РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
план-конспект занятия (старшая группа)
- сформировать позитивную «Я-концепцию»;
- сплотить коллектив, создать комфортную психологическую обстановку;
- сформировать внутреннюю позицию школьника;
- обучить навыкам целеполагания познавательной деятельности и визуализации конечного результата;
- сформировать творческое мышление, творческий подход к выполняемой деятельности;
- сформировать навыки самоконтроля.
- групповые занятия с играми;
- просветительская работа с родителями в форме видео-консультации;
- разработка рекомендаций для педагогов по развитию познавательной мотивации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspktivnyy_plan.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сроки проведения | Вид деятельности | Цель проведения | Оборудование | Индивидуальная/подгрупповая работа |
Блок I: «Формирование позитивной «Я-концепции» (работа с самооценкой и самоопределением старших дошкольников)» | ||||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 1 Игра «Кем я хочу стать?» | Цель: формирование позитивной «Я - концепции», умения ставить перед собой цель и планировать свои действия. | Иллюстрации с профессиями | Ход игры: педагог просит каждого ребёнка по очереди рассказать, какую профессию он хочет выбрать в будущем и почему. Что ему нужно сделать, чтобы прийти к своей цели? Какими знаниями, качествами должен обладать человек этой профессии? | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Я могу» | Цель: укрепить уверенность детей в своих возможностях, научить осознавать и озвучивать свои мысли. | Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу...», говорить что-то хорошее о себе. Если ребёнок затрудняется с ответом, другие дети должны прийти ему на помощь. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 2 Игра «Похвалилки» | Цель: повышение самооценки ребёнка, его значимости в коллективе. | Карточки с действиями | Ход игры: все дети сидят в кругу, каждый получает карточку, на которой изображено какое-либо одобряемое действие; педагог предлагает каждому ребёнку по очереди озвучить действие, изображённое в его карточке, начав со слов: «Однажды я.». Например, «однажды я очень быстро выполнил задание» и т.д. На обдумывание даётся пол минуты. После того, как дети выскажутся, педагог делает краткое заключение. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Автопортрет» | Цель: помочь детям составить представление о самих себе, лучше себя понять. | Листы А4, цветные карандаши | Ход игры: педагог даёт задание нарисовать свой образ на бумаге с помощью цветных карандашей так, как себе это представляет каждый из детей (это может быть образ животного, растения, выдуманное существо, явление природы и т.п.). После того, как рисунки будут нарисованы, воспитатель просит каждого ребёнка по очереди поделиться, кого он изобразил и почему. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 3 Игра «Я в будущем» | Цель: сформировать у детей навык постановки целей и их визуализации. | Ход игры: педагог просит каждого ребёнка по очереди рассказать, кем он видит себя в будущем, когда станет взрослым как его родители, и что он собираются для этого сделать. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Мои сильные и слабые стороны» | Цель: сформировать у детей навык самооценки. | Карточки с изображением животных | Ход игры: каждому ребёнку по очереди предлагается выбрать картинку с одним животным, на которое он бы хотел быть похожим. После этого педагог задаёт ребёнку вопросы:
| |
Блок II: «Сплочение коллектива, создание комфортной психологической обстановки» | ||||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 4 Игра «Комплименты» | Цель: сплотить участников, снять эмоциональное напряжение. | Мяч | Ход игры: дети по просьбе педагога садятся в круг и передают друг другу мяч, при этом говоря комплимент тому, кому они этот мяч передают. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Покажи героя из сказки» | Цель: развить коммуникативные навыки детей, сплотить коллектив. | Карточки с рисунками сказочных персонажей | Ход игры: каждому ребёнку по очереди педагог даёт карточку с рисунком сказочного персонажа, которого нужно изобразить, а другие дети должны угадать, что это за персонаж. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 5 Игра «Кто лучше слышит?» | Цель: научиться работать сообща, сосредоточиться на слуховой информации. | Бумага, карандаши, колокольчик.. | Ход игры: дети делятся на 2 команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают, а дети из второй команды по очереди начинают издавать различные звуки (шуршать бумагой, стучать карандашом по столу, звонят в колокольчик и т.п.). Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Потом команды меняются местами. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Запомни свою позу» | Цель: тренировка моторно-слуховой памяти, эмоциональная разрядка, сплочение коллектива. | Ход игры: по жребию выбирается ребёнок, которого педагог просит занять определенную позу. Остальных детей просят запомнить эту позу, чтобы потом точно воспроизвести. Затем включается музыка и дети начинают бегать, танцевать и т.д. Как только музыка остановилась, дети должны принять соответствующую позу. Затем по жребию выбирается следующий ребёнок. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 6 Игра «Разговор на незнакомом языке» | Цель: научить работать в команде, понимать интонацию говорящего. | Ход игры: дети сидят на стульях, выбирается ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например, «Ты сегодня дома завтракал?», «Ты хочешь со мной поиграть?» и т.д. Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т.п.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребёнок мог понять его ответ. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Рука к руке» | Цель: создание благоприятного эмоционального фона. | Ход игры: бросанием жребия определяется водящий, который говорит команду: «Рука в руке». После этой фразы все дети должны найти себе пару и взяться за руки. Кто не успел найти себе пару, выбирается водящим. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу». | ||
Блок III: «Создание ситуации успеха путём выполнения заданий проблемного, творческого характера, на расширения общего кругозора» | ||||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 7 Игра - ребус «Зашифрованное письмо» | Цель: развитие смекалки, креативности, концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса. | Ход игры: каждому ребёнку педагог выдаёт зашифрованное послание, которое он должен разгадать и озвучить остальным. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Следы» | Цель: развитие воображения. | Карточки со следами птиц и животных, листы А4, цветные карандаши | Ход игры: детям сначала предлагают познакомиться со следами птичек, собак, кошек, а затем нарисовать цветными карандашами на бумаге, какие следы оставляют другие животные, а после пофантазировать о следах Бабы Яги, лешего, водяного, колобка и т.д. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 8 Игра «Новый календарь» | Цель: развитие воображения, креативности. | Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде предлагается придумать новые названия месяцам года, исходя из того, что в этом месяце происходит или в какие игры в это время можно играть на улице. Каждой подгруппе даётся по 6 календарных месяцев. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «На что похоже?» | Цель: развитие ассоциативного мышления, внимания, операций классификации, создание атмосферы соревнования, сплочение группы. | Геометрические фигуры, смайлики | Ход игры: дети делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает 4 геометрические фигуры. Затем каждая команда по очереди называет то, что напоминает их фигура. За каждый названный вариант ответа команды получают смайлик в виде магнита на доске. Побеждает команда, набравшая большее количество смайликов. На обдумывание каждой команде даётся 10 минут. Потом подводятся итоги. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 9 Игра «Мозговой штурм» | Цель: развитие способности концентрировать внимание на одном предмете, открывать в предмете неожиданные возможности. | Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде предлагается выбрать любой предмет в помещении - это может быть книга - и придумать как можно больше различных способов его применения: можно использовать как подставку, в качестве веера. Вводится запрет на называние безнравственных, варварских способов использования предмета. Побеждает та команда, которая назовёт больше способов использования предмета. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Загадки» | Цель: развитие внимания, смекалки. | Ход игры: дети делятся на 2 команды, педагог загадывает каждой команде загадки про осень. Побеждает та команда, которая угадала больше загадок. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 10 Викторина «Вокруг света» | Цель: развить кругозор детей в области географии и мировых достопримечательностей, интерес к географии, сформировать эстетические потребности. | Фотографии достопримеча-тельностей | Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде ведущий показывает фотографии достопримечательности и просит угадать достопримечательность и страну, в которой она находится. Побеждает команда, набравшая больше баллов. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Викторина «Вернисаж» | Цель: развить художественный кругозор детей, интерес к живописи, сформировать эстетические потребности. | Картины известных художников | Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде ведущий показывает репродукции картин известных художников и просит угадать автора. Побеждает команда, набравшая больше баллов. | |
Блок IV: «Формирование внутренней позиции школьника». | ||||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 11 Игра «Рассуждения о школе» | Цель: повысить интерес к школе, к получению знаний, к позиции школьника, развитие навыков рассуждения, распознавания эмоций. | Картины о школе | Ход игры: педагог демонстрирует детям репродукции художников на тему школы и вовлекает их в процесс обсуждения, задавая вопросы: «Как вы думаете, что художник хотел сказать нам своей картиной, что изображено на ней? Что, по-вашему, чувствуют персонажи на этой картине, о чём думают? Радостная картина или грустная? Для чего дети ходят в школу?» | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Рисунок «Школа будущего» | Цель: развитие воображения, творческого мышления, интереса к школе. | Листы А4, цветные карандаши | Ход игры: детям предлагается нарисовать школу будущего, в которой бы они хотели учиться. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 12 Игра «Школьные ассоциации» | Цель: расширить представления детей о школе, вызвать интерес к школе. | Ход игры: дети делятся на 2 команды. Каждая команда по очереди называет слово, с которым у неё ассоциируется школа. Игра заканчивается, когда у какой-то из команд заканчиваются ассоциации. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Лучший первоклассник» | Цель: расширить представления детей о школе, вызвать интерес к школе. | Ход игры: детям предлагается по очереди назвать личные качества, знания, умения хорошего первоклассника, каким правилам он должен следовать в школе. Игра проходит в форме рассуждения, в конце педагог делает выводы совместно с детьми. | ||
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 13 Игра «Весёлый счёт» | Цель: дать детям представление о форме проведения урока математики в школе, вызвать интерес к школьным занятиям. | Раздаточный материал на каждого ребенка с математическими задачами | Ход игры: педагог предлагает детям решить несколько интерактивных математических задач на развитие навыков счёта. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Игра «Весёлый алфавит» | Цель: дать детям представление о форме проведения урока грамоты и письма в школе, вызвать интерес к школьным занятиям. | Раздаточный материал на каждого ребенка с грамматическими заданиями на развитие навыков чтения | Ход игры: психолог предлагает детям выполнить несколько альтернативных грамматических заданий на развитие навыков чтения. | |
Игровая деятельность, Познавательная деятельность Занятие 14 Сказкатерапия «Зачем мне нужны знания?» | Цель: с помощью сказки объяснить детям смысл познавательной деятельности, получить от них обратную связь в виде их представлений о смысле получения знаний, поощрить выражение своей точки зрения. | Книга со сказками | Ход игры: психолог читает детям сказку на соответствующую тему. После сказки происходит её обсуждение и подведение итогов общей работы. Таким образом, при разработке программы формирования познавательной мотивации старших дошкольников, акцент делался на формировании позитивной «Я-концепции», сплочении коллектива, создании благоприятной психологической атмосферы в группе, выполнении заданий проблемного, творческого характера и расширение общего кругозора, а также на формировании внутренней позиции школьника у воспитанников. В ходе проведения коррекционных занятий, психолог старался избегать критических замечаний, предоставляя детям возможность самим дать оценку своей деятельности, делал акцент только на сильных сторонах участников формирующего эксперимента. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование "образа семьи" у старших дошкольников посредством игровых технологий"
Цель данной работы: привлечь внимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей....
Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОО.
Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОО.Скачкова Г. И., Максимова Н.В., МБДОУ ЦРР Д/С №188 г. ВоронежаПри составлении проблемн...
«Воспитание образа семьи у старших дошкольников посредством игровых технологий».
консультация для педагогов из опыта работы...
"Формирование познавательной активности младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"
Развитие познавательной активности у младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"...
Активизация познавательно - речевой деятельности дошкольников посредством игровых технологий.
Консультация для воспитателей....
Мастер-класс для педагогов по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством технологии "Река времени"
Мастер-класс для педагогов...
ЗАСЕДАНИЕ ГМО «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В. В. ВОСКОБОВИЧА»
laquo;РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В. В. ВОСКОБОВИЧА»...