РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
план-конспект занятия (старшая группа)

Каплунова Полина  Евгеньевна
Цель формирующего плана (программы) - создать условия познавательного процесса, способствующие формированию устойчивой
познавательной мотивации у старших дошкольников посредством игровых технологий.
Задачи программы:
  1. сформировать позитивную «Я-концепцию»;
  2. сплотить коллектив, создать комфортную психологическую обстановку;
  3. сформировать внутреннюю позицию школьника;
  4. обучить навыкам целеполагания познавательной деятельности и визуализации конечного результата;
  5. сформировать творческое мышление, творческий подход к выполняемой деятельности;
  6. сформировать навыки самоконтроля.
Формы работы:
  1. групповые занятия с играми;
  2. просветительская работа с родителями в форме видео-консультации;
  3. разработка рекомендаций для педагогов по развитию познавательной мотивации детей.
Перечень занятий по формированию познавательной мотивации старших дошкольников
Занятия с играми поделены на 4 блока, каждый из которых ориентирован на достижение определённых задач.
На наш взгляд, решение именно этих задач будет способствовать формированию устойчивой познавательной мотивации старших дошкольников.
Один блок состоит из 3-4 занятий. Одно занятие содержит по 2 игры. Каждая игра рассчитана на 15 минут.
Длительность 1 занятия - 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspktivnyy_plan.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сроки

проведения

Вид деятельности

Цель проведения

Оборудование

Индивидуальная/подгрупповая работа

Блок I:

«Формирование позитивной «Я-концепции» (работа с самооценкой и самоопределением старших дошкольников)»

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 1

Игра «Кем я хочу стать?»

Цель: формирование позитивной

«Я - концепции», умения ставить перед собой цель и планировать свои действия.

Иллюстрации с профессиями

Ход игры: педагог просит каждого ребёнка по очереди рассказать, какую профессию он хочет выбрать в будущем и почему. Что ему нужно сделать, чтобы прийти к своей цели?

Какими знаниями, качествами должен обладать человек этой профессии?

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Я могу»

Цель: укрепить уверенность детей в своих возможностях, научить осознавать и озвучивать свои мысли.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу...», говорить что-то хорошее о себе. Если ребёнок затрудняется с ответом, другие дети должны прийти ему на помощь.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 2

Игра «Похвалилки»

Цель: повышение самооценки ребёнка, его значимости в коллективе.

Карточки с действиями

Ход игры: все дети сидят в кругу, каждый получает карточку, на которой изображено какое-либо одобряемое действие; педагог предлагает каждому ребёнку по очереди озвучить действие, изображённое в его карточке, начав со слов: «Однажды я.». Например, «однажды я очень быстро выполнил задание» и т.д.

На обдумывание даётся пол минуты. После того, как дети выскажутся, педагог делает краткое заключение.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Автопортрет»

Цель: помочь детям составить представление о самих себе, лучше себя понять.

Листы А4, цветные карандаши

Ход игры: педагог даёт задание нарисовать свой образ на бумаге с помощью цветных карандашей так, как себе это представляет каждый из детей (это может быть образ животного, растения, выдуманное существо, явление природы и т.п.). После того, как рисунки будут нарисованы, воспитатель просит каждого ребёнка по очереди поделиться, кого он изобразил и почему.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 3

Игра «Я в будущем»

Цель: сформировать у детей навык постановки целей и их визуализации.

Ход игры: педагог просит каждого ребёнка по очереди рассказать, кем он видит себя в будущем, когда станет взрослым как его родители, и что он собираются для этого сделать.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Мои сильные и слабые стороны»

Цель: сформировать у детей навык самооценки.

Карточки с изображением животных

Ход игры: каждому ребёнку по очереди предлагается выбрать картинку с одним животным, на которое он бы хотел быть похожим. После этого педагог задаёт ребёнку вопросы:

  • Как ты считаешь, какое это животное по характеру? Назови эти качества.
  • Характер этого животного схож с твоим или вы совершенно разные?
  • Тебе нравится характер этого животного? Хочешь ли ты изменить какие-то его качества?

Блок II: «Сплочение коллектива, создание комфортной психологической обстановки»

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 4

Игра «Комплименты»

Цель: сплотить участников, снять эмоциональное напряжение.

Мяч

Ход игры: дети по просьбе педагога садятся в круг и передают друг другу мяч, при этом говоря комплимент тому, кому они этот мяч передают.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Покажи героя из сказки»

Цель: развить коммуникативные навыки детей, сплотить коллектив.

Карточки с рисунками сказочных персонажей

Ход игры: каждому ребёнку по очереди педагог даёт карточку с рисунком сказочного персонажа, которого нужно изобразить, а другие дети должны угадать, что это за персонаж.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 5

Игра «Кто лучше слышит?»

Цель: научиться работать сообща, сосредоточиться на слуховой информации.

Бумага, карандаши, колокольчик..

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают, а дети из второй команды по очереди начинают издавать различные звуки (шуршать бумагой, стучать карандашом по столу, звонят в колокольчик и т.п.). Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Потом команды меняются местами.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Запомни свою позу»

Цель: тренировка моторно-слуховой памяти, эмоциональная разрядка, сплочение коллектива.

Ход игры: по жребию выбирается ребёнок, которого педагог просит занять определенную позу. Остальных детей просят запомнить эту позу, чтобы потом точно воспроизвести. Затем включается музыка и дети начинают бегать, танцевать и т.д. Как только музыка остановилась, дети должны принять соответствующую позу. Затем по жребию выбирается следующий ребёнок.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 6

Игра «Разговор на незнакомом языке»

Цель: научить работать в команде, понимать интонацию говорящего.

Ход игры: дети сидят на стульях, выбирается ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например, «Ты сегодня дома завтракал?», «Ты хочешь со мной поиграть?» и т.д. Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т.п.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребёнок мог понять его ответ.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Рука к руке»

Цель: создание благоприятного эмоционального фона.

Ход игры: бросанием жребия определяется водящий, который говорит команду: «Рука в руке». После этой фразы все дети должны найти себе пару и взяться за руки. Кто не успел найти себе пару, выбирается водящим. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу».

Блок III: «Создание ситуации успеха путём выполнения заданий проблемного, творческого характера, на расширения общего кругозора»

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 7

Игра - ребус «Зашифрованное письмо»

Цель: развитие смекалки, креативности, концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса.

Ход игры: каждому ребёнку педагог выдаёт зашифрованное послание, которое он должен разгадать и озвучить остальным.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Следы»

Цель: развитие воображения.

Карточки со следами птиц и животных, листы А4, цветные карандаши

Ход игры: детям сначала предлагают познакомиться со следами птичек, собак, кошек, а затем нарисовать цветными карандашами на бумаге, какие следы оставляют другие животные, а после пофантазировать о следах Бабы Яги, лешего, водяного, колобка и т.д.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 8

Игра «Новый календарь»

Цель: развитие воображения, креативности.

Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде предлагается придумать новые названия месяцам года, исходя из того, что в этом месяце происходит или в какие игры в это время можно играть на улице. Каждой подгруппе даётся по 6 календарных месяцев.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «На что похоже?»

Цель: развитие ассоциативного мышления, внимания, операций классификации, создание атмосферы соревнования, сплочение группы.

Геометрические фигуры, смайлики

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает 4 геометрические фигуры. Затем каждая команда по очереди называет то, что напоминает их фигура. За каждый названный вариант ответа команды получают смайлик в виде магнита на доске. Побеждает команда, набравшая большее количество смайликов. На обдумывание каждой команде даётся 10 минут. Потом подводятся итоги.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 9

Игра «Мозговой штурм»

Цель: развитие способности концентрировать внимание на одном предмете, открывать в предмете неожиданные возможности.

Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде предлагается выбрать любой предмет в помещении - это может быть книга - и придумать как можно больше различных способов его применения: можно использовать как подставку, в качестве веера. Вводится запрет на называние безнравственных, варварских способов использования предмета. Побеждает та команда, которая назовёт больше способов использования предмета.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Загадки»

Цель: развитие внимания, смекалки.

Ход игры: дети делятся на 2 команды, педагог загадывает каждой команде загадки про осень. Побеждает та команда, которая угадала больше загадок.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 10

Викторина «Вокруг света»

Цель: развить кругозор детей в области географии и мировых достопримечательностей, интерес к географии, сформировать эстетические потребности.

Фотографии достопримеча-тельностей

Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде ведущий показывает фотографии достопримечательности и просит угадать достопримечательность и страну, в которой она находится. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Викторина «Вернисаж»

Цель: развить художественный кругозор детей, интерес к живописи, сформировать эстетические потребности.

Картины известных художников

Ход игры: дети делятся на 2 команды, каждой команде ведущий показывает репродукции картин известных художников и просит угадать автора. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Блок IV: «Формирование внутренней позиции школьника».

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 11

Игра «Рассуждения о школе»

Цель: повысить интерес к школе, к получению знаний, к позиции школьника, развитие навыков рассуждения, распознавания эмоций.

Картины о школе

Ход игры: педагог демонстрирует детям репродукции художников на тему школы и вовлекает их в процесс обсуждения, задавая вопросы: «Как вы думаете, что художник хотел сказать нам своей картиной, что изображено на ней? Что, по-вашему, чувствуют персонажи на этой картине, о чём думают? Радостная картина или грустная? Для чего дети ходят в школу?»

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Рисунок «Школа будущего»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, интереса к школе.

Листы А4, цветные карандаши

Ход игры: детям предлагается нарисовать школу будущего, в которой бы они хотели учиться.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 12

Игра «Школьные ассоциации»

Цель: расширить представления детей о школе, вызвать интерес к школе.

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Каждая команда по очереди называет слово, с которым у неё ассоциируется школа. Игра заканчивается, когда у какой-то из команд заканчиваются ассоциации.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Лучший первоклассник»

Цель: расширить представления детей о школе, вызвать интерес к школе.

Ход игры: детям предлагается по очереди назвать личные качества, знания, умения хорошего первоклассника, каким правилам он должен следовать в школе. Игра проходит в форме рассуждения, в конце педагог делает выводы совместно с детьми.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 13

Игра «Весёлый счёт»

Цель: дать детям представление о форме проведения урока математики в школе, вызвать интерес к школьным занятиям.

Раздаточный материал на каждого ребенка с математическими задачами

Ход игры: педагог предлагает детям решить несколько интерактивных математических задач на развитие навыков счёта.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Игра «Весёлый алфавит»

Цель: дать детям представление о форме проведения урока грамоты и письма в школе, вызвать интерес к школьным занятиям.

Раздаточный материал на каждого ребенка с грамматическими заданиями на развитие навыков чтения

Ход игры: психолог предлагает детям выполнить несколько альтернативных грамматических заданий на развитие навыков чтения.

Игровая деятельность, Познавательная деятельность

Занятие 14

Сказкатерапия «Зачем мне нужны знания?»

Цель: с помощью сказки объяснить детям смысл познавательной деятельности, получить от них обратную связь в виде их представлений о смысле получения знаний, поощрить выражение своей точки зрения.

Книга со сказками

Ход игры: психолог читает детям сказку на соответствующую тему. После сказки происходит её обсуждение и подведение итогов общей работы. Таким образом, при разработке программы формирования познавательной мотивации старших дошкольников, акцент делался на формировании позитивной «Я-концепции», сплочении коллектива, создании благоприятной психологической атмосферы в группе, выполнении заданий проблемного, творческого характера и расширение общего кругозора, а также на формировании внутренней позиции школьника у воспитанников. В ходе проведения коррекционных занятий, психолог старался избегать критических замечаний, предоставляя детям возможность самим дать оценку своей деятельности, делал акцент только на сильных сторонах участников формирующего эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование "образа семьи" у старших дошкольников посредством игровых технологий"

Цель данной работы: привлечь внимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей....

Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОО.

Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников  в образовательном процессе ДОО.Скачкова Г. И., Максимова Н.В., МБДОУ ЦРР Д/С №188 г. ВоронежаПри составлении проблемн...

"Формирование познавательной активности младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"

Развитие познавательной активности у младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"...

ЗАСЕДАНИЕ ГМО «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В. В. ВОСКОБОВИЧА»

laquo;РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В. В. ВОСКОБОВИЧА»...