Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»
рабочая программа (подготовительная группа)

Павлова Людмила Сергеевна

Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.

Предлагаемая программа по художественному творчеству предусматривает формирование  у детей эстетического восприятия, формирование разных способов действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10 «Росинка» города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

352630 г.Белореченск ул.Интернациональная, 3                                 т.8(861-55)-3-37-16

Программа

художественно-эстетической направленности

по развитию изобразительного творчества

для детей старшего  дошкольного возраста

«Мои фантазии»

        Автор:   Павлова Людмила Сергеевна

                             Должность: воспитатель

                                        Место работы: МБДОУ Д/С 10

                               Телефон: 8918- 442-03-35

                       Email: lyuda_pavlova_82@mail.ru

БЕЛОРЕЧЕНСК 2018г

Содержание

  1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА  «МОИ ФАНТАЗИИ»…..……….2

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА    «МОИ ФАНТАЗИИ»…………………………………………………………….…..   3

  1. Пояснительная записка.  Направленность программы………..………..3

  1. Актуальность программы…………………………………………………5

  1. Цель, задачи и принципы построения и реализации программы………7

  1. Возраст детей, их особенности…………………………………………...9

  1. Психолого-педагогические условия развития творчества у старших дошкольников…………………………………………………….………11

  1. Способы поддержки детской инициативы………………………… .    15

  1. Содержание программы…………………………………………………16

  1. Планируемый результат освоения программы…………………………22

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ……………. 22

  1. Расписание занятий…………………………………………………….. 22

  1. Тематическое планирование……………………………………………23

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………28

Список литературы………………………………………………………… 30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31…

1.ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

«МОИ ФАНТАЗИИ»

Год

2018

Авторы

Павлова Людмила Сергеевна, Харламова Марина Анатольевна

Цель

        Создание условий для художественно-творческой деятельности детей,  формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка,  его самореализацию в продуктивных видах  деятельности.

Задачи

Образовательные задачи:

- Познакомить с нетрадиционными материалами и способами художественно-творческой деятельности.

- Формировать умение отображать впечатления от окружающего мира в продуктивных видах деятельности.

- Формировать умение активно и творчески применять нетрадиционные способы изображения.

- Формировать представления об  основах дизайнерского искусства.

- Поддерживать инициативность детей в создании сюжета,  образа, предмета.

Развивающие задачи:

- Развивать пространственное, логическое и ассоциативное мышление; творческое воображение и фантазию; чувство фактурности и объемности; чувство композиции, ритма, колорита, формо- и цветовосприятия.

- Развивать мелкую мускулатуру и моторику.

- Развивать художественно-творческие способности.

- Развивать технические навыки работы с разнообразными материалами.

Воспитательные задачи:

- Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и эмоциональному восприятию окружающего мира.

- Вызвать интерес к изобразительной творческой деятельности разными способами с использованием разнообразных материалов.

- Воспитывать умение свободно выражать свой замысел; побуждать к экспериментированию, творческим поискам и решениям.

 - Воспитывать самостоятельность и активность.

- Воспитывать  стремление действовать согласованно, договариваться о взаимодействии при создании коллективных работ.

- Воспитывать уверенность в собственных силах.

- Воспитывать аккуратность в работе с изобразительными материалами и умение экономно их использовать.

- Воспитывать желание и умение убирать свое рабочее место.

Образовательные области

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Вид

Дополнительное образование

Модифицированная, составлена на основе методической литературы для дошкольников

Срок реализации

1 год

Возраст

6-7 лет

Количество обучающихся в объединении

Группа детей 15-20;

Подгруппа 10-12 детей

Форма организации и продолжительность

Групповая,  25-30минут

Методическое обеспечение

Т.С. Комарова Развитие творческих способностей дошкольников. Монография.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

2.  ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

«МОИ ФАНТАЗИИ».

2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ №155 от 17 октября 2013года) представлены пять образовательных областей, как важнейшие составляющие направления воспитания и развития ребенка на всем протяжении дошкольного детства. Все выделенные в стандарте  образовательные области необходимы для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства, но, пожалуй, именно область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.

           Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе.

Изобразительная деятельность направлена на развитие у дошкольников творчества, воображения, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя свою фантазию, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Для развития творчества важно все, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает положительные эмоции.

   Рисование, лепка и аппликация доставляют ребенку не только удовольствие, но прежде  всего,  обогащают его представления о мире.                

Изобразительная деятельность  является для дошкольников самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.

В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Рисование, лепка и аппликация являются одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Традиционная классификация приемов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо использовать нетрадиционные приемы; сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.

Предлагаемая программа по художественному творчеству предусматривает формирование  у детей эстетического восприятия, формирование разных способов действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны.

 НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

           В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273  –  ФЗ «Об образовании

в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих

способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в

интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления

здоровья, а так же на организацию их  свободного времени.

        Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

        Дополнительная  программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества   «Мои фантазии»  (далее  -  Программа)  разработана в соответствии  с нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

  • Постановление Министерства  образования Российской  Федерации  от

16 июня 1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации  от

17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  • Санитарно-эпидемиологические требования  СанПиН 2.4.1.3049-13  «К

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций».

  • Устав МБДОУ Д/С №10

       Программа реализуется посредством  кружковой работы  и

направлена на:

 -  создание условий для художественно-творческой деятельности детей ;

-   формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка,  его

самореализацию в продуктивных видах  деятельности;

- развитие образных представлений, воображения, эстетического восприятия;

-   развитие чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи у  детей

старшего дошкольного возраста.

2.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

          Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

        Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

         Изобразительная художественно-творческая деятельность дает возможность для создания таких условий.

         Изобразительная художественно-творческая деятельность дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.      

         Проблема развития творческих способностей  занимает значительное место в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученных: Н.П. Сакулиной, В.И. Слободчикова, Ф.Фребеля, Ф.Гальтон, Дж.Гилфорд, Е.И. Игнатьева, А.Г. Ковалева, А.М. Матюшкина, Э. Мейман, С.Л. Рубенштейна, Е.А.Ферина, Б.М. Теплова, Э.П. Торренса и др.)

         Существует много нетрадиционных приемов и способов изображения в  рисовании, лепке и аппликации. Чем же они так привлекают детей? Известно, что ребенок хочет видеть итог своего труда как  можно быстрее – сейчас и немедленно. В силу своей мобильности, нетерпимости и неумения делать что-то долго и кропотливо, ребенку интересно сразу получить готовый результат.

          Нечаянно уронил кляксу, и вдруг эта «неправильная» клякса превратилась в рыбку или в зайчика. Ткнул жесткой полусухой кисточкой в лист бумаги, и тотчас получилась звездочка или цветок. Провел пальчиком с краской по листку, и побежали по морю волны. Это очень интересно и необычно. А с помощью восковой свечки и красок можно творить настоящие чудеса. Еще большему полету фантазии и развитию воображения детей способствует рисование пальчиками и ладошками. Во что только не превращаются цветные ладошки!? В бабочку и дерево, в лебедя и слоненка, в солнышко и ежика.

            Разнообразие способов, необычные технические приемы изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции. Каждый из существующих нетрадиционных способов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

          Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

         В последние годы многие педагоги все чаще и чаще обращаются к нетрадиционным художественным техникам. Почему? В этих способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

         Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что рисование, лепка и аппликация необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.  По эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

          Таким образом, актуальность по данной теме, а также  практическая значимость программы состоит в том, что   по средствам  оригинальных занятий с использованием нетрадиционного  материала и нестандартных изотехнологий происходит  толчок в  развитии детского интеллекта, активизируется и  возрастает  творческая  активность,  ребенок учиться нестандартно мыслить.  Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
        Продуктивная деятельность с использованием  нетрадиционных  техник -  огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.   Все занятия в данной  программе носят творческий характер.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Цель:  создание условий для художественно-творческой деятельности детей,  формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка,  его самореализацию в продуктивных видах  деятельности.

      Задачи:

 Образовательные задачи:

- Познакомить с нетрадиционными материалами и способами художественно-творческой деятельности.

- Формировать умение отображать впечатления от окружающего мира в продуктивных видах деятельности.

- Формировать умение активно и творчески применять нетрадиционные способы изображения.

- Формировать представления об  основах дизайнерского искусства.

- Поддерживать инициативность детей в создании сюжета,  образа, предмета.

Развивающие задачи:

- Развивать пространственное, логическое и ассоциативное мышление; творческое воображение и фантазию; чувство фактурности и объемности; чувство композиции, ритма, колорита, формо- и цветовосприятия.

- Развивать мелкую мускулатуру и моторику.

- Развивать художественно-творческие способности.

- Развивать технические навыки работы с разнообразными материалами.

Воспитательные задачи:

- Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и эмоциональному восприятию окружающего мира.

- Вызвать интерес к изобразительной творческой деятельности разными способами с использованием разнообразных материалов.

- Воспитывать умение свободно выражать свой замысел; побуждать к экспериментированию, творческим поискам и решениям.

 - Воспитывать самостоятельность и активность.

- Воспитывать  стремление действовать согласованно, договариваться о взаимодействии при создании коллективных работ.

- Воспитывать уверенность в собственных силах.

- Воспитывать аккуратность в работе с изобразительными материалами и умение экономно их использовать.

- Воспитывать желание и умение убирать свое рабочее место.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

 - Принцип научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);

-  Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

- Принцип соответствия возрастным и индивидуальным  возможностями и особенностям  воспитанников;

- Принцип систематичности и последовательности: постановка задач художественно-эстетического воспитания и развития детей «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к незнакомому»;

- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей Краснодарского края в данный момент времени;

- Принцип развивающего обучения.

Принципы проведения занятий:

-использование проблемных, игровых ситуаций, сюрпризных моментов, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей;

-построение занятия в игровой форме;

-личностно-ориентированный  подход  к каждому ребёнку;
-интеграция  разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и детской художественной   деятельности;
-обогащение  сенсорно-чувственного опыта;
-естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятие, чувствование и деятельность), сохранение непосредственности, эмоциональной открытости;
-продуктивное  взаимодействие  детей между собой и взрослым.

  1. ВОЗРАСТ  ДЕТЕЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ.

Анатомо-физиологические особенности

             Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.  Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

       В возрасте 6-7 лет у детей формируются  художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки  обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, нос, рот, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Творчество дошкольника имеет свои особенности.  Дети делают

множество открытий и создают оригинальный продукт в виде рисунка,

конструкции, аппликации и т.п. новизна открытий и продукта субъективна,

эта первая важная особенность детского творчества. При этом процесс

создания продукта имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность

ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением

искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое

удовольствие, иногда гораздо большее, чем от достижения конечного

результата.   И это вторая особенность детского творчества.

       Для взрослого человека начало решения проблемы является самым

трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же не

испытывает таких трудностей, если конечно ребенок не загнан в жесткие

рамки требований взрослых. Он с легкостью начинает ориентировочную,

порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая увлекает ребенка

поиском и часто приводит к положительным результатам.  И это третья

особенность детского творчества, связанная с первыми двумя и особенно со

второй.

       Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют

определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что

естественно в этом возрасте. Учет этих особенностей необходим в

организации развивающего обучения детей.

        Существенным является понимание того, что развитие творчества у

детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону

ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

       В континуум творческих  способностей, необходимых для успешного

осуществления творческой деятельности детей, входят:

  • способность к восприятию;
  • творческое воссоздающее воображение;
  • творческое мышление;
  • комбинаторские способности;
  • образная и сенсорная память;
  • творческая самостоятельность и т.д.

        Восприятие.

        Изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного

восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять

части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину,

определять признаки предмета и явления.  Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие,

развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета,

пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

       У детей старшего дошкольного возраста восприятие протекает

целенаправленнее, дети приобретают возможность более глубоко и

разносторонне познавать окружающую жизнь и отражать ее в своем творчестве. У детей этого возраста формируются важные сенсорные

способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма.

        На основе этого становится возможным усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие художественно-творческих способностей. Также в этом возрасте на основе усвоенных знаний, умений и навыков у детей формируются черты творчества, и это творчество приобретает индивидуальный характер; его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности .

        Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться

разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях

формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием

развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного,

слухового, осязательного, тактильного), формирование сенсорного опыта .

       Образное мышление и представления.

       Становление мышления в старшем дошкольном возрасте в значительной степени связано с возможностью апеллировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.        

         Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма

мышления. Этот вид мышления создает большие возможности для освоения

внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной

модели различных предметов. Приобретая черты обобщенного мышления все

же эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные

действия с предметами. В то же время данная форма мышления является

основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

       Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

        Воображение.

        Воображение  –  это следующее направление формирование творческих

способностей старших дошкольников (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М.

Дьяченко и другие).

        Воображение  –  это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний, получая что-либо новое, выходящее за

пределы раннее воспринятого.  Именно развитое воображение порождает

новые образы и является основой для всякой творческой деятельности.

       Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития

воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение

дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено

мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображение

взрослого.

        Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия  прежнего опыта человека.

        Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключатся в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементом действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

         Воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый

смысл.  Накоплению представлений и развитию воображения должна

способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный

опыт ребенка.

         Одним из главных источников воображения, по мнению психологов,

педагогов, является природа, всегда вдохновляющая художников, поэтов,

писателей. Так же и дети с огромным интересом воспроизводят природные

объекты  в своем изобразительном творчестве. Процесс познания природы

обогащает опыт ребенка, создает основу для развития фантазии, воображения

          Продуктивное творческое воображение характеризуется не только

такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых

образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение

направлять представления в нужную сторону, подчинять определенным

целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к

тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника – это развитие направленности воображения.

       Также в дошкольном возрасте происходит переломный момент в

развитии внимания, который связан с тем, что дети впервые  начинают

сознательно управлять вниманием, направляя и удерживая его на

определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует

определенные способы, которые он перенимает у взрослого. Таким образом,

возможности этой формы внимания  –  произвольного внимания  –  к 6-7 годам  уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует

совершенствование планирующей функции речи. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Вместе с тем детям старшего дошкольного возраста ещё трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них деятельности внимание может быть устойчивым.

          Речь является универсальным средством организации  внимания, она

дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной

задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер

предстоящей деятельности .

           Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процесс

развития памяти. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный

характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет

наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем

фиксирующего материала во многом определяется эмоциональным

отношением  к данному предмету или явлению. Одним из основных

достижений дошкольника является развитие произвольного запоминания.

Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практических

действий, достижение определенного уровня развития восприятия, памяти,

воображения создает ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в

постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых

способствует волевая регуляция поведения.

             Вывод: Старший дошкольный возраст  –  наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Это этап интенсивного психологического развития личности, так как происходят прогрессивные изменения во многих сферах сознания, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей .

           Существуют особенности развития творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста, которые отличаются от особенностей

развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

         Дети среднего дошкольного возраста более свободны и вариативны в поиске новых тем. Они способны к созданию выразительных образов, активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов.

         Дети старшего дошкольного возраста более самостоятельны в предварительном замысливании и в поиске способов изображения,

целенаправленно выполняют замысел.  Их замыслы разнообразны и даже

оригинальны. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так

интенсивно, что для завершения работы им требуется дополнительное время

или они заканчивают ее в свободное время. В анализе работ старшие

дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и

неудач. Некоторые дети проявляют пристрастие, к каким-то темам и

обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и

творчества. Старшие дети более смело, осмысленно используют различные

средства выразительности.

          Таким образом, все, что входит в континуум творческих способностей, а именно, эмоциональная выразительность, сюжетная разработанность и оригинальность изображения, необходимо для  успешного осуществления  творческой деятельности.

  1.  СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

-создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

-поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;

-обращение внимания детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

формирование привычки самостоятельно находить творческие решения при создании объектов, образов;

-предоставление самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая детям реализовывать собственные замыслы; 

-поощрение различных творческих начинаний ребенка;

-предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Направления поддержки детской инициативы:

-игровая форма деятельности;

-поисково-исследовательская, экспериментальная деятельность;

-продуктивная деятельность;

-социально-коммуникативная деятельность;

-самостоятельная творческая деятельность.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц

Кол-во

заня

тий

Тема

Задачи

Сентябрь

4

1.«Вспомним лето»

2.«Декоративная пластина»

3.«Вечерний Белореченск»

4.«Ваза для осеннего букета»

Формировать умение  изображать цветущие растения нашего края пальцами, ладошками; передавать строение цветочного растения, дорисовывая детали; располагать сюжет на всем листе бумаги. Закрепить умение выполнять коллективную работу, договариваться при изображении объектов.

Формировать умение создавать декоративную пластину из пластилина: наносить его ровным слоем на доску или картон; разглаживать, затем стекой рисовать узор.

Упражнять в умении передавать в рисунке впечатления от праздника – День города: украшенные дома, салют над городом. Закрепить умение передавать в рисунке изображение домов разной пропорции, работать всей кистью и ее концом, применять способ «монотипия».

Воспитывать умение самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия. Воспитывать самостоятельное целеполагание в творчестве и определение последовательности действий. Формировать представления об  основах дизайнерского искусства: умение украшать простые предметы, обновлять старые предметы обихода или создавать из них новые, используя бросовый и природный материал.

Октябрь

4

1.«Красная смородина»

2. «Танец осенних листьев»

3. «Осенний пейзаж»

4. «Солнышко и тучка»

Развивать чувство композиции и ритма.Формировать умение объединять разные техники в одной работе (техника тычка, печатание листьями.)Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

Формировать эстетическое восприятие окружающего, развивать фантазию и воображение; композиционные навыки. Закрепить умение продумывать сюжет своей работы, воплощать задуманное путем подбора нужного материала. Продолжать формировать умение аккуратно намазывать листья и семена клеем и приклеивать их к картонной основе.

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Формировать умение отражать в рисунке признаки осени, используя различные способы изображения деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой, печать губкой).

Развивать прием раскатывания жгутиков одинаковой толщины. Формировать умение заполнять контуры круглой и овальной формы жгутиками от середины к краям по кругу и по овалу. Закрепить умение плотно заполнять контур, не оставляя просветов.

Ноябрь

4

1.«Консервируем овощи»

2.  «Рыбка»

3. «Сказочные звери»

4. «Снегири клюют ягоды на веточке рябины»

Развивать чувство композиции, воображение.Упражнять в нетрадиционном изобразительном приеме-печатании овощами. Формировать умение изображать контур банки, обводя шаблон простым карандашом.

Продолжать формировать умение выполнять аппликацию способом мозаики, полностью заполнять пространство кусочками бумаги правильной формы. Закрепить умение обводить по шаблону.

Развивать умение творчески применять способ изображения-кляксография, показать ее выразительные возможности. Продолжать развивать умение регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.Формировать умениедорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности.

Закрепить умение скатывать в шарики кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков близко друг к другу для создания рябиновой кисти. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости. Продолжать формировать умение выполнять изображение пластилином, заполняя контур птицы.

Декабрь

5

1.«Морозные узоры»

2. «Елочка»

3. «Волшебница зима»

4. «Зимнее дерево»

5. «Елочка»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Познакомить с новой техникой рисования-фотокопией. Формировать умение изображать узоры с помощью свечи или кусочка мыла, а затем закрашивать фон губкой акварелью.

Познакомить с техникой рисования зубной щеткой. Формировать умение изображать елочку с ее характерными признаками; равномерно макать щетку в гуашь, наносить щеткой сверху вниз веточки;  композиционно правильно размещать изображение на листе.

Формировать умение изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения. Познакомить детей со способом рисования –«набрызг» зубной щеткой.

Воспитывать эстетические чувства: умение видеть красоту зимней природы.Развивать навыки лепки барельефа-изображение из пластилина на плоской пластине. Совершенствовать навыки размазывания пластилина по пластине для создания общего фона композиции.

Формировать умение составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (оригами) по словесной инструкции и показу воспитателя. Развивать умение дополнять сюжетную композицию деталями.

Январь

4

1.«Этюды Мороза»

2. «Цветные снежинки»

3. «Зимний лес»

4. «Снежные комочки»

Познакомить с новой техникой рисования - манкой. Формировать умение создавать рисунок с помощью манки. Развивать умение выполнять набросок простым карандашом, нанести клей на изображение, а затем сверху посыпать  манкой, подождать и стряхнуть лишнюю манку.

Формировать умение вырезывать шестилучевые снежинки из фантиков и цветной фольги. Совершенствовать технику конструирования и вырезывания с опорой на схему; показать элементы прорезного декора (круг, полукруг, «елочка», ромб, волна и др).

Познакомить с новой техникой рисования-граттаж(«процарапывания»). Вызвать интерес к изображению зимних явлений необычным способом. Развивать умение предварительно тонировать лист картона черной тушью или гуашью. Формировать умение выполнять изображение заточенной палочкой.

Познакомить с новым приемом изображения-с помощью пластилиновых шариков. Развивать умение обводить контуры по круглым  шаблонам разного размера. Продолжать развивать умение скатывать маленькие шарики одинакового размера, а затем заполнять ими контур, прикрепляя их близко друг к другу, чтобы не было просветов.

Февраль

4

1.«Рукавички»

2. «Снеговик» 

3. «В зимнем лесу»

4. «Снежная семья»

Продолжать знакомить со способами рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, расширять представления о разнообразии узоров, развивать изобразительные навыки и умения. Продолжать формировать умение работать с шаблоном.

Познакомить с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Формировать умение создавать сюжетную картинку –коллаж, используя разные нетрадиционные способы изображения. Формировать умение преобразовывать базовую форму бумаги в разные поделки(техника оригами). Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Развивать умение пользоваться схемами при выполнении поделок. Закрепить технику пуантилизма из кружочков дырокола(снег, сугробы). Развивать прием лепки-растяжка при изображении елочек, облаков.

Формировать умение передавать образ зимнего гостя – снеговика. Закрепить технические приемы и последовательность работы (намазывать, засыпать материалом, стряхивать) при выполнении аппликации с использованием природного материала: соли и опилок. Закрепить навыки использования шаблонов.

Март

4

1.«Пришла весна»

2. «Одуванчики»

3.  «Сказка «Репка»»

4. «Цыплята на лужайке»

Развивать умение самостоятельно продумывать замысел и  последовательность работы. Формировать навыки тонирования бумаги «по-сырому». Развивать чувство композиции. Упражнять в умении создавать весеннюю композицию, используя краски теплых тонов.

Развивать навыки создания изображения на ткани, умение видеть разницу
материала, используемого для фона. Формировать умение изображать цветы с круглой шапочкой используя прием «узелки». Отрабатывать навыки нанесения контура рисунка клеем ПВА. Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка. Закрепить умение наносить предварительный контур рисунка с помощью простого карандаша.

Развивать умение выбирать сюжет или отдельного героя.  Правильно подбирать цвета и оттенки.Формировать умение рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) по мотивам русской народной сказки «Репка». Развивать умение раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали.Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

Познакомить с техникой выполнения аппликации из мелко нарезанных ниток. Закрепить умение мелко резать нитки по показу воспитателя. Формировать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Апрель

4

1.«Бабочка»

2. «Путь к звездам»

3. «Березовая роща» 

4. «Ветер»

Продолжать формировать умение выполнять объемную рельефную лепку, познакомить с понятием горельеф; развивать умение подготавливать основу, выполнять отдельно детали и прикреплять к основе. Формировать умение составлять эскиз данной работы и определять этапность ее выполнения.

Развивать умение изображать звездное небо, ракету в полете. Формировать умение рисовать цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа акварелью.

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш; развивать умение делать объемную поделку.

Познакомить с новой техникой рисования-гусиным пером, создавая образ ветра, передавая его характер. Развивать интерес к нетрадиционному изображению объектов неживой природы.

Май

4

1.«Ветка вишни»

2. «Фантастические цветы»

3. «Насекомые»

4. «Утята на пруду»

Продолжать развивать навыки размазывания пластилина на плоской поверхности для создания фона. Познакомить с новым видом пластилинографии-многослойная. Формировать умение создавать округлую двухцветную форму из пластилина и резать ее стекой. Закрепить навыки выполнения композиции из пластилина на плоской поверхности.

Развивать чувство композиции, умение гармонично размещать рисунок на плоскости листа. Формировать умение получать изображение с помощью нити, обмакнутой в гуашь. Закрепить умение дополнять полученное изображение.

Познакомить с новым видом печаток: пробками и крышками. Рассказать о том, что божья коровка может появиться, если сделать отпечаток пробки с красной краской и дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти-мелкие детали(голова, усики). Гусеница, ловко перебирающая лапками, появится несколькими отпечатками круглых крышек и т.д.

Формировать умение создавать коллективную композицию, используя разные техники аппликации(коллаж). Закрепить умение разрезать бумагу на ленты голубого и синего цвета для пруда, а желтого цвета-для утят, и разрывать их на небольшие квадратики. Развивать умение создавать торцовки-воронки из кусочков бумаги с помощью карандаша. Продолжать формировать умение создавать детали-облака способом обрыва. Развивать умение заполнять контур утенка торцовками в мозаичной технике, а затем вырезать утят по контуру для создания коллективного панно.

 

  1.  ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

           Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

  •  активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов, цветовом и композиционном решении;
  • проявляет устойчивый интерес к изобразительной творческой деятельности с использованием разнообразных материалов;
  • уверенно использует способы и приемы нетрадиционного изображения;
  • умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
  • проявляет фантазию, художественное творчество, эстетический вкус;
  • умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
  • умеет аккуратно и экономно  использовать разнообразные материалы и убирать за собой рабочее место.
  • в коллективной деятельности взаимодействует со сверстниками.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1 Расписание занятий

ВОЗРАСТ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(МИН)

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

6-7 лет

25-30мин

16.30-17.00

Среда

           Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий проводимых в рамках кружковой работы, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.

           Организация совместной художественно-творческой деятельности осуществляется во вторую половину дня, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с группой  детей 15- 20 человек.

3.2  Тематическое планирование

Дата (месяц, неделя)

Тема

Формы организации

Техника выполнения

Вид изо

деятельности

Материалы

Сентябь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Вспомним лето»

«Декоратив

ная пластина

«Вечерний Белореченск

«Ваза для осеннего букета»

Коллектив

ная

Подгрупповая

Групповая

Индивидуальноподгрупповая

Пальцевая живопись и ладонью

Фактурнаяпластилинография контррельеф

Монотипия

Мозаика из природного, бросового материала; круп, макаронных изделий

Рисова

ние

Лепка

Рисова

ние

Приклад

ное творчество

Гуашь в широкой емкости, влажные салфетки, бумага формата А1.

Картонная основа для пластины (10х15 см), пластилин.

Листы бумаги темного тона, краски акварель

Пластиковые бутылки с отрезанными горлышками и верхней частью. Пластилин, цветная бумага, скорлупки от орехов: грецких, арахиса, фисташек, семена различных растений: тыквенные семечки или подсолнуха, кукуруза, крупа: гречка, пшено, макаронные изделия

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Красная смородина

«Танец осенних листьев»

«Осенний пейзаж»

«Солнышко и тучка»

Групповая

Индивидуальноподгрупповая

Парная

Парная

Оттиск листом, пуантилизм

Наклеивание  листьев и семян

печать губкой, пальцами, ладонями, кулачками

контурнаяпластилинография: жгутики

Рисова

ние

Аппликация

Рисова

ние

Лепка

Листья смородины, ватные палочки, гуашь, кисть тонкая.

гербарий листьев и семян разных растений, листы картона, ножницы.

Гуашь, губка, влажные салфетки, кисти, бумага А4.

Пластилин, лист картона А4, простой карандаш

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Консервируем овощи»

«Рыбка»

«Сказочные звери»

«Снегири клюют ягоды на веточке рябины

Групповая

Подгрупповая

Коллектив

ная

Индивидуальноподгрупповая

Оттиск овощами

Мозаичная

Кляксография

Коллаж: пластилиновая живопись, мозаичная аппликация из мятой бумаги

Рисова

ние

Аппликация

Рисова

ние

Аппликация,

лепка

Шаблон банки, печатки из овощей разной формы, гуашь, простой карандаш, лист бумаги.

Альбомный лист, цветная бумага, шаблон рыбки, простой карандаш

Бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для коктейля.

Пластилин, гофрированная бумага, клей ПВА, нарисованный контур снегиря.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«Морозные узоры»

«Елочка»

«Волшебни

ца зима»

«Зимнее дерево»

«Елочка»

Групповая

Групповая

Индивидуальноподгрупповая

Подгрупповая

Индивидуальноподгрупповая

Фотокопия

 Зубная щетка

Набрызг зубной щеткой

Фактурная пластилинография: барельеф

Оригами

Рисова

ние

Рисова

ние

Рисова

ние

Лепка

Приклад

ное творчество

Лист А4, свеча или кусочек мыла, губка, акварель.

Зубная щетка, гуашь, лист бумаги.

Картинка с изображением ели.

Зубная щетка, бумага, салфетка, палочка, гуашь.

Пластины из твердого картона размером 10х15 см, пластилин, влажные салфетки.

Картонная основа синего цвета по размеру альбомного листа, бумага зеленого цвета размерами 8x8 см, 7x7 см, 6x6 см, пенопласт.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Этюды Мороза»

«Цветные снежинки»

 «Зимний лес»

«Снежные комочки»

Групповая

Парная

Индивидуальноподгрупповая

Подгрупповая

Рисунок манкой

Из конфетных фантиков, фольги по опорной схеме

Граттаж

Пластилиновая мозаика

Аппликация,

рисова

ние

Аппликация

Рисова

ние

Лепка

Лист бумаги темного цвета, простой карандаш, клей, манка.

Конфетные фантики, фольга, опорная схема.

Тонированный лист черного цвета, палочки для процарапывания, простой карандаш.

Голубой лист формата А4, круглые шаблоны разного размера, простой карандаш, пластилин, доски.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Рукавички»

«Снеговик»

«В зимнем лесу» 

«Снежная семья»

Групповая

Подгрупповая

Коллектив

ная

Парная

Пуантилизм-ватные палочки

Рисунок смятой бумагой

Коллаж: оригами, лепка-растяжка, пуантилизм-кружочки

Природный и бросовый материал

Рисова

ние

Рисова

ние

Лепка,

аппликация,прикладное творчество

Аппликация

Гуашь, ватные палочки, шаблоны рукавичек, простой карандаш.

Голубая бумага А4, гуашь, листы тонкой бумаги, простой карандаш.

Бумага А4 голубого цвета, квадратные листы бумаги (серая, белая, оранжевая), фломастеры, белый пластилин, белые кружочки из дырокола.

Лист картона голубого цвета, опилки, соль,  клей, кисти, круглые шаблоны разного размера.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Пришла весна»

«Одуванчи

ки»

«Сказка «Репка»»

«Цыплята на лужайке»

Подгрупповая

Индивидуальноподгрупповая

Коллективная

Парная

По-сырому

Рисунок на ткани

Пластилиновая живопись

Резаные нитки

Рисова

ние

Рисова

ние

Лепка

Аппликация

Плотныелисты А4, поролоновые губки для смачивания бумаги, акварельные краски.

Белая хлопчатобумажная ткань (примерно 35x28 см). Прочные нитки светлого оттенка (голубые, светло-серые). Гуашь. Беличьи кисти № 8. Клей ПВА в тюбике с длинным узким носиком. Простые карандаши.

Пластилин, доски, стеки, картон. Шаблоны героев сказки; простой карандаш.

Нитки разного цвета, ножницы, нарисованные контуры утенка и цыпленка, клей, салфетка.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Бабочка»

«Путь к звездам»

«Березовая роща»

«Ветер»

Групповая

Парная

Подгрупповая

Индивидуальноподгрупповая

Фактурная пластилинография-горельеф

Восковые мелки с акварелью

Скручивание трубочек

Рисунок пером

Лепка

Рисова

ние

Аппликация

Рисова

ние

Пластилин, стеки, доски, картон.

Восковые мелки, акварель, губка, бумага А4

Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер.

Гусиное перо, тонированная бумага, белая гуашь, салфетка.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Ветка вишни»

«Фантасти

ческие цветы»

«Насекомые

«Утята на пруду»

Индивидуальноподгрупповая

Групповая

Подгрупповая

Коллективная

Многослойная пластилинография

Ниткография в рисовании

Печатки пробками и крышками

Коллаж: торцевание, ленточная, мозаичная и обрывная техника

Лепка

Рисова

ние

Рисова

ние

Аппликация

Пластилин, стеки, пластиковая крышка или листы плотного картона.

Иллюстрации с изображением разных цветов;бумага А4 по 2 листа, шерстяные нитки длинной 50-60см, гуашь, кисть.

Пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты (разных размеров), гуашь.

Ватман А1 голубого цвета, цветная бумага желтого, красного, голубого, синего цвета, контурные изображения уточек, карандаш.

  1.   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

        Решение задач развития и воспитания дошкольников в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.              

         Основная задача: -  установить партнерские отношения, объединить усилия для развития детей, создать  атмосферу общности  интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Формы взаимодействия с семьей

Познавательные формы

- родительское собрание;

- тематические консультации;

-открытые мероприятия для родителей;

- индивидуальные консультации;

-видеоотчеты.

Досуговые формы

- совместные развлекательные мероприятия

- акции

Наглядно-информационные формы

- интернет-сайт;

-  информационный стенд для родителей;

-  уголок настроения

-  уголок эмоций

-  буклеты

-   папки-передвижки

Информационно-аналитические формы

- анкетирование

Планирование работы с родителями:

Месяц

Содержание работы

1

Сентябрь

- доведение до родителей воспитанников  смысла и цели работы;

-вызвать интерес и активность родителей через тематические выставки;

-участие в создании и оформлении «Волшебной мастерской»;

в подборе разнообразных изобразительных материалов;

-анкетирование «Художественное творчество в жизни дошкольника»

2

Октябрь

Консультация: «Первые шаги к изобразительному творчеству»

2

Ноябрь

Семинар – практикум:  «Творите своими руками».

Практическая часть: «Книжка-малышка своими руками»

3

Декабрь

Выставка творческих семейных работ «Новогодняя елочка своими руками»

4

Январь

Информационный стенд: «Воспитываем творческую личность».

5

Февраль

Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционные техники с использованием разнообразных материалов).

6

Март

Папка-передвижка «Развиваем художественное творчество и фантазию»

7

Апрель

Мастер-класс с участием детей и родителей «Подснежник»(техника оригами)

8

Май

Выставка совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»

Список литературы

1.   Т.С. Комарова Развитие творческих способностей дошкольников. Монография.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2010.

3. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».    

4. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010.

6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

7.  К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1 и 2., 2008.

9. .Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С. Л.«Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»,  2000

10. .Давыдова Г. Н.  «Пластилинография для малышей», 2012

11. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», 2006.

12. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству», 2004.

13. Дьченко О. М. «Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей.», 2008г.

15. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей», 2010.

16.Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток.», 2009.

17.Соломенникова О.А. «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет», 2001.

18.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», 2006.

19.Баймашова В. А. «Как научить рисовать-2. Цветы, ягоды, насекомые», 2011.

20.Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию л...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой.

Мария КинешоваРазвитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой.Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс ...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...

«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию л...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...