Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Умный алфавит»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жижёнкова Наталья Александровна

Цель: умение проводить звуковой анализ слов.

Задачи

Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, музыкальная разминки, письмо в конверте, картинка лисы, буквы для составления слова «ДОМ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе

«Умный алфавит»

Цель: умение проводить звуковой анализ слов.

Задачи

Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, музыкальная разминки, письмо в конверте, картинка лисы, буквы для составления слова «ДОМ».

Ход занятия:

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, сегодня к нам в гости пришел гость Незнайка. Кто это?

Воспитатель: Ребята, нам нужно ему помочь. Он совсем не знает, что такое слова и предложения. Поможем ему?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру, где будем составлять слова. Игра называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы слушайте и назовите слово, которое лишнее:

- Кофта, платье, туфли (лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви)

  • Автобус, трамвай, самолёт ( автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный)
  • Синица, воробей, кошка (синица и воробей — птицы, а кошка — животное)
  • Муравей, бабочка, змея ( муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся)
  • Корова, собака, волк (корова и собака — домашние животные, а волк — дикое)
  • Стол, диван, чашка (стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах?

Дети: - Слова бывают длинные и короткие;

 Воспитатель: Назовите короткие слова.

Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.

Воспитатель: Молодцы! Теперь назовите длинные слова.

Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь... (пол),

Скажу я слово потерял,

Ответишь ты... (нашёл),

Скажу теперь я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец),

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты... (конец).

Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.

Воспитатель: Назовите мне их.

Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.

Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Давайте повторим все вместе.

Воспитатель: Молодцы! Какие слова вы ещё знаете?

Дети: Мы знаем слова-родственники

Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтоб в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замёрз

И радость людям всем принёс!  

Дети: В этом стихотворении слова-родственники снегурочка, снегири, снегопад, снежки, заснеженный, подснежник.

Воспитатель: Почему эти слова — родственники?

Дети: Потому что у них общая часть снег и снеж.

Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные (воспитатель просит повторить 2-3 детей).

Воспитатель: Бывают ещё многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:

 Ручкой целый день писала

Рученька моя устала.

Дома отдохнуть решила,

В ранец ручку положила.

Ранец к верху подняла

Плохи у меня дела -

Отлетела сразу ручка

Почему? Не поняла!

Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.

Воспитатель: Объясните их значение

Дети: Ручка — школьная принадлежность;

Рученька — часть тела человека;

Ручка — часть рюкзака;

Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.

Дети: Мама купила ручку;

У сумки крепкая ручка;

Я взяла брата за ручку;

Папа приделал к двери ручку.

Воспитатель: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».

 Женя, какое предложение мы будем разбирать? (Ребёнок повторяет предложение)

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении 3 слова.

Воспитатель: Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.

Составьте схему предложения. Дети работают на местах, один ребёнок у доски.

Воспитатель: Проверяем.

Дети: (Ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова — показывает Мама    Купила    Ручку. Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.

Воспитатель: Поработали, друзья

                         Отдохнуть пришла пора!

Музыкальная разминка.

Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?

Дети: Да

Воспитатель: Есть загадки в нашем крае

      До того мудрёные,

     Кто загадки отгадает,

     Попадёт в учёные.

1.В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый.  (Дом)

2.Только солнце спать ложится,

 Мне на месте не сидится.

 Я на небо выхожу,

 С высока на мир гляжу.   (Луна)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом,  луна.

Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.

В слове луна 2 слога, так как мы хлопнули 2 раза, в слове луна 2 гласных звука

Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?

1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?

2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?

3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом  (Один ребёнок выполняет на доске.)

 Проверяем.

Дети:  В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его  синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком.

Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.

Воспитатель: Молодцы! Сколько в этом слове гласных звуков?

Дети: В этом слове 1 гласный звук.

Воспитатель: Сколько согласных?

Дети: Согласных 2.

Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.

Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.

Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?...   (Лиса)

Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.)  Давайте разберём слово лиса. Сколько в слове слогов? Давайте прохлопаем ли-са.

Дети: В этом слове два слога.

Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.

Пальчиковая гимнастика.

В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Воспитатель: Ребята, незнайка вас благодарит:

     Вот спасибо вам, друзья!

     Научили вы меня.

     И за это вам награда -

     Интересная игра.

Воспитатель: незнайка предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!

Собирайтесь детвора,

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

А на самом деле как?

Как-как-как.

Это ухо или нос?

Нос-нос-нос.

Или, может, сена воз?

Воз-воз-воз.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, мы сегодня помогли нашему гостю? Вам понравилось играть?

Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашим гостем. Он обещает, что придет к нам еще.

(Дети прощаются и выходят из группы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие с Алёнушкой"

Дети вместе с Алёнушкой отправляются искать братца Иванушку. Ход занятия составлен по сказке"Гуси - Лебеди". Дети встречают на пути яблоньку, речку, печку и выполняют задания. В конце занятия находят ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Царевича"

Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и по предложенной схеме составлять предложение, составлять из букв слова; создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе« Весёлый алфавит»Подготовила:воспитательКожевникова Надежда СергеевнаЦель: умение ст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по островам математики».Подготовил воспитатель:Кожевникова Надежда Сергеевна            ...