Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Все игры и упражнения направленны на развитие словаря ребенка, фразовой речи, речевого оформления
суждений и умозаключений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: Составление рассказа по следам демонстративного действия (старший возраст)
Цели: Учить правильно соотносить слова. Задачи:
- Учить детей отвечать на вопрос предложением из четырех-пяти слов.
- Строить предложение в полном соответствии с порядком слов в вопросе.
- Учить составлять рассказ из трех и более предложений.
- Развивать словесно-логическое мышление, память и внимание детей;
- Закрепить умения подбирать к предметам признаки и действия;
- Учить подбирать антонимы;
- Учить детей согласованию существительного с числительным.
Оборудование: мыло, расческа, полотенце, зубная щетка, зубная паста, мяч.
Ход занятия
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, сегодня, у нас будет очень интересное занятие и проведем мы его в необычном месте. Но перед этим вам нужно постараться и отгадать мои загадки.
Познакомиться готов?
Оно бывает всех цветов.
Моешь ручки? Ах, как мило,
Значит, пригодиться... (Мыло)
Вафельное и полосатое,
Пушистое и лохматое,
Всегда оно под рукою —
Что же это такое? (Полотенце)
Выгнутая спинка,
Жесткая щетинка,
С пастой мятной дружит,
Всем ребятам служит. (Зубная щетка)
Белая река
В наш ротик затекла,
По зубкам ходит —
Чистоту наводит. (Зубная паста)
Гуляю я не по лесам,
По волосам и по усам,
И зубы у меня длинней,
Чем у лесных больших зверей. (Расческа)
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки. Подумайте, где находятся эти предметы? (полотенце, зубная щетка, зубная паста, мыло, расческа). Правильно, в умывальной комнате.
Затем предложить пройти в умывальную комнату, а можно и за столом. После того, как дети сели на стульчики, попросить детей повторить четыре-пять определений. Называются признаки к предметам, которые педагог берет в руки: (полотенце) пушистое, розовое, легкое, чистое; (мыло) белое, гладкое, тяжелое; (мыльница) разноцветная, пластмассовая, овальная; (салфетки) бумажные, мягкие, белые; (зубная щетка) длинная, с мягкой щетиной; (расческа) пластмассовая, маленькая, розовая. В случае, если дети испытывают затруднения, то подбираются более простые определения и уменьшается их количество.
1. Игра «Правильно- не правильно»
Воспитатель: - Расческой чистят зубы?
Дети: - Расческой расчесывают волосы.
Воспитатель: - Полотенцем намыливают руки?
Дети: Полотенцем вытирают руки.
Воспитатель: - Зубной пастой вытирают лицо?
Дети: - Зубной пастой чистят зубы.
Воспитатель: -Мылом вытирают руки?
Дети: - Мылом намыливают руки;
Воспитатель: - Чистят зубы расческой?
Дети: - Чистят зубы зубной щеткой, а расческой расчесывают волосы.
Воспитатель: Волосы расчесывают полотенцем? Дети: Волосы расчесывают расческой, а полотенцем вытирают руки.
Воспитатель: Руки моют зубной пастой? Дети: Руки моют мылом, а зубной пастой чистят зубы.
2. Игра «К какому предмету подходит действие»
(развитие словесно-логического мышления)
Педагог называет действие, а дети предлагают соответствующий предмет:
Полоскать…..(рот)
Чистить…….(зубы)
Расчесывать……(волосы)
Мыть…….(руки)
Вытирать……(лицо) Вытираться…..(полотенцем)
Расчесываться………(расческой)
Намылиться………(мылом)
3. Динамическая пауза. «Мы активно отдыхаем»
Воспитатель: Ребята, предлагаю подвигаться и размять ручки и ножки.
Ручки прямо перед грудью, (прямые руки перед грудью)
Разводить теперь их будем (руки разводятся с стороны)
С поворотом — раз-два-три (повороты туловища)
Не ленись, давай смотри! (руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем - раз-два-раз,
Ножки разомнём сейчас.
Сели-встали, сели-встали. (выполняют приседания.)
Наши ножки чуть устали. (встряхивание ногами)
На ходьбу мы перейдём, (ходьба на месте)
Сядем дружно, отдохнём. (присели.)
Мы наклонимся вперёд, (наклон туловища вперед.)
И прогнемся мы назад. (встать)
Кто носочки достаёт? (наклоны вперёд)
Тот разминке очень рад! (руки подняты вверх)
4. Словарная работа.
Подбор действий к предмету:
Воспитатель:
- Ребята, что можно делать с полотенцем?
Ответы детей: стирать, гладить, вытираться, вешать, сушить, накрывать, свернуть, сложить, мочить и т.п.
- Что можно делать с расческой?
Ответы детей: мыть, сушить, чистить, положить, расчесываться .
- Что можно делать с зубной щеткой?
Ответы детей: взять, чистить, мыть, держать, положить, купить и т.п. - Ребята, что можно делать с мылом? Ответы детей: взять, намочить, положить, сушить, купить,
5.Подбор определений:
- Ребята, расческа какая?
Ответы детей: маленькая, белая, чистая, удобная, пластмассовая, большая, легкая, тяжелая и т.п.
- Скажите, мыло какое?
Ответы детей: душистое, скользкое, гладкое, овальное, розовое, тяжелое, ароматное, липкое и т.д.)
- Зубная щетка какая?
Ответы детей: длинная, новая, чистая, пушистая, жесткая, мягкая, старая, пластмассовая.
6. Игра "Скажи наоборот" (формирование умений подбирать антонимы)
Воспитатель: - Ребята, я буду говорить слова, а кому брошу мяч, тот назовет противоположное по значению слово и бросит мяч мне обратно.
Чистый – грязный
Мягкий – твердый
Мокрый – сухой
Широкий – узкий
Тяжелый – легкий
Длинный - короткий
Горячий – холодный
Светлый – темный
7. Счет от одного до десяти со словами ПОЛОТЕНЦЕ и РАСЧЕСКА (согласование существительного с числительным)
Воспитатель: Ребята, в нашей ванной комнате много полотенец. Давайте, посчитаем наши полотенца и расчески.
Одно полотенце | Одна расческа Две расчески Три расчески Четыре расчески Пять расчесок Шесть расчесок Семь расчесок Восемь расчесок Девять расчесок Десять расчесок |
Аналогично считают полотенца в обратном порядке.
8. Демонстрация действий
Воспитатель: - Ребята, сейчас вы увидите выступление трех «артистов».
Одна девочка и два мальчика, действия с которыми оговорены заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет зубную пасту, щетку и начинает чистить зубы; второй мальчик – моет руки с мылом. Девочка перед зеркалом причесывается. Воспитатель задает вопросы, напоминая, что отвечать нужно полным предложением, четко и громко:
- Что взял Андрей?
- Что взял Миша?
- Что взяла Света?
- На что выдавил пасту Андрей?
- Что намылил Миша?
- Что расчесывала Света?
- Чем Света расчесывала волосы?
- Чем чистил зубы Андрей?
- Чем мыл руки Миша?
9. Составление рассказов по следам демонстративного действия.
Воспитатель: Ребята, вспомните, что сейчас делали наши артисты. Кто из вас хочет рассказать о том, что делал Андрей?
Ребенок, изъявивший желание составляет рассказ о действиях Андрея. Примерный рассказ ребенка: Андрей взял зубную щетку. Намочил ее водой. Взял зубную пасту и выдавил ее на щетку. Закрыл тюбик с зубной пастой и начал чистить зубы. После этого ополоснул рот и вымыл зубную щетку.
Воспитатель: -Кто хочет составить рассказ о действиях Светы?
-А кто хотел бы рассказать о том, что делал Миша?
Воспитатель: Кто из вас хочет рассказать нам рассказ учитывая действия ребят?
Примерный рассказ ребенка:
- Ребята зашли в ванную комнату. Андрей взял зубную щетку, выдавил на нее зубную пасту и почистил зубы. После этого ополоснул рот и щетку, убрал ее на место. Миша взял мыло, намылил руки, сполоснул. Затем насухо вытер руки полотенцем. Света взяла расческу и стала расчесывать волосы перед зеркалом (использовать предметы, с которыми действовали ребята- мыло, полотенце, расчёска, зубная паста).
10. Рефлексия: (Кто из ребят интересно составил рассказ?)
Используемая литература:
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999.
3. Козырева О.А. Лексика, грамматика, связная речь: — Санкт-Петербург, 2009 г.- 120 с.
4. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...