Итоговое мероприятие по обучению чтению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Букваринск нас ждет!»
методическая разработка (подготовительная группа)
БУКВАРИНСК– это город в сказочной стране Алфавития, в котором живут буквы русского алфавита. У каждого жителя этого города свой особый характер, есть свой домик, свои слова-картинки, свои задания, игры, свои обязанности. Они очень гостеприимны и всегда рады друг другу и нам с вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_bukvarinsk_nas_zhdyot.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад №12 «Рябинушка» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Итоговое мероприятие
по обучению чтению
для детей старшего
дошкольного возраста
на тему «Букваринск нас ждет!»
ПРОВЕЛА: воспитатель Ермолаева Т.Ф.
БИРСК – 2016
Цель: повторить и закрепить пройденный материал.
Задачи:
- Развивать умение характеризовать звук по акустико –артикуляционным признакам.
- Закрепить понятие о том, что звуки на письме обозначаются буквами.
- Развивать координацию речи с движением.
- Закреплять умение выполнять звуко - слоговой анализ слова, составлять слова из слогов и букв, определять первый звук в словах, определять количество слогов в словах.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Предварительная работа: выставка рисунков «На что похожа буква?», разучивание стихов про буквы.
Оборудование: маски, рисунки детей, ромашка с вопросами, вывески («Магазин», «Зоопарк», «Сад», «Река», «Вокзал»), карточки с цифрами (1-4), воздушные шарики (красные, синие, зеленые), игрушки, корзина, стулья, зебра, слон, корзина с фруктами, карточки со слогами, два планшета, макеты домов, карточки с буквами, два клея-карандаша, салфетки, две клеенки, два плаката, фломастеры, музыка (волшебная, про буквы, звуки поезда)
Содержание
(Звучит музыка, дети заходят в зал, садятся на стульчики).
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в незабываемое путешествие в город, где живут буквы. Это город Букваринск. Что это за город такой – БУКВАРИНСК?
БУКВАРИНСК– это город в сказочной стране Алфавития, в котором живут буквы русского алфавита. У каждого жителя этого города свой особый характер, есть свой домик, свои слова-картинки, свои задания, игры, свои обязанности. Они очень гостеприимны и всегда рады друг другу и нам с вами. Кто мне скажет, от какого слова назван город «Букваринск»?
Дети: От слова «букварь».
Педагог: А что такое букварь?
Дети: Букварь – это книга, которая учит читать.
Педагог: Правильно, ребята.
Но, чтобы попасть в этот город, нам нужно превратиться в буквы. Где моя волшебная палочка?
(Звучит волшебная музыка, педагог надевает ребятам маски с изображениями букв).
Педагог: Вот теперь вы не просто дети, вы теперь – буквы. У каждой буквы свое имя. Давайте представимся.
(Дети выходят по одному, читают стихи про свою букву, показывают рисунок «на что похожа буква?», нарисованный заранее дома).
Педагог: Чтобы открылись ворота в город, нужно правильно ответить на вопросы ромашки: 1.Что мы произносим с вами, когда говорим?
Дети: Мы произносим звуки.
Педагог: 2.Чем мы изображаем звуки на письме?
Дети: На письме звуки мы изображаем буквами.
Педагог: 3.На какие две группы делятся звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Педагог: 4.Чем отличаются гласные от согласных?
Дети: Гласные произносятся без преграды, их можно петь. Согласные произносятся с преградой. Преградой являются губы, зубы, язык.
Педагог: 5.Каким цветом изображают гласные?
Дети: Красным цветом.
Педагог: 6.Каким цветом изображают согласные?
Дети: Синим или зеленым.
Педагог: молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А теперь, в путь!
Педагог: Мы оказались в городе Букваринск. Здесь вы теперь не просто ребята, а буквы. Вы должны придерживаться правилам, принятые в русском языке.
Педагог: Разделимся на две команды: первая команда «Гласные», вторая команда – «Согласные». Справа от меня встаньте гласные буквы, слева – согласные.
(Дети сами делятся на команды, в зависимости от изображенной буквы у них на маске).
Педагог: Сколько букв в русском алфавите?
Дети: 33 буквы.
Педагог:
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там не ведая невзгод,
Очень сильный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобливый,
Дружный и трудолюбивый.
- Загадки про профессии (определение первого звука в слове).
Педагог: Чем же занимается народ в городе Букваринск? Отгадав загадки, вы узнаете профессии жителей. По первому звуку профессии, определите какая буква имеет эту профессию.
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить
по утрам на работу.
(Шофер)- буква «Ш».
В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
(Доктор) – буква «Д».
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр) – буква «М».
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
(Учитель) – буква «У».
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили буквы в нем.
(Строители) – буква «С».
Есть у нее на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
(Продавец) – буква «П».
Педагог: Назовите профессии на вашу букву.
(Дети перечисляют профессии.)
Педагог: Мы познакомились с жителями этого города. А теперь отправимся дальше по дорожкам Букваринска.
- Магазин «Мир игрушек» (определение количества слогов в словах).
(Перед детьми появляется вывеска «Магазин»)
Педагог: Ребята, прочитайте, где мы оказались.
Дети: Магазин.
Педагог: Как вы думаете, что здесь продается?
Дети: Игрушки.
Педагог: В магазин привезли игрушки. Поможет продавцу расставить игрушки на витрины. На первой витрине будут находиться игрушки, названия которых состоят из одного слога, во второй – из двух слогов, на третьей – из трех, на четвертой – из четырех. Каждый выбирает одну игрушку, называет, определяет сколько слогов и кладет на нужную витрину.
(Дети расставляют игрушки, затем педагог проверяет).
Педагог: Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие по городу.
- Зоопарк (выполнение звуко-буквенного анализа слов).
(Перед детьми появляется вывеска «Зоопарк»).
Педагог: Что перед нами?
Дети: Зоопарк.
Педагог:
В азбуке этой –
Увидите сами!
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Кто же живет в зоопарке?
Дети: В зоопарке живут животные.
Педагог: Ребята, а вы знаете этих животных? Назовите их.
Дети: Зебра и слон.
Педагог: А какого цвета они?
Дети: Зебра – черно-белая, а слон - серый.
Педагог: Ребята, давайте мы подарим им разноцветные шарики, чтобы их жизнь в зоопарке не была такой серой и скучной.
Но мы же в необычном городе, и животные здесь необычные. Из разноцветных шариков составим для них звуковые домики. Определим в названии животных звуки: гласные, согласные, твердые или мягкие согласные. Вспомним, каким цветом мы обозначаем гласные?
Дети: Красным цветом.
Педагог: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?
Дети: Синим цветом.
Педагог: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?
Дети: Зеленым цветом.
Педагог: Команда «Гласные» составляет звуковой домик слова «зебра», а команда «Согласные» - слова «слон».
(Педагог проверяет звуковые домики из шариков).
Педагог: Отправимся дальше.
- Сад (составление слов из слогов).
(Перед детьми вывеска «Сад»).
Педагог: Где мы оказались?
Дети: В саду.
Педагог: А что растет в саду?
Дети: В саду растут фрукты.
Педагог: Давайте эти фрукты мы возьмем с собой.
Но, чтобы их взять, следует составить слова – названия фруктов из слогов.
Составив слова, каждая команда должна найти эти фрукты среди других.
(Педагог проверяет составленные слова и подобранные к ним фрукты).
Педагог: Немного подкрепились. Продолжим наше путешествие.
- Река (физкультминутка)
Педагог: Возле сада течет речка. Кто помнит, как называется эта речка?
Дети: Чернильная речка.
Педагог: А кто живет в реках?
Дети: Рыбы, водоплавающие птицы.
Педагог: Давайте немного отдохнем на берегу речки, послушаем и проговорим звуки.
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
Педагог: Отдохнули, пошли дальше.
- Два дома (составление слов из букв).
(Перед детьми два здания без надписи).
Педагог: Ребята, что за дома перед нами? Вы не видите вывеску?
Дети: Здесь только буквы.
Педагог: Как жаль! Видимо, подул сильный ветер и вывески на зданиях оторвались. Поможем жителям восстановить слова из букв?
(Команды собирают слова и приклеивают буквы последовательно на плакат.)
Педагог: Молодцы! Прочитайте, какие это здания?
Дети: «Школа», «Музей».
Педагог: И в Букваринске есть школа, где буквы учатся вместе с детьми. А в музее у них много интересных картинок, которые интересны ребятам.
Нам пора возвращаться домой.
(Звучит звук поезда).
Педагог: Ребята, вы слышите? Ч то это?
Дети: Поезд.
Педагог: Значит, где то вокзал. Это значит, мы можем добраться до дома на чем?
Дети: На поезде.
Педагог: Подойдите сюда.
- Вокзал (написать первые буквы предметов и прочитать предложение).
(Перед детьми вывеска «Вокзал»)
Педагог: Прочитайте вывеску.
Дети: «Вокзал».
Педагог: Отсюда мы и отправимся домой. Но что это?
(Под вывеской висит плакат).
Кажется я догадалась что это? Это на жители Букваринска отправили зашифрованное послание. Нам надо его разгадать. Как это сделать?
Дети: Нужно вписать первые буквы предметов в клетки, а затем прочитать.
Педагог: Давайте попробуем. Вот вам фломастеры. Впишите буквы.
(У каждой команды свое послание)
Педагог: Прочитайте, что у вас получилось.
Дети: «Доброго пути!», «До скорой встречи!»
Педагог: А теперь сядем на поезд и поедем домой.
(Дети становятся паровозиком друг за другом).
Педагог: Вот и завершилось наше путешествие. И теперь мы не буквы, а снова дети.
(Дети снимают маски).
- Итоги.
Педагог: А в каком городе мы сегодня побывали?
Дети: В городе Букваринск.
Педагог: А что это за город? Кто там живет?
Дети: В этом городе живут буквы.
Педагог: Какие достопримечательности города мы с вами сегодня встретили на пути?
Дети: Магазин, зоопарк, сад, река, школа, музей, вокзал.
Педагог: Как вы думаете, мы как-то помогли жителям города или , наоборот, навредили?
Дети: Мы помогли расставить игрушки на витрины, украсили зоопарк цветными воздушными шарами, склеили вывески на домах.
Педагог: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: (ответы ребят),
Педагог: А в награду за нашу помощь, нам жители Букваринска подарили вот такие книжки. Они не прощаются с вами. Вы с ними еще встретитесь в школе или дома, когда возьмете в руки книгу. И я с вами прощаюсь, хочу пожелать вам смекалки, любознательности, аккуратности. Любите и берегите книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"
Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...
Итоговая проектная работа по вариативному модулю:«Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников»Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна
Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...
Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».
Комплект состоит из 3 конспектов - занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...
Конспект итоговой образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему: "Весеннее путешествие"
Итоговая ОД на тему: "Весеннее путешествие" для детей старшего возраста...