Рабочая учебная программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "АБВГДйка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Солнышко»
Утверждено:
Заведующий МДОУ
«Детский сад №16»
______________ Т.А. Дерипасова
Рабочая учебная программа
по обучению грамоте «АБВГДйка»
(старший дошкольный возраст)
Составила воспитатель
ГутниковаЕ.И.
с. Северное
Актуальность.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.
Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Кружок «АБВГДйка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Пояснительная записка
Программа «В школу с радостью!», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни.
Задачи:
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
7.Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
8.С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
9.Воспитывать любовь и интерес к чтению и родному языку.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки в школьному обучению, при составлении программы «В школу с радостью!» я опиралась на работы отечественных психологов Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М. Битянова, Л. Ф. Тихомирова, Н. Пятибратова, В. Г. Безладная.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву») ;
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Принципы построения образовательно - воспитательного процесса в кружке.
Каждое занятие и курс в целом строятся по :
1. принципу продвижения от простого к сложному;
2. принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
3. принципу психологической комфортности;
4. принципу развития творческой личности.
Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
1. Наглядный;
2. Словесный;
3. Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
1. развитие сенсорных и моторных функций;
2. развитие мимической мускулатуры;
3. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
4. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
5. формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-6 лет рассчитан на 1 год. Основной формой работы является занятия 2 раза в неделю по 30 минут с группой детей (6 человек).
Основные требования к уровню подготовки детей.
К концу года воспитанники должен уметь:
1. хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их название (алфавит);
2. различать гласные и согласные звуки;
3. правильно ставить ударение в знакомых словах;
4. свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;
5. правильно, составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
6. уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)
Список используемой литературы:
1. «Тропинка в школу» В.Г.Безладная
2. «Большая энциклопедия дошкольника» Л.Горенкова и др;
3. «Учимся говорить красиво» Н. Пятибратова;
Список оборудования и материалов:
1. Азбука в картинках;
2. Рабочие тетради дошкольника «Учимся писать и рисовать с дядей Фёдором»;
3. Магнитная азбука;
4. Разрезные азбуки;
6. Магнитная доска;
7. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
Список детей на 2026-2017 учебный год
1.
2.
Расписание занятий по ПДОУ «АБВГДйка» (старший дошкольный возраст)
Четверг-пятница в 1630
Руководитель кружка: воспитатель МДОУ
«Детский сад №16 «Солнышко»
Гутникова Елена Ивановна
Период проведения: с 01.10.2016 г. по 26.05.2017 г.
Перспективный план занятий по ПДОУ «АБВГДйка»
(1 год обучения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-855640-1710666668.jpg)
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-615266-1598516030.jpg)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/31/picture-1518775-1711899117.jpg)
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1001112-1517394620.jpg)
Презентация "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста по программе В.Н. Нищевой
Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры.Качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-716276-1449329499.jpg)
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...