Программа художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста "Вдохновение"
методическая разработка по аппликации, лепке
Цель программы: Художественно – эстетическое развитие детей, через использование нетрадиционной техники пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinnografiya_vdohnovenie.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД № 48 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
ПРИНЯТО На педсовете № 4 Протокол № 4 от 23. 05. 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №48 «Золотой петушок» _____________И.А.Жидкова Приказ № 121 от 27.05.2019г. |
ПРОГРАММА ДПОУ
проведения занятий по изобразительной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «ВДОХНОВЕНИЕ»
Составитель:
воспитатель первой
квалификационной категории
Козлова Эллина Викторовна
Нижневартовск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт | 3 |
3 | Пояснительная записка | 5 |
3.1 | Цели и задачи программы | 7 |
3.2 | Планирование результатов | 7 |
3.3 | Объём образовательной нагрузки | 8 |
4 | Содержание программы | 9 |
5 | Организационно – педагогические условия | |
5.1 | Расписание занятий | 16 |
5.2 | Календарный учебный график | 16 |
5.3 | Программно – методическое обеспечение | 17 |
5.4 | Материально техническое обеспечение | 17 |
6 | Педагогическая диагностика | 18 |
7 | Список литературы | 19 |
2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Волшебный комочек» |
Заказчик программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №48 «Золотой петушок» |
Составитель программы | Козлова Эллина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории |
Нормативно-правовые основы разработки программы | 1.«Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. 2.Постановление правительства РФ от 15.08.2013 г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; 3. «Постановление главного государственного санитарного врача от 20.12.2010 г. № 164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; 4.Образовательная программа МАДОУ ДС №48 «Золотой петушок». |
Сроки реализации | 1 год |
Цель | Художественно – эстетическое развитие детей, через использование нетрадиционной техники пластилинографии. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | В ходе реализации Программы ребёнок:
|
Объект программы |
|
- Пояснительная записка
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, своё искреннее отношение к действительности.
Поэтому педагогам необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей, не боятся учится и экспериментировать вместе с ними.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозору. Примечательно, что рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию. Это один из видов декоративно - прикладного искусства. Принцип данной техники – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка. Занятия пластилинографией способствуют развитию у ребёнка умелости рук, укреплению силы рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового), что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно – значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а так же творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Программа и цикл интегрированных занятий по пластилинографии реализуют основные структурные единицы в рамках соответствующих ФГОС образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно – прикладным искусством), «Социально – коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий), «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребёнка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Важным условием развития детского творчества при реализации программы является создание эмоционально благополучной атмосферы. В результате детской деятельности важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение доверительная атмосфера, желание творить!
3.1. Цели и задачи
Цель: Художественно – эстетическое развитие детей, через ис-пользование нетрадиционной техники пластилинографии.
Задачи:
- Формирование навыков продуктивной деятельности.
- Формирование творческой активности каждого ребёнка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками, учитывая возраст и индивидуальные особенности.
- Развитие общей и мелкой моторики. Развитие у ребёнка умелости и силы рук. Подготовка руки к усвоению навыка письма.
- Расширение возможности изобразительной деятельности детей, через использование нетрадиционного (бросового) материала.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной ориентации.
- Развитие умения планировать свою работу и доводить её до конца.
- Воспитание культуры общения, самостоятельности, уверенности в свои силы, умение работать в сотрудничестве.
Художественно – эстетическое развитие детей.
3.2 Планируемые результаты
В ходе реализации Программы ребёнок:
- Знакомится с нетрадиционной техникой изображения.
- Создаёт выразительные образы через передачу объёма и цвета.
- Закрепляет приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок, размазывание на основе, разглаживание.
- Умеет передавать объём и внешние особенности объекта посредством сочетания нескольких цветов пластилина
- Создаёт изображение на плоскости в полуобъёме.
- Умеет работать коллективно.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в жизни учреждения, в конкурсах и других мероприятиях. Организация выставок детских работ.
3.3. Объём образовательной нагрузки.
Сроки реализации рабочей программы – 1 год
Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами программы художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Волшебный комочек». Материал распределён по месяцам, определено количество занятий.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в групповой форме обучения, продолжительность 1 занятия 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей в группе – 10 человек.
- Содержание программы
Тема | Задачи |
1. Мой весёлый звонкий мячик | Октябрь Знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Создать условия для обучения созданию выразительного образа предмета – мяча – посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости. Приёмы лепки – общипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. |
2. Солнышко лучистое. | Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта – солнца – с использованием нетрадиционного материала. Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
3. Чудо – грибочки | Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. |
4. Воздушные шары | Закреплять умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое и образное восприятие |
5 – 6 Ёжик (2 занятия) | Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение использовать в работе дополнительных предметов для передачи характерных признаков объектов. |
7 – 8 Фрукты (2занятия) | Создать условия для обучения созданию изображения фруктов на плоскости в полуобъёме с помощью пластилина, ознакомления с понятием «натюрморт». Развивать мелкую моторику рук. |
1. Листья падают, кружатся… | Ноябрь Создать условия для обучения передаче на плоскости сочетание разных цветовых оттенков осенних листьев с использованием приёма «вливание» одного цвета в другой. Развивать эстетический вкус. |
2. Осенний лес. (коллективная работа) | Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа осеннего леса с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Воспитывать чувства коллективизма, умение работать сообща. |
3 – 4 Овощи (2 занятия) | Создать условия для обучения рисованию овощей в знакомой технике с передачей объёма и внешних особенностей посредством сочетания нескольких цветов пластилина. |
5 – 6 Волшебный зонтик (2 занятия) | Создать условия для обучения созданию цветного изображения зонта на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца |
7. Цыплёнок | Создать условия для обучения изображению живого объекта с передачей сходства с реальным образом посредством нетрадиционной техники - пластилинографии. |
8. Пирамидка | Создать условия для обучения изображению игрушки – пирамидки – на плоскости при помощи пластилина. Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать цветовое восприятие. |
1 – 2 Мои любимые игрушки (2 занятия) | Декабрь Создать условия для обучения технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. Создание целого объекта из отдельных частей. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца |
3 – 4 Котёнок с клубочком (2 занятия) | Создать условия для обучения технике создания изображения на плоскости котёнка моделируя его образ с помощью пластилина. Использование цвета в передаче внешних особенностей, характера животного. |
5 - 6 Зимняя картина (2 занятия) | Создать условия для обучения созданию композиции зимнего пейзажа. Способствовать развитию эстетического восприятия. Учить создавать рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемых объектов. |
1 - 2 Дед Мороз - Красный нос! (2 занятия) | Январь Создание знакомого образа с опорой на жизненный образ. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей |
3 Ёлочка – красавица в гости к нам пришла | Создать условия для обучения созданию знакомого объекта на плоскости в полуобъёме с использованием для выразительности образа предмета нетрадиционного материала (бусинок, бисера, пластмассовых снежинок). |
4 - 5 Лесная дружба (2 занятия) (коллективная работа) | Создать условия для обучения созданию сюжетной плоскостной композиции посредством передачи цвета и объёма в технике «пластилинография». Воспитывать умение работать сообща. Развивать мелкую моторику руки. |
6. Снегирь | Создать условия для обучения передаче на горизонтальной плоскости внешних особенностей объекта, подбор цвета и сопоставлению размера. Передавать изображение птицы внешний вид, цвет, размер. |
7. Дымковская лошадка | Создать условия для обучения расписыванию готового силуэта пластилином посредством сочетания оформления однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи |
1. Весёлый снеговик | Февраль Создать условия для создания знакомого объекта при помощи пластилина на горизонтальной плоскости Работать над созданием выразительного образа. |
2 – 3 Петушок – золотой гребешок (2 занятия) | Создание яркого образа петуха посредством сочетания цвета пластилина на горизонтальной плоскости. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. |
4 – 5 Кораблик для папы (2 занятия) | Изготовление полуобъёмной лодочки. Самостоятельный выбор цвета пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. Воспитывать любовь к своим близким, желание сделать для них подарок. |
6. Черепаха | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни. Закрепить знания и навыки работы с пластилином. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным объектов. Воспитывать бережное отношение к живым существам. |
7. Улитка | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик). |
8. Самолёт летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз, на две равные части. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами). Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на плоскости – пластилинографии. |
1 - 2 Тюльпаны для любимой мамочки (2 занятия) | Март Создать условия для обучения созданию на плоскости композиции из тюльпанов, развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Воспитывать любовь и заботу к своим близким. |
3 – 4 Ромашка в вазе (2 занятия) | Создать условия для обучения созданию натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. |
5. Мышка – норушка и золотое яичко | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразные формы в овальную прямыми движениями рук. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки. Развивать сюжетно – игровой замысел. |
6. Радуга - дуга | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразные форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радушных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга) |
7 – 8 Удивительный подводный мир (2 занятия) (коллективная работа) | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. (ракушки, камушки) |
1. Звёздное небо | Апрель Учить детей передавать образ звёздного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие |
2 – 3 Золотая рыбка (2 занятия) | Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания объекта сочетания нескольких цветов пластилина. Закрепить навыки работы с пластилином. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. |
4 – 5 Кактус в горшочке (2 занятия) | Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям место обитания. Развивать практически умения и навыки детей при создании образа посредством пластилинографии Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. |
6. Божья коровка | Создать условия для обучения передаче природной красоты божьей коровки посредством художественной техники – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук. |
7 – 8 Чашечка с блюдцем (2 занятия) | Создать условия для обучения изображению на плоскости предметов посуды – чашки с блюдцем, подбору и правильному расположению элементов узора на его поверхности. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином |
1 – 2 Бабочка – красавица (2 занятия) | Май Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике - рисование пластилином. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
3 – 4 Одуванчики – цветы, словно солнышки желты (2 занятия) | Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений – в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. |
5 – 6 Такие разные коты (2 занятия) | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим» Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приёмы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки. Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка |
7 – 8 Подсолнух - солнечный цветок (2 занятия) | Создать условия для обучения «рисованию» пластилином подсолнуха при создании полуобъёмного объекта на горизонтальной плоскости. Учить передавать характерные особенности цветка при помощи цветовой гаммы и знакомых приёмов лепки. Воспитывать усидчивость, желание доделывать начатое дело до конца. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. |
5. Организационно – педагогические условия
5.1 Расписание занятий
№ п/п | Наименование услуги | Форма занятия | Кол-во детей | День недели | Время проведения | Исполнитель |
1. | Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Волшебный комочек» » | Групповая | 10 детей | Вторник/ среда | 17.00-17.30 17.00-17.30 | Воспитатель Козлова Э.В. |
5.2. Календарный учебный график
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во детей в группе | Длительность занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
в неделю | в месяц | ||||||
1. | Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Волшебный комочек» | 10 | 30 | 2 | 8 | групповая |
5.3. Программно – методическое обеспечение
Программа художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Волшебный комочек» разработана на основе методики создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности Г.Н. Давыдовой., с использованием методического пособия «Пластилинография. Анималистическая живопись»
5.4 Материально – техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в изостудии, расположенной на третьем этаже МАДОУ г. Нижневартовска ДС №48 «Золотой петушок».
Кабинет оснащён современным оборудованием:
- магнитная антибликовая доска,
- проектор,
- компьютер,
- магнитофон,
- различный художественный материал,
- мольберты,
- стулья, столы.
6. Педагогическая диагностика
С целью выявления знаний и умений детей проводятся два раза в год диагностические занятия.
Критерии качества освоения ребенком программы
- Имеет представление о материале, с которым работает.
- Владеет приемами работы с пластилином.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ проделанной работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении работы.
- Выполняет работу по замыслу.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
Также возможно использование следующей диагностической методики:
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА
на определение уровней развития воображения по трём степеням уровней развития детей по методике О. М. Дьяченко.
1. Низкий уровень – ребёнок в рисунке видит реальные предметы (один или два) ; повторяет ответы других детей; названия придумать не может.
2. Средний уровень – ребёнок перечисляет все предметы, объединяет их в сюжет или какой-то предмет, нарисованный на фантике, включает в придуманную им ситуацию; придумывает название по какой-либо детали.
3. Высокий уровень – ребёнок находит в рисунке какую- либо часть, деталь, и на основе этого у него возникает образ, иногда очень отдалённый от задуманного художником; может придумать название, объединив все детали рисунка.
- Список литературы.
- А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Волшебный пластилин»
- А. М. Диченскова «Страна пальчиковых игр»
- Г. Н. Давыдова «Пластилинография» Выпуск 2, Скрипторий 2003
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись», Скрипторий 2003
- О. А. Морозова «Волшебный пластилин»
- О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Игры с пальчиками»
- Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб «Лепим из пластилина», рабочая тетрадь по художественному труду.
- Т. В. Смирнова «Художественно – эстетическое развитие детей 5 – 6 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет
Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...
Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»
Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Волшебная бумага»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств ...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Волшебный клубок»
Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Волшебный клубок»...