Дополнительное образование "Волшебная клеточка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Шашина Ольга Владимировна

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему.

 Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика,  работа в прописях  для дошкольников

Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

 

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме. Общее количество занятий в год - 33.
 

 

 

Цель:

Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

 

Задачи:
Обучающие:

o Научить детей ориентироваться в тетради в клетку  и на листе бумаги

o Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения

o    Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навык.

 

Развивающие:

o Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации;

o Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции.

o   Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

 

Воспитательные:

o Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости;

o Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно  держать шариковую ручку (карандаш).

 

Структура занятий :

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  2. Ориентируется в пространстве и на плоскости.
  3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  5. Сформированы графические навыки.
  6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

           Перспективное планирование на 2021 – 2022 уч. год.

 

Октябрь

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Знакомство с тетрадкой в клетку,

рабочей строкой.

1

Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

точка

1

Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.), учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое.

3

Горизонтальные линии

через клетку

1

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги.

4

                   

         Вертикальные линии

через клетку

1

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

5

 Первые узоры

1

Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

Ноябрь

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Волны

1

Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

Предметы

1

Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое.

3

Кирпичи

1

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести

(прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие.

4

Елочка

1

Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

Декабрь

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Штриховка горизонтальными линиями

1

 

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий.

2

Штриховка вертикальными линиями

1

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг.  Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

3

Квадрат

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз.

4

Геометрические узоры

1

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

Январь

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Змейка

1

Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах.

2

Учимся писать цифры

 1.2.3.

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Уголок

1

Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение.

4

Рыбки

1

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

Февраль

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся писать цифры

 4

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры.

2

Учимся писать графический диктант.

1

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3

Учимся писать цифры

5

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

Март

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Лабиринт

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

2

Учимся писать цифры

 6

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Учимся писать цифры

7

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

4

 

Геометрические узоры

1

Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

Апрель

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся писать цифры

8

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

2

Учимся писать цифры

9

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Колечки

1

Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность.

4

Учимся писать цифры

10

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

5

Цифры

(задание на повторение)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры.

Май

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся делить клетку пополам

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам.

2

Закрепление пройденного материала

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

3

Графические диктанты

2

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

     

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kletochka.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Волшебная клеточка»

                                                               Воспитатель: Шашина О.В.

                                                          "Истоки способностей и дарований детей –
                                                    на кончиках их пальцев."
                                                                                         В.А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему.

 Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика,  работа в прописях  для дошкольников

Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет). 

предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме. Общее количество занятий в год - 33.

Цель:

Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Задачи:
Обучающие:

Научить детей ориентироваться в тетради в клетку  и на листе бумаги

Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения

o    Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навык.

Развивающие:

Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации;

Развитие внимания к речи воспитателяумения выполнять задания по словесной инструкции.

o   Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

Воспитательные:

Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости;

Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно  держать шариковую ручку (карандаш).

Структура занятий :

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  2. Ориентируется в пространстве и на плоскости.
  3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  5. Сформированы графические навыки.
  6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

           Перспективное планирование на 2021 – 2022 уч. год.

Октябрь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Знакомство с тетрадкой в клетку,

рабочей строкой.

1

Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

точка

1

Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.), учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое.

3

Горизонтальные линии

через клетку

1

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги.

4

                   

         Вертикальные линии

через клетку

1

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

5

 Первые узоры

1

Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

Ноябрь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Волны

1

Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

Предметы

1

Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое.

3

Кирпичи

1

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести

(прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие.

4

Елочка

1

Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

Декабрь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Штриховка горизонтальными линиями

1

 

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий.

2

Штриховка вертикальными линиями

1

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг.  Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

3

Квадрат

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз.

4

Геометрические узоры

1

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

Январь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Змейка

1

Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах.

2

Учимся писать цифры

 1.2.3.

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Уголок

1

Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение.

4

Рыбки

1

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

Февраль

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся писать цифры

 4

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры.

2

Учимся писать графический диктант.

1

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3

Учимся писать цифры

5

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

Март

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Лабиринт

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

2

Учимся писать цифры

 6

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Учимся писать цифры

7

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

4

 

Геометрические узоры

1

Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

Апрель

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся писать цифры

8

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

2

Учимся писать цифры

9

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Колечки

1

Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность.

4

Учимся писать цифры

10

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

5

Цифры

(задание на повторение)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры.

Май

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся делить клетку пополам

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам.

2

Закрепление пройденного материала

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

3

Графические диктанты

2

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, раз...

дополнительная общеобразовательная программа "Веселые клеточки"

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, ее цель- развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовки детей к письмуhttps://cloud.mail.ru/public/wch4/J9oYMq6p7...

Программа дополнительного образования графический диктант "Клеточка за клеточкой" для детей 6-7 лет.

Программа дополнительного образования графический диктант"Клеточка за клеточкой"для детей 6-7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Волшебная клеточка"

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Волшебная клеточка» с детьми старшего дошкольного возраста  (5- 7лет) группы компенсирующей направленности Программа содержит следующие разд...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Рисуем по клеточкам"

Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...

Дополнительная программа "Волшебная клеточка"

Дополнительная программа  "Волшебная клеточка"...