирпичи | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести (прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие. | |
4 | Елочка | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. | |
Декабрь | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Штриховка горизонтальными линиями | 1
| Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий. | |
2 | Штриховка вертикальными линиями | 1 | Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. | |
3 | Квадрат | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз. | |
4 | Геометрические узоры | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. | |
Январь | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Змейка | 1 | Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах. | |
2 | Учимся писать цифры 1.2.3. | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
3 | Уголок | 1 | Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение. | |
4 | Рыбки | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. | |
Февраль | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Учимся писать цифры 4 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры. | |
2 | Учимся писать графический диктант. | 1 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | |
3 | Учимся писать цифры 5 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
Март | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Лабиринт | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. | |
2 | Учимся писать цифры 6 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
3 | Учимся писать цифры 7 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
4 |
Геометрические узоры | 1 | Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. | |
Апрель | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Учимся писать цифры 8 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
2 | Учимся писать цифры 9 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
3 | Колечки | 1 | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность. | |
4 | Учимся писать цифры 10 | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. | |
5 | Цифры (задание на повторение) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры. | |
Май | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи | |
1 | Учимся делить клетку пополам | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам. | |
2 | Закрепление пройденного материала | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. | |
3 | Графические диктанты | 2 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, раз...
дополнительная общеобразовательная программа "Веселые клеточки"
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, ее цель- развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовки детей к письмуhttps://cloud.mail.ru/public/wch4/J9oYMq6p7...
Программа дополнительного образования графический диктант "Клеточка за клеточкой" для детей 6-7 лет.
Программа дополнительного образования графический диктант"Клеточка за клеточкой"для детей 6-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Волшебная клеточка"
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Волшебная клеточка» с детьми старшего дошкольного возраста (5- 7лет) группы компенсирующей направленности Программа содержит следующие разд...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Рисуем по клеточкам"
Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего и...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...
Дополнительная программа "Волшебная клеточка"
Дополнительная программа "Волшебная клеточка"...