Дополнительная компилятивная образовательная программа социально-педагогической направленности по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с использованием возможностей "Детской типографии"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Материал представляет собой методическую разработку, составленную в соответствии с основными требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._tipografiya.docx | 79.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка» г. Белоярский» (МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский») |
ПРИНЯТА Педагогическим советом № 2 от 26 января 2022г. | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский» 2 февраля 2022 г. № 63 |
Дополнительная компилятивная образовательная программа
социально-педагогической направленности по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
с использованием возможностей «Детской типографии»
Составитель:
Ардынцова Ю.В.
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Сказка» г. Белоярский»
г. Белоярский
2022 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная компилятивная образовательная программа социально-педагогической направленности по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с использованием возможностей «Детской типографии» |
Руководитель программы | Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский» Ардынцова Юлия Владимировна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский» |
Цель программы | Раннее обучение чтению как эффективная форма работы по поддержке и развитию способностей и талантов одаренных детей старшего дошкольного возраста |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | Дополнительная компилятивная Дошкольное образование |
Ожидаемые конечные результаты программы | Знать:
Уметь:
Развивать:
|
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………….………….4
- Учебно-тематический план……………………………………………..……………10
- Содержание изучаемого курса……………………………………...………………..24
- Список литературы………………………………………………………................... 25
Приложение……………………………………………………………………………26
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
- Пояснительная записка.
Дополнительная компилятивная образовательная программа по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста с использованием возможностей «Детской типографии» является программой социально-педагогической направленности направленности:
по функциональному предназначению — специализированной;
по форме организации — подгрупповой;
по времени реализации — длительной подготовки.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
* Конвенция о правах ребенка.
* Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года (ст.77).
* Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ.
* Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 18 июля 2011 г.).
* Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июня 1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания».
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
* Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
* Постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 27.05.2020 года.
* Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Новизна Программы заключается в целенаправленном процессе воспитания и обучения одаренных детей, полноценного развития и совершенствования их одаренности, посредством реализации компилятивной образовательной программы, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы. Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Такие документы, как Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» (утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2010 г. № 271), Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Министерством образования и науки РФ от 14.12.2017), указывают на необходимость развития механизмов выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Актуальность работы с одаренными детьми безусловна: это и высокая динамика жизни, увеличение информационных и эмоциональных нагрузок на человека; огромное количество проблем в науке, экономике, технике, решение которых требует значительных интеллектуальных усилий; требования общества к профессионализму личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной.
Согласно статьи Фельдштейна Д.И. «Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире» (журнал «Национальный психологический журнал», 2010 год) современные исследователи отмечают увеличение категории одаренных детей, «среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, – лидеры, и дети – «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом. Особое место в формировании и развитии такой личности занимает целенаправленная работа с одаренными детьми, обеспечение системы поддержки для реализации потенциала одаренных детей.
Дополнительная компилятивная образовательная программа по раннему обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с использованием возможностей «Детской типографии» позволяет смоделировать систему работы ДОУ обеспечивающую эффективную деятельность образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся в формировании предпосылок грамотности.
Педагогическая целесообразность. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда образовательная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (2016г.) констатируется: «В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета».
Развитие речи в дошкольном возрасте, знакомство с принципами чтения и письма относятся к важнейшим факторам успешности дальнейшего школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачи: «развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и предупреждения нарушений чтения и письма у детей, в том числе с ОВЗ.
Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
«Детскую типографию» можно рассматривать как уникальный способ использования в совершенствовании предпосылок грамотности у одаренных детей дошкольного возраста, формировании правильной речи, так как она несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функцию. Определяя достижения ребёнка, его коммуникативные способности, типографию можно использовать как в повседневной жизни в детском саду и дома, так и в непрерывно–образовательной деятельности. Задача программы – не просто научить ребенка печатать и читать, работа с «Детской типографией» даст ему возможность ощутить количество букв в слове, их порядок и последовательность, разовьет навык составления слов из букв, будет способствовать формированию фонематических представлений, познавательных процессов, мыслительных операций. Но главная задача программы – заронить в ребенке чувство, что русский язык – это так интересно!
Программа разработана с учетом разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- Принципах обучения:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи);
- сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.
- Формах и методах обучения:
- дифференцированное обучение: активные методы дистанционного и очного обучения.
3. Методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ результатов диагностики.
4. Средствах обучения:
* детская типография;
* карточки с заданиями;
* карточки с практическими заданиями;
* демонстрационный материал.
Цель программы: раннее обучение чтению как эффективная форма работы по поддержке и развитию способностей и талантов одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
Формирование и развитие фонематических представлений.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие познавательных процессов.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание сотрудничества, взаимопомощи, коллективной ответственности, терпения.
Данная программа предназначена для детей 5-7 летнего возраста.
Срок реализации программы 2 года.
Форма детского образовательного объединения: кружок (10-12 детей).
Режим организации занятий:
№ п/п | Срок реализации | Группа | Возраст | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятия | |
1 | 1 год (октябрь – июнь) | Старшая | 5-6 лет | 1 занятие | 25 минут | |
2 | 1 год (октябрь – июнь) | Подготовительная | 6-7 лет | 1 занятие | З0 минут |
Дополнительная компилятивная образовательная программа социально-педагогической направленности по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с использованием возможностей «Детской типографии» использует игровую форму занятий, так как основным видов деятельности дошкольников является игровая, с помощью которой можно легко привлечь и заинтересовать процессом.
Приемы, применяемые при реализации программы:
- Словесные методы: объяснение, указания, пояснения, подача команд, сигналы, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.
- Наглядные методы: показ педагога, использование наглядных пособий.
- Практические методы: к практическим методам относят повторение заданий без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой форме.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- в слове один слог – ударный;
- классификацию звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
уметь:
- выделять слова в предложении, определять их место;
- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
- выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- определять последовательность звуков и букв в слове;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- читать простые слова и предложения;
- правильно пользоваться штампом;
владеть:
- понятиями: звук, буква, слог, слово;
- терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Отличительные особенности программы. В процессе осуществления воспитательно-образовательной работы по предложенной программе происходит становление таких личных качеств, как: общительность, вежливость, сотрудничество, взаимопомощь, коллективная ответственность.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы со штампами, ручкой, магнитной азбукой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок. Содержание программы способствует практической подготовке детей к обучению чтению, письму, развитию фонематических, оптико-пространственных представлений, мелкой моторики, развитию языкового чутья.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У ребенка формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь. Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог, также развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное знакомство ребенка со словом, его смысловой и фонетической стороной. Этой способностью мозга ребенка – дошкольника необходимо обязательно воспользоваться и «погрузить» его в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность языка для формирования у него звуко-слогового анализа и синтеза.
Взрослый (воспитатель, педагог, родитель) должен своевременно помогать ребенку и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Научившись слышать в слове отдельные звуки, дети легче осваивают правильное звукопроизношение, произвольно управляют артикуляционным аппаратом и своей речью. Верно сказал Л. Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи.
Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.
К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых ребенком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличению лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Методика проведения диагностики. Обследование детей (начальная, промежуточная и итоговая диагностика) проводится с целью сбора информации об успешности обучению чтению индивидуально каждого ребенка в группе. Начальная диагностика проводиться в 1-2 неделя сентября, промежуточная - конец декабря, итоговая - 2-3 неделя мая. Диагностирование детей проводится при помощи наглядных пособий, материалов Н.С. Жуковой, исходя из систематических наблюдений, индивидуальных бесед и игр с детьми. В начале года проводиться входящая диагностика (без бальной оценки). Результативность занятий оценивается по бальной системе в середине года и по окончании учебного года (Приложение 1).
- Учебно-тематический план
Уровень сложности заданий, продолжительность зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.
Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером.
1 год обучения (5-6 лет)
2 год обучения (6-7 лет)
Месяц | Занятие | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1 - 2 | Понятия «звук» и «буква». | Совершенствование фонематических представлений, умения различать на слух и в произношении звуки; формирование социально-коммуникативных навыков; развитие речевого слуха: различение на слух длинных и коротких слов, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие связной речи; совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие общей и мелкой моторики; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
3 - 4 | Предложение | Совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; закрепление умения определять последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово, символами составлять схему предложения; закрепление умения задавать вопросы восполняющего типа к объектам, выделять основные его признаки; развитие мышления, чувства рифмы, памяти, зрительного внимания и восприятия; развитие общей моторики, мимической мускулатуры; формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. | |
Октябрь | 5 | Путешествие по звуковым замкам. | Совершенствование грамматического строя речи; активизация знаний о звуках и буквах родного языка; развитие фонематических представлений; совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие общих речевых навыков; развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, силы голоса; формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласовано. |
6 | Звук [ж], буква Жж. Упражнение «Игры с буквами» | Знакомство с буквой Жж и звуком [ж]; совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование умения определять место звука в слове, печатать и читать слова; развитие речи, мышления, словарного запаса; развитие мелкой моторики; формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. | |
7 | Звуки [ш], [ж]. Буквы Жж и Шш. Упражнение «Игры с буквами» | Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж]); совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа, чтения и печатания слов; профилактика нарушений письменной речи; развитие коммуникативных навыков, фонематического восприятия; развитие навыков социального поведения; развитие координации речи с движением, общей моторики; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности. | |
8 | Звуки [з], [ж]. Упражнение «Превращения слов» | Совершенствование грамматического строя речи, умения образовывать сложные слова, определять место звука в слове, составлять слова из последовательно данных звуков, читать и печатать; формирование опыта сознательного анализа языкового материала; развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления; развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [з]-—[ж]); формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе. | |
Ноябрь | 9 | Звук [щ], буква Щщ. Упражнение «Волшебные превращения» | Знакомство со звуком [щ] и буквами Щщ; совершенствование навыка звукобуквенного анализа; формирование умения различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развитие навыка чтения слогов и слов; пополнение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; развитие речевого слуха, внимания, сообразительности; развитие тонкой моторики, координации речи с движением; воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
10 | Звук [ч] и буквы Чч. Упражнение «Рифмочки-нерифмушки» | Развитие умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать учить слитному чтению, делить слова на слоги, определять ударный слог; развитие зрительно-моторную координации, мыслительных операций анализа и синтеза; знакомство со звуком [ч] и буквами Чч; совершенствование навыка чтения и печатания слов; совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ч]— [ц] в слогах и словах); развитие фонематического восприятия, внимания; развитие мелкой и общей моторики; воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. | |
11 | Звуки [ч], [щ]. Буквы Чч, Щщ. Упражнение «Сложные слова» | Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе; совершенствование фонематического восприятия (дифференциация звуков [ч] – [щ]); навыков звукового анализа, чтения и печатания; развитие двигательной активности, коммуникативных навыков; развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти; совершенствование умения образовывать относительные прилагательные от существительных; развитие общей и мелкой моторики; воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. | |
12 | Звук [j], буква Йй. Упражнение «Рифмочки-нерифмушки» | Знакомство с звуков [j] и буквами Йй, совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, чтения и печатания; закрепление умения подбирать рифму к заданному слову; развитие связной речи (согласование притяжательных местоимений с существительными); закрепление навыка слогового анализа слов; совершенствование фонематических представлений; развитие самосознания, сообразительности, внимания, общей моторики; воспитание чувства сотрудничества и товарищества. | |
Декабрь | 13 | Буква Ее. Звуки [j], [э]. Упражнение «Подбери рифму» | Знакомство с буквами Ее; закрепление знаний о звуках [j], [э]; уточнение представлений детей о возрасте человека и его социальном положении; совершенствование умения подбирать рифмы к заданным словам, навыков звукобуквенного анализа слов; совершенствование умения образовывать однокоренные (родственные) слова, способствовать уточнению значения слов; развитие речевого слуха, речевого и физиологического дыхания, развитие общей моторики; воспитание дружеских взаимоотношений в игре. |
14 | Буква Ёё. Звуки [j], [о]. Упражнение «Сложные слова» | Знакомство с буквами Ёё, звуками [jо]; совершенствование грамматического строя речи; развитие навыков звукобуквенного анализа, печатания и чтения слов; закрепление умения давать характеристику звукам; совершенствование умения образовывать относительные прилагательные от существительных; развитие фонематического восприятия; развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением; развитие чувства ритма; воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам. | |
15 | Звуки [j] и [у]. Буква Юю. Упражнение «Слова длинные и короткие» | Знакомство с буквами Юю и звуками [j] и [у]; обогащение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования, умения подбирать родственные слова; совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слитного послогового чтения, печатания слов; продолжать учить детей определять количество слогов в слове, подбирать слова с разной слоговой наполняемостью; развитие фонематических процессов, слухового внимания, мышления; развитие мелкой моторики; воспитание навыков сотрудничества и чуткого отношения к объектам живой природы. | |
16 | Буква Яя. Звуки [j] и [а]. Упражнение «»Учимся читать предложения» | Знакомство с буквой Яя и звуками [j] и [а]; совершенствование навыка звукобуквенного анализа, чтения и печатания слов, формирование умения читать предложения из двух слов; закрепление графического изображения буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой и общей моторики; развитие фонематического восприятия; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности. | |
Январь | 17 | Буквы Е, Ё, Ю, Я. Упражнение «»Учимся читать предложения» | Закрепление знаний о буквах Е, Ё, Ю, Я и звуках [jэ], [jо],[jу], [jа]; совершенствование навыков слогового анализа и чтения слов, грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных); активизация творческого мышления и речевой активности, умения сравнивать и анализировать; закрепление умения дифференцировать звонкие и глухие согласные; совершенствование фонематических представлений, умения подбирать слова-антонимы; развитие лексико-грамматических средств языка; формирование умения читать предложения из трех слов; развитие мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. |
18 | Буквы Лл. Звуки [л], [л‘]. Упражнение «Учимся читать предложения» | Знакомство с буквой Лл, звуками [л] и [л‘]; совершенствование у детей пространственного представления, навыков словообразования, навыка звукового анализа, чтения и печатания слов, чтения и печатания предложения из четырех слов; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, связной речи, фонематических представлений; развитие общей и мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. | |
19 | Буквы Рр. Звуки [р], [р‘]. Упражнение «Учимся читать предложения» | Знакомство с буквой Рр, звуками [р] и [р‘]; совершенствование навыков слогового анализа и чтения слов, грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных); активизация творческого мышления и речевой активности, умения сравнивать и анализировать; закрепление умения дифференцировать звонкие и глухие согласные; совершенствование фонематических представлений, умения подбирать слова-антонимы; развитие лексико-грамматических средств языка; формирование умения читать и печатать предложения из нескольких слов; развитие мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. | |
20 | Буквы Лл и Рр. Упражнение «»Учимся читать предложения» | Закрепление знаний о буквах Лл и Рр; совершенствование у детей пространственного представления, навыков словообразования, навыка звукового анализа, чтения и печатания слов, чтения и печатания предложения из четырех слов; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, связной речи, фонематических представлений; развитие общей и мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. | |
Февраль | 21 | Ъ – твердость согласных. | Формирование умения распознавать графическое изображение буквы Ъ; развитие внимательности, умения читать слоги слитно, не разрывая дорожки; развитие мелкой моторики пальчиков; развитие умения читать короткие предложения из 5-6 слов, умения отвечать на вопросы, воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. |
22 | Ь – мягкость согласных. | Формирование умения распознавать графическое изображение буквы Ь; развитие внимательности, умения читать слоги слитно, не разрывая дорожки; развитие мелкой моторики пальчиков; развитие умения читать короткие предложения из 5-6 слов, умения отвечать на вопросы, воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. | |
23 | Ъ и Ь знаки. | Совершенствование умения распознавать графическое изображение букв Ь и Ъ; развитие внимательности, умения читать слоги слитно, не разрывая дорожки; развитие мелкой моторики пальчиков; развитие умения читать короткие предложения из 5-6 слов, умения отвечать на вопросы, воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. | |
24 | Упражнение «Знаки препинания и интонация» | Формировать умение узнавать и называть знаки препинания по интонации, печатать их; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, связной речи, фонематических представлений; развитие общей и мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. | |
Март | 25 | Упражнение «Знаки препинания и интонация» | Совершенствовать умение узнавать и называть знаки препинания по интонации, печатать их; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, связной речи, фонематических представлений; развитие общей и мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. |
26 | Упражнение «Знаки препинания и интонация» | Закреплять умение узнавать и называть знаки препинания по интонации, печатать их; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, связной речи, фонематических представлений; развитие общей и мелкой моторики; воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. | |
27 | Работа с бланками | Совершенствовать умения воспроизведения письменной речи; развитие речевого слуха, восприятия; развитие словарного запаса; развитие тонкой моторики, координации речи с движением; воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. | |
28 | Работа с бланками (усложнение) | Совершенствовать умения воспроизведения письменной речи; развитие речевого слуха, восприятия; развитие словарного запаса; развитие тонкой моторики, координации речи с движением; воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. | |
Апрель | 29 | Упражнение «Звукотренировка» (карточки 1, 2) | Совершенствование навыка звукобуквенного анализа; умения различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развитие навыка чтения слогов и слов; пополнение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; развитие речевого слуха, внимания, сообразительности; развитие тонкой моторики, координации речи с движением; воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
30 | Упражнение «Звукотренировка» (карточки 3, 4) | Совершенствование навыка звукобуквенного анализа; умения различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развитие навыка чтения слогов и слов; пополнение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; развитие речевого слуха, внимания, сообразительности; развитие тонкой моторики, координации речи с движением; воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. | |
31 | Дидактическая игра «Коробочка со словами» | Развитие внимательности, умения читать слоги слитно, не разрывая дорожки; развитие мелкой моторики пальчиков; развитие умения читать короткие предложения из 5-6 слов, умения отвечать на вопросы, воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. | |
32 | Дидактическая игра «Коробочка со словами» | Развитие внимательности, умения читать слоги слитно, не разрывая дорожки; развитие мелкой моторики пальчиков; развитие умения читать короткие предложения из 5-6 слов, умения отвечать на вопросы, воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. | |
Май | 33 | Упражнение «Разгадай кроссворд» | Знакомство с математической игрой – кроссвордом; расширение кругозора и пополнение словарного запаса; совершенствование умения во слуху воспроизводить слова с помощью печатания; умения отвечать на вопросы; воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. |
34 | Упражнение «Разгадай кроссворд» | Продолжение работы с математической игрой – кроссвордом; расширение кругозора и пополнение словарного запаса; совершенствование умения во слуху воспроизводить слова с помощью печатания; умения отвечать на вопросы; воспитание навыка взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. | |
35 | Упражнение «Составь кроссворд» | Развитие наглядно-образного мышления и творческих способностей; формирование умения формулировать и оформлять записи с помощью печатания; закреплять знания о соответствии звука и буквы; развитие речи, обогащение словарного запаса; воспитание познавательного интереса к окружающему миру. | |
36 | Открытое мероприятие «Разгадай мой кроссворд» | Развитие наглядно-образного мышления и творческих способностей; развитие умения формулировать и оформлять записи с помощью печатания; закреплять знания о соответствии звука и буквы; развитие речи, обогащение словарного запаса; привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком; воспитание познавательного интереса к окружающему миру. |
- Содержание изучаемого курса
Режим занятий: занятия в количестве 36 в учебном году проводятся 1 раз в неделю с октября по май, длительностью 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная к школе группа, включая в себя игровые, занимательные упражнения, сопровождаемые иллюстрированным материалом, упражнения для развития мелкой и общей моторики.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
- проверочные занятия (в конце полугодия);
- комплексные.
Структура занятия:
- организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
- постановка цели занятия;
- организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
- анализ деятельности детей;
- подведение итогов занятия.
Приемы и методы организации. В процессе обучения дошкольников используются методы:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
- наглядный (демонстрация, КТ);
- практический (игра, упражнения).
Дидактический материал, используемый на занятиях:
- наборы штампов «Детская типография»;
- штемпельные подушечки;
- влажные подушечки;
- магнитная азбука (демонстрационная);
- касса букв и слогов (раздаточный материал);
- рабочие тетради «Детская типография»;
- карточки для совершенствования техники чтения с рисунком и названием этого предмета; со словами; предложениями; текстом;
- плакаты «Алфавит».
Учебно – методический комплекс: набор штампов «Детская типография»
В программе представлены также занятия, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – обучающемуся, с целью развития самостоятельности и инициативности. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы, методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения педагога и обучающегося, сформировать новые пути взаимодействия.
Список литературы:
1. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2016.
2. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду/Л. Е. Журова. – М.: Академия, 2015.
3. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет, Журова Л.Е. – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Программа «Одаренный ребенок»: основные положения/авт.: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. – М.: Новая школа, 1995.
5. РЕЧЬ:ПЛЮС. Учебно-методический комплект: Издательство «Национальное образование», 2021.
6. Фурсова, С.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одаренности / С.Ю. Фурсова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – № 10.
Интернет-ресурсы:
- Опыт работы с одаренными детьми. https://multiurok.ru/index.php/files/opyt-raboty-s-odarionnymi-detmi-tema-razvitie-odar.html
- Основные направления работы с одаренными детьми. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/04/osnovnye-napravleniya-raboty-s-odarennymi-detmi
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. https://viro.edu.ru/attachments/article/10227/1734.pdf
Приложение 1
Модифицированная методика
по определению уровня сформированности навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста
Формы и методы проведения диагностики
Обследование детей (начальная промежуточная и итоговая диагностика) проводится с целью сбора информации об успешности обучению чтению индивидуально каждого ребенка в группе.
Начальная диагностика проводиться в 1-2 неделя сентября, промежуточная- конец декабря, итоговая - 2-3 неделя мая.
Диагностирование детей проводится при помощи наглядных пособий, материалов Н.С. Жуковой, исходя из систематических наблюдений, индивидуальных бесед и игр с детьми
В начале года проводиться входящая диагностика (без бальной оценки).
Результативность занятий оценивается по бальной системе в середине года и по окончании учебного года.
ДИАГНОСТИКА
НАЧАЛО ГОДА
Р а з д е л 1. Фонетика
1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
П р и м е ч а н и е: возможен другой набор звуков.
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2.Выделение гласного звука в начале слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у].
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
М а т е р и а л для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].
П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.
М а т е р и а л для анализа:
нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть вигру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.
5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
М а т е р и а л для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.
6. Звуковой анализ слов.
М а т е р и а л для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй языка.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.
Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .
О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.
Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.
Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».
Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.
Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д. В конце предложения ставим точку.
СЕРЕДИНА ГОДА
Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.
Р а з д е л 1. Фонетика.
1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».
Воспитатель говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. Воспитатель произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2.Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Воспитатель предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слова-названия.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-частичный ответ – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3.Деление слов на слоги.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек.
Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия).
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-частичный ответ – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
4.Ударение.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».
В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-правильное определение ударения – 2 балла;
-постановка ударения с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй речи.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка».
Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам воспитателя:
- Какое время года изображено на картинке?
- Кого ты видишь на картинке?
- Как их зовут?
- Что делает Петя?
- Где находится Вова?
- Какое настроение у детей? Почему?
- Как ты думаешь, о чём они говорят?
К р и т е р и и о ц е н к и :
- полный, связный рассказ – 3 балла;
- краткий рассказ (нераспространённые предложения) – 2 балла;
- рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие рассказа – 0 баллов.
2. Составление схемы предложения.
О б о р у д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.
Воспитатель выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полная схема – 3 балла;
-частичное составление схемы – 2 балла;
-построение схемы с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие схемы – 0 баллов.
КОНЕЦ ГОДА
Р а з д е л 1. Фонетика
Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах сон, мышка, лужа;
- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;
- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;
- согласные глухие в словах фара, стул, мак.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;
- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;
- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Звуковой анализ слова
Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- полная правильная схема – 2 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;
-отсутствие преобразования – 0 баллов.
Р а з д е л 3. Грамматически строй речи
Понимание смысла текста. Пересказ.
Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».( Читается без названия.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.
Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:
а) озаглавить рассказ;
б) пересказать его текст;
в)составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный пересказ – 3 балла;
-частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;
-пересказ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие пересказа – 0 баллов.
Р а з д е л 4. Лексика.
1.Тематическая группировка слов.
Воспитатель предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д.
2. Умение истолковывать значение слов.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток.
3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро…
4. Понимание случаев многозначности.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук.
5. Понимание значения фразеологических единиц.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
К р и т е р и и о ц е н к и :
- полное объяснение – 3 балла;
-частичное объяснение – 2 балла;
- объяснение с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие объяснений – 0 баллов.
Полученные результаты дают возможность сформировать представление об индивидуальных достижениях каждого ребенка, достижениях группы детей в целом и выявить уровень сформированности навыка чтения (высокий уровень – от 25 до 30баллов, средний – от 16 до 24 баллов, низкий – от 10 до 15 баллов).
Карта обследования навыков чтения детей.
№ | Ф.И. ребенка | Знание гласных букв | Знание согласных букв | Называет твердые слоги | Называет все слоги | Чтение коротких слов | Чтение длинных слов | Чтение предло- жений | Чтение текстов (скорость) | Поста- новка ударения | Класси- фикация звуков | Общий балл |
Ардынцова Ю.В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»
Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...
Программа художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста "Вдохновение"
Цель программы: Художественно – эстетическое развитие детей, через использование нетрадиционной техники пластилинографии....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Итоговое мероприятие по обучению чтению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Букваринск нас ждет!»
БУКВАРИНСК– это город в сказочной стране Алфавития, в котором живут буквы русского алфавита. У каждого жителя этого города свой особый характер, есть свой домик, свои слова-картинки, свои задани...
- Мне нравится (1)