Рабочая программа курса "Обучение грамоте"
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Грамота. Чтение» является частью общеречевой работы с детьми 5-7 лет. Основное внимание направлено на переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда речь становится специальным предметом изучения.
К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к увеличению количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. В этой связи на уровне Министерства образования РФ, региональных управлений образованием, конкретных школ и детских дошкольных учреждений появляется все больше программ, направленных на преодоление указанной тревожной динамики.
Отклонения в развитии устной речи ребёнка-дошкольника очень часто проявляются в процессе школьного обучения в нарушениях чтения и письма, поэтому всё больше встает вопрос о необходимости занятий, на которых осуществляется профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.
Кроме этого, в наше время для родителей актуален вопрос обучения детей старшего дошкольного возраста чтению, так как условия современной школы диктуют определенные требования к будущему первокласснику, среди которых наиболее важное место занимает умение читать. Основной акцент в работе по данной программе ставится на развитие фонематического слуха и восприятия, а также на формирование навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Дети, прошедшие этот цикл, смогут без проблем заниматься в первом классе по любым азбукам и букварям, получат хорошую осову для дальнейшего успешного обучения письму и чтению в начальных классах. А оттого, насколько ребенок подготовлен к современным условиям школы, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Поэтому и возникает необходимость, оправданность и востребованность цикла занятий «Грамота. Чтение».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи обучения:
- развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащения активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры детей;
- обучение звуко-слоговому анализу слов;
- развитие мелкой моторики руки.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Занятия цикла «Грамота. Чтение» строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Материал программы условно разделён на несколько разделов:
- Обучение грамоте. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений. В процессе работы по данному разделу используются следующие виды упражнений:
- дополнить слог до целого;
- «собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;
- вставить букву и назвать слово – «Буква заблудилась»;
- соотнести слова и картинки;
- исправить деформированные предложения;
- прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
- прочитать пиктографический текст;
- выполнить упражнение «Математическая грамота»;
- выучить стихи, пословицы, скороговорки;
- отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.
В результате такой работы ребёнок научится слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.
- Формирование лексико-грамматической строя речи. Материал данного раздела подобран в соответствии с изучаемым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребёнок закрепляет в речи изучаемый звук. Задачи раздела:
- развивать способность наблюдения за языком;
- привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;
- воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи. В процессе работы по данному разделу используются следующие виды упражнений:
- составление предложений различной конструкции;
- составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картине, по серии картинок;
- составление рассказов по опорным словам;
- составление рассказов с творческим продолжением.
В структуре занятий выделены следующие составляющие:
- Подготовительный этап. Повторение материала предыдущих занятий.
- Знакомство с новой фонематической темой, звуком.
- Работа по развитию умений звукового и слогового анализа; развития связной речи; всевозможные речевые игры, динамические паузы; знакомство с буквой.
- Подведение итогов.
Материал занятий вводится последовательно, от развития более простых умений детей к развитию более сложных. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных форм работы: групповая работа, работа в подгруппах, парах, самостоятельная работа, игры и физминутки, выполнение заданий на закрепление материала в тетрадях и т.д.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
- В основе проведения занятия лежат словесная беседа; анализ слов, предложений, текстов; показ наглядных пособий; выполнение практических упражнений.
- Деятельность детей к усвоению готовой информации. На занятиях организуются как коллективный поиск ответа, так и самостоятельная творческая работа по решению образовательных задач.
- Практическое действие со словом происходит через его звуко-буквенное моделирование.
- Основная форма организации деятельности на занятии – обучающая игра.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа «Обучение грамоте» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Курс обучения в каждой группе состоит из 72 часов по 2 раза в неделю с сентября по май. Продолжительность занятий в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. В каждой возрастной группе программа носит законченный характер.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Знакомство со звуками и буквами У, А, О, И, Э.
- Выделение ударного гласного в словах.
- Придумывание слов на гласные звуки.
- Анализ звукосочетаний: АУ, УА, ИА и др.
- Звуковой анализ и чтение слогов: АМ, УМ, МУ, МЫ, ДА, ОН, НА, НО, НУ и др.
- Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков.
ЛЕКСИКА:
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель».
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
(по лексическим темам I периода обучения)
- Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
- Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Согласование существительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Составление простых распространенных предложений.
- Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
- Учить детей составлять описательные рассказы по лексическим темам периода.
- Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
- Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказы).
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
- Составление фигур, узоров и элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы).
- Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, кит).
- Знакомство со звуками и буквами М, Н, В, П, Т, К, С.
- Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес).
- Чтение прямых и обратных слогов.
ЛЕКСИКА:
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Посуда», «Продукты», «Зимние забавы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие звери наших лесов», «Животные жарких стран», «Наша армия», «Транспорт».
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
- Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Практическое употребление предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) и движения (В, И, К, ОТ, ПО).
- Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам периода.
- Образование глаголов движения с приставками.
- Образование существительных единственного и множественного числа .
- Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
- Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Работа по развития пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
- Работа по развитию конструктивного праксиса.
- Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.
- Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
III период обучения (март, апрель, май)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Знакомство со звуками и буквами Х, З, Б, Д, Г.
- Анализ трехзвуковых слов с гласными А, О У, Ы, Э, И, составление схемы слова.
- Дифференциация на слух звуков парных согласных Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в словах.
ЛЕКСИКА:
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам: «Мамин день», «Ранняя весна», «Наш город», «Наша Родина», «Космос», «Почта», «Библиотека», «День победы», «Насекомые».
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
- Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
- Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
- Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ и др.
- Образование сравнительной степени прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Работа по развитию пальчиковой моторики.
- Усложнение работы с карандашом.
- Усложнение работы над конструктивным праксисом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мес. | Нед. | Фонематическая тема | Лексическая тема | Содержание материала по формированию фонематического слуха, обучению грамоте | Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи | |
Сентябрь | 1 | Логопедическое обследование | ||||
2 | ||||||
3 | «Понятие о речи» | «Овощи» | Понятие о звуке, слове, предложении. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков. | Развитие общего внимания и понимания речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. | ||
4 | «Части речи» | «Фрукты» | Понятие об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков. | Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий. Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, наст. времени (она взяла, он взял). | ||
Октябрь | 1 | «Звук и буква У» | «Осень» | Выделение начального ударного и безударного гласного звука «У»: 1) в потоке гласных звуков; 2) в звукосочетаниях УА, УИ; 3) в обратных слогах УМ, УТ, УП; 4) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА. Чтение и письмо букв У, у. | Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу. Заучивание простого текста из 3 предложений. | |
2 | «Звук и буква А» | «Деревья и кусты» | Выделение звука “А” из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции). Умение придумывать слова с заданным звуком. Чтение и письмо букв А, а. Звуковой анализ слов Ау, Уа. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов Ау, Уа. | Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени. Составление 3-х словных предложений. Понятие “слово”, “предложение”. | ||
3 | «Звуки [а], [у]; буквы а, у» | «Перелётные птицы» | Звуковой анализ сочетаний АУ, УА. Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. | Согласование сущ. и глаг. в числе. Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус). | ||
4 | «Звук и буква О» | «Семья» | Выделение звука “О” из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового рядя типа АОУ. Знакомство с буквой “О”. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных АОУ. | Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (сестра – сестер). Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке. | ||
Ноябрь | 1 | «Звук и буква И» | «Одежда» | Выделение звука из состава слова. Анализ звукового ряда АОУИ. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных АОУИ. | Усвоение рода имен сущ. Подбор к им. сущ. притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои) и их согласование в роде и числе. Составление предложений по вопросам и объединение их в короткий рассказ. | |
2 | «Звук и буква Э» | «Обувь» | Выделение звука из состава слова. Произнесение звука “Э” с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа АОУИЭ | Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа. Пересказ короткого текста. | ||
3 | «Звук и буква Ы» | «Я – человек» | Выделение звука “Ы” из состава слова. Анализ звукового ряда типа ОЫУА. Обозначение буквой звука “Ы” в схеме слова. Составление из букв, чтение и письмо ряда гласных. | Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий. Составление рассказа по картинке или серии картин. | ||
4 | «Звуки [и], [ы]; буквы И-Ы» | «Мебель» | Уметь слышать звуки, выделять их из слов, определять место звука в слове, дифференцировать звуки и буквы “Ы-И” | Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними. Составление предложений по картинке и объединение их в короткий рассказ. | ||
Декабрь | 1 | «Гласные звуки» | «Посуда» | Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. | Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к материалу изготовления (деревянный, металлическая). Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч.(значение орудийности). Составление рассказа-описания. | |
2 | «Слог» | «Продукты» | Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ 2х и 3х сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. Составление и чтение слоговых схем. | Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже. Распространение предложений определениями. Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке. | ||
3 | «Ударение» | «Зимние забавы» | Понятие об ударении. Выделение ударного гласного звука в слове. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. | Закрепления навыка образования притяжательных местоимений. Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?). Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
4 | Закрепление пройденного материала | «Новый год» | Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. Понятие о слоге. Понятие об ударении. | Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений. Закрепление навыка составления предложений по опорным словам. Заучивание короткого рассказа. | ||
Январь | 2 | «Звуки [м], [мь]. Буква М» | Зимующие птицы» | Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Выделение звуков “М,мь” из состава слова. Дифференциация звуков М-МЬ. Подбор слов к схеме. Преобразование слогов. Звуковой анализ слогов Ам, Ма. Большая буква в начале предложения. Чтение слогов МА, АМ, слова МАМА. | Практическое усвоение предлогов –За-В-На-Под-. Практическое усвоение словоизменения и словообразования Р.п. и Т.п. сущ., ед. и мн. ч. Работа над пониманием текста с усложненной ситуацией. | |
3 | «Звуки [в], [вь]. Буква В» | «Домашние птицы» | Выделение звуков “В, вь” из состава слова. Анализ слогов типа ВА. Составление и чтение слогов. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом –В. | Усвоение предлогов –К-От- и их дифференциация в речи. Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами (дать кому? Чему?). Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
4 | «Звуки [н], [нь]. Буква Н» | «Домашние животные и их детёныши» | Выделение звуков “Н, нь” из состава слова. Дифференцирование звуков “Н-Нь”. Анализ слогов типа НА, АН. Чтение и письмо слогов АН, НА. Чтение и составление предложений с предлогом –НА. | Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных. Обучение постановке вопросов чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам. Составление рассказа-описания (или по серии сюжетных картин). | ||
Февраль | 1 | «Звуки [п], [пь]. Буква П» | «Дикие звери наших лесов» | Выделение звуков “П, пь” из состава слова. Дифференцирование звуков “П-Пь”.Последовательное выделение звуков в словах. Чтение и письмо букв и слогов. Слово ПАПА. Чтение и составление схем предложения с предлогом –По. | Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами-Из-Через-От-. Согласование существительных с глаголами. Составление описания-загадки о животном с использованием прилагательных. | |
2 | «Звуки [т], [ть]. Буква Т» | «Животные жарких стран» | Выделение звуков “Т, ть” из состава слова. Дифференцирование звуков “Т-Ть”. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим. Понятие глухой звук. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ТА, слов типа Том. Превращение слов: Том-Тим-там; тут-тот-вот. | Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (зверь – зверей, лев – львов). Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст.вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу). Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов. | ||
3 | «Звуки [к], [кь]. Буква К» | «Наша армия» | Выделение звуков “К, кь” из состава слова. Дифференцирование звуков “К-Кь”. Звуко-слоговой анализ слова КАП. Звуковой анализ слова МАК. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа КА и дополнение их до целого слова. Письмо слогов и слов. | Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже. Составление предложений по опорным словам. Обучение пересказу прочитанного текста. | ||
4 | «Звуки [с], [сь]. Буква С» | «Транспорт» | Выделение звуков “С, сь” из состава слова. Дифференцирование звуков “С-Сь”. Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов и слов. Преобразование слов. Чтение. | Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов-Из-за,-Через- Практическое усвоение навыка образования сложных слов. Составление рассказа по сюжетной картинке. | ||
Март | 1 | «Звуки [х], [хь]. Буква Х» | «Мамин день» | Выделение звуков “Х, хь” из состава слова. Дифференцирование звуков “Х-хь”. Звуко-слоговой анализ слов мох, уха. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ОХ, ХА и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. | Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов. Усвоение конструкций Д. п. без предлогов и с предлогом -К-. Составление рассказа-описания (по фотографии). | |
2 | «Звуки [х]- [хь]-[к]-[кь]. Буквы Х-К» | «Ранняя весна» | Дифференциация звуков К,Кь-Х,Хь. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа мак, мухи. Составление предложения по схеме. | Образование родственных слов. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них. Составление рассказа по серии картин. | ||
3 | «Звуки [з], [зь]. Буква З» | «Наш город» | Выделение звуков “З, зь” из состава слова. Дифференцирование звуков “З-Зь”. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ слова коза. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ЗА, ЗВО и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. Правописание безударных гласных. | Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше). Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями. Составление рассказа по картинке или по плану логопеда. | ||
Апрель | 1 | «Звуки [с]- [сь]-[з]-[зь]. Буквы С-З» | «Наша Родина» | Дифференциация звуков С, Сь-З,Зь, и букв С-З. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Практическое усвоение слов-синонимов. Составление рассказа по картинке. Закрепление навыка пересказа прочитанного текста | |
2 | «Звуки [б], [бь]. Буква Б» | «Космос» | Выделение звуков Б, бь из соства слова. Дифференциация звуков “Б-Бь”. Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов бусы, бант, кабина. Письмо и чтение слов Бобик, кубики, изба. | Работа над предложением с союзом –А-. Согласование прилагательных с существительными в роде. Составление рассказа по плану логопеда или по картинке. | ||
3 | «Звуки [б]- [бь]-[п]-[пь]. Буквы Б-П» | «Почта» | Дифференциация звуков Б, Бь-П, Пь, и букв П-Б. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Практическое усвоение слов-антонимов. Работа над предложением с союзом –Потому-что-. Составление рассказа по серии картин. | ||
4 | «Звуки [д], [дь]. Буква Д» | «Библиотека» | Выделение звуков Д, дь из соства слова. Дифференциация звуков “Д-Дь”. Звуко-слоговой анализ слов дубок, диван. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов дом, дубок, посуда. Письмо и чтение слов. Правописание безударных гласных (дома). | Согласование существительных с числительными. Распространение предложений путем введения однородных определений. Составление рассказа по наблюдениям. | ||
Май | 1 | «Звуки [т]- [ть]-[д]-[дь]. Буквы Т-Д» | «День Победы» | Дифференциация звуков Т,Ть-Д,Дь, и букв Т-Д. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами. Пересказ прочитанного текста. | |
2 | «Звуки [г], [гь]. Буква Г» | «Насекомые» | Выделение звуков Г, Гь из соства слова. Дифференциация звуков “Г-Гь”. Звуко-слоговой анализ слов гуси, Ганс. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов книга, бумага, магазин. Письмо и чтение слогов и слов. | Согласование существительных с числительными. Пересказ рассказа. | ||
3 | Работа над фонематическими, лексическими и грамматическими темами, требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда) | |||||
4 |
К концу года дети должны научиться:
- владеть элементами грамоты: навыками послогового чтения, печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от глаголов и существительных, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые почти все сложные предлоги должны употребляться адекватно);
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА
(6 – 7 ЛЕТ)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Закрепление гласных звуков и букв А, О, У, Э, Ы, И.
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков.
- Выделение гласного из начала, конца и середины односложного слова.
- Придумывание слов на гласные звуки.
- Закрепление согласных звуков и букв М, МЬ, В-ВЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, К-КЬ, С-СЬ, Х-ХЬ, Б-БЬ, Д-ДЬ, Г-ГЬ.
- Выделение изученных согласных на фоне слова (начало, середина, конец).
- Закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
- Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.
- Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками и буквами.
- Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
ЛЕКСИКА:
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Дары осени», «Лес осенью», «Откуда хлеб пришел?», «Перелётные птицы», «Осень», «Дом, семья», «Я – человек», «Азбука здоровья», «Одежда, обувь, головные уборы», «Мебель».
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
(по лексическим темам I периода обучения)
- Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
- Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Согласование существительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Составление простых распространенных предложений.
- Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
- Учить детей составлять описательные рассказы по лексическим темам периода.
- Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
- Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказы).
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
- Составление фигур, узоров и элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
- Печатание пройденных букв в тетрадях.
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Знакомство со звуками и буквами Л-ЛЬ, Е, Р-РЬ, Ф-ФЬ, Ю, Ц, Й.
- Учить полному звуко-буквенному анализу двусложных слов со стечением согласных.
- Учить детей на слух различать твердые и мягкие согласные (отображать это на схеме).
- Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
- Закрепить навык деления слов на слоги, понятие «слог – часть слова».
- Закрепление понятие «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
- Закрепить у детей с элементарные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения и собственных именах, правописание буквы И после букв Ж, Ш.
- Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
- Отработка навыка чтения целыми словами.
ЛЕКСИКА:
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Посуда», «Зима», «Зимующие птицы», «Новый год», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие звери наших лесов», «Дикие животные севера», «Животные жарких стран», «Электроприборы», «Профессии», «Наша армия».
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
- Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Практическое употребление предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД, У, ПЕРЕД) и движения (В, ИЗ, К, ОТ, ПО, ЧЕРЕЗ, ЗА).
- Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам периода.
- Образование глаголов движения с приставками.
- Образование существительных единственного и множественного числа .
- Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
- Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Работа по развития пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
- Работа по развитию конструктивного праксиса.
- Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.
- Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
- Составление букв из элементов.
- Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
III период обучения (март, апрель, май)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Знакомство со звуками и буквами Ч, Щ, Ь, Ъ.
- Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
- Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
- Обучать навыку слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
- Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости на письме: с помощью мягкого знака в конце или середине слов, с помощью гласных И, Е, Ё, Ю, Я.
ЛЕКСИКА:
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам: «Мамин день», «Ранняя весна», «Наш город», «Наша Родина», «Космос», «Почта», «Библиотека», «День победы», «Насекомые».
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
- Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
- Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
- Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ и др.
- Образование сравнительной степени прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Работа по развитию пальчиковой моторики.
- Усложнение работы с карандашом.
- Усложнение работы над конструктивным праксисом.
- Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
- Составление букв из элементов.
- Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА
Мес. | Нед. | Фонематическая тема | Лексическая тема | Содержание материала по формированию языковых операций, обучению грамоте | Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи |
Сентябрь | 1 | Логопедическое Обследование | |||
2 | |||||
3 | «Закрепление гласных звуков» | «Дары осени» | Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. | Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие “слово”. Словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Составление предложений по демонстрации действий. | |
4 | «Лес осенью. Грибы-ягоды» | Согласование имен числительных (два и пять)с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен сущ-х в родительном падеже. (Гомзяк, 1 пер, стр 102). Образование относительных прилагательных, употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины. (Коноваленко, Осень, зан № 5) (Гомзяк св.речь, зан №2) | |||
Октябрь | 1 | «Закрепление пройденных согласных звуков и букв» | «Откуда Хлеб пришел?» | Выделение согласных звуков из состава слова. Дифференцирование твердых и мягких звуков. Звуко-буквенный анализ трехзвуковых слов. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа. Закрепление понятий «слог», «ударение». | Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных; словообразование родственных слов; упражнение в употреблении синонимов (Коноваленко, Осень, зан№ 1-2) Составление рассказа по картине (Развитие речи, зан № 15) |
2 | «Перелётные птицы» | Употребление родительного падежа качественных числительных в сочетании с сущ-ми (развитие речи, зан № 22-24) Пересказ отрывка из рассказа “Улетают журавли” (Коноваленко, Осень, зан № 6) (Гомзяк, св. речь, зан № 6) | |||
3 | «Звук [ш]. Буква Ш» | «Осень» | Выделение звука Ш из состава слова. Звук Ш – твердый. Звуко-слоговой анализ слов шуба, мышка, камыш. Составление из букв разрезной азбуки слова шуба. Преобразование слов: кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка. | Упражнение в образовании глаголов с приставками; согласование сущ-х с числит-ми (развитие речи, зан №20) Составление рассказа “Осень” (Гомзяк, зан № 1) (Коноваленко, Осень, зан № 9) | |
4 | «Звуки [с] - [ш], буквы С - Ш | «Дом, семья» | Дифференциация звуков и букв С-Ш. Письмо и чтение слогов и слов. | Имена существительные в тв. Падеже. Составление предложений по картинкам, действиям и опорным словам.(Гомзяк, 2 пмер, зан № 14) Составление рассказа по сюжетной картине “Семья” (Гомзяк, св. речь, зан № 16) (Коноваленко, человек, зан №9) | |
Ноябрь | 1 | «Буква Я» | «Наш организм. Человек и его строение» | Буква “Я”-гласная. Слог-Я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов Яша, Яна. Письмо слов. “Рассыпанное” предложение Яна видит Яшу. Обозначение мягкости согласных буквой “Я”. Дифференциация “А-Я”. Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения: У кошки котята. | Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам. (Коноваленко, человек, зан № 1) Употребление в речи несклоняемых существительных. Закрепление употребления в речи приставочных глаголов и существительных в винительном и родительном падежах множественного числа. Составление предложений по вопросам логопеда и объединение их в короткий рассказ. (Коноваленко, человек, зан № 4) |
2 | «Звук [ж]. Буква Ж» | «Азбука здоровья» | Выделение звука Ж из состава слова. Звук Ж – твердый. Звуко-слоговой анализ слова пижама. Составление из букв разрезной азбуки слов жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит жабу. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Письмо: кроссворд, предложение Вот жук, жаба и уж. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Правописание слогов ЖИ-ШИ. Письмо слогов ШИ,ЖИ. | Обучение постановке вопросов(предлог+чем?+где?предлог+Кем?) Составление рассказа по серии картин (Гомзяк, св. речь, зан № 29) | |
3 | «Звуки [ш] - [ж], буквы Ш – Ж» | «Одежда, обувь, головные уборы» | Дифференциация звуков и букв Ш-Ж. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов ед. и мн. числа, наст. и пошедш. вр., совершенного и несовершенного вида. (Коноваленко, осень, зан № 8) (Разв. Речи Зан № 32-33) Составление описательного рассказа с опорой на схему (Гомзяк, св. речь, 1 пер, зан №10) | |
4 | «Звуки [з] - [ж], буквы З – Ж» | «Мебель» | Дифференциация звуков и букв З-Ж. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида. Составление предложений по сюжетной картине. (Гомзяк, 2 пер, зан № 13) (Разв. Речи, зан № 38) Составление предложений по опорным словам с использованием сущ. творит. падежа без предлогов и сущ. родит. падежа мн. числа. Составление рассказа по опорным картинкам. (Гомзяк, св.речь, зан № 13) | |
Декабрь | 1 | «Звуки [л], [ль]. Буква Л» | «Посуда. Продукты питания» | Выделение звука “Л” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, волна. Выделение звука “Ль” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лиса, пальма. Дифференциация согласных по твердости-мягкости (Л-Ль). Превращение слов (замена Л на Ль). Звуковой анализ слова липа. Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки; предложений: Лодки плывут. Волны шумят. Письмо слов и предложений. | Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление предложений с ними.(Гомзяк, 3 пер, зан №25) Составление рассказа из коллективного опыта (Гомзяк, св. речь, зан № 26) |
2 | «Буква Е» | «Зима» | Буква “Е” - гласная. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов. Письмо слов. Обозначение мягкости согласных буквой “Е”. Письмо слов: лес, небо, снег; предложения: Дети идут в лес. Чтение. | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления и сезонности. Составление предложений с однородными членами. (Развитие речи, зан № 43) Творческое рассказывание. | |
3 | «Буква Ё» | «Зимующие птицы» | ё – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений. Обозначение мягкости согласных буквой “Ё”. Чтение и письмо. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Дифференциация букв “О-Ё”. Составление из букв разрезной азбуки предложения: Тёма везёт Тому. | Практическое усвоение и употребление глаголов с приставками –У-Вы-На-При-Пере-. Закрепление и правильное употребление в речи глагольных категорий вида, времени, числа. Составление предложений с использованием глагола. Составление рассказа-описания или по серии сюжетных картин. | |
4 | «Звуки [р], [рь]. Буква Р» | «Новый год» | Выделение звуков “Р, рь” из состава слова. Дифференциация звуков “Р, рь”. Звуковой и звуко-слоговой анализ слов. Составление из букв разрезной азбуки предложения: Ракета на старте. Письмо слов и предложений. | Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных. Составление рассказа по сюжетной картинке (или творческое рассказывание). | |
Январь | 2 | «Звуки [р]- [рь]-[л]-[ль]. Буквы Р-Л» | «Домашние животные и их детёныши» | Дифференциация звуков и букв Р-Л. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. |
3 | «Звуки [ф], [фь]. Буква Ф» | «Дикие звери наших лесов» | Выделение звуков “Ф, Фь” из состава слова. Дифференциация звуков “Ф-Фь”. Звуко-слоговой анализ слов. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо слов и предложений. Чтение. | Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами. Пересказ. Усвоение смысловой значимости приставочных глаголов с предлогами –из-через-от-перед-между. Подбор слов-антонимов в предложениях с противительным союзом –А. | |
4 | «Звуки [ф]- [фь]-[в]-[вь]. Буквы Ф-В» | «Дикие животные севера» | Дифференциация звуков и букв Ф-В. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных в глаголах неопределенной формы и глаголов 1 лица ед. числа (хотеть-хочу, махать-машу). Расширение глагольного словаря. Подбор действий к существительным. Закрепление правильного употребления в речи сущ. родит. падежа мн.числа (лев-львов, звери-зверей). Составление рассказа по сюжетной картине. | |
Февраль | 1 | «Буква Ю» | «Животные жарких стран» | Ю – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных буквой “Ю”. Чтение и письмо. | Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления. Пересказ прочитанного текста. |
2 | «Звук [ц]. Буква Ц» | «Электроприборы» | Выделение звука“Ц” из состава слова. Звук “Ц” - твердый. Звуко-слоговой анализ слов. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова. | Практическое усвоение навыков постановки вопроса: Какой? Какая? Какое? Составление предложений по опорным словам, согласуя сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже. Работа над рассказом. Составление предложений по опорным словам. | |
3 | «Звуки [с]- [сь]-[ц]. Буквы С-Ц» | «Профессии» | Дифференциация звуков и букв С-Ц. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов. | Практическое усвоение и употребление имен существительных в дательном падеже. Составление рассказа по графическому плану. | |
4 | «Звук [й]. Буква Й» | «Наша армия. Военные профессии» | Звук “й” - мягкий. Выделение звука “Й” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова. | Работа над сложноподчиненным предложением с союзами –что-чтобы-. Составление рассказов о Российской Армии по плану логопеда. | |
Март | 1 | «Звуки [л]- [ль]-[й]. Буквы Л-Й» | «Мамин праздник. Женские профессии» | Дифференциация звуков Ль-Й. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | Практическое усвоение и употребление в речи сущ. с ум.-ласкат. суфф. и согласование их с глаголами совершенного и несовершенного вида; настоящего и прошедшего времени, ед. и мн. числа. Пересказ рассказа. |
2 | «Звук [ч]. Буква Ч» | «Комнатные растения» | Звук “Ч” - всегда мягкий. Выделение звука “Ч” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЧА, ЧУ. Чтение и письмо слов и предложений. | Закрепление навыка постановки вопросов к сущ. и глаголам. Составление предложений с однородными членами (распространение); по опорным словам и с различными союзами. Обучение самостоятельному рассказыванию по началу, данному логопедом. | |
3 | «Звуки [ч]- [ть]. Буквы Ч-Т» | «Почта. Библиотека» | Дифференциация звуков Ч-Ть и букв Ч-Т. Письмо и чтение слогов и слов. Потерянные слоги Ча, Тя. | Закрепление правильного употребления предлогов. Составление предложений с однородными членами. Обучение самостоятельному пересказу. Составление рассказа по картине. | |
Апрель | 1 | «Звуки [ч]- [сь]. Буквы Ч-С» | «Наш город» | Дифференциация звуков Ч-Сь и букв Ч-С. Письмо и чтение слогов и слов. Буква потерялась. | Составление предложений с однородными членами и союзами – что – чтобы – потому что. Пересказ рассказа по вопросам. Придумывания конца рассказа. |
2 | «Звук [щ]. Буква Щ» | «Космос» | Звук “Щ” - мягкий. Выделение звука “Щ” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЩА, ЩУ. Чтение и письмо слов и предложений. Рассыпанные слова. | Словообразование сущ-х с разными суффиксами. Употребление в речи сущ. в роде; дательном, творительном, винительном падежах. Составление предложений с союзами – А – И. Самостоятельное составление рассказа по картине или серии картин. | |
3 | «Звуки [ч]- [щ]. Буквы Ч-Щ» | «Наша страна Россия» | Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Письмо и чтение слогов и слов. Слоги потерялись. | Закрепление и правильное употребление в речи грамматических категорий прилагательных (относительных, притяжательных, степени сравнения, слова-антонимы). Составление рассказа по аналогии. | |
4 | «Звуки [сь]- [щ]. Буквы С-Щ» | «Весна. Первые цветы» | Дифференциация звуков Щ-Сь и букв Щ-С. Письмо и чтение слогов и слов. Математическая грамота. | Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными. Составление рассказа по предложенному началу. | |
Май | 1 | «Буква Ь» | «Насекомые» | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Преобразование слов. Слова с пропущенными буквами. | Закрепление навыков согласования сущ. с числительными. Составление предложений с однородными членами. Составление рассказа. |
2 | «Буква Ъ» | «Транспорт. ПДД» | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Преобразование слов. Слова с пропущенными буквами. | Правильное употребление в речи сложных предлогов – из-за – из-под – и т.д. в предложениях типа: подлеж.+сказ.+собств. дополнение, где один из чл. предлож. выступает словосочетанием сущ. с числит. Пересказ рассказа со скрытым смыслом. | |
3 | Работа над фонематическими, лексическими и грамматическими темами, требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда) | ||||
4 |
К концу года у детей должны быть достаточно развиты:
- фонематическое восприятие;
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- графо-моторные навыки;
- элементарные навыки письма и чтения.
Дети должны научиться:
- свободно составлять рассказы и пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания, словообразования разных частей речи, переноса этих навыков на другой лексический материал, правильного звуко-слогового оформления речи;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и употреблять в речи все лексико-грамматические категории слов;
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________Группа________________________
Показатели Уровни | Состояние фонематических функций | Состояние процесса чтения | ||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Фонемат. анализ и синтез | Фонемат. представления | Чтение букв | Чтение слогов | Чтение слов | Чтение предложений | Чтение текста | |||||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |
Высокий | ||||||||||||||||||||||||
Выше среднего | ||||||||||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||||||||
Ниже среднего | ||||||||||||||||||||||||
Низкий |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
- Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
- Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
- Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
- Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...
Рабочая программа кружка «Грамотеи» для детей 5 – 7 лет по образовательной области «Речевое развитие»
Краткое описание программы: программа «Грамотеи» является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа представляет ...
Рабочая программа Обучение грамоте 5-6 лет 2022 г.
Рабочая программа Обучение грамоте 5-6 лет 2022 г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская
Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...