Конспекты занятий по обучению коми языка в старшей подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Екимова Светлана Ивановна

          Конспекты занятий по обучению второго (коми) языка для детей старшей группы. Они помогут педагогам детских садов, обучающими коми язык, проводить комплексные занятия,с использованием разных технологий. Конспекты занятий по обучению коми языка решают ряд задач: * ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, * РАЗВИВАТЕЛЬНЫХ, * ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ. Желаю всем педагогам успехов!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Занятие№1.

 «В какие коми подвижные игры играли наши бабушки и дедушки?»

           Цель занятия: 

       Сформировать положительную мотивацию для развития интереса и желания детей играть в коми народные подвижные игры. Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

         

         Образовательные задачи: 

        Приобщать детей к коми народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества. Способствовать сплочению детей в коллективе. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

           Возраст детей: старшая группа.

           Оборудование и материалы: современные детские игрушки, платок, маска «воробей», маска «медведь».


Место проведения: групповая комната.  

                                                Ход деятельности:

          Воспитатель:  - Кто не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые – виртуальные, компьютерные.

        - Мальчишки и девчонки, я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Познакомиться с играми которые стали коми народными.

 - «Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками  и играми играли наши бабушки и дедушки? (Ответы детей)

- Предлагаю вам познакомиться с правилами игр «из бабушкиной коллекции». Выбирайте то, что вам нравится, и играйте!

         

 1. «Коді серöктас?» («Кто засмеется?»).

Цель: продолжать знакомить с коми национальным фольклоромучить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст, развивать внимание, развивать выдержку.

Ход игры:

         все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:

Ас ки карнан

Ки карнан

Кодлöн водзджык

Пинь воссяс –

Дас тувик,

Дас печик.

Тю! Тю! Тю!

(Из собственных рук

Ручка жернова.

У кого первым

Покажутся зубы –

Тому десять тычков,

Тому десять щелчков.

Тьфу! Тьфу! Тьфу!)

       После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто первым не выдержит и первым засмеется (покажет зубы), этому игроку дают тычок по спине и щелчок по лбу.

(Воспитатель и дети играют в игру)

2.  «Синтöм горань» ( «Жмурки»).

Цель: продолжать знакомить с коми национальным фольклоромучить выполнять правила игры; развивать ловкость, слуховое внимание.

Ход игры:

          с помощью коми считалки, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него. Водящему завязывают платком глаза и кружат его на месте, одновременно приговаривая:

Шапка – татарка,

Синъясыд куньса,

Колöкö, кутав

Да эн жö нин аддзы!

(Шапка-татарка,

Глаза-то зажмурены,

Если угодно, лови нас,

Да только не вздумай

Поймать).

       Покружив водящего, отталкивают в сторонку, а остальные тихонько, на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий наощупь начинает искать игроков. Если поиски затягиваются, прячущиеся подают голос: холодно, морозно (если водящий уходит в сторону), тепло, горячо (когда водящий приближается вплотную к игрокам). Кого пой-мает, тот и будет водящим в следующий раз.

3.   Словесно-хороводная игра «Пышкай» («Воробей»).

Цель: закрепление знаний о птицах Коми края; учить выполнять правила игры. Развивать слуховое внимание.

Ход игры:

        коми считалкой  выбирают водящего – воробья. Ему завязывают платком глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Миян гажа сад йöрö

Локтіс пышкай да сьылö

- Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Коді нявöстас тöдмав.

(Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты, птичка, не зевай,

Кто мяукнет, угадай.

       Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу, мяу», - стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

4.    «Ош» («Медведь»).

Цель: продолжать учить названия диких животных Коми края на коми языке; воспитывать желание произносить слова на коми языке; развивать быстроту, ловкость, внимательность, воспитывать умение играть в коллективе.

Ход игры:

        при помощи коми считалки выбирается медведь, остальные игроки будут ягодниками. Медведь встает посредине комнаты на четвереньки, его укрывают чем-нибудь сверху (кофта, покрывало и т.п.), а ягодники ходят вокруг него и приговаривают:

Ошкӧ – бабӧ, ошкӧ – бабӧ ,

Чöдтö вотам, пувтö öктам,

Бур вотöссӧ босътам,

Лёк вотöссö чöвтам…

(Медведь – бабушка, медведь – бабушка,

Чернику поберем, бруснику соберем,

Хорошую ягоду возьмем,

Плохую ягоду оставим…)

       Медведь соскакивает и старается поймать ягодников, кого он поймал, тот становится медведем. Если никого не поймал, то снова сам остается медведем.

5    «Тупöсь нянь» («Каравай»).

Цель: продолжать знакомить с коми национальным фольклоромучить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

          Дети, держась за руки, стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:

-Кыдзи Танялӧн чужан лун вылö,

Ми пожалiм тупöсь нянь

(Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их)

-Эта судта

(Дети приседают на корточки, держась за руки) 

-Эта ляпта…

(Дети сужают круг)

-Эта öдтöм…

(Дети раскрывают круг)

-Эта пасьта…

(Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши)

                           

-Тупöсь нянь, тупöсь нянь,

Кодi муса, сiйöс босьт!

        Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.

   

        Воспитатель: Вот и подошёл к концу наше занятие.  Давайте будем беречь традиции коми народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры играли они? И мы с вами будем учиться играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли в коми игры в своем детстве?» (Ответы детей)

                                         

                                         Занятие №2.

«Обычаи и традиции коми народа»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к жизни, обычаям и традициям коми народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с жизнью коми народа, особенностями быта.

  • Развивать умение находить и называть различия по использованию предметов быта в прошлом и настоящем.

  • Воспитывать уважение к коми народу.

    Возраст детей: старшая группа.

Оборудование: группа, оформленная в тундру, презентация со слайдами, экран с компьютером, предметы коми быта, старинная одежда, обувь, охотничьи лыжи, одежда охотника, маски «оленей» .

Место проведения: групповая комната.  

               Предварительная работа с детьми:

Экскурсия с детьми в Дом Народного Творчества «Зарань» села Выльгорт.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционного хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения.

       Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса.

         Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Деревообрабатывающее ремесло в сфере охотничьего промысла

         Наиболее массовое распространение у коми зырян деревообрабатывающие ремесла. Основными рабочими инструментами были топор (чер), тесло (керанчер), скобель (гогын), долото (öжин), нож (пурт). Позже стали широко использоваться различные станки по дереву. В деревнях столяры изготавливали на продажу и по заказу рамы, грабли, лопаты, сани, салазки, деревянные части сохи и телеги, мебель. Для мебели вытачивались фигурные ножки и ручки, для чего был изготовлен самодельный станок в начале XX века в Летке. Коми мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для кваса и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной породы. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Охотничьи Артели бродили по лесам в поисках добычи, подолгу на одном месте не задерживались. Чтобы выжить, народу коми пришлось узнать все тонкости деревообрабатывающего ремесла. Поэтому наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие ремесла. Деревообработка у коми традиционно считалась мужским делом.

Практически каждый взрослый коми крестьянин владел технологией и навыками работы по дереву и был способен изготовить из него любой предмет, необходимый в личном хозяйстве. Вплоть до середины XIX века в деревообработке у коми преобладали простейшие технологические операции: рубка, обтесывание, долбление, сверление. Основными рабочими инструментами были: топор (чер), тесло (керанчер), скобель (гогын), долото (ожин), резец (кандрас) и нож (пурт).

Промысловая лесная избушка (вöр керка) – постоянное жилище находившихся в промысловых угодьях коми охотников - проста по конструкции и в то же время удобна для длительного проживания.

Охотничьи лыжи у коми, как и у многих других народов севера, двух типов. Одни необшитые, голицы (лямпа), другие (лызь) обшитые шкурой, снятой с ног животного(кыс). Вместо обычных палок пользовались одной. Она служила и для отталкивания при ходьбе на лыжах, и в качестве подпорки при стрельбе, и для разрывания и разравнивания снега при установке ловушек . Изготавливались лыжи чаще всего из ели, реже-из берёзы.

                                  Берестоплетение и изделия из бересты

Одним из самых любимых и используемых материалов была береста. Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразную утварь, посуду и обувь. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде.

Из берестяных лент шириной 1-3 см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод - пестери, кузовки, корзины, ведра. Берестяное плетение для Прилузья характерно смешением стилей. Используются приемы, как вятских мастеров, так и архангелогородских. Касается это, не только замков, сшивок, но и всех остальных берестяных технологий. В районе можно встретить мастера, изготавливающего пестер в традиционном коми-зырянском стиле, туес с прорезной резьбой по-вятски, хлебницы и солонки с поморской росписью.

Берестяное ремесло, несколько угасшее в 70-80 годах XX века, за последние двадцать лет вновь обрело своих мастеров, так же как и лозо-, корнеплетение.

Сегодня не редкость увидеть на сельских рынках выставленные на продажу добротные ремесленные изделия, имеющие свое, прилузское «лицо». Особенность этих изделий в том, что все они имеют конкретное прикладное назначение бытовой утвари, то есть в них можно хранить сыпучие продукты при полной уверенности в экологической чистоте используемой мастерами бересты, лозы или корня.

Население изготавливало лодки - транспортные средства для продвижения по р. Летке и Лузе. Делали лодки для личных нужд и для перевозки объемных грузов. Крупным судостроительным центром был Ношуль. Издавна летско-лузские крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство производило смолу для себя. Употреблялась смола преимущественно для смоления лодок, смоляной водой пропитывали обувь для герметичности. Смолу-живицу принимали за деньги, поэтому многие готовили ее для продажи и сдавали целыми бочками.

                                                     Катание валенок

Хотя валенки являются чисто русским изобретением, их вскоре переняли многие народы Российской империи. В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера – валяльщики. Катать валенки коми мужики ходили артелями в соседние губернии: Вятскую, Пермскую.

Самыми крепкими валенками считаются серые катанки (по-прокопьевски: «валеги»). Чёрные заслужили славу самых практичных. Крепче и качественнее обуви, чем из шерсти молодой овцы, считалось у коми, нет. Впервые снятая шерсть обычно шла на валенки детям.

Шерстяные волоски мастера скрепляют между собой специальной скалкой. Катают по столу лохматые пласты почти как тесто. Самый главный момент при изготовлении валенок: необходима шерсть отличного качества, летняя - для хорошей связки, короткая, длиной со спичечный коробок. Шерсть не сушат, иначе изделие не получится. Шерсть для начала треплют руками, а затем чесалкой.На валенки для детей необходимо 400, 600, 800 граммов шерсти на одну пару, для взрослых мужских валенок – 3,4 или 5 фунтов.

Необходимые инструменты: кусок ткани, на которую выкладывается шерсть; деревянная палка; чиж (по размерам детской и взрослой ноги; чиж - небольшая чурочка, с одной стороны заострённая наискось); клин; колодки и валёк (деревянная доска с ручкой).

Ткачество. Узорное ткачество и вязание

Ткачество с древних времен составляло у коми исконное занятие женщин и существовало на территории коми почти повсеместно. В короткие зимние дни, когда давно уже закончены страдные работы, ткали они холсты на всю семью. Между тем, создавая их, мастерицы отнюдь не считали себя художниками, отдавая творчеству свободное от полевых работ время. Свои изделия рассматривали они как нужные в хозяйстве и быту веши.

Коми знали ряд способов орнаментирования тканей, наиболее распространенными из которых являлось несколько видов нестаночного и станочного ткачества, известных и соседним народам.

Способами нестаночного ткачества изготовлялись пояса, являвшиеся необходимой принадлежностью и женского и мужского традиционного костюма. Их плели на пальцах, ткали на дощечках (на бердечке) из шерстяных и льняных разноцветных нитей. В декорировке поясов использовались в основном геометрические мотивы: прямой и косой кресты, уголки, ромбы, гребенчатые и другие фигуры. Наиболее распространенным цветом является красный в сочетании с ярко-зеленым, желтым, синим, фиолетовым. Пояса в большом количестве изготовлялись для приданого невесты, для подарков жениху и всей его родне.

                                            Ход занятия:

Воспитатель: Видза оланныд , дона челядь! Вы поняли , дети, что я сказала?.

Дети: Это приветствие на коми языке.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живём? (ответы детей) (слайд 1)

-Правильно, в республике Коми. Коми народ очень гостеприимный. У каждого народа свои традиции. А что такое традиции?  (Предположения детей)

-Слово «Традиция» означает «передача», это то, что передаётся от одного поколения к другому.

         Народ Коми - коренное население Республики Коми.

-     Ребята, посмотрите, как мы необычно расселись сегодня в группе, как будто мы очутились в тундре, костёр горит перед нами. Вот так и в старину собирались коми люди на берегу реки, возле костра, пели песни, водили хороводы, играли в народные игры.

          И мы с вами сегодня познакомимся с жизнью и с бытом Коми народа.

1. Жилища коми народа. (слайд 2)

Воспитатель: - Как вы думаете какие строились раньше дома (прочные, из толстых бревен) Из каких деревьев строились дома? (Отв. детей)

Воспитатель: -  Дома строили высокие, для того, чтобы способствовать сохранению тепла в холодное зимнее время.

      У коми крестьян большой деревянный дом был с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были, красивы и гармоничны.

Главным местом в избе был «красный угол», где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи.

 «Красный угол» - это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога.

2. Быт коми народа. (слайд 3,4,5,6,7)

   

   Воспитатель: -  Как вы думаете, какие главные занятия были у коми народа, коми зырян? (Ответы детей)

Воспитатель: - Коми народ занимался рыболовством, земледелием, скотоводством и. т. д.

        Массовое распространение у коми имела охота. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний).

      В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности.

Воспитатель: - Как вы думаете каких животных и птиц ловили охотники (Отв. детей)

Воспитатель: - Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка.

        Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях.

Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и батальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми народа, вплоть до настоящего времени, малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Физминутка: (слайд 8)

(Коми подвижная игра «Сувт, кӧр!» (Стой, олень))

       Водящий («пастух»«охотник», который определяется по коми считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей». Игра начинается, когда водящий закричит«Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся«Сувт, кӧр!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

3. Ремёсла коми народа  (слайд 9,10,11)

       

      Воспитатель: -  Наиболее массовое распространение у коми народа издавна имели деревообрабатывающее ремесло, художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву, плетение из ивовых и черемуховых веток, бересты.

      Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса.

Вышивка. Мастерицы края владели несколькими видами вышивки, которые использовали для украшения изделий. Вышивка золотыми и серебряными нитями.

Большого совершенства мастерицы коми достигли в узорчатом вязании. Чулки, варежки, перчатки обычно вязались из шерсти, с употреблением нескольких разноцветных нитей.

Воспитатель: - Мы сегодня попробуем создать свой альбом «Орнаменты народов Коми». Основные узоры будут: ель, рыба,чум, и др.

Рефлексия: Вы все большие молодцы! Ыджыд аттьӧ уджалӧмысь! (Большое спасибо за работу!)  А сейчас, ребята, расскажите что вам больше всего понравилось на занятии? (Рассказы детей).

Занятие №3.

       Занятие «Йиркапкӧд вӧрын паныдасьӧм»

"Встреча в лесу с  Йиркапом".

 (Коми промысловый календарь).

   Цель занятия: закреплять с детьми слова, простые предложения на коми языке по данной теме.

Задачи:

1. Прививать уважение к промыслам коми людей, к жителям села и деревень;

2. Развивать познавательные способности;

3. Активизировать речевую деятельность;

Возраст детей: старшая группа.

Оборудование: детские лыжи, одежда  охотника, костюм Йиркапа, коми промысловный календарь, современный календарь, маски для подвижных игр, сладкие угощения для детей.

Место проведения: группа, оформленная в зимний лес с ёлками. 

                               

                                                Ход занятия:

Педагог: Что мы будем сегодня делать? (Пойдём на охоту) А почему? (охота была основным занятием наших предков – древних коми. Лес кормил, обувал, одевал).

Педагог отмечает, что древние коми-охотники ориентировались на свой промысловый календарь.

Педагог: Сейчас мы Новый год отмечаем 1-го января. А раньше, несколько сот лет назад, новый год начинался после весеннего равноденствия – 22 марта. Посмотрите на этот календарь (продемонстрировать древний промысловый календарь коми). Сравните его с современным календарем.

Чем они похожи? (Год поделен на определенные периоды) Чем они отличаются? (Мы год делим на 12 месяцев, а здесь, на древнем промысловом календаре год поделен на 9 разных частей, которые обозначены фигурками различных животных).

Педагог: Год по древнему промысловому календарю коми поделен на весенне-летний и осенне-зимний периоды. Весенне-летний период начинался со знака медведя, с 23 марта. Осенне-зимний период – с 10-го августа. На этот период выпадал день осеннего равноденствия – 23 сентября. Промысловый сезон у коми длился с конца августа по март месяц и подразделялся на два периода:

- осенний (арся вoралoм), когда охота велась в одиночку в ближних угодьях,

- зимне-весенний (тoвся вoралoм), когда охота велась артелью, группой в дальних угодьях за 200-250км от дома.

       Сегодня я вам предлагаю отправиться в ближнее охотничье угодье, в ту часть леса, где ведется охота. Угодье – это место постоянного промысла. На охоту мы пойдем с героем легенд, от которого не могли скрыться ни птица, ни зверь.

Вспомните, как его называют? (Йиркап) Что вы знаете о Йиркапе? (имел волшебную необычную лыжу).

Педагог: С этим легендарным охотником мы с вами отправимся на охоту. Прежде чем отправиться на охоту, нужно одеться в специальную охотничью одежду – вoралан паськoм. Одежда должна быть удобной и рассчитана на любые природные условия. Найдите карточку с изображением охотничьей одежды.

А) Лузан. Основной деталью являлась промысловая накидка с отверстием для головы. Кто хочет надеть ее? Чтобы не промокнуть, суконный лузан обшивался на плечах, груди и спине кожей, пришивалась петля для топора. Сзади и спереди пришивались карманы для хранения добытой дичи, а также необходимых охотнику принадлежностей. Что ты положишь в карманы? Есть пословица: белка сама в лузан не полезет. Как вы понимаете эту пословицу?

Б) Тасма. Охотники подпоясывались кожаным ремнем, на котором в специальном кожаном чехле висел нож.

В) Зырянка или кысян. На голову надевали суконную шапку-зырянку или кысян – меховую зимнюю шапку.

Г) Бакилo или лызь кoм, ишим.На ноги осенью надевали кожаные сапоги с длинным голенищем – бакилo, а зимой – лызь кoм (особые лыжные ботинки, которые шились из одного куска тонкой кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками). Кожаную обувь носили с длинными шерстяными или меховыми чулками. Зимой еще надевали ишим – валенки с мягким суконным голенищем. Как вы думаете, почему голенище должно быть мягким? (Чтобы не натерли ноги)

Д) Пон кепысь. На руки надевались пон кепысь – меховые рукавицы, которые легко сбрасывались, были удобными.

Е) Лызь.Все встали, надели лыжи. Что интересного в этих лыжах? (Обиты камусом – шкурой с ног оленя или заячьей шкурой, чтобы не скользили назад).Охотничью одежду принято было держать в сарае, ее никогда не заносили в дом, чтобы не было жилого запаха.

Физкультурная пауза по тематике «Лызьяс вылын яг кузя»

«На лыжах по лесу»

Педагог: Посмотрите дети нас встречает Йиркап. Видза олан, Йиркап! Здравствуйте, Йиркап! Мунам Йиркап, петкӧдлы ассьыд угӧддьӧтӧ. Пойдём Йиркап, покажи свои охотничьи места. Уна сэні звер-пӧтка? Много там зверей-птиц?

Йиркап: Вайӧ мунам, петкӧдла ставсӧ. Давайте пойдём, покажу всё. Тані менам эм кыйсян календар. Здесь у меня есть охотничий календарь. Но видзӧдлӧ, челядь, кушмӧма менам кыйсян кытшӧ. Но посмотрите, ребята, опустело моё охотничье кольцо. Став зверыс котӧртӧмаӧсь да дзебсьӧмаӧсь. Все звери убежали и спрятались. Отсалӧ меным найӧс аддзыны. Помогите мне их найти.

(Вокруг оформленный зал или группа в зимний лес, дети надевают лыжи и идут за Йиркапом по лесу.)

Педагог: Вайӧ отсалам, Йиркаплы? Давайте поможем, Йиркапу? Локтӧ, гӧгӧр видзӧдлӧ, кодӧс ті аддзаныд? Идите, вокруг посмотрите, кого вы видите? Тайӧ коді? Это кто? Кутшӧм вӧрса пемӧс? Какое лесное животное? Челядь:  Тайӧ ош. Это медведь.

Педагог: Вайӧ ворсам «Ошкӧ-бабӧ». Давайте поиграем «Ошкӧ-бабӧ».

(Подвижная игра «Медведица», ворсӧм «Ошкӧ-бабӧ» )

Йиркап: Видзӧдлӧ, а тані коді? Посмотрите, а там кто?

Челядь: Тайӧ кӧр. Это олень.

Йиркап: Кӧръяс – зэв тэрыб вӧрса пемӧсъяс! Олени – очень быстрые лесные звери! Ыджыд да мича сюръяса. С большими и красивыми рогами. Найӧ сёйӧны вӧрын еджыд нитш. Они кушают в лесу белый мох-ягель.

 Педагог: А ми, Йиркап, кужам, кыдзи кӧръяс, зэв тэрыба котравны! А мы, Йиркап, умеем, как олени, очень быстро бегать! Вайӧ ворсам «Сувт, кӧр!» Давайте поиграем «Стой олень!»

(Подвижная игра «Стой,олень!», ворсӧм «Сувт, кӧр!»)

Педагог: Сэні, видзӧдлі, код кӧ котӧртӧ? Там, посмотрите, кто то бежит? Челядь: Тайӧ сьӧдбӧж. Это горностай.

Йиркап: Да. Сылӧн бӧж помыс сьӧд, а ачыс еджгов. У него кончик хвоста чёрный, а сам беленький. Челядь, аддзанныд, ылын дзебсьӧма сан. Дети, посмотрите, вдалеке спряталась росомаха. Сійӧ ылысянь ветлӧ ичӧт ошпи вылӧ. Она издалека похожа на маленького медвежонка. Вайӧ ми сійӧс кыйам. Давайте мы его поймаем.

Йиркап: Со сэні варгыльтӧ- мунӧ ыджыд йӧра. Вон там идёт-шагает большой лось. Сійӧ ӧні сюрьястӧм. Он сейчас без рогов.  Тӧлысь сайын на сылӧн юр вылын вӧліны мича да ён сюрьяс. Месяц назад ещё у негобыли красивые и сильные рога.  Сылӧн тӧлын сюрьяс усьалӧны, а тулысын кутасны бӧр быдмыны. Зимой у него рога падают, а весной обратно вырастают.

Педагог:  Аддзаныд, челядь, ичӧт ю дорын куйлӧ вурд. Видите, дети, возле лесной речки лежит выдра. Сійӧ куталӧ йи пытшкысь чери. Она ловит подо льдом рыбу. А сэні коді котӧртӧ?

Челядь: Биагӧрд  пасьӧн, мудер, мича руч. В оранжевой шубке, хитрая, красивая лиса.

Педагог:  Вайӧ шойччыштам да ворсыштам «Мудер руч» ворсӧмӧн. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Мудрая лиса».

(Подвижная игра «Мудрая лиса», ворсӧм «Мудер руч»)

Йиркап: Видзӧдлӧй, дона челядь, пу вылын пукалӧ ур, кольяс йирӧ. Посмотрите, дорогие дети, на дереве сидит белочка, шишки грызёт.

А сэні лым кузя воськовтӧ тулан, аддзаныд, челядь? А там по снегу бежит куница, видите, дети? Вӧтам сійӧс ӧдйӧ да кутам. Догоним её быстро и поймаем.

(Прохождение полосы препятствий из кубов и обручей)

Педагог: Мый, челядь, став вӧрса пемӧсъяссӧ вӧралысьяслысь календырысь аддзим? Что, дети, всех лесных зверей с охотничьего календаря нашли?

Челядь: Да.

Педагог:  Мунам бӧр садйӧ, а то ӧдйӧ пемдас. Пойдём обратно в садик, а то потемнеет быстро.

Йиркап: Аттьӧ тіянлы, челядь! Спасибо вам, дети, ! Кӧч тіянлы тшӧктіс сетны чӧсмасянтор - юмов кампет.  Заяц вам сказал передать угощение – сладкие конфеты. Аддзысьлытӧдз, дона ёртъяс! До свидания, дорогие друзья!

                         

                                           

                                                       

                                                  Занятие №4.

Конспект занятия-прогулки

 «Поход с Пера богатырём за спасением Зарани »

  Цель: Обеспечить детям  двигательную активность на прогулке.

                                                  Задачи:

  • Формировать у детей основы здорового образа жизни. Развивать быстроту, выносливость, внимание, память, меткость;
  • Формировать умения наблюдать за красотой зимней природы;
  •  Воспитывать интерес и любовь к  коми сказкам и легендам;
  • Закреплять с детьми  названия элементов коми узора;
  • Активизировать разговорную речь на коми языке.

       Возраст детей: дети старшей группы

        Оборудование: обручи, палки, одеяло (покрывало), костюм Пера богатыря, снежная постройка «Зарань», самодельные луки и стрелы, картинки с коми орнаментами и с буквами, маски для подвижных игр(Ёма кулёма и пӧль), мешочек с хлебом, термос с тёплым чаем.

      Место проведения: уличная площадка группы.

                                               Ход прогулки:

       

Воспитатель, переодетый в костюм Пера богатыря, заходит в группу и читает послание от Вӧрса (Яг морта).

(В письме написано, что он забрал Зарань к себе в темный лес (Пемыд вӧр).  Найдёт тот, кто расшифрует слово по картинкам. И это слово подскажет, где спрятана Зарань.)

-  Пера богатырь просит детей помочь найти Зарань. Дети соглашаются и выходят на площадку с Пера богатырём.

- Предлагает детям одеть всем лямпы (охотничьи  лыжи) и отправиться на поиски Зарани  в лес.

 Педагог:  Видзӧдлӧ гӧгӧр, кутшӧм мича тӧвся вӧр! Посмотрите вокруг, какой красивый зимний лес! Висьталӧ, ТӦВ – сійӧ кутшӧм? Скажите, ЗИМА - она какая?

Челядь: Лымъя тӧв, ыркыд, мойдкодь. Снежная зима, морозная, волшебная. Быдлаын лым. Повсюду снег. Мича пуяс лым улын, югъялысь пелысь розъяс тупкалӧма лымйӧн. Красивые деревья в снегу, яркие грозди рябины засыпаны снегом. Югыд-лӧз енэж.

Чистое, голубое небо.

 Пера-богатырь: Тӧв локтӧ миян ордӧ кӧдзыдӧн, лымйӧн да тӧлӧн. Зима приходит к нам с морозами, со снегом и ветром. А кыдзи ті мӧвпаланныд, кодарысь унджыкасӧ тӧлӧдас тӧвнас да мыйла? А как вы думаете, с какой стороны чаще дует ветер зимой и почему? Да кутшӧм сійӧ? А какой он? 

Челядь: Унджыкасӧ тӧлӧдас войвылысь. Чаще всего дует с севера. Тӧлыс кӧдзыд, чизыр, ырган, йикодь. Ветер холодный, резкий, пронизывающий, леденящийНайӧ вайӧны миянлы турӧбъяс да падеръяс. Они приносят нам метели и вьюги.

Педагог: Мӧвпыштӧ, кыдзи позьӧ тӧдмавны, эм ӧні тӧлыс, либӧ абу? Подумайте, как можно определить, есть сейчас ветер или нет? 

 Челядь: Пуяс вожъяс вывті. По веткам деревьев. Позьӧ бергӧчыны чужӧмӧн тӧв дорлань. Можно повернутся лицом в сторону ветра. 

Педагог: Вайӧ видзӧдлам. Давайте проверим.

Пера-богатырь: Видзӧдлӧ, челядь, ми дыр тікӧд нимкоддясим, мый вунӧдім, мыйла таччӧ локтім. Посмотрите, дети, мы долго с вами любовались, что забыли, зачем мы сюда пришли. Аддзӧ, кӧні нӧ подсказкаыс? Найдите, где же подсказка?

Педагог: Видзӧдлӧ, челядь, мый сэні кыдз улас? Посмотрите, дети, что там под берёзкой?

(картинка с коми орнаментом «Медвежья лапа», сзади картинки написана буква «К»).

Пера-богатырь: Видзӧдлӧ, тані эм пода туй. Смотрите, тут есть тропинка. Вайӧ, водзӧ мунам подӧн. Давайте, мы дальше пойдём пешком. Видзӧдлӧ, Ёма баба пуктӧма миянлы мешӧк воськывъясӧн. Поглядите,  Ёма баба положила нам мешочек с посланием.

 Пера-богатырь: Лыддьӧ: «Водзӧ мунӧны медся ёнӧсь, повтӧмаӧсь, метокӧсь! Инманыд тшупйӧ лукысь, сӧмын сэк восьтаныд мешӧксӧ подсказканас!» Читает: «Дальше идут самые сильные, смелые, меткие! Попадёте в цель из лука, только тогда откроете мешочек с подсказкой!»)

(«Стрельба из лука в цель»)

 Педагог: Видзӧдлӧ, челядь, тані мешӧкас серпас кутшӧм кӧ коми серӧн? Посмотрите, дети, здесь в мешочке картинка с каким то коми орнаментом? Мый нӧ тані серпасалӧма? Что же здесь нарисовано?

(«Тупӧсь нянь»- хлеб, сзади картинки написана буква «О»).

 Пера-богатырь: Мешӧкас Ема баба и няньтор тіянлы кольӧма, медым ми сёйыштім. В мешочке Ёма баба и хлебушек вам  положила, чтобы мы подкрепились. Чӧмасьӧй, сёйыштӧ дзоньвидзалун вылӧ! Угощайтесь, поешьте на здоровье!

Педагог: Сійӧ зэв ёна кӧсйӧ, медым ми ворсыштім сылӧн радейтана ворсӧмӧн. Она очень хочет, чтобы мы  поиграли в её любимую игру.

( Подвижная игра  «Ёма кулёма»)

Пера-богатырь:  Ӧні ми мӧдӧдчам тікӧд сьӧкыд мытшӧдъяса пода туйті. Теперь мы пойдём с вами по трудной тропе с препятствиями.

(Дети перепрыгивают на двух ногах через «сугробы», затем идут змейкой между обручами)

Пера-богатырь: Мытшӧдъяс прӧйдитім, молодечьяс. Препятствия прошли, молодцы. А кӧні нӧ подсказкаыс? А где же подсказка?

( Находят под снежной горкой  картинку (картинка с коми орнаментом «Чум», сзади картинки написана буква «З»)).

Пера-богатырь: А кыдзи нӧшта на шуӧны олан керкаяссӧ Войвыв войтырлысь? А как ещё называются  жилища у людей на Севере?

Челядь: Лымйысь «иглу», «яранга». «Иглу» из снега, «яранга».

 Пера-богатырь: Челядь, заводитчысьӧ падер и миянлы колӧ дзебсьыны, кыдзи ті мӧвпаланныд кытчӧ? Дети, начинается снежная буря и нам надо укрыться, как вы думаете куда?

Челядь: Чумӧ. В чум.

Педагог: Вайӧ жӧ ӧдйӧ дзебсям чумӧ.  Давайте же быстро спрячемся в чум.

(В чуме, сделанном детьми, поют песню про мамочку «Менам мамук»).

Педагог: Петав, Юлиана, кутшӧм сэні поводдяыс? Выгляни Юлиана, какая там погода?  Бур поводдяыс лоис, ворыштам тікӧд «Сувт, кӧр!»Хорошая погода наступила, поиграем с вами «Стой, олень!»

( Подвижная игра  «Сувт, кӧр!»)

 Пера-богатырь:  Может ми бостчылам тӧдмавны тайӧ кывсӧ? Может мы попробуем расшифровать это слово? Вайӧ, челядь, лыддям, кутшӧм кыв тані дзебӧма Яг морт. Давайте, дети, прочитаем, что за слово зашифровал Яг морт.

(«К» «О» «З»)

(Дидактическая игра «Соберём орнаменты и отгадаем слово»)

Пера-богатырь: Аддза водзын пемыд вӧр. Вижу тёмный лес (Пемыд вöр) впереди. Мунам сэтчӧ, может сэні менам муса Зарань? Пойдёмте туда, может там менам муса Зарань (моя любимая Зарань)?

Педагог: Вот и миян волшебнӧй пуным «коз». Вот и наше волшебное дерево «ёлка». Видзӧдлӧ. Посмотрите. Пуыс петкӧдлӧ вожъясӧн, мый найӧс улын менам Зарань. Дерево показывает ветками, что под ней моя Зарань.

Пера-богатырь: Вот, менам мича нывка Зарань. Вот, моя красавица Зарань.  Ыджыд аттьö, челядь, мыйла меным отсалінныд мездыны Зарань Яг мортысь. Большое спасибо, ребята, что вы мне помогли спасти Зарань от Яг морта.

Пера-богатырь: А бӧрӧ, асланныд садйӧ, ті воанныд сӧмын со ташӧм волшебнӧй кывъяс бӧрти, пӧдлалӧ синъясныдтӧ да висьталӧ: ««Экöтö, пекöтö, чукöртöма, абуль, бабуль дöмöма, экс, пекс, туля, пуля, воим!» А обратно, в ваш детский сад, вы попадёте после таких вот волшебных слов, закрывайте глаза и повторяйте: «Экöтö, пекöтö, чукöртöма, абуль, бабуль дöмöма, экс, пекс, туля, пуля, воим!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

Конспект занятия по обучению татарскому языку для детей средней группы Тема: “ Безнең кунаклар

Цель: Развитие татарской речи детей, используя слова и словосочетания из повседневной жизни в разных ситуациях.  Задачи: 1. Формировать у детей первоначальные умения и навыки практическ...

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей - подготовительной группе Систематизировать знания детей о родном языке. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Тема: «Путешествие в страну Лингвию» Занятие позоволит развить у детей навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться усп...

Конспект занятия по изучению коми языка в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Занятие направлено на изучение коми слов на тему "Домашние животны"...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

Конспект занятия по обучению коми языку по теме "Помощь Лунтику"

Конспект занятия по обучению детей коми языку по теме "Помощь Лунтику" . Занятие для детей средней группы (первый год обучения иностранному (коми) языку) с использованием интерактивного обор...